Вольная земля и наше земледелие. Предисловие
Сборник публикует его составитель Ю. В. Мещаненко*
………………………………………………………………………………………
А. Дивильковский
ВОЛЬНАЯ ЗЕМЛЯ И НАШЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
Книгоиздательство Е. Д. Мягкова «КОЛОКОЛ»
С.–Петербург
1906
Типография товарищества «Общественная Польза»
Страниц всего: 56
3
В старину в нашем русском государстве вся земля была вольная. Всякий, кому была надобность пахать, сеять или косить, селился, где угодно, расчищал из-под лесу земли, сколько надобно (земля почти вся была лесная), и пахал, сеял, косил, как сам знал, никого не спрашиваясь и не платя за это никому и ничего.
Просторно, вольно было земледельцу. Всё у него было своё, не купленное, ни в ком он не нуждался и жил припеваючи. Обида была ему только от войн, которые тогда часто вели князья между собою и с чужими народами. Но, если от войны и разорялся русский земледелец, то, лишь бы жизнь ему осталась,– нетрудно было заново завести всё хозяйство, потому что по хорошей, плодородной земле, по нови не требовалось больших расходов на обработку да на удобрения – почти одними собственными руками всё можно было в скором времени наладить.
И не было такого, как нынче, разделения на богатых, сильных и бедных, маломощных земледельцев. Богатый ведь творит своё богатство руками множества бедняков-работников, не имеющих своего хозяйства или не могущих от своего хозяйства прокормиться. А для чего бы тогда-то, в старинные времена, кто-либо пришёл в работники к своему соседу, если он мог пойти и распахать себе в любом месте любую лесную поляну? Земля ведь вольная была, народу на ней немного было, много было ещё и вовсе незаселённых мест – иди, да ищи себе свою
4
долю, где только тебе по душе придётся.
Поэтому-то и не было очень богатых и очень бедных, все были одинаково свободные, вольные крестьяне или, по-старинному «смерды». Жили они небольшими околицами, вразброс, по берегам рек (которые тогда одни могли служить вместо дорог), и каждая околица составляла как бы одну семью: пахали землю и всё хозяйство вели сообща, с общего совета и согласия, оттого и все прочие дела свои, военные и мирные, тоже судили и решали сообща. Не бывало у них постоянной нужды и голодовок, много было правды между собою, и осталась о тех «незапамятных» временах память в народе, но только уже как сказка про страну, где реки молочные, кисельные берега. Однако, такие люди жили когда-то, на самом деле, в нашей стране; может быть, и не так они были счастливы, как в сказке говорится, но всё же куда счастливее теперешних крестьян. От этих людей и сейчас остались следы во многих местностях России: это места, окружённые земляными валами, или «городища». Валом они обносили свою околицу для защиты от врагов.
С тех пор прошли многие сотни лет. Но лучше того вольного времени уже не жилось русским земледельцам. Мало-помалу вся земля заселилась, вся земля разделилась межами на собственные участки, перестала быть вольной, а стала «частной собственностью».
А большую часть захватили себе князья, бояре да монастыри, которых в самые старые времена не было, а потом понемножку завелись они на Руси. Невозможно стало двигаться, переселяться и запахивать по своей воле, народ стал оседлым. Настала теснота и нужда, бедняки стали готовы отдавать свои рабочие руки богачам в услужение, хоть бы из-за этого пришлось бы лишиться совсем своей свободы и стать навеки кабальным холопом богача.
Отсюда-то и вышло крепостное право, которое распространилось понемногу во всём народе.
Но вот 45 лет назад прекратилось и крепостное право. Земледельцы снова стали вольными, только земля не стала вольною, по-прежнему. Напротив того, народ сильно размножился, межей прибавилось вдвое
5
против прежнего, участки крестьянские сильно помельчали, и настали неслыханные голодовки, земледельцу вовсе невозможно стало прокормиться от земли. Человеку же всегда хочется жить по-человечески, и немудрено, что единственным утешением его остаются старинные сказки о вольной земле, сказки, доставшиеся ему, как по завещанию, по наследству от прадедов и прабабок.
Наш голодный мужик, как ни гнетёт его отовсюду нужда, как ни замучивает его голод, упорно всё верит, что время настанет, вся земля снова станет вольною, и на ней свободно будет работать каждому, кто только нуждается в земле и хлебе, и пахать столько именно, как ему нужно. Он верит, что снова наше государство станет страною, где не будет земледельцев богатых, сильных и бедных, маломощных, а все будут одинаково свободными и счастливыми крестьянами, имеющими всё своё у себя дома и ни в ком больше не нуждающимися.
Этого хочется нашим земледельцам, по крайней мере, тем из них, кто победнее, кто не наловчился в кулачестве, кто не возложил ещё всю свою надежду на объегоривание своих соседей, а вовсе не на обработку земли да засевание её хлебом. Мечтает о дедовской сказке только мужик-хлебороб, а не эдакий кулак; у кулака же есть свой, совсем уже особый расчёт… Что же, правду ли нашёптывает нашему земледельцу старинная сказка? Вернётся ли в нашу страну счастливая старина? Можно ли нам снова всю землю сделать вольною для всего народа, как это было у старинных «смердов» и как вольны ещё до сих пор воздух, которым мы дышим, и вода, по которой плаваем на судах?
Может ли всё это снова случиться теперь, через тысячу лет?
В двух словах всего этого не объяснишь, и, чтобы понять это дело, надо разобрать подробно, что такое наше нынешнее сельское хозяйство, отчего оно не приносит множеству земледельцев никакого утешения и что им тогда делать?
А. Дивильковский**
………………………………………………………………………………………
Для цитирования:
А. Дивильковский, ВОЛЬНАЯ ЗЕМЛЯ И НАШЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, Книгоиздательство Е. Д. Мягкова «КОЛОКОЛ», С.–Пбг, 1906, Стр. 3–56
ПРИМЕЧАНИЯ СОСТАВИТЕЛЯ:
В связи с публикацией этой брошюры Петроградским комитетом при Главном управлении МВД по делам печати было возбуждено судебное преследование против виновных в напечатании брошюры под заглавием «А. Дивильковский. Вольная земля и наше земледелие», т. е. против книгоиздательства «Колокол» и типографии «Общественная польза» (Большая Подъяческая, 39) в Санкт-Петербурге.
(Дело № 148 в Российском Государственном Историческом Архиве, шифр: 776, Оп. 11).
В ходе подавления революционных событий — в 1907 году они были вынуждены прекратить работу; к тому времени А. А. Дивильковский уже покинул через Финляндию территорию Российской Империи и продолжил свою революционную деятельность в эмиграции в Швейцарии и Франции.
* Материалы из семейного архива, Архива жандармского Управления в Женеве и Славянской библиотеки в Праге подготовил и составил в сборник Юрий Владимирович Мещаненко, доктор философии (Прага). Тексты приведены к нормам современной орфографии, где это необходимо для понимания смысла современным читателем. В остальном — сохраняю стилистику, пунктуацию и орфографию автора. Букву дореволюционной азбуки ять не позволяет изобразить текстовый редактор сайта проза.ру, поэтому она заменена на букву е, если используется дореформенный алфавит, по той же причине опускаю немецкие умляуты, чешские гачки, французские и другие над- и подстрочные огласовки.
**Дивильковский Анатолий Авдеевич (1873–1932) – революционер, публицист, литературный критик, член РСДРП с 1898 г., член Петербургского комитета РСДРП. В эмиграции жил во Франции и Швейцарии с 1906 по 1918 г. 18 марта 1908 года В. И. Ленин выступил от имени РСДРП с речью о значении Парижской коммуны на интернациональном митинге в Женеве, посвященном трем годовщинам: 25-летию со дня смерти К. Маркса, 60-летнему юбилею революции 1848 года в Германии и дню Парижской коммуны. На этом собрании А. А. Дивильковский познакомился с Лениным и до самой смерти Владимира Ильича работал с ним в Московском Кремле помощником Управделами СНК Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича и Николая Петровича Горбунова с 1919 по 1924 год. По поручению Ленина в согласовании со Сталиным организовывал в 1922 году Общество старых большевиков вместе с П. Н. Лепешинским и А. М. Стопани. В семейном архиве хранится членский билет № 4 члена Московского отделения ВОСБ.
Свидетельство о публикации №224082601667