4-4. Сага 1. Глава 4. Мирные заботы

                МИРНЫЕ    ЗАБОТЫ
           Но  «испанка»  «испанкой»,  а  законы  мужицкой  жизни  никто  не  отменял.  Как   только  Наум  выкарабкался  и  малость  оклемался,  никакой  реабилитации  и   санаторного  лечения  ему  не  предусматривалось:  пожалуйте,  ваше  благородие,  к  работе,  которую  за  вас  никто  не  сделает.  Надо  откормить  лошадей,  подготовить  их  к  тяжёлой  весенней  страде,  когда  придет  пора  «араць-баранаваць».  Надо  починить  сбрую  и  упряжь,  поставить  на  ход  «калёсы» (телегу),  чтобы  возить  на  будущую  пашню  «гной»  (навоз),  основу  урожая.  Надо  предусмотреть  десяток  всяких  мелочей,  отсутствие  или  недостача  которых  не  стали  бы  помехой,  когда  придёт  горячая  пора  безостановочной  работы  и  любое промедление   или  сбой  могут  обернуться  потерями  в  урожае  или,  хуже  того,  вообще  большим  недородом.
        И  по  бондарному  ремеслу  надо  помочь  отцу:  это  приносит  в  хозяйство  дополнительный  доход  и,  главное,  «живыми»  деньгами.  К  тому  ж  бондарное  дело  доставляет  бацьке  видимое  удовольствие,  а  ещё  и  «павагу»  односельчан.  Да  и  самому интересно  подучиться  кое-каким  профессиональным  хитростями  в  этом  деле:  в    жизни  всё  может  пригодиться…
       За  весенними  «справами»  почти  тут  же  приходит  череда  летних:  то  плугом  «абганяць  бульбу»,    ботва  которой  успела  уже  достаточно  подрасти,  то  отбивать  косы-«литовки»  и  спешить  на  покос,  то  ворошить  накошенную  траву,  чтобы  скорее  сохла,  а  потом  метать  сено  в   стога  («копны»),  чтобы  затем  погрузить  его  на  специально  подготовленный  «воз»,  свезти  на  хозяйственный  двор  и  заложить  на  зиму.  За  сенокосом  почти  вплотную  следует  жатва:  жито,  ячмень,  овёс;  пшеницу  в  наших  краях  тогда  не  сеяли  вовсе.  А  там  вскоре  приходит  пора  «дёргать»  хорошо  уродивший  лён,  потом  долго  «выдерживать»  его  под  осенним  ненастьем,   после  чего  еще  «теребить»  и   «трепать»,  пока  не  получится  отдельно  волокно  и  семя;  потом  «давить»  семя  на  масло  и  т.д.  В  отходах  от  льняного  волокна  остаётся  «кастрыца»,  и  значит   незаметно  наступил  «кастрычнiк»,  т.е.    октябрь.
      Ну  что  же?  И  хорошо,  что  октябрь:  в  предвиденье  близких  холодов  можно  подумать  и  о  скоромном,  освежевать  подсвинаку,  а  то  и  порядочного  кабана,  пудов  этак  на  10 – 12!  Крестьянская  душа  ликует  при  одной  только  мысли   об  этом  приближающемся  празднике    мясоедения  и  всяческого  чревоугодия…  До  Филиппова  поста  можно  будет   всласть  полакомиться  всякими  крестьянскими  «прысмаками»  (деликатесами,  если  «по-русски»):  тут  тебе  и  горячая  кровяная  колбаса,  и свежезажаренная  свиная  печень,  и  всякие  вкусности  из  требухи  -   хотя  бы вроде  той  же  «вантробянки»,  и  подкопчённые  свиные  уши,  и  много  чего  ещё,  не  говоря  уже  о  колбасах  и  «кумпяках»,  которые  заготавливаются  для  особо  торжественных  случаев. 
      Один  из  них  уже  буквально  на  носу:  Наум  получил  место  учителя  в  школе.  Правда,  не  на   Случчине:  здесь  на  ближайший  год  вакансий  не  оказалось.  Едет  далеко,  аж  на  Борисовщину   и  как  там   у  него  всё  наладится,  одному  Богу  известно,  так  что  лучше  прихватить  с  собой  кое-чего  из  родительского  дома:    на  первых  порах  точно  не  помешает.  Ну  вот,  кажись,   и  снарядили  сына  в  дорогу.  Бывай,   Навумка!
   


Рецензии