4-5. Сага 1. Глава 4. Снова - школа!
Учебные занятия в сельских школах традиционно начинались 1 декабря (если по старому стилю), а теперь, следовательно, 14 декабря. (Напомним читателю, что летосчисление по новому, грегорианскому, календарю, по которому уже жила вся остальная Европа, было введено в советской России только с 1 января 1918 года, а до тех пор страна жила по «православному» юлианскому календарю, по которому и поныне живёт Русская православная церковь.)
Где-то около этого времени, дня за 3 – 4, Наум и прибыл к месту своего назначения - это была школа (в дер. Волковщина?) верстах в 80-ти к северо-востоку от Минска. Здесь ему предстояло как бы заново дебютировать на учительском поприще, что оказалось не таким уж простым делом: как-никак со времени первого дебюта минуло уже 5 лет, и каких лет! Многое за эти годы выдуло из головы ветрами военного лихолетья и революционными бурями последнего времени. А то, что осталось, тоже основательно разворошено; его нужно приводить в порядок, систематизировать и приспосабливать к будущей работе. В общем , всё не так просто.
Школа - это слишком громко сказано: на самом деле всего-то две комнаты, выделенные в доме, где в двух других ютилась ещё волостная управа. Эти довольно жалкие помещения надо ещё привести в божеский вид: убрать мусор, подмести, намыть, расставить имеющиеся в наличии столы, скамьи и стулья, законопатить на зиму окна. Классной доски в современном её понимании, конечно же, нет и в помине - о ней можно только мечтать. Пришлось на первых порах обходиться небольшой грифельной, располагавшейся на учительском столе и демонстрируемой ученикам с рук. В общем, потекли школьные будни, близился 1919 год.
В Беларуси всегда жить интересно, никогда не соскучишься, а в те годы и вовсе было «увлекательно», в том смысле, что не знаешь, кто и чем тебя в ближайшее время «увлечёт», за что привлечёт и куда повлечёт. Но такая неопределённость существовала только в отношении частностей. В общем же было понятно, что в покое никто не оставит, какая бы «улада» (власть, то есть) сюда ни явилась. Впрочем, эта аксиома действительна не только в отношении Беларуси и не только в смутные времена. Одно есть спасение от этой беды, и мы уже с вами видели на примере германских переустроителей славянской жизни, в чём оно состоит: на всякую власть надо уметь «класть»…
Свидетельство о публикации №224082600905