Герм. центр накъшбандиев. Символика

Германский культурный центр Накъшбандиев. Символика*.


Германский центр Накъшбандийского тарикъата основан в 1995 г. Данная организация представляет собой Османское культурно-духовное наследие в Германии. Нас же в данном случае интересует не сам накъшбандийский центр, а его символика.

Она указывает как на Аварский каганат, так и Абаршаhр (совр. Нишапур) в Хорасане. Почему вы видим в ней Аварский каганат?

Дело в то, что в Турции существует по сути фейковый флаг Аварского каганата - конный стрелок на зелёном поле.

Реально такого флага у аваров не было. Этот сюжет - конный лучник- часто фиксируется археологами среди вещей обнаруживаемых на территории Аварского каганата в Европе. "Конный лучник" найден в том числе и в дагъестанском Чирюрте археологом Мурадом Магомедовым и представлен в одной из его монографий. У всадника заметны признаки сяньбийской (протомонгольской) знати - косы. В данном случае здесь важно именно наличие кос, а не одной косы. У древних тюрков  и хунну была,например, другая причёска. Роскошные кожаные пояса, выступающие носы,одежда с бахромой (тесёмками), перетянутый лентой лоб и косы с вплетёнными лентами -в таком обличии известны аварские (обры) всадники в Европе.

Считается, что изображён " мэргэн" ( он же - " "альп- мэргэн") - мнг. "меткий стрелок".

Если со стрелком всё понятно, то почему он стреляет назад?

Это довольно сложный приём известный как "парфянский выстрел". Парфия - область в Хорасане.

Нам приходилось общаться с немцами, перешедшими в ислам, благодаря авторитету накъшбандийского тарикъата и его прежним воинственным традициям. Более того, им всем была известна роль дагъестанского фактора в накъшбандийском течении суфизма.

Напомним, что суфийские ордена были самым тесным образом связаны с Данышмендидами, Сельджукидами и Османской империей. Суфийский вклад в культуру и искусство мусульманских народов также чрезвычайно высок.

В суфизме, в том числе накъшбандийском тарикъате значимую роль играл придворный перс. язык Хорасана - "дари", Но в дагъестанском варианте накъшбанди его роль совсем незаметна, так как накъшбандийский тарикъат пришёл в Дагъестан не непосредственно из Хорасана, а через Ирак и далее суннитскую общину Ширвана. Напомним, что в начальном периоде -при Сельджукидах - завоевании Византии официальным языком турецкой (туркменской) администрации явл. дари, а туркменский не котировался. Всё делопроизводство велось на языке дари.

Есть определённая связь между распространением накъшбандийского тариката на Кавказе и языковым фактором. В прошлом лезгины использовали терекеменский/ азербайджанский  в качестве языка-посредника в  южном Дагъестане и таким образом они были ближе населению Ширвана чем другие дагъестанцы (дагълылар).  В свою очередь Имам Шамиль владел как кумыкским, так и терекеменским. Собственно ауарское название азербайджанцев - "падар". И это терекеменцы. Так обозначали суннитских "торков" (в Турции более известны как "къарапапахъ"), шиитов-торков в Дагъестане знали как "къаджар" (в Турции - "къызылбаш"). Ещё одной ветвью этой же группы суннитов-торков явл. "трухмены" Ставрополья - относительно поздние переселенцы с берегов Арала.

Таким образом, накъшбандийский тарикъат на пути своего распространения  легко огибал все препятствия, переходя из одного суннитского анклава в другой, причём проблем с коммуникацией не возникало. В Ичкерии более популярным оставался тарикъат "къадырийа", против которого Имам Шамиль не выступал, но вежливо критикуя, отвергал как неподходящий для Дагъестана.





* Автор далёк от мысли давать пищу для пропаганды какого-либо суфийского ( т.е. мистического) направления в исламе. Авто лишь информирует читателя, а не пытается самостоятельно рассуждать о превосходстве или напротив - ущербности того или иного идейного течения в правоверном исламе.


Рецензии