de omnibus dubitandum 1. 89

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (1572-1574)

Глава 1.89. РИМ ВСТАЛ НА КРОВИ РЕМА - МОСКВА НА КРОВИ КНЯЗЯ ДАНИИЛА…

    Дмитрий Николаевич Зенин в своей статье «След тамплиеров» пишет, - Житие святого Даниила Московского каких-либо достоверных сведений о его деяниях на ниве государственного строительства не сообщает. За исключением:

    "...справедлив был и щедр вельми очень, и били к нему челом в службу мужи славные и нарочитые со всех стран, особливо римских (!)".

    Вроде бы ничего выдающегося с основателем династии Московских Царей не связано, но... это не помешало ему стать героем литературного произведения самого конца средневековья! Такой чести в средневековой Руси удостаивался далеко не каждый властитель. Существует всего три князя, которым посвящены отдельные, не житийные, а светские, литературные повествования: Игорь Новогород-Северский, герой "Слова о полку Игореве"; Дмитрий Донской, правнук Даниила Александровича Московского, герой Куликовской битвы и потому ставший одним из главных действующих лиц целого цикла произведений конца XIV - начала XV вв., связанных с этим событием; и... Даниил Александрович!

    Сразу скажем, что повесть "Об убиении Даниила Суздальского и об основании града Москвы" целиком и полностью относится к области художественного вымысла; ни одного из изложенных в ней фактов, за исключением основания Свято-Данилова монастыря, посвящённого Богородице, в реальности не было.

    Но, несмотря на это, автор по-своему объясняет причину, почему Москва стала столицей государства. По его версии, на месте убийства Даниила Александровича князем Андреем Городецким был основан богородицкий монастырь, а от этого монастыря пошёл город Москва.

    Рим встал на крови Рема - Москва на крови князя Даниила.

    Повесть "Об убиении Даниила Суздальского и об основании града Москвы" - одно из самых остросюжетных и оригинальных произведений руской средневековой литературы. Сюжет её фантастичен, в нём перемешано всё: авантюра, приключения, криминал, секс и справедливое возмездие. Хотя в действительности ничего подобного не было, содержание этого произведения хотя бы вкратце пересказать следует.

    Автор начинает своё повествование с убийства Андрея Боголюбского Кучковичами и доводит до того времени, когда на Руси вокняжились дети Александра Невского: Андрей Городецкий да Данила Суздальский, об остальных автор умалчивает. Двое Кучковичей, молодцы весьма привлекательной наружности, служили у Даниила.

    Жена последнего, Улита, прельстилась красотою слуг и... как пишет средневековый литератор, "сошлися любезно и купалися в блуде акы свины в кале". Поскольку муж представлял потенциальную угрозу, княгиня решила его убить.

    Задумано - сделано. Блудила она сразу с обоими братьями. Однажды на охоте оба любовника набросились на князя. Но тот вырвался, только его плащ остался в руках нападающих.

    Князь Данила пустился наутёк, добежал до Оки. Надо переправляться на другой берег. Перевозчик потребовал плату вперёд. У князя ничего не было, только "перстень злат". Он кладёт этот перстень на весло лодочника, а тот, забрав его, обманывает Данилу и уплывает сам на середину реки.

    Князь бежит дальше. Прибегает на берег Москвы-реки. Погоня приближается. Тут он видит перед собою деревянный склеп - "срубец", в котором лежит "заупокойный мертвец". Делать нечего, князь лезет в срубец и... накрывается мертвецом!

    Кучковичи не находят его и возвращаются к злодейке-жене. Та в ужасе и гневе. Называет любовников простофилями-дурачинами. Отправляет их искать и убить князя, а чтобы облегчить им задачу, даёт любимую собаку мужа, которая всегда и везде найдёт его. Пёс сразу взял след, и убийцы помчались за ним. Тем временем князь Данила провёл ночь в могиле с покойником.

    Утром собака привела к нему убийц. Пёс обрадовался встрече с хозяином, но "бе бо мал срубец", и собака смогла только просунуть голову в отверстие и стала облизывать князю лицо. Тут-то ему и приключилась "лихая смерть". "Бысть прободен копием князь Данила Ляксандрыч". Но любовники недолго наслаждались покоем и "купались в блуде, аки свины в кале". Адрей Городецкий узнал о преступлении и пошёл войной на убийц. "Ведьму Улитку" сжёг, а её любовников повесил. В том месте, где в чужой могиле был убит князь Данила, основал монастырь Богородицы, "а от того-то монастыря и пошёл град Москва".

    Я бы счёл эту повесть, продолжает Д.Н. Зенин, - досужим вымыслом с уклонением в бред, если бы не одно "но". Она мне что-то напоминала! Что-то подозрительно знакомое. Например, имечко злодейки, ведьмы-жены: УЛИТА. Не Лилит ли? Уж больно смахивает труд сей на... легенду об Адонираме! Не дословно, но... смахивает, учитывая местную окраску. Более того, все атрибуты и обстоятельства, имеющиеся в ней, - это дословный пересказ... масонского обряда посвящения в третью степень мастера (магистра)!

    Свято-Данилов монастырь был основан в 1282 году, как раз когда младшему сыну св. Александра Невского исполнилось 20.

    Возраст, по достижении которого в Средние века посвящали в рыцари. Даниил был под покровительством Церкви. Следовательно, к двадцати годам, в отличие от сверстников, он успел пройти какие-то степени послушания и посвящения. Так что, если автор повести описал в ней мистерию посвящения московского князя в магистры, то это не противоречит исторической достоверности. Поскольку в силу особенностей Руской Православной Церкви она имела собственные вооружённые силы, опиравшиеся на монастыри, владевшие, как и епископат, колоссальными земельными угодьями, то эти вооружённые силы наверняка имели организацию по типу духовно-рыцарского ордена!

    Что же из себя представляли, духовно-рыцарские ордена, из кого они комплектовались, когда и кем были созданы, какова география их распространения в средневековье? Отличалась ли организация вооружённых сил Руской Православной Церкви от аналогичных образований Церкви Римско-Католической и мусульманского Востока?

    Прежде всего, средневековый феодализм Европы, Московии и мусульманского Востока был системой корпоративных организаций по профессиональной принадлежности, пригодности и религиозно-идеологической ориентации. По перечисленным признакам объединялись все социальные и этнические группы населения средневековья. Причём многие из них перерастали в международные, в которых религиозно-идеологический момент отходил на второй план, а то и вовсе не учитывался. Такими организациями были купеческие гильдии, объединения строителей, финансистов.

    Духовно-рыцарские ордена (от лат. "порядок") выросли из расплодившихся на рубеже X-XI вв. н.э. вольных дружин, своего рода цеховых объединений четвёртых сыновей феодальной знати, которым доли при разделе родительского наследства не полагалось. Не случайно все богатыри, герои руских былин, за исключением Ильи Муромца, Алёши Поповича и Микулы Селяниновича, дети вдов! Лица из изгоев, обделённые при разделе родительского наследства.

    Вопрос, когда и как именно Руская Православная Церковь успела создать свой духовно-рыцарский орден, следует оставить открытым, однако, как следует из "Устава о церковных судах" Великого князя Владимира Крестителя, в конце X в. н.э. в распоряжении Руского Митрополита уже была своя устойчивая военная организация.

    В Западной Европе до Первого Крестового Похода 1096-1100 гг. духовно-рыцарские ордена не зафиксированы. Между тем, со стороны западноевропейской феодальной знати в Первом Крестовом Походе основное участие приняли как раз те, кто по средневековой руской кодификации составлял контингент изгоев. То есть лишних людей в своём отечестве. Палестина была успешно завоёвана крестоносцами и некоторые из них осели на Святой Земле и смогли создать своё государство, но, значительная часть участников вернулась восвояси и занялась разборками на предмет восстановления справедливости. Боеспособных христиан, способных защитить Святую Землю, явно не хватало.


Рецензии