Танго и запах женщины
28 лет назад, в 1992 году, на экраны вышел фильм режиссера Мартина Бреста «Запах женщины». В нем рассказывается о приключениях юного студента Чарли Симмса, который устраивается работать помощником раздражительного полковника Фрэнка Слэйда, потерявшего зрение. Со временем эта лента стала по-настоящему культовой, а сцена, где Аль Пачино танцует танго, по праву считается одной из самых чувственных в кино.
Пересмотрев фильм еще раз, я решил узнать секретные подробности о его съемках. И вот что у меня получилось:
• Эта картина — ремейк старой одноименной итальянской драмы 1974 года Profumo di Donna. Причем лента даже была номинирована на «Оскар» в категориях «Лучший иностранный фильм» и «Лучший неоригинальный сценарий». Может быть, именно поэтому «Запах женщины» 1992 года имеет явные отсылки к Италии — об этом говорит выбор Аль Пачино на главную роль, а также имя девушки, с которой он танцует танго, — Донна. На итальянском это слово означает «женщина».
• В основу сценария обеих лент лег роман журналиста Джованни Арпино «Мрак и мед», правда, оттуда был позаимствован только главный герой — вспыльчивый слепой человек, которого сопровождает юный мальчик.
• Изначально главную роль подполковника Фрэнка Слэйда должен был сыграть Джек Николсон, но он отказался от работы после прочтения сценария. Также рассматривались кандидатуры Дастина Хоффмана и Джо Пеши.
• Интересно, что Аль Пачино сначала отказался от съемок, но потом передумал под влиянием своего агента.
• С ролью Чарли тоже все было непросто. На нее прослушивались Мэтт Деймон, Брендан Фрейзер и Бен Аффлек, но в итоге победил Крис О’Доннелл. Кстати, позднее все вместе они сыграли в фильме «Школьные узы».
• Также говорят, что Чарли мог сыграть Леонардо Ди Каприо, но, возможно, продюсеры решили, что он был слишком молод. На тот момент Лео было всего 18 лет.
• Крис О’Доннелл говорил, что пробы дались ему нелегко и он очень нервничал, когда впервые увидел Аль Пачино. Правда, именно это и помогло ему справиться с задачей. Ведь по сюжету его персонаж тоже робел перед полковником.
• «Запах женщины» стал отправной точкой в карьере Филипа Сеймура Хоффмана. Причем актер приходил на прослушивания 5 раз, прежде чем его утвердили. До этой роли он перебивался небольшими заработками в кино и работал продавцом в супермаркете, а после фильма его заметили и стали приглашать в серьезные проекты.
• Аль Пачино подошел к своей роли со всей серьезностью. Чтобы убедительно сыграть слепого, он долгое время общался с людьми, которые потеряли зрение в результате травмы. Они научили его приемам, которыми пользуются сами, чтобы сесть на стул, налить жидкость и т. д.
• Пока актер работал над фильмом, он оставался «слепым» даже вне съемочной площадки: не смотрел на собеседника, ни на чем не фокусировал свой взгляд и везде ходил с тростью. В итоге он реально повпедил роговицу глаза, поскольку однажды оступился и упал в кусты.
• С самого начала было предусмотрено, что Аль Пачино сделают специальные линзы, которые помогли бы ему лучше сыграть роль, но потом от этой идеи решили отказаться, испугавшись, что линзы повредят глазам.
• Лихой возглас Фрэнка Слэйда «Ха!» — реальный армейский боевой клич, которому Аль Пачино научил настоящий подполковник. Каждый раз, когда актер что-то делал правильно, военный говорил ему: «Ха!»
• Во время съемок Крис О’Доннелл учился в Бостонском колледже по специальности «маркетинг». На следующий день после премьеры фильма ему нужно было закончить курсовую работу и подготовиться к 3 экзаменам.
• Знаменитую сцену с танго актриса Габриэль Анвар репетировала 3 недели одна. Аль Пачино ни разу не пришел на площадку. Позднее она призналась, что во время танца Пачино постоянно наступал ей на ноги и чуть не переломал пальцы. Но Габриэль ничуть не обиделась на мэтра. В интервью она сказала: «Ради бога, это же Аль Пачино, я не могла жаловаться. Он был невероятно добр ко мне».
• Режиссер картины старался разлучить Аль Пачино и Криса О’Доннелла друг с другом вне съемок. Он это делал нарочно, чтобы между актерами нарастало напряжение и они убедительнее смотрелись в кадре. Однако Пачино раскусил этот замысел и решил, что он возьмет юного коллегу под свою опеку.
• Потом О’Доннелл рассказал, что многому научился у мастера, а еще навсегда запомнил его совет. Аль Пачино сказал: «Никогда не женись на актрисе. Ты всегда будешь вторым в ее жизни».
• Некоторые сцены были сняты в роскошном отеле Manhattan Plaza, который в то время принадлежал Дональду Трампу. Через несколько лет в одном из интервью Крис О’Доннелл рассказал, что изначально в сценарии была небольшая сцена с участием миллиардера и его тогдашней супруги. Но в итоге этот эпизод из фильма вырезали.
• Часть съемок проходила в школе Эммы Уиллард — первом женском высшем учебном заведении в Соединенных Штатах. Причем по сюжету это была школа-интернат для мальчиков. Позднее в этом же здании снимался фильм «Императорский клуб».
• Фильм получил высокую оценку и критиков, и зрителей. На агрегаторе Rotten Tomatoes его рейтинг одобрения — 88 %, а при бюджете в $ 31 млн кассовые сборы составили $ 134 млн.
• За роль полковника Слэйда Аль Пачино наконец-то получил свой долгожданный и единственный «Оскар» за лучшую мужскую роль. До этого он номинировался 6 раз, но академики год за годом лишали актера этой престижной награды.
• Кстати, в этом же году актер был номинирован на «Оскар» и за лучшую мужскую роль второго плана в картине «Американцы». Он стал первым актером, который получил целых две номинации в один год и стал победителем в одной из них.
• Потом в одном из интервью Аль Пачино рассказал, что сразу после вручения «Оскара» он испытал самое сильное чувство стыда в своей жизни. Дело в том, что актер ехал в переполненном лифте и не обратил внимания на то, что его статуэтка уперлась прямо в пятую точку одной известной актрисе, которая стояла перед ним. Когда она обернулась, Пачино понял, в чем было дело, и чуть не сгорел со стыда, сказав: «Извините, это был не я, это был мой „Оскар!“» К счастью, кто-то быстро разрядил обстановку шуткой. Имя актрисы Пачино не назвал.
• За свою работу в фильме Крис О’Доннелл был номинирован на премию «Золотой глобус» как лучший актер второго плана. Также в 1992 году он был включен в список 12 самых многообещающих молодых актеров по версии ежегодного рейтинга John Willis’ Screen World.
Одна из лучших цитат в фильме
— Хотите научиться танцевать танго?
— Прямо сейчас? Что-то страшновато.
— Чего вы боитесь?
— Боюсь ошибиться.
— В танго не бывает ошибок. Не то что в жизни. Это очень просто, поэтому танго — такой замечательный танец. Если ошибетесь, просто продолжайте танцевать.
— Майкл думает, что танго для истеричек.
— По-моему, Майкл сам истеричка.
Я этот фильм посмотрел на кассете через 20 лет после его появления, и он мне очень понравился. Особенно сцена, когда слепой мужчина танцует танго с неумеющей танцевать красивой девушкой. Я был молодым в те годы, когда в моде были быстрые танцы – рок-н-ролл, твист, шейк. Именно их танцевали на больших танцплощадках в парках и домах культуры, на школьных вечерах. А вот традиционные бальные танцы уже вышли из моды и их мало кто умел танцевать. А вот мне повезло.
Я жил до окончания школы на прииске, в поселке, где жили золотодобытчики. Поселок был довольно большой, в нем была средняя школы и интернат. Мои родители были учителя, и хотя я отца видел лишь в выходные дни и по вечерам (он работал директором семилетней школы в соседнем поселке), влияние на моё воспитания они оказывали оба. Но пойти у кружок бальных танцев, который появился в нашей школе, когда я учился в 110м, выпускном классе, мне посоветовала мама. И я три месяца занимался в этом кружке. Правда, я мало что помню об этих занятиях, но что научился танцевать бальные танцы – вальс, танко, фокстрот, польку именно в этом кружке, не забыл. Мы занимались с октября до Нового года, и должны были продолжить занятия, но руководитель кружка отбила мужа у другой учительницы и уехала с ним из поселка. Так что у меня, можно сказать, неоконченное бальное образование. Но я умею танцевать и даже в вальсе кружить в обе стороны.
Случай, о котором я хочу написать, произошел в начале 90-х годов, еще при советской власти. Мне о нем напомнил танец танго в фильме «Запах женщины». К этому времени я был первым заместителем заведующего отделом здравоохранения Хабаровского крайисполкома. Мой шеф Анатолий Иванович Вялков был избран народным депутатом РСФСР и в эту неделю был на очередном съезде народных депутатов РСФСР. Я оставался, как тогда было принято говорить, «на хозяйстве». Поэтому мой стол в служебном кабинете был обычно завален документами, которые я должен был посмотреть и принять по ним решение. Это были документы, которые поступили ко мне, а также на имя Вялкова. Но заняться ими в рабочее время мне не довелось. Я был вызван на бюро крайкома партии, на котором получил незаслуженный нагоняй. Провел я в крайкоме партии почти 2 часа и вернулся в отдел уже к концу рабочего дня, часам к 18. Настроение у меня и так было плохое, к тому же был голодный, а тут уже увидел заваленный бумагами стол и вообще настроение упало ниже плинтуса. Сижу в кресле, уставившись на заваленный бумагами стол и размышляю, что делать с ними – разобрать эту кучу бумаг сегодня или утром прийти пораньше и заняться ими.
В это время в кабинет зашла главный бухгалтер отдела Любовь Васильевна Писарева – миниатюрная, меньше 150 см ростом, черноглазая и черноволосая женщина лет 35. Увидела меня в прострации, что было нехарактерно, начала расспрашивать, что было на бюро крайкома партии. Я рассказал о незаслуженном нагоняе от второго секретаря крайкома В.А.Богданова, который вел бюро, и вдруг мне шальная мысль пойти поужинать с Писаревой в ресторан «Интурист». На работу мы ходили в строгих костюмах, в которых не грех пойти в ресторан, так что уговаривать Писареву долго не пришлось.
Было около 7 часов вечера, так что большой зал ресторана был полупустой. Но многие столы были зарезервированы за иностранцами, которые в большом числе жили в гостинице, но нам нашлось место за столом недалеко от танцпола в центре зала. Пока заказали ужин, пока его принесли, появились музыканты и начали опробовать инструменты. Пока они в разброд бренчали, мы с Любовью Васильевной налегали на ужин.
Обычно во всех ресторанах, когда начинает играть оркестр, первые мелодии никто не танцует. Так это было и на этот раз. Но когда оркестр заиграл танго третей мелодией, я не выдержал и пригласил Любовь Васильевну танцевать. Та начала отказываться, мол, никто еще не танцует, но я был настойчив. Я вообще никогда не ориентировался на окружающих, зачем, ведь ничего предосудительного я не предлагаю. И мы вышли на танцпол. Публика в зале стала наблюдать на нами, и это очень понравилось Писаревой. Она вообще яркая женщина, и макияж у неё яркий, и ей нравится, когда на неё обращают внимания. Танцует она не очень, но в бальных танцах ведущую роль играет партнер. Я крутил свою миниатюрную партнершу вокруг себя и мы смотрелись очень органично, так что когда танец завершился, раздались жидкие аплодисменты, как я понял, со стороны иностранцев, которых становилось все больше в ресторане.
Еще несколько танцев мы были одни на танцполе, но потом нашему примеру последовали другие пары. Моё настроение улучшилось. Сказалось и то, что мой голод был утолен, и то, что я любил танцевать. Нужно сказать, что наша пара запомнилась официанткам ресторана. Потому что, когда через месяца полтора наш коллектив отмечал юбилей Писаревой в ресторане «Интурист», обслуживающая наши столы официантка напомнила нам с Любовь Васильевной, как мы зажигали здесь некоторое время назад под аплодисменты посетителей.
Свидетельство о публикации №224082600542