Библейские мифы, легенды и притчи19
Соломон был большим женолюбцем, он имел семьсот жен и триста наложниц. Кроме дочерей Израилевых среди них было много чужестранок: моавитянок, аммонитянок, идумеянок, сидонянок, хеттеянок. Жены эти хотели молиться своим богам и упросили царя построить капища Астарте, Хамосу, Молоху и другим богам. Разгневался Иегова на Соломона за то, что он уклонил сердце свое от Бога Израилева, и сказал ему:
-Я дал тебе всю мудрость, которая может только быть доступна сыну человеческому, я сделал тебя самым богатым и славным царем, какие были и какие будут, но ты не сохранил завета моего, устроил в земле моей мерзость и блуд. За это твое семя будет отторгнуто от Израиля: только одно колено Иудино останется сыну твоему, да и то лишь ради Давида, верного раба моего, и ради Иерусалима, который я избрал своим городом. Не будет больше мира в Израиле: брат будет воевать с братом, и все колена будут противостоять Иуде.
Таково было наказание Соломону и всему Израилю за разврат и поклонение иным богам, за пренебрежение заветам Господа. Времени же царствования Соломона в Иерусалиме над всем Израилем было сорок лет.
Притчи Царя Соломона
Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется.
Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью.
Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого и он возлюбит тебя.
Золотая серьга и украшение из чистого золота — мудрый обличитель для внимательного уха.
Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость.
Кто скрывает ненависть, у того уста лживые, а кто разглашает клевету, тот глуп.
При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен.
Смерть и жизнь во власти языка.
От плода уст человека наполняется чрево его.
Золотые яблоки в серебряных сосудах — слово, сказанное прилично.
Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему, но разумный человек молчит.
Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну, но верный человек таит дело.
Северный ветер производит дождь, а тайный язык — недовольные лица.
Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.
И глупец, когда молчит, может показаться мудрым.
Глупый не любит знание, а только бы выказать свой ум.
От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.
Кто любит наставление, тот любит знание, а кто ненавидит обличение, тот невежда.
Не отвечай глупому по глупости его, чтоб и тебе не сделаться подобным ему.
Что влагающий драгоценный камень в пращу, то воздающий глупому честь.
Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою.
Путь глупого прямой в глазах его, но кто слушается совета, тот мудр.
Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их — путь к смерти.
Благоразумный видит беду и укрывается, а неопытные идут вперед и наказываются.
Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.
Обращающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружится с глупыми, тот развратится.
Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.
Вспыльчивый может сделать глупость, но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.
Купи истину и не продавай мудрости.
Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительней отборного серебра.
К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума.
Мудрый входит в город сильных и ниспровергает крепость, на которую они надеялись.
Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим.
Долготерпивый лучше храброго, и владеющий собой лучше завоевателя города.
У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.
Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.
Иной пустослов уязвляет, как мечом, а язык мудрых — врачует.
Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.
Разум для имеющих его — источник жизни, а ученость глупых — глупость.
Кто дает ответ, не выслушав, тот глуп и стыд ему.
Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.
На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.
Истолки глупого в ступе вместе с зерном — не отделится от него глупость его.
Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их.
Слава юношей — сила их, а украшение стариков — седина.
Кто злословит отца и мать своих, того светильник погаснет среди глубокой ночи.
Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется.
Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери.
Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится, когда и состарится.
В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого — розга.
Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.
Кто жалеет розги свои, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его.
Придет гордость, придет и посрамление, но со смиренными — мудрость.
Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь.
Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.
Погибели предшествует гордость, и падению — надменность.
И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.
Имущество богатого — крепкий город его, беда для бедных — скудость их.
Много хлеба бывает и на ниве бедных, но некоторые гибнут от беспорядка.
Надеющийся на богатство свое, упадет, а праведники, как лист, будут зеленеть.
Добрый оставляет наследство детям и внукам, а богатство грешника сберегается для праведного.
Иной сыплет щедро, ему еще прибавляется, а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет.
Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет.
Праведник ест досыта, а чрево беззаконных терпит лишение.
Богатый человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит.
Бедный ненавидим бывает даже близкими своими, а у богатого много друзей.
С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо.
Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить — и не будет услышан.
Не заботься о том, чтобы нажить богатство: оставь такие мысли.
Доброе имя лучше богатства, а добрая слава лучше серебра и золота.
Нашел ты мед? Ешь, сколько тебе потребно, чтобы не присытиться и не изблевать его.
Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.
Сытая душа попирает и мед, а голодной душе все горькое сладко.
Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его.
Лучше простой человек, но работающий для себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе.
Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.
Путь ленивого, как терновый плетень, а путь праведных гладок.
Ленивец зимою не пашет, поищет летом — и нет ничего.
Нерадивый в работе своей — брат расточителю.
Расстраивающий дом свой получит в удел ветер.
Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец на постели.
Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающего его.
Как рыкающий лев и голодный медведь, так нечестивый властелин над бедным народом.
Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников, а при разумном и знающем муже она долговечна.
Кто стережет смоковницу, тот будет есть плоды ее, и кто бережет господина своего, тот будет в чести.
Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобой.
В устах царя — слово вдохновенное, уста его не должны погрешать на суде.
Не прилична глупому важная речь, тем паче знатному — уста лживые.
Мерзость для царей — дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол.
Царский гнев — вестник смерти, но мудрый человек умилостивит его.
Во множестве народа — величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.
При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует.
Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.
Не прилична глупцу пышность, тем паче рабу — господство над князьями.
Если с детства воспитывать раба в неге, то в последствии он захочет быть сыном.
Как птица, покинувшая гнездо свое, так человек, покинувший место свое.
Худой посол попадает в беду, а верный посланник — спасение.
Что холодная вода для истомленной жаждой души, то добрая весть из дальней страны.
Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день.
Пусть хвалит тебя другой, а не язык твой.
Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит?
Кто может сказать: «Я очистил свое сердце, я чист от греха?»
«Дурно, дурно», - говорит покупатель, а когда отойдет с покупкой, хвалится.
Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден ему.
Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.
Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.
Слова наушника — как лакомства: они входят во внутренность чрева.
Сеть для человека — поспешно дать обет, а после обета обдумывать.
Зло причиняет себе тот, кто ручается за постороннего, а ненавидящий ручательство безопасен.
Быть лицеприятным — нехорошо; такой человек и за кусок хлеба сделает неправду.
Не вступай поспешно в тяжбу: иначе что будешь делать, когда соперник твой осрамит тебя.
Веди тяжбу с соперником твоим, но тайны другого не открывай.
Подарок дает человеку простор и до вельмож доведет его.
Подарок — драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, везде преуспеет.
Подарок тайный потушает гнев, и дар в пазуху — сильную и ярость.
Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.
Вино-глумливо, сикера — буйна, и всякий, увлекающийся ими, неразумен.
Не передвигай межи давней и на поля сирот не заходи.
Не говори: «Я отплачу за зло!», предоставь это Господу, и он сохранит тебя.
Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.
Лучше блюдо зелени и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть.
Жесток гнев, неукратима ярость, но кто устоит против ревности?
Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь.
Лучше кусок сухого хлеба и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота с раздором.
Кто хочет иметь детей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат.
Друг любит во всякое время, и, как брат, явится при несчастии.
Озлобившийся брат неприступнее крепкого города.
Лучше сосед вблизи, нежели брат вдали.
Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя.
Не радуйся, когда упадет твой враг, и пусть не веселится сердце твое, когда он споткнется.
Если голоден враг твой, накорми хлебом, и если он жаждет, напои водою, ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, а тебе Господь воздаст.
Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.
Начало ссоры — как прорыв воды: оставь ссору прежде, чем разгорелась она.
Прикрывающий проступок ищет любви, а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.
Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.
Хватает пса за уши тот, кто проходя мимо, вмешивается в чужую ссору.
Прогони кощунника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань.
Кто громко хвалит друга своего с раннего утра, того сочтут за злословящего.
Устами своими претворяется враг, в сердце своем замышляет коварство.
Если ненависть прикрывается наедине, то откроется злоба в народном собрании.
Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит камень, к тому он воротится.
Кто обкрадывает отца и мать своих и говорит: «Это не грех», тот сообщник грабителям.
Добродетельная жена — венец для мужа своего, а позорная — как гниль в костях его.
Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа.
Дом и имение — наследство от родителей, а разумная жена — от Господа.
Благонравная жена приобретает славу, а трудолюбивые приобретают богатство.
Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная.
Глупый сын — сокрушение для отца своего, а сварливая жена — сточная труба.
Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливой женой в просторном доме.
Блудница — глубокая пропасть, и чужая жена — колодезь.
Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.
Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчуга. Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка. Она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей, добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле и приобретает его, насаждает виноградники и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и светильник ее не гаснет и ночью — протягивает руки к прялке, и персты ее берутся за веретено.
Длань свою она открывает бедному и руку подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры, виссон и пурпур — одежда ее. Она делает покрывала и поясы и продает их купцам финикийским, крепость и красота — одежда ее, весело смотрит она в будущее. Уста открывает с мудростью, кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством и не ест хлеба праздности. Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Дети ублажают ее, муж ее хвалит: «Много было жен добродетельных, но ты превзошла их всех!»
Миловидность обманчива и красота суетна, но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее дела ее!
Страх Господень научает мудрости, а славе предшествует смирение.
Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.
Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.
Все сделал Господь ради себя: даже нечестивого блюдет на день бедствия.
Когда Господу угодны пути человека, он и врагов примиряет с ним.
Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник и — безопасен.
На всяком месте очи Господни: они видят и злых и добрых.
Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных ему благоугодна.
Лучше немного при страхе Господнем, нежели большое сокровище и при нем тревога.
Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.
Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа.
Когда возвышаются нечестивые, люди укрываются, а когда они падают, умножаются праведники.
Семь раз упадет праведник и встанет, а нечестивые впадут в погибель.
Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе, а кто боится заповеди, тому воздастся.
Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание — как древо жизни.
Труды праведного — к жизни, успех нечестивого — ко греху.
Непорочность прямодушных будет руководить ими, а лукавство коварных погубит их.
Свидетельство о публикации №224082600049