О совести и Законе

                Исходя из православного вероучения, понятие «совесть» означает способность человека различать добро и зло. Она была заложена, как часть образа Божия, Создателем еще при сотворении Адама и дается каждому приходящему в мир. Именно под давлением совести Адам с Евой прятались от Бога в раю после грехопадения, а Каин после убийства Авеля врал Господу, что не знает, где брат его. Без совести человеку, как существу разумному, выжить среди себе подобных невозможно. Вместе с тем, задачи совести и ее действие различны, в зависимости от духовного и интеллектуального уровня развития, географической и социальной среды обитания человека. В связи с этим всех людей, начиная с Адама и до наших дней, можно условно разделить на две категории: не имеющие Закона и имеющие Закон. Под Законом здесь понимается осведомленность человека о Боге и его заповедях. В зависимости от этого различны и задачи совести.
                В первом случае эта нравственная категория играет защитную и ограничительную функцию, имеющую своей задачей обеспечить выживание человека среди себе подобных, то есть в  одной социальной группе. Это относится к диким народам и племенам живущих в условиях первобытнообщинного строя, как например, племена Африки. В силу изоляции от внешнего мира, эти племена не знают и не могли знать о Боге и его заповедях. Их религиозное мировоззрение формировалось на основе язычества, а представление о мире черпалось из окружающей природы. Для них совесть действует на примитивном уровне, в виде не причинение зла соплеменникам под страхом наказания.  Совесть выступает в таких случаях, как регулятор внутри общественных отношений, обеспечивающий существование людей одного племени. На основе понимания  добра и зла, хорошего и плохого, формируются обычаи племени или первые зачатки права и государственного устройства. Роль закона здесь играют заветы предков и установленные обычаями нормы поведения. При этом действие совести может и не распространяться на межэтнические или межплеменные отношения. Например, убийство соседа из своего племени не допустимо по закону  предков, а убийство врага из другого племени и ритуальный каннибализм вполне допустимы и совестью дикаря уже не ограничивается, а наоборот поощряются.
                Во втором случае, совесть играет не защитную и охранную функцию, а воспитательную, поскольку нормы поведения в обществе регулируются законами, судопроизводством и принудительной силой государства. Это относится ко всем, живущим под Законом. К ним относятся  все, кто знают или имели возможность узнать о Боге и Его заповедях. Отрицание отдельными людьми Бога и заповедей, по разным причинам, не является основанием для признания их живущими вне Закона. Принять Бога или нет – целиком зависит от человека и является результатом его свободного выбора. Достаточно, чтобы разумная тварь знала или имела возможность узнать о Боге. Вместе с тем, не редкость ситуация, когда человек, живущий под Законом, искренне полагает, что живет правильно и ничего плохого не делает, хотя в  действительности заповеди нарушает. Такое случается, когда  «голос совести» молчит, то есть «индикатор» добра и зла в человеке не работает. Разум становится неспособным различать добро и зло, и живя во зле, грешник, искренне полагает, что ничего плохого не делает. Причина тому следующая. Совесть, как дар Божий заложена в каждом от рождения. И, как всякий дар свыше, она поддерживается силой Духа. Его благодать дается каждому, но не каждый способен ее принять. Если,  ради удовлетворения похотей и страстей, грешник добровольно предается злу, то тем самым он уклоняется от добра, то есть от благодати. Лишенная поддержки Бога, совесть постепенно затухает, как лампада, оскудевающая маслом, и со временем гаснет окончательно. Тогда наступает духовная смерть, которая закрывает путь ко спасению, ибо разум теряет способность видеть грех, а значит душа лишается  возможности покаяния. Такой человек уже мертвец, хотя об этом и не догадывается. Однако, с таковых не снимается вина за преступление Закона потому, что они,  зная о Боге и его заповедях, сознательно их отвергли, избрав путь наслаждений и удовольствий. О таких людях Господь сказал: "Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь". (Ин 5:40).
                Таким образом, совесть живущего под Законом, может быть востребована или отвергнута в зависимости от свободного выбора каждого. Если человек живет вне Закона и совершает грех, то в соответствие с учением апостола Павла, он и погибает вне Закона, потому что, не имея Закона, он не знает, что нарушил его. «Те, которые, не [имея] закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся» (Рим.2:12), но степень наказания для каждого будет разная в зависимости от личных грехов. Человек, живущий знающий о Законе и совершающий грех, принимает наказание гораздо большее, чем Закона не ведающий.  Как мы видим совесть, то есть понятия доброго и злого, хорошего и плохого у аборигена и европейца сильно отличаются, но в тоже время, мы знаем, что совесть – это часть образа Божия, заложенная в каждом человеке. Но Господь не может заложить в совесть Своего творения одобрение каннибализма или ритуального убийства. Как же устраняется такое противоречие? Дело в том, что совесть, как я уже сказал, «убить» невозможно, ибо она вечна, как неотъемлемая часть образа Божия, а значит и бессмертной души. Однако, она по-разному проявляется в том или иной личности, то есть образ ее действия в каждом сугубо индивидуальный, и в этом смысле, даже два православных могут отличать друг от друга как абориген от Патриарха. Вместе с тем, есть незыблемые нормы совести, которые известны абсолютно любому дикарю и христианину. Они отражены в 10 заповедях Закона Моисея. Даже затерянные и никому не ведомые племена знают, что нельзя убивать ближнего, желать его имущества, лгать на суде у вождя, что нужно уважать родителей, жить законным браком, в соответствии с обычаем своего племени, разумеется. Туземцы могут не знать о Библии и заповедях: «Я – Господь Бог твой» и «Не сотвори себе кумира», но зато они хорошо знают, что нельзя осквернять и гневить богов, которым поклоняются, и, что нельзя одних духов менять на других, иначе месть с их стороны будет страшная. В отношении врагов или иноплеменников эти нормы могут и не действовать. Когда Господь давал Синайское законодательство, народ Израиля был в ничуть не в лучшем состоянии, чем нынешние племена Африки или островов Океании, и его также окружали враждебные племена, мало чем отличающиеся от каннибалов-дикарей. И израильтяне воевали с ними, вырезая целые народы и города в месте с жителями. Но это уже относится к Помыслу Божьему относительно всякой разумной твари. Поэтому Закон Моисея универсален и для далекого Израиля, и для нынешних аборигенов, не ведущих Бога и Писания.
                Однако, нас больше интересует значение совести для современного человека. Если с Законом Божиим все понятно: есть запрет и есть наказание за его нарушение, то с совестью – вопрос намного сложнее. Закон регулирует внешнюю сторону жизни, а совесть – внутреннюю или духовную. И если установления Божии человек отменить не может, то с совестью справляется легко. Достаточно игнорировать ее предупреждения, и она просто перестанет напоминать о себе, а это уже – состояние духовной смерти, которая заключается в том, что разум оказывается не в состоянии отличать добро от зла, и все совершаемое, оценивает как личное благо, то есть – одобряет.  Совесть оперирует такими категориями как хорошее и плохое, полезное и вредное для души. Другими словами, Бог дает ориентир ко спасению, потерявшему духовное видение человеку. А вот последует ли, образно говоря, капитан корабля свету маяка, ради спасения или его проигнорирует, устремляясь к погибели, – выбор за капитаном. С вопросом совести неразрывно связано учение о заповедях. Преподобный Максим Исповедник объясняет, что заповеди Закона Моисея и Блаженства Христа, не являются учением, привнесенным извне, а отражают те качества первозданной человеческой природы, которыми Бог наделил Адама при сотворении. Поэтому, научая Закону и блаженствам, Господь дает возможность воскресить то, что было погребено в уме грехопадением праотцов. Соответственно, жизнь по совести и заповедям – идентичные понятия. Однако, если для природы Адама следование воле Божьей – было естественным состоянием и не требовало никаких усилий, то у падшего человека таких сил нет. Поэтому, заповеди играют для него роль ориентира движения к Богу, смысл которого – подвигнуть душу на их исполнение, проявить намерение воссоединиться со Христом, которое само по себе Господь вменит как исполнение Божественной воли. Многие задаются вопросом: а как узнать волю Божию, как не ошибиться в выборе пути, как вместо Бога не услышать диавола? Вот для этого и дана совесть, чтобы на Страшном Суде грешник не сказал Судии всяческих, что не знал каким путем идет и зла не ведал. Совесть – истинный и единственный критерий движения ко Христу. Прислушивающийся к ее голосу, не погибнет, но жив будет вовеки.


Рецензии