Ветер времени
Всего-то нужно было прочесть миниатюру Кандидыча «Будут- ли читать и дальше?» и зацепило, ведь читать и получать информацию – не одно и то же. Имя писателя, который нравится Александру Недопушкину – Владислав Крапивин. Как не порадоваться единомыслию?
Две трилогии Крапивина из цикла «Паруса «Эспады» появились в городской библиотеке в начале лета. Сейчас переиздают многих авторов, видимо ветер перемен нас раскручивает, чтобы не заснули в благополучном равнодушии ( есть такой момент, чего уж там…) Но, настоящего невозможно понять без прошлого , а как понять, не прожив в нём? Остаётся – читать тех, кто жил тогда.
Не научимся мы думать и написать ничего не сможем, если читать перестанем. Не набор новомодных слов , подобранных напоказ, а мысли ценны – вызывающие чувства понятные всем.
Как у Крапивина – автора детских повестей с большим охватом времени, с конца девятнадцатого века до наших дней. Да, он писал о детях, но тема в большей степени касается взрослых, вечно занятых собой, не понимающих их искреннего отношения к миру, который мы готовим для них.
И чем дальше, тем больше втягиваем детей в этот суетливый, недостроенный , самим не всегда понятный, мир. А он уже меняется быстрее , чем растёт новое поколение, и мы не раздумывая торопимся за ним , боясь отстать. Хотя, известно: если не думаешь сам, кто-то думает за тебя.
В произведениях Крапивина другие взрослые. Они помнят, что сами были детьми, любят их, помогают стать смелыми и совестливыми. И в трилогии «Паруса эспады» мысли одного из героев в последней книге «Рыжее знамя упрямства», далеко не детские: «Ничего не изменится. Нужна смена приоритетов. Заводы вставали тысячу раз, и казалось, что будет справедливость. И пацаны складывали за неё головы, а была новая кровь. Чтобы изменить всепланетное озверение, нужно что-то совсем другое. Глобальное… Может быть, чтобы солнце засветило по иному или чтобы исчезла власть денег. Чтобы люди поняли: жить на нашем шарике можно только вместе.»
И ещё близкая мысль в повести «Стеклянные тайны Симки Зуйка»: «Вспоминай почаще маятник Фуко: он свидетельствует, что в мире есть законы, которые сильнее законов человеческих и самого вращения Земли. Они незыблемы. Пусть и совесть твоя будет такой же.»
Роман- трилогия «Острова и капитаны» о том, как ещё в конце семнадцатого века русские моряки пустились в кругосветное плавание, чтобы торговать с другими странами. Но не только торговля была главным для них. «Человек самой природой предназначен для путешествий, для открытий. В то время вся наша Земля тайнами дышала» - говорит один из героев.
С тех самых пор Россия не оставляла мысли выйти в открытое море. В наше время тайн почти не осталось, но мореплавание так и остаётся важным для любой страны. И слова Нечаева, героя повести, тоже в тему : «Вот, кстати ответ на вопрос – зачем всё это писать: связь с людьми ощущается – с теми, кто жил раньше. Начинаешь понимать, что твоя жизнь – это частичка общей жизни – тех, кто был до тебя и будет после.»
Последняя книга трилогии, «Наследники», как раз о тех взрослых, что пришли «после»: «Скажи, откуда это ползучее гадство , это сиротство при живых матерях, эти серые чиновничьи рожи, это «зачем он нам нужен»?
И автор снова напоминает : «У каждого есть свой Остров – это место, где человек может быть радостным и тревожным, но даже в тревогах и печали на Острове всё честно и ясно. И потерять его – подобно смерти. Остров называется – Детство.»
А будут ли читать и дальше… Будут. Хотя бы для того, чтобы язык свой не забыть. Потому, что один-то роман – о себе любимом – каждого интересует, а модными смайликами его не напишешь.
23.01. 2024
Свидетельство о публикации №224082601390