Всё к лучшему...

      


                ВСЁ К ЛУЧШЕМУ...
  Эссе на тему забвения и утешения во лжи.


…Мы сознаём, что не могли б вместить
То прошлое в границы нашей жизни,
..................................
Что тех, кто умер, мы бы не узнали,
А те, с кем нам разлуку Бог послал,
Прекрасно обошлись без нас — и даже
Всё к лучшему...
               
                Анна АХМАТОВА
   
         Всё правильно. В этом случае, при такой  выстраданной философии жизни и смерти, Анна  Андреевна Ахматова права — всё к лучшему. Такую  широкую и безбрежную философию Вечности не могут вместить берега  нашей земной  жизни.  Мы не можем вместить все своё прошлое без  остатка в границы своего бытия, а если вдруг  умрём (а это обязательно случится), то преобразимся ли, сохранив в себе своё  прошлое?  И если «да», то  ещё не неизвестно, кем мы станем, когда перестанем в другой жизни  узнавать  друг друга,  а посему — всё к лучшему...  Хорошо, что  мы ничего не знаем о земной жизни и о жизни после смерти. Примечательно, что этот религиозно-философский  белый стих предваряет книгу воспоминаний и прозы протоиерея Михаила Ардова под весьма оптимистичным названием  «Всё к лучшему...» (М.:2008).
       Читая эти воспоминания порой забавные, порой печальные  и даже трагические,  соглашаешься во многом  с автором, оптимистом от рождения,  — всё к лучшему в этом далеко не лучшем из миров.
         Однако. мудрецы, проповедники  и пророки древнего мира не считали, что всё в этом мире происходит и развивается к лучшему, ибо  на практике,  в итоге — «всё суета сует и томление духа», и порой с человеком  случается  самое немыслимое и непредвиденное, когда «день смерти (становится)  лучше дня рождения» (Еккл.7,1)
       Что к лучшему в наши суетные дни —  смерть во сне дома на своей постели  или  смерть в степи от шальной пули?  Что предпочтительней  для человека в итоге — комфортное и ничем не примечательное  долголетие или долгие героические, предсмертные  мучения в мире, где «праведник гибнет в праведности своей, а нечестивый живёт долго в нечестии своём»?   Риторические и вечные «проклятые вопросы». Не всё, что делается людьми под солнцем идёт им  на пользу и к лучшему, а чаще всего во вред. Ибо одна участь всем: «праведнику и нечестивому, доброму и злому, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердцах их, в жизни их: а после того они отходят к умершим. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего знают,  и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению». (Еккл. 9, 2-3)
      Не всякая жизнь  есть самый благодатный дар, иногда случается, что  и смерть  бывает благодатной избавительницей от невыносимых тягот жизни. В рассказах пожилых людей восприятие утешительного выражения «всё к лучшему», как правило, неоднозначное и двоякое.  Одни воспринимают его  накануне смерти  со смиренным пониманием, как ложь в порядке утешения,  другие — как великий  лукавый Обман, плодящий заблуждения на протяжении всей жизни человека: «Никогда не забыть, не забыть мир, который тебя обманул!» 
       Вспомним слова Михаила Лермонтова: «Ничего от жизни и не жду  я, и не жаль мне прошлого ничуть». Великий поэт-пессимист и фаталист считал, что самым лучшим для  смертного  человека  являются его  вечно дремлющие в  душе  жизненные  силы, а  самым  худшим —   «холодный сон могилы».  Среди гиперактивных  вдохновителей-прагматиков  и религиозных утешителей-метафизиков много таких, кто  готов менять существующий порядок вещей  к лучшему для кого  угодно, но только не для себя любимого и несравненного. 
      Как правило, такие  люди довольствуются тем, что они  имеют при себе здесь и сейчас и ни в коей мере  не рассчитывают на  условное и эфемерное  лучшее.   К таким осторожным индивидам-скептикам относил себя главный  утешитель  своих  репрессированных  друзей-декабристов, автор известного хрестоматийного  стихотворения «Во глубине сибирских руд»   Александр Сергеевич Пушкин, 225-летие  которого мы в этом году  (6 июня)  отмечаем.  Утешая других (своих друзей и близких) в их бедах и несчастьях, он никоим образом не мог утешить самого себя относительно своего ближайшего будущего.  Так после своей женитьбы на Наталье Гончаровой он  писал   другу Петру Плетнёву: «Я женат — и счастлив; одно желание моё, чтоб ничего в жизни  не изменилось — лучшего не дождусь». Пушкин был  не только мнительным и суеверным, но  и  прозорливым  человеком — он чувствовал (внутренне предвидел), что  впереди  у него  непреодолимые трудности, которые ему следует любой ценой преодолеть.
      Увы, счастливое мгновение не остановить, оно не может длиться  вечно, жизнь человека сродни временам года,  и конец жизненного пути связан с осенней слякотью и непогодой, со старческими  недомоганиями, депрессией  и болезнями, социальными переменами и сменой  поколений.  Такого  же  скептического мнения  относительно непременно лучшего "светлого будущего"    придерживались и современники Пушкина,  поэты-философы   и мастера пленительного и тонкого психологического анализа Евгений Баратынский и  Пётр Вяземский.  Оба считали, что «редко какой  человек достоин в конце жизни перемен к лучшему, что  «здесь, на земле, в этом мире,  вряд-ли кому-нибудь любезно  наше благополучное  бытие». «Жизнь  наша в старости — изношенный халат»,  — утверждал  Пётр Вяземский, и нет никакой надежды,  что с годами он станет лучше и новей.
       «Все к лучшему»  — популярное, универсальное утешительное  выражение, пригодное, как показывает мировая история,   почти  на все   самые непредвиденные  случаи жизни.      Фраза «всё, что ни делается, к лучшему» имеет древние корни и своё происхождение в религиозной  философии  всех народов мира.  В разных культурах и религиях существуют подобные высказывания, которые подчеркивают веру в то, что даже неудачи и трудности могут привести к чему-то хорошему.
      Все восхождения  человека к славе и доблести, как правило, осуществляются через  большие жертвы и мучительные страдания, утверждают   утешители  всех стран и народов. Кто не знает  вдохновенного латинского призыва и девиза:  AD ASPERA ASTRA («Через тернии к звёздам»)?  К тому же,  поговорка «Христос терпел и нам велел»  часто предваряет и завершает  почти каждое утешение православного проповедника, утешителя всех сирых и скорбящих. (Протоиерей Вячеслав Резников)
      Фраза «всё, что ни делается, к лучшему» является  самым популярным и банальным  выражением, которое подчеркивает веру   человека  в то, что все события и действия в жизни имеют свою цель и смысл,  даже если изначально индивиду  кажется, что они не приносят желаемого положительного результата. Эта фраза выражает оптимистическое отношение к жизни и веру в то, что жизнь человечества  и  сама история имеют смысл и высокую цель, что все происходящее имеет свою причину и приводит к положительным изменениям в будущем. Выражение «всё, что ни делается, к лучшему» вдохновляет нас не терять надежду и продолжать неуклонно и упрямо  двигаться вперед, призывает нас доверять  выбранному жизненному пути и верить в то, что  все события имеют свое значение и  что многие из них станут уроком  для многих из нас.   
      «Всё к лучшему», твердят из поколения в поколение  проповедники-утешители  и партийные идеологи.  Даже то  самое негативное, страшное и трагическое, что происходит с народом и страной, в которой ты живёшь и относительно остальных, здравствуешь, преуспеваешь и даже процветаешь —тоже  только  к лучшему…   
       Всё к лучшему —  даже  приход  во  власть тиранов и убийц с их кровавыми  террорами  и социально-политическими репрессиями.   По  мнению таких лукавых   хитромудрых утешителей-философов и клириков, сам Господь Бог, исходя из самых лучших побуждений,   посылает  («попущает») народам мира   в назидание (наказание) за их грехи,    таких одиозных и жутких монстров  человейника как Гитлер. Ленин, Сталин, Мао и Пол Пот.
    Как показала практика  социальной психологической помощи (СПП), утешительное выражение «всё к лучшему…» звучит  намного  уместней, убедительней и эффективней в благополучное мирное время,  чем  во время гражданских войн и социальных катастроф   —  массового  голода, тотального насилия, нищеты, разрухи и эпидемий. Особенно оптимистично и убедительно звучит  эта фраза для молодых ушей,  когда идет бурное и успешное  развитие страны и всего социума, когда  «с каждым днем всё радостнее жить»,  и молодое поколение не теряет перспектив на будущее. Здесь многое зависит от духовно-нравственного состояния общества. «В здоровом теле  — здоровый дух»  —  утверждали советские идеологи-материалисты и считали, что советским людям  ни при каких обстоятельствах не нужна психологическая помощь и никакие  утешения, ибо жалость, по их мнению, «унижает человека, имя которого звучит гордо». (Максим Горький) Особенно не уместны  слова утешения   и проявление жалости к людям неудачливым и не преуспевающим в атмосфере всеобщей  эйфории и «головокружения от успехов» правящего режима, а посему в СССР психологической помощи как таковой  не существовало, как не было  добровольных (по велению души и сердца)  утешителей и нештатных учителей нравственности.
         Их повсеместно    как в мирное, так и в военное время, заменяли сонмы агитаторов-оптимистов и  вдохновенных пропагандистов, сочинителей и живописцев всеобщего благоденствия и процветания.  Одним из видов ложного утешения  и оптимизации являлся в СССР  массовый агитплакат, который стремился показать суровую и тяжелую действительность в самых ярких фантастических красках и образах. Нам, детям Войны и послевоенного, провинциального детства, вспоминается плакат художника Алексея  Кокорекина «С каждым днём все радостнее жить!» 1952 года, на котором  изображена сельская женщина, взирающая вдаль и стоящая возле капота своего (личного!) легкового автомобиля «Москвич 400 Опель».  На дальнем плане изображены пшеничные поля, линии электропередач, плывущие по реке баржи и корабли. В реальном состоянии послевоенная деревня являла  собой жалкую картину с полуразрушенными избами и хатами, запустением и нищетой, краем вдов и одиноких матерей.  Художник сталинского периода изображал не то, что было в реальности, а то, что от него требовалось —  изобразил скорее картину ожидаемого  будущего, чем реальную. Плакат выполнен в ярких оптимистических тонах, призывающих сельских жителей  верить в светлое сегодня, когда в стране  «всё идёт к лучшему  и сказки становятся былью».

     Как показало время и вся тысячелетняя отечественная история самыми востребованными и самыми эффективными среди всех утешителей всегда являлись послушницы-монахини, сестры милосердия, санинструкторы, женщины-хирурги,  фронтовые санитарки и  медсёстры  прифронтовых госпиталей и тыловых больниц. Только им удавалось  утешить умирающих от ран солдат, найти нужные убедительные  слова  и доводы, отвести  от суицида инвалидов и калек войны — безруких, безногих, контуженных, обгоревших, обезображенных,  ослепших и оглохших, сходящих с ума  от отчаяния  и  крайней безысходности. Эти  славные русские женщины, психологи и психотерапевты от Бога и до сих пор составляют стержень  жертвенного альтруизма и экстренной  психологической помощи  всем страждущим и погибающим во всех «горячих точках», в том числе и сегодня  на фронтах  Специальной военной операции.   
       Утешители  были всегда, ещё со времен зарождения христианства, утешители были  везде — в царских чертогах и  в курных избах, на самом социальном дне, в ночлежке и в доме престарелых   в образе «святого  старца», придворного духовника  или  60-летнего старика-странника и бродяги Луки —  героя пьесы Максима Горького «На дне». Этот  сценический утешитель обитателей ночлежки  в глазах людей начала прошлого века воспринимался как  носитель человечности и сострадания  в границах христианской этики, и как   проповедник утешительных иллюзий и шарлатан гуманности —   лукавым успокоителем страждущих и жаждущих ЗАБВЕНИЯ  И УТЕШЕНИЯ  ВО ЛЖИ.  Надо признать, что и сам Максим Горький, когда вернулся с Капри в СССР тоже, как и старец Лука,  не раз проявлял себя   реальным шарлатаном гуманности и певцом подневольного «воспитательного» труда под эгидой воспитателей-чекистов на Беломорканале. 
        Среди утешителей были и  есть люди умные, знающие, красноречивые. У каждого из утешителей своя вера и     харизма,  свой объём психической энергии, кто-то из них обладал живой  действенной верой, а кто-то ложным негативным вероучением, но у всех была и остаётся одна цель — быть пастырями (лидерами, вождями) народных масс, полновластными «инженерами» и обладателями  живых душ. Время и случай определяют судьбу каждого из нас и каждому брату и  каждой из сестёр  сполна  воздаётся  по  их грехам и делам,  и далеко не всегда и не для всех это к лучшему.   
      «Всё к лучшему» —  девиз  всех утешителей-фарисеев и лицемеров, с помощью   которого  они пытаются смягчить все преступления против человечества.       Среди  разного рода утешителей  прошлого и настоящего   было  и продолжает оставаться множество   т.н.  «ловцов человеков» — миссионеров-проповедников разных конфессий, социальных  утопистов и революционеров   политических агитаторов, основателей общественных движений и партий, религиозных сектантов  — люди холодных и расчётливых  и поэтому самых опасных и вредоносных. (см. Анатолий Апостолов Ловцы человеков. — СТИХИ. РУ).
     Чаще всего   в этом жестоком и неправильном реальном  мире случается   много такого, которое ведёт   отдельного человека и весь социум только к худшему и бесповоротному — это страдания физические и моральные,  пытки голодом и холодом, предсмертные издевательства и унижение человеческого достоинства. И тогда, мы говорим вслед за поэтом-бардом Владимиром Высоцким: «Нет, ребята, все не так, всё нет ребята!» — понимаем, что  не всегда ход событий и порядок вещей  меняется так, как нам хочется, и чаще всего всё идет  к худшему.
    В таких случаях любые утешения  только раздражают утешаемых или  ещё больше ослабляют их волю к сопротивлению. Иногда    банальное выражение "всё к лучшему" в устах утешителя  звучит  цинично  и почти издевательски по отношению к хроническому неудачнику-страдальцу в этом жестоком, злом и неправильном мире. Люди, населяющие  правильный и справедливый мир не нуждаются в утешителях и в социальных сказочниках, им только «балаган и пошлость  подавай».(А.П. Чехов)
      У каждого человека своё понятие о правильном и неправильном  мире.  Кто-то считает, что правильный мир был в прошлом, а сегодня мир неправильный и несправедливый и порочный, кто-то считает, что правильный мир — это мир сегодняшний, в котором всё к лучшему,  что стать лучше (почти идеальным) ему ещё  предстоит  в недалёком будущем. А кто-то вообще считает, что у нынешнего «правильного»   мира вообще нет будущего. Одни считают, что правильный мир — это   есть   проекция правильного славного  прошлого на  скверное настоящее, а неправильное скверное настоящее  соответственно проецирует (планирует) светлое (или темное) правильное или неправильное будущее.
       Правильный мир — это мир, где всем людям  хорошо  и безопасно, где превосходство страны определяется  Справедливостью и Законом для всех граждан без исключения.  «Превосходство же страны в  целом есть царь, заботящейся о стране».  (Еккл.5,8)
        И правильный, разумный человек должен помнить  своё  прошлое со всеми его заблуждениями и ошибками, без него у человека  никогда не будет образа  правильного мира и  никаких надежд на  лучшее, даже в самом правильном (идеальном) мире. 
   Что Бог ни делает — всё к лучшему —  часто говорят нам старые люди, клирики и просто православные верующие  люди,   лояльные к любому режиму  обыватели и налогоплательщики. Всё что ни делается — к лучшему, говорят нам дипломированные  психологи и психотерапевты,   утешители  всех мастей,   простые обыватели-налогоплательщики и либеральное высокое начальство.
      Всё будет хорошо:  что ни делается в этом  мире (плохое или хорошее) — всё к лучшему,  — утешают нас сегодня пропагандисты-политологи, психотехники,  врачи-психотерапевты       и работники психологической помощи   МЧС.         
      По реакции на выражение-суждение «Всё  к лучшему…» в определённых обстоятельствах и судьбоносных событиях вполне можно судить об уме и логическом интеллекте  такого  целенаправленного утешения. С этой фразы иногда начинается манипуляция  сознанием  отдельного человека  и даже целых групп людей. Когда вас начинает этой  фразой  утешать незнакомые вам «добрые люди»,  то знайте,  —   в лучшем случае к  вам, несчастному  неудачнику (лузеру) и пострадавшему, хотят войти в доверие,  чтобы стать вашим покровителем, в худшем случае  —   обнадёжить   и заманить в свои силки, чтобы манипулировать вашим сознанием в свою пользу. Так всегда  поступали  вербовщики, миссионеры, сектанты, лидеры  ОПГ  (организованных криминальных групп), а также охотники за чужими денежными вкладами, недвижимостью, элитными квартирами, машинами и яхтами. 
         В таких случаях следует не забывать заветы мудрых предков: никому из чужих «доброхотов» не доверяйся  лучшего не жди,   и на него не полагайся, всегда будь готов к худшему и   не питай   себя напрасно розовыми  иллюзиями и  надеждами. При этом учёные психологи утверждают, что  нужно  помнить о влиянии нашего мышления на окружающую реальность. Если мы верим в то, что все происходит с нами по  какой-то причине и что в конечном итоге все будет хорошо, мы можем привлечь в свою жизнь больше позитивных событий и возможностей. Позитивное мышление способствует улучшению настроения, повышению самооценки и уверенности в своих силах.   Важно только найти баланс между оптимизмом и реализмом. Не стоит  слепо верить в то, что все, что происходит, обязательно приведет к хорошим результатам. Однако стоит помнить о том, что даже из трудных ситуаций можно извлечь уроки и расти как личность.
        Всё к лучшему… всё будет хорошо. Настанет час, и мы преобразимся,  и станем лучше, чем были прежде, — тешат себя и других   добрые православные люди. И где  в этом выражении  доля  сказки-утешения и лжи, а где доля  истины — покажет время. 
      Всё к лучшему в  этом далеко не лучшем из миров, — так обычно говорят  те счастливчики, кому удалось прожить жизнь без особых страданий в благополучии  и достатке.  «Всё к лучшему» —  так  называется книга протоиерея Михаила Ардова, эпиграфом которой является стихотворение Анны Ахматовой о трех эпохах воспоминаний,  которое также заканчивается словами: всё к лучшему...   
         Жить и действовать всю жизнь в надежде только на лучшее, могут только  совсем наивные и простодушные недалёкие люди.     Читая же прозу Михаила Ардова, рассказы-исповеди репрессированных большевиками монахинь и насельниц  Марфо-Мариинской обители и других приходов, приходишь к выводу, что  далеко не всё, что  происходило в нашей стране  в XX веке-людоеде,    было к лучшему.
      Язык не поворачивается произносить это  лицемерное утешительное сугубо  фарисейское выражение "всё к лучшему",  когда читаешь исповедь  монахини матушки Надежды  в изложении писателя и священника Михаила Ардова: "...Надежду Эммануиловну, нашу сестру (она княжна была) и  Агафью Александровну, старосту церковную чекисты расстреляли. Шофёр НКВД, знакомый был, он потом  рассказывал. Княжна очень кричала, ей расстрельщики  тряпкой заткнули рот.. Так она, говорит,  наверное, задохнулась.  А Агафья Александровна только молилась. Её тоже поставили, она молча встала... Они выстрелили, она упала... Стали её землеё засыпать. А она кричит:"Я жива! Жива!" Так её и засыпали... Мученица великая. Царствие ей небесное... Только за церковь хлопотала". (с.581).
        Кто посмеет  произнести вслух прилюдно  универсально-утешительное выражение  "всё к лучшему", узнав о том, как живьём  была зарыта в землю  палачами раненая православная женщина, как до смерти в проруби   морозили  чекисты  монахов-заключённых на Медвежьей горе, как  потом охранники лагеря смерти Маутхаузен   обливали на морозе водой из шланга генерала  Дмитрия Карбышева? 
       Хорошо то, что  благополучно и хорошо заканчивается. Смерть в жизни человека  в качестве благополучного исхода  можно назвать  только в редких случаях, в основном же, те кто, прожил трудную жизнь, и был обречён социумом  на мучительное существование,  передаёт чуть ли ни по наследству своё неверие во все социальные сказки и фантазии, лукавые утешения во лжи. (см. Анатолий Апостолов. Не надо рассказывать сказки. — Проза.ру)       Увы, в  грубой реальной жизни часто бывает совсем наоборот, все, что происходит с человеком и социумом на последних этапах его развития — всё идет  к худшему, к  печальной и даже трагической развязке.
       Примечательно, что автор книги «Всё к лучшему…», которая  вызвала в нулевые годы удивительно жгучий интерес читателей старшего поколения и  восторженный отклик  великого филолога М.Л. Гаспарова,  ещё жив, но для  прямого и телефонного  общения  недоступен.  Где в настоящее время  пребывает протоиерей Михаил Ардов, замечательный  бытописатель, мемуарист и утешитель по долгу церковной  службы и велению души?         
       Если верить СМИ и некоторым дотошным и вездесущими «желтым изданиям», отец Михаил в настоящеее время обретается в заточении, в частном доме для престарелых   людей «Вторая молодость» по адресу:  Москва, Игарский проезд, 9,  кв. 1  (тел. 8 - 499-877-53-07). По одним сведениям, он стал жертвой  жилищных мошенников, «черных риэлтеров», которые  пытаются завладеть   его квартирой в центре Москвы, а посему, против его воли (путём обмана) надёжно изолировали его от социума.  По другим источникам  — он, якобы напрочь  потерял память, никого не  из ближайшего окружения  не узнаёт  и сам  по  своей  воле  избрал для себя уединение.  Если это так, что прошлое   окончательно стерлось в его памяти, а будущее  ещё не наступило, то это равносильно преждевременной смерти в «Мёртвом доме», в доме Скорби. Что же , такое иногда со многими случается, ибо как отмечали ещё ветхозаветные проповедники,  в человеке «нет    памяти о прежнем;  да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после».  (Еккл.  1,11)  Историческая память, как и беспамятство иногда передаются живым  по наследству вместе с имуществом.  Мертвых, как известно, не заботит и не тяготит  груз  накопленной памяти и пережитого опыта, а что касается будущего, то оно  скрыто за  занавеской тьмы и для живых.
      Никто не знает, что  ждёт нас впереди  — Элизий, где царит вечная весна  и где  праведные люди  проводят дни без печали и забот,  или Тартар, где мучения  «бессмертных грешных»  душ бесконечно продолжаются.  Или  всех ждёт  иной «правильный» мир с  терпимым и щадящим управлением, с его  непременным ободряющим и утешительным  девизом —  "все к лучшему..."?  Никто не знает. Фантазировать бесполезно.  Может оно и к лучшему, что все живые не  знают, что на самом деле будет с ними после смерти. Скорее всего, что после смерти  с человеком ничего не будет  и, соответственно, его труп или прах  больше  не будет мешать жить живым. В этом отношении мертвые являются универсально безвредными, а при случае даже полезными. Их наследие можно,  ничем не брезгуя, легко  и недружественно (по-рейдерски) присвоить,  на авторитет  мертвого (на его добрую или дурную репутацию) можно всегда сослаться, переложить на мертвого свои грехи и преступления против  человечности. Чем большее число трупов поверженных соперников  и потенциальных врагов громоздится  вокруг авторитарного владыки, тем он больше  величав  и непогрешимей, и всё в его замечательной   жизни идёт к лучшему. А все, что касается возможного преображения всех людей к лучшему, суждено оставаться вечною проблемой, одной из  спорных глав Легенды о совершенном человеке. Никто не знает, что к лучшему и что к худшему в этой не совсем лучшей жизни на планете.

      
 
19.08.2024, Преображение Господне.


Рецензии