Ветер времени

Снова  дуют ветры перемен    в прямом  и  иносказательном смысле:  меняется  мир. Что здесь причина,   что следствие – не знаю. Но  чувствуют их все,  даже те, кто пытается жить с закрытыми глазами.   Ветер и нас  незаметно   подталкивает   друг к другу, объединяя единомышленников. 
Всего-то  нужно было прочесть миниатюру Кандидыча  «Будут- ли читать и дальше?»   и  зацепило, ведь читать и  получать информацию – не   одно и то же.  Имя писателя, который нравится Александру Недопушкину   –  Владислав Крапивин.  Как  не порадоваться единомыслию?

 Две трилогии  Крапивина из цикла «Паруса «Эспады» появились в  городской библиотеке в начале лета.    Сейчас переиздают многих авторов, видимо  ветер перемен нас раскручивает, чтобы не заснули  в благополучном  равнодушии ( есть такой момент, чего уж там…) Но, настоящего невозможно  понять без прошлого , а как  понять, не прожив в нём?  Остаётся – читать тех, кто жил тогда. 
Не научимся  мы думать  и  написать ничего не сможем,  если читать перестанем.   Не набор новомодных слов ,  подобранных  напоказ,   а мысли ценны –   вызывающие чувства   понятные всем.

Как  у Крапивина – автора детских повестей с  большим охватом времени, с  конца  девятнадцатого века  до наших дней.  Да, он писал  о детях, но тема в большей степени касается  взрослых, вечно занятых собой, не понимающих их искреннего отношения к миру, который мы готовим для них. 
И чем дальше, тем  больше  втягиваем детей в этот  суетливый, недостроенный , самим не всегда понятный, мир. А он уже  меняется быстрее , чем растёт новое поколение, и мы не раздумывая торопимся за ним , боясь отстать. Хотя,  известно: если не думаешь сам,  кто-то думает за тебя.

 В  произведениях Крапивина  другие взрослые. Они помнят, что сами были детьми, любят их,  помогают   стать  смелыми и совестливыми. И в трилогии «Паруса эспады»  мысли одного из героев в последней книге   «Рыжее знамя упрямства»,  далеко не детские: «Ничего не изменится. Нужна смена приоритетов. Заводы вставали тысячу раз,  и казалось, что будет справедливость.  И пацаны  складывали за неё головы, а была новая кровь.  Чтобы изменить всепланетное озверение, нужно что-то совсем другое. Глобальное…  Может быть, чтобы солнце засветило по иному или чтобы исчезла власть денег. Чтобы люди поняли: жить на нашем шарике можно только вместе.»

И ещё близкая мысль в повести «Стеклянные тайны Симки Зуйка»:  «Вспоминай почаще маятник Фуко: он свидетельствует, что в мире есть законы, которые сильнее законов человеческих и самого вращения Земли. Они незыблемы. Пусть и совесть твоя будет такой же.»               
Роман- трилогия  «Острова и капитаны»   о том,   как ещё в конце семнадцатого века   русские моряки  пустились в кругосветное плавание, чтобы  торговать с другими странами. Но   не только торговля  была  главным для них.  «Человек самой природой предназначен для путешествий, для открытий. В то время вся наша Земля тайнами дышала» -  говорит один из героев.
 
С тех самых пор Россия не оставляла мысли выйти в открытое море. В наше время тайн почти не осталось, но мореплавание так и остаётся важным для любой страны.  И слова Нечаева, героя повести, тоже в тему :  «Вот, кстати  ответ на вопрос – зачем  всё это писать: связь с людьми ощущается – с теми, кто жил раньше. Начинаешь понимать, что твоя жизнь – это частичка общей жизни – тех, кто был до тебя и будет после.»

Последняя книга трилогии, «Наследники», как раз о тех взрослых,  что пришли  «после»: «Скажи, откуда это ползучее гадство , это сиротство при живых матерях, эти серые чиновничьи рожи, это «зачем он нам нужен»?               
И  автор снова напоминает :  «У каждого есть  свой Остров – это место, где человек может быть радостным и тревожным, но даже в тревогах и печали на Острове всё честно и ясно. И потерять его – подобно смерти. Остров называется – Детство.»
 
А будут ли читать и дальше… Будут.    Хотя бы для того,  чтобы  язык свой не забыть. Потому, что  один-то  роман – о себе любимом – каждого  интересует, а модными смайликами его не напишешь.




23.01. 2024


Рецензии