Всё к лучшему...
ВСЁ К ЛУЧШЕМУ...
Эссе на тему забвения и утешения во лжи.
…Мы сознаём, что не могли б вместить
То прошлое в границы нашей жизни,
..................................
Что тех, кто умер, мы бы не узнали,
А те, с кем нам разлуку Бог послал,
Прекрасно обошлись без нас — и даже
Всё к лучшему...
Анна АХМАТОВА
Всё правильно. В этом случае, при такой выстраданной философии жизни и смерти, Анна Андреевна Ахматова права — всё к лучшему. Такую широкую и безбрежную философию Вечности не могут вместить берега нашей земной жизни. Мы не можем вместить все своё прошлое без остатка в границы своего бытия, а если вдруг умрём (а это обязательно случится), то преобразимся ли, сохранив в себе своё прошлое? И если «да», то ещё не неизвестно, кем мы станем, когда перестанем в другой жизни узнавать друг друга, а посему — всё к лучшему... Хорошо, что мы ничего не знаем о земной жизни и о жизни после смерти. Примечательно, что этот религиозно-философский белый стих предваряет книгу воспоминаний и прозы протоиерея Михаила Ардова под весьма оптимистичным названием «Всё к лучшему...» (М.:2008).
Читая эти воспоминания порой забавные, порой печальные и даже трагические, соглашаешься во многом с автором, оптимистом от рождения, — всё к лучшему в этом далеко не лучшем из миров.
Однако. мудрецы, проповедники и пророки древнего мира не считали, что всё в этом мире происходит и развивается к лучшему, ибо на практике, в итоге — «всё суета сует и томление духа», и порой с человеком случается самое немыслимое и непредвиденное, когда «день смерти (становится) лучше дня рождения» (Еккл.7,1)
Что к лучшему в наши суетные дни — смерть во сне дома на своей постели или смерть в степи от шальной пули? Что предпочтительней для человека в итоге — комфортное и ничем не примечательное долголетие или долгие героические, предсмертные мучения в мире, где «праведник гибнет в праведности своей, а нечестивый живёт долго в нечестии своём»? Риторические и вечные «проклятые вопросы». Не всё, что делается людьми под солнцем идёт им на пользу и к лучшему, а чаще всего во вред. Ибо одна участь всем: «праведнику и нечестивому, доброму и злому, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердцах их, в жизни их: а после того они отходят к умершим. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению». (Еккл. 9, 2-3)
Не всякая жизнь есть самый благодатный дар, иногда случается, что и смерть бывает благодатной избавительницей от невыносимых тягот жизни. В рассказах пожилых людей восприятие утешительного выражения «всё к лучшему», как правило, неоднозначное и двоякое. Одни воспринимают его накануне смерти со смиренным пониманием, как ложь в порядке утешения, другие — как великий лукавый Обман, плодящий заблуждения на протяжении всей жизни человека: «Никогда не забыть, не забыть мир, который тебя обманул!»
Вспомним слова Михаила Лермонтова: «Ничего от жизни и не жду я, и не жаль мне прошлого ничуть». Великий поэт-пессимист и фаталист считал, что самым лучшим для смертного человека являются его вечно дремлющие в душе жизненные силы, а самым худшим — «холодный сон могилы». Среди гиперактивных вдохновителей-прагматиков и религиозных утешителей-метафизиков много таких, кто готов менять существующий порядок вещей к лучшему для кого угодно, но только не для себя любимого и несравненного.
Как правило, такие люди довольствуются тем, что они имеют при себе здесь и сейчас и ни в коей мере не рассчитывают на условное и эфемерное лучшее. К таким осторожным индивидам-скептикам относил себя главный утешитель своих репрессированных друзей-декабристов, автор известного хрестоматийного стихотворения «Во глубине сибирских руд» Александр Сергеевич Пушкин, 225-летие которого мы в этом году (6 июня) отмечаем. Утешая других (своих друзей и близких) в их бедах и несчастьях, он никоим образом не мог утешить самого себя относительно своего ближайшего будущего. Так после своей женитьбы на Наталье Гончаровой он писал другу Петру Плетнёву: «Я женат — и счастлив; одно желание моё, чтоб ничего в жизни не изменилось — лучшего не дождусь». Пушкин был не только мнительным и суеверным, но и прозорливым человеком — он чувствовал (внутренне предвидел), что впереди у него непреодолимые трудности, которые ему следует любой ценой преодолеть.
Увы, счастливое мгновение не остановить, оно не может длиться вечно, жизнь человека сродни временам года, и конец жизненного пути связан с осенней слякотью и непогодой, со старческими недомоганиями, депрессией и болезнями, социальными переменами и сменой поколений. Такого же скептического мнения относительно непременно лучшего "светлого будущего" придерживались и современники Пушкина, поэты-философы и мастера пленительного и тонкого психологического анализа Евгений Баратынский и Пётр Вяземский. Оба считали, что «редко какой человек достоин в конце жизни перемен к лучшему, что «здесь, на земле, в этом мире, вряд-ли кому-нибудь любезно наше благополучное бытие». «Жизнь наша в старости — изношенный халат», — утверждал Пётр Вяземский, и нет никакой надежды, что с годами он станет лучше и новей.
«Все к лучшему» — популярное, универсальное утешительное выражение, пригодное, как показывает мировая история, почти на все самые непредвиденные случаи жизни. Фраза «всё, что ни делается, к лучшему» имеет древние корни и своё происхождение в религиозной философии всех народов мира. В разных культурах и религиях существуют подобные высказывания, которые подчеркивают веру в то, что даже неудачи и трудности могут привести к чему-то хорошему.
Все восхождения человека к славе и доблести, как правило, осуществляются через большие жертвы и мучительные страдания, утверждают утешители всех стран и народов. Кто не знает вдохновенного латинского призыва и девиза: AD ASPERA ASTRA («Через тернии к звёздам»)? К тому же, поговорка «Христос терпел и нам велел» часто предваряет и завершает почти каждое утешение православного проповедника, утешителя всех сирых и скорбящих. (Протоиерей Вячеслав Резников)
Фраза «всё, что ни делается, к лучшему» является самым популярным и банальным выражением, которое подчеркивает веру человека в то, что все события и действия в жизни имеют свою цель и смысл, даже если изначально индивиду кажется, что они не приносят желаемого положительного результата. Эта фраза выражает оптимистическое отношение к жизни и веру в то, что жизнь человечества и сама история имеют смысл и высокую цель, что все происходящее имеет свою причину и приводит к положительным изменениям в будущем. Выражение «всё, что ни делается, к лучшему» вдохновляет нас не терять надежду и продолжать неуклонно и упрямо двигаться вперед, призывает нас доверять выбранному жизненному пути и верить в то, что все события имеют свое значение и что многие из них станут уроком для многих из нас.
«Всё к лучшему», твердят из поколения в поколение проповедники-утешители и партийные идеологи. Даже то самое негативное, страшное и трагическое, что происходит с народом и страной, в которой ты живёшь и относительно остальных, здравствуешь, преуспеваешь и даже процветаешь —тоже только к лучшему…
Всё к лучшему — даже приход во власть тиранов и убийц с их кровавыми террорами и социально-политическими репрессиями. По мнению таких лукавых хитромудрых утешителей-философов и клириков, сам Господь Бог, исходя из самых лучших побуждений, посылает («попущает») народам мира в назидание (наказание) за их грехи, таких одиозных и жутких монстров человейника как Гитлер. Ленин, Сталин, Мао и Пол Пот.
Как показала практика социальной психологической помощи (СПП), утешительное выражение «всё к лучшему…» звучит намного уместней, убедительней и эффективней в благополучное мирное время, чем во время гражданских войн и социальных катастроф — массового голода, тотального насилия, нищеты, разрухи и эпидемий. Особенно оптимистично и убедительно звучит эта фраза для молодых ушей, когда идет бурное и успешное развитие страны и всего социума, когда «с каждым днем всё радостнее жить», и молодое поколение не теряет перспектив на будущее. Здесь многое зависит от духовно-нравственного состояния общества. «В здоровом теле — здоровый дух» — утверждали советские идеологи-материалисты и считали, что советским людям ни при каких обстоятельствах не нужна психологическая помощь и никакие утешения, ибо жалость, по их мнению, «унижает человека, имя которого звучит гордо». (Максим Горький) Особенно не уместны слова утешения и проявление жалости к людям неудачливым и не преуспевающим в атмосфере всеобщей эйфории и «головокружения от успехов» правящего режима, а посему в СССР психологической помощи как таковой не существовало, как не было добровольных (по велению души и сердца) утешителей и нештатных учителей нравственности.
Их повсеместно как в мирное, так и в военное время, заменяли сонмы агитаторов-оптимистов и вдохновенных пропагандистов, сочинителей и живописцев всеобщего благоденствия и процветания. Одним из видов ложного утешения и оптимизации являлся в СССР массовый агитплакат, который стремился показать суровую и тяжелую действительность в самых ярких фантастических красках и образах. Нам, детям Войны и послевоенного, провинциального детства, вспоминается плакат художника Алексея Кокорекина «С каждым днём все радостнее жить!» 1952 года, на котором изображена сельская женщина, взирающая вдаль и стоящая возле капота своего (личного!) легкового автомобиля «Москвич 400 Опель». На дальнем плане изображены пшеничные поля, линии электропередач, плывущие по реке баржи и корабли. В реальном состоянии послевоенная деревня являла собой жалкую картину с полуразрушенными избами и хатами, запустением и нищетой, краем вдов и одиноких матерей. Художник сталинского периода изображал не то, что было в реальности, а то, что от него требовалось — изобразил скорее картину ожидаемого будущего, чем реальную. Плакат выполнен в ярких оптимистических тонах, призывающих сельских жителей верить в светлое сегодня, когда в стране «всё идёт к лучшему и сказки становятся былью».
Как показало время и вся тысячелетняя отечественная история самыми востребованными и самыми эффективными среди всех утешителей всегда являлись послушницы-монахини, сестры милосердия, санинструкторы, женщины-хирурги, фронтовые санитарки и медсёстры прифронтовых госпиталей и тыловых больниц. Только им удавалось утешить умирающих от ран солдат, найти нужные убедительные слова и доводы, отвести от суицида инвалидов и калек войны — безруких, безногих, контуженных, обгоревших, обезображенных, ослепших и оглохших, сходящих с ума от отчаяния и крайней безысходности. Эти славные русские женщины, психологи и психотерапевты от Бога и до сих пор составляют стержень жертвенного альтруизма и экстренной психологической помощи всем страждущим и погибающим во всех «горячих точках», в том числе и сегодня на фронтах Специальной военной операции.
Утешители были всегда, ещё со времен зарождения христианства, утешители были везде — в царских чертогах и в курных избах, на самом социальном дне, в ночлежке и в доме престарелых в образе «святого старца», придворного духовника или 60-летнего старика-странника и бродяги Луки — героя пьесы Максима Горького «На дне». Этот сценический утешитель обитателей ночлежки в глазах людей начала прошлого века воспринимался как носитель человечности и сострадания в границах христианской этики, и как проповедник утешительных иллюзий и шарлатан гуманности — лукавым успокоителем страждущих и жаждущих ЗАБВЕНИЯ И УТЕШЕНИЯ ВО ЛЖИ. Надо признать, что и сам Максим Горький, когда вернулся с Капри в СССР тоже, как и старец Лука, не раз проявлял себя реальным шарлатаном гуманности и певцом подневольного «воспитательного» труда под эгидой воспитателей-чекистов на Беломорканале.
Среди утешителей были и есть люди умные, знающие, красноречивые. У каждого из утешителей своя вера и харизма, свой объём психической энергии, кто-то из них обладал живой действенной верой, а кто-то ложным негативным вероучением, но у всех была и остаётся одна цель — быть пастырями (лидерами, вождями) народных масс, полновластными «инженерами» и обладателями живых душ. Время и случай определяют судьбу каждого из нас и каждому брату и каждой из сестёр сполна воздаётся по их грехам и делам, и далеко не всегда и не для всех это к лучшему.
«Всё к лучшему» — девиз всех утешителей-фарисеев и лицемеров, с помощью которого они пытаются смягчить все преступления против человечества. Среди разного рода утешителей прошлого и настоящего было и продолжает оставаться множество т.н. «ловцов человеков» — миссионеров-проповедников разных конфессий, социальных утопистов и революционеров политических агитаторов, основателей общественных движений и партий, религиозных сектантов — люди холодных и расчётливых и поэтому самых опасных и вредоносных. (см. Анатолий Апостолов Ловцы человеков. — СТИХИ. РУ).
Чаще всего в этом жестоком и неправильном реальном мире случается много такого, которое ведёт отдельного человека и весь социум только к худшему и бесповоротному — это страдания физические и моральные, пытки голодом и холодом, предсмертные издевательства и унижение человеческого достоинства. И тогда, мы говорим вслед за поэтом-бардом Владимиром Высоцким: «Нет, ребята, все не так, всё нет ребята!» — понимаем, что не всегда ход событий и порядок вещей меняется так, как нам хочется, и чаще всего всё идет к худшему.
В таких случаях любые утешения только раздражают утешаемых или ещё больше ослабляют их волю к сопротивлению. Иногда банальное выражение "всё к лучшему" в устах утешителя звучит цинично и почти издевательски по отношению к хроническому неудачнику-страдальцу в этом жестоком, злом и неправильном мире. Люди, населяющие правильный и справедливый мир не нуждаются в утешителях и в социальных сказочниках, им только «балаган и пошлость подавай».(А.П. Чехов)
У каждого человека своё понятие о правильном и неправильном мире. Кто-то считает, что правильный мир был в прошлом, а сегодня мир неправильный и несправедливый и порочный, кто-то считает, что правильный мир — это мир сегодняшний, в котором всё к лучшему, что стать лучше (почти идеальным) ему ещё предстоит в недалёком будущем. А кто-то вообще считает, что у нынешнего «правильного» мира вообще нет будущего. Одни считают, что правильный мир — это есть проекция правильного славного прошлого на скверное настоящее, а неправильное скверное настоящее соответственно проецирует (планирует) светлое (или темное) правильное или неправильное будущее.
Правильный мир — это мир, где всем людям хорошо и безопасно, где превосходство страны определяется Справедливостью и Законом для всех граждан без исключения. «Превосходство же страны в целом есть царь, заботящейся о стране». (Еккл.5,8)
И правильный, разумный человек должен помнить своё прошлое со всеми его заблуждениями и ошибками, без него у человека никогда не будет образа правильного мира и никаких надежд на лучшее, даже в самом правильном (идеальном) мире.
Что Бог ни делает — всё к лучшему — часто говорят нам старые люди, клирики и просто православные верующие люди, лояльные к любому режиму обыватели и налогоплательщики. Всё что ни делается — к лучшему, говорят нам дипломированные психологи и психотерапевты, утешители всех мастей, простые обыватели-налогоплательщики и либеральное высокое начальство.
Всё будет хорошо: что ни делается в этом мире (плохое или хорошее) — всё к лучшему, — утешают нас сегодня пропагандисты-политологи, психотехники, врачи-психотерапевты и работники психологической помощи МЧС.
По реакции на выражение-суждение «Всё к лучшему…» в определённых обстоятельствах и судьбоносных событиях вполне можно судить об уме и логическом интеллекте такого целенаправленного утешения. С этой фразы иногда начинается манипуляция сознанием отдельного человека и даже целых групп людей. Когда вас начинает этой фразой утешать незнакомые вам «добрые люди», то знайте, — в лучшем случае к вам, несчастному неудачнику (лузеру) и пострадавшему, хотят войти в доверие, чтобы стать вашим покровителем, в худшем случае — обнадёжить и заманить в свои силки, чтобы манипулировать вашим сознанием в свою пользу. Так всегда поступали вербовщики, миссионеры, сектанты, лидеры ОПГ (организованных криминальных групп), а также охотники за чужими денежными вкладами, недвижимостью, элитными квартирами, машинами и яхтами.
В таких случаях следует не забывать заветы мудрых предков: никому из чужих «доброхотов» не доверяйся лучшего не жди, и на него не полагайся, всегда будь готов к худшему и не питай себя напрасно розовыми иллюзиями и надеждами. При этом учёные психологи утверждают, что нужно помнить о влиянии нашего мышления на окружающую реальность. Если мы верим в то, что все происходит с нами по какой-то причине и что в конечном итоге все будет хорошо, мы можем привлечь в свою жизнь больше позитивных событий и возможностей. Позитивное мышление способствует улучшению настроения, повышению самооценки и уверенности в своих силах. Важно только найти баланс между оптимизмом и реализмом. Не стоит слепо верить в то, что все, что происходит, обязательно приведет к хорошим результатам. Однако стоит помнить о том, что даже из трудных ситуаций можно извлечь уроки и расти как личность.
Всё к лучшему… всё будет хорошо. Настанет час, и мы преобразимся, и станем лучше, чем были прежде, — тешат себя и других добрые православные люди. И где в этом выражении доля сказки-утешения и лжи, а где доля истины — покажет время.
Всё к лучшему в этом далеко не лучшем из миров, — так обычно говорят те счастливчики, кому удалось прожить жизнь без особых страданий в благополучии и достатке. «Всё к лучшему» — так называется книга протоиерея Михаила Ардова, эпиграфом которой является стихотворение Анны Ахматовой о трех эпохах воспоминаний, которое также заканчивается словами: всё к лучшему...
Жить и действовать всю жизнь в надежде только на лучшее, могут только совсем наивные и простодушные недалёкие люди. Читая же прозу Михаила Ардова, рассказы-исповеди репрессированных большевиками монахинь и насельниц Марфо-Мариинской обители и других приходов, приходишь к выводу, что далеко не всё, что происходило в нашей стране в XX веке-людоеде, было к лучшему.
Язык не поворачивается произносить это лицемерное утешительное сугубо фарисейское выражение "всё к лучшему", когда читаешь исповедь монахини матушки Надежды в изложении писателя и священника Михаила Ардова: "...Надежду Эммануиловну, нашу сестру (она княжна была) и Агафью Александровну, старосту церковную чекисты расстреляли. Шофёр НКВД, знакомый был, он потом рассказывал. Княжна очень кричала, ей расстрельщики тряпкой заткнули рот.. Так она, говорит, наверное, задохнулась. А Агафья Александровна только молилась. Её тоже поставили, она молча встала... Они выстрелили, она упала... Стали её землеё засыпать. А она кричит:"Я жива! Жива!" Так её и засыпали... Мученица великая. Царствие ей небесное... Только за церковь хлопотала". (с.581).
Кто посмеет произнести вслух прилюдно универсально-утешительное выражение "всё к лучшему", узнав о том, как живьём была зарыта в землю палачами раненая православная женщина, как до смерти в проруби морозили чекисты монахов-заключённых на Медвежьей горе, как потом охранники лагеря смерти Маутхаузен обливали на морозе водой из шланга генерала Дмитрия Карбышева?
Хорошо то, что благополучно и хорошо заканчивается. Смерть в жизни человека в качестве благополучного исхода можно назвать только в редких случаях, в основном же, те кто, прожил трудную жизнь, и был обречён социумом на мучительное существование, передаёт чуть ли ни по наследству своё неверие во все социальные сказки и фантазии, лукавые утешения во лжи. (см. Анатолий Апостолов. Не надо рассказывать сказки. — Проза.ру) Увы, в грубой реальной жизни часто бывает совсем наоборот, все, что происходит с человеком и социумом на последних этапах его развития — всё идет к худшему, к печальной и даже трагической развязке.
Примечательно, что автор книги «Всё к лучшему…», которая вызвала в нулевые годы удивительно жгучий интерес читателей старшего поколения и восторженный отклик великого филолога М.Л. Гаспарова, ещё жив, но для прямого и телефонного общения недоступен. Где в настоящее время пребывает протоиерей Михаил Ардов, замечательный бытописатель, мемуарист и утешитель по долгу церковной службы и велению души?
Если верить СМИ и некоторым дотошным и вездесущими «желтым изданиям», отец Михаил в настоящеее время обретается в заточении, в частном доме для престарелых людей «Вторая молодость» по адресу: Москва, Игарский проезд, 9, кв. 1 (тел. 8 - 499-877-53-07). По одним сведениям, он стал жертвой жилищных мошенников, «черных риэлтеров», которые пытаются завладеть его квартирой в центре Москвы, а посему, против его воли (путём обмана) надёжно изолировали его от социума. По другим источникам — он, якобы напрочь потерял память, никого не из ближайшего окружения не узнаёт и сам по своей воле избрал для себя уединение. Если это так, что прошлое окончательно стерлось в его памяти, а будущее ещё не наступило, то это равносильно преждевременной смерти в «Мёртвом доме», в доме Скорби. Что же , такое иногда со многими случается, ибо как отмечали ещё ветхозаветные проповедники, в человеке «нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после». (Еккл. 1,11) Историческая память, как и беспамятство иногда передаются живым по наследству вместе с имуществом. Мертвых, как известно, не заботит и не тяготит груз накопленной памяти и пережитого опыта, а что касается будущего, то оно скрыто за занавеской тьмы и для живых.
Никто не знает, что ждёт нас впереди — Элизий, где царит вечная весна и где праведные люди проводят дни без печали и забот, или Тартар, где мучения «бессмертных грешных» душ бесконечно продолжаются. Или всех ждёт иной «правильный» мир с терпимым и щадящим управлением, с его непременным ободряющим и утешительным девизом — "все к лучшему..."? Никто не знает. Фантазировать бесполезно. Может оно и к лучшему, что все живые не знают, что на самом деле будет с ними после смерти. Скорее всего, что после смерти с человеком ничего не будет и, соответственно, его труп или прах больше не будет мешать жить живым. В этом отношении мертвые являются универсально безвредными, а при случае даже полезными. Их наследие можно, ничем не брезгуя, легко и недружественно (по-рейдерски) присвоить, на авторитет мертвого (на его добрую или дурную репутацию) можно всегда сослаться, переложить на мертвого свои грехи и преступления против человечности. Чем большее число трупов поверженных соперников и потенциальных врагов громоздится вокруг авторитарного владыки, тем он больше величав и непогрешимей, и всё в его замечательной жизни идёт к лучшему. А все, что касается возможного преображения всех людей к лучшему, суждено оставаться вечною проблемой, одной из спорных глав Легенды о совершенном человеке. Никто не знает, что к лучшему и что к худшему в этой не совсем лучшей жизни на планете.
19.08.2024, Преображение Господне.
Свидетельство о публикации №224082601492