Швыдкой и прочая творческая элита

Швыдкой и прочая . . . .  «творческая элита».      

Недавно, в субботний день я кошеварил на кухне.
Кошеварю я это, кошеварю . . . и вдруг по радио слышу, как сказал Салтыков-Щедрин «голос Ноздрёва», то бишь Швыдкова Михаила Ефимовича.
А Михаил Ефимович вещает о какой-то своей поездке за рубеж в Советскую эпоху. Мол, в день нам платили всего по 25 долларов; мол, на эти деньги – не разгуляешься. Мол, в Советском Союзе (дословно) «ничего не было», приходилось отовариваться  за бугром.
Тут  надо заметить, что Швыдкой – человек «творческий». Как никак, искусствовед, телеведущий, медиаменеджер, общественный, государственный и культурный деятель,  Лауреат Государственной премии России и т.д. и т.п. Короче – человек культурный.
И вот этот культурный человек, представитель творческой интеллигенции жалуется, что 25 долларов в день – мало, в Советском Союзе «ничего не было», а отовариваться за бугром – ох, как надо.
Мне стало досадно, и я выключил радио, ибо надоело; оскомина уже.
Ну, ладно бы один Швыдкой печаловался о материальных ценностях, но . . .  почти все «культурные деятели» советской эпохи говорили и говорят почти те же самые слова: «25 долларов в день -мало, на эти деньги – не разгуляешься; в Советском Союзе «ничего не было», приходилось отовариваться  за бугром».
Ох, уж мне эта «творческая интеллигенция».
Лев Толстой в зрелом возрасте сожалел о материальном благополучии,  бежал от благ, а этой современной «творческой интеллигенции» – и по молодости и сейчас - мало.
Особливо её  утверждение «в Советском Союзе ничего не было»; эдакая «лапша на уши» простодушным россиянам.
А как же жили остальные НЕкультурные 99% Народов СССР?
Слюни пускали, горевали, ходили голыми, пухли от голода и мора?
Конечно,  нет.
Мне как (почти) ровеснику Михаила Ефимовича (разница – 4 года) довелось жить в СССР. И не в «элитной» среде, а в самой что ни на есть, заурядной. Детство и юность – в коммуналке, родители – «из рабочих и крестьян», школа – обычная.
Но радости бытия у меня и моих товарищей было – выше крыши.
Эскимо за 11 копеек, 100 грамм мармелада  за 10 копеек, пирожок – за 5 копеек, квас по 3 копейки, потом пиво – по 11 копеек за маленькую кружку и т.д. – Счастье!
Штаны были одни, но мне этого хватало, ибо, как сказал В.Высоцкий, « . . . и я зарылся в книги».
Всё постигается в сравнении. «У одних жемчуг мелкий, а у других . .».
О.Генри: «Когда бедняк находит за подкладкой жилета давным-давно провалившуюся в прореху четверть доллара, он забрасывает лот в такие глубины жизненной радости, до каких не добраться ни одному миллионеру.»
Или Гётевская Маргарита:
«А по утрам — бельё чуть свет встаю и мою;
Там время на базар, на кухню там пора —
И так-то целый день, сегодня, как вчера!
Да, сударь: иногда измучишься заботой!
Зато и сладко спишь, зато и ешь с охотой».
Работа – лучший целитель от меркантильных запросов.
Ну, ладно, это – материальные блага.
А как же духовные - в СССР?
Тоже хватало.
Библиотеки – «на каждом шагу».
Музеи – так же.
Спортивные и творческие кружки – при каждой школе и в пионерских лагерях.  Спортивные площадки. Разумеется, всё бесплатно.  Мы с друзьями куда только не ходили: и в секцию тяжёлой атлетики, в шахматную, и в теннисную, и в авиамоделирование,  и на музыкальные курсы.
А туристические поездки и походы? А на байдарках? А на плотах?
Всё это было!
НЕ сосчитать.
И нам казалось, что в СССР есть ВСЁ для счастья.
Ну, ладно; это – в Москве; признаюсь – мне повезло в этом отношении.
Но . . . .
Так уж сложилась моя жизнь, что мне довелось поколесить в Советское время  и по подмосковью, и по Крыму, и по Уралу, и по Камчатке, и около Белого моря.
Причём проживал я там не элитных гостиницах, не только в крупных городах; меня не встречали хлебом-солью тамошняя «творческая элита», не угощали чёрной икрой, не преподносили дорогих подарков.
Всё у меня (как и у многих моих друзей) было – заурядно. Родственники, знакомые или иные жизненные  детали - «среднего уровня».
Мне пришлось побывать в таких захолустьях, куда никакая «творческая элита» не заезжала. Это были дальние посёлки и деревни, куда автобус ходил раз в один-два дня и по таким дорогам, где пассажиры подталкивали автобус.
И что же?
Как ощущали жизнь и себя люди в этих «медвежьих углах»?
Слюни пускали, горевали, ходили голыми, пухли от голода и мора?
Ничего подобного!
Счастье «кипело через край».
Российская кухня – не изысканная, но «здоровая» и вкусная.
Картошка, сало, яйца, молоко, местный хлеб (ОБЪЕДЕНИЕ!), местная рыба (благо в России рек –тьма), капуста, огурцы, яблоки – свежие, мочёные, солёные, ягоды, грибы (в сушёном, свежем виде).
Никакие «апельсины» не нужны.
Духовная пища – пожалуйста: свадьбы, дни рождения, какие-то сельские праздники.
И обязательно – КЛУБ!
Танцы, кино.
Разумеется,  тяжёлая работа, в тяжёлых климатических  условиях. Но она была привычна. Этим и славится простой Народ.
Никто о долларах не думал и не горевал.
Вот такие простые «примитивные нравы» были у НЕ творческой советской глубинки.
Кстати, почти все (а,  пожалуй - все) мировые шедевры были написаны (сочинены, изобретены) в затруднительных материальных условиях.
А «культурным швыдким» - мало 25 долларов в день и «нечего было покупать в СССР».
И какой шедевр "сочинил" Швыдкой - вряд ли кто знает.
Вот такие гримасы порой строит  «творческая элита».


Рецензии