Этюд одиннадцатый

(Фрагмент текста "Отец Игорь Сойко, строитель Храма в Канске")

Недавно мы вновь наткнулись на краткую биографическую справку, где говорится, что отец Игорь учился вместе с будущим папой Иоанном Павлом II. Но в той статье уже утверждается, что учился он в Кракове. Это уже прямая ложь. А поскольку фактов об о. Игоре, как мы не раз говорили, мало; поскольку этики писательской у нас совсем не стало, то есть проверки фактов; а также поскольку читатель зачастую не имеет возможности поглубже изучить тему, то чтобы пояснить, почему мы так истово просим не сближать эти два имени, немного расскажем, где и у кого учился наш праведник - отец Игорь Сойко. Быть может, он и сам не знал всего масштаба событий и лиц. Ведь так часто бывает: верующий тихонько живет, трудится и много о себе не думает.   

Революция в России спровоцировала массовый отъезд ученых. Эта тема - целый океан, и если заинтересоваться ею, можно написать не одну тысячу научных трудов, поэтому мы пройдем лишь по касательной, чтобы было понятно, в какой атмосфере Бог дал будущему Исповеднику взращиваться. Не будет преувеличением сказать, что все лучшие умы России того времени жили в Европе. Лучшие - потому что были верующими. Конечно же, большая часть осталась и - мученически или погибла от расстрелов, в лагерях и ссылках, или же мученически ежедневно жила. Но те, кто выбрали эмиграцию, жили далеко не сладко, отметим это. И нельзя осуждать, ведь не нам знать, кого и на что благословил Бог. Благодаря преподавателям отца Игоря ему было где поучиться.

Волнения были не только в России, но и во многих других странах. Иногда наши эмигранты не успели обосноваться в одной стране, как уже надо было бежать в другую. Это было как бы новым переселением народов. И ведь в этом тоже был Промысл Божий. Например, на богословском факультете в Варшаве преподавали люди самых разных национальностей. Это были такие светила, что многие из них параллельно преподавали и в других именитых университетах Европы. Например, преподаватели отца Игоря читали лекции в Оксфорде, Кембридже, Сорбонне, и не считали это чем-то сверхъестественным. Просто такой была наука Российской империи того времени. Многие тогда стажировались в Европе после окончания обучения у себя на Родине.

Расскажем об одном из преподавателей отца Игоря Сойко. Мы выбрали его, потому что он мученически завершил свою жизнь, а значит наш будущий Исповедник учился у будущего Святого. Его зовут отец Григорий (Перадзе), по национальности грузин. Сведений о нем, как и о других преподавателях - верующих мужах Варшавского богословского факультета (а также других университетов), можно найти много. Нам в нашем повествовании важен лишь один фрагмент его жизни, собственно, подведший черту под всей его праведной жизнью. Попав в 1942 году в концлагерь Освенцим, он исполнил заповедь Христову "больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя" и поменялся местами с отцом большого семейства.

В контексте темы мученичества и исповедничества скажем еще немного и о Владыке Алексие (Громадском), рукополагавшем нашего доброго пастыря, - отца Игоря. Коротко опишем ситуцию, в которой оказался этот архиерей и его паства. На территории Украины в то время действовало огромное количество раскольнических групп -  униатов, сторонников национальной церкви и прочих. Немецкое оккупационное правительство всеми силами поддерживало раскольнические настроения в обществе по вполне понятным причинам. Владыка Алексей изо всех сил, повторимся - при всей своей огромной любви ко всему украинскому, стремился сохранить верность и единство. В 1943 году он был расстрелян прямо в своем автомобиле националистами.

Мы спрашивали своих родителей, можно ли было услышать от отца Игоря националистические идеи, и ответом было - нет. Отметим, что он - западный украинец, думаем, едва ли не каждый мог слышать негативное именно о них. Он хлебнул сполна из этой горькой чаши. Известно, что в 30-е годы на их факультете стали заставлять вести преподавание и отвечать на лекциях строго на польском языке. Находясь в канонической Церкви и живя на Украине, сколько он мог потерпеть от всех тех, кого поддерживали фашисты? Историки сообщают, что обычный народ, самый простой народ не доверял ничему новому, но хранил верность Православию. Храмы, где митрополитом был Владыка Алексей, были полны в отличие от остальных.

(в работе)

__________________

приступить к Этюду 12:

http://proza.ru/2024/08/26/1185

приступить к Этюду 10:

http://proza.ru/2024/08/26/1139


Рецензии