4-9. Сага 1. Глава 4. Республики следуют...
Однако мы с вами слишком уж увлеклись частной жизнью отдельно взятого белоруса Наума Маглыша, а между тем вокруг свершались события действительно исторического масштаба: в кровавых муках рождалась и новая Беларусь. Она сама ещё не знала определённо, какою ей быть: слишком уж разнородны и разнонаправленны оказались общественные силы, принявшие участие в этих «родах» и претендовавшие на роль главной или даже единственной повитухи. Да и сами эти «силы» большой силой ещё не обладали - ни в материальном смысле, ни в духовном, ни в идеологическом, ни в политическом, ни даже, приходится это признать, в культурном.
Слой национальной и демократически настроенной интеллигенции был в Беларуси ещё слишком тонок и не имел прочной опоры в народной массе, по преимуществу бедняцко-крестьянской, тёмной и забитой. К тому же эта интеллигенция чаще всего взрастала в польско-католической традиции и по своей ментальности, не говоря уже про образ жизни, очень отличалась от исповедующих православие простых мужиков. Последние не слишком доверяли всем «панам» - будь то польская шляхта или «своя» белорусская. Ничего хорошего не ждали они и от новоявленных московских комиссаров, каждый из которых ставился по отношению к «тутэйшым» аборигенам не иначе как «господин-товарищ-барин», то есть начальник, «кiраунiк».
В условиях такого национального неединодушия (нязгоды ) , а проще сказать раздрая, открывалось широкое поле деятельности для всякого рода «интернационалистов», людей без роду и племени: и часто «в первых рядах» тут шли, конечно, вырвавшиеся из своих гетто и выплеснувшиеся за черту оседлости, ополчившиеся на своих прежних «угнетателей», местечковые евреи. Не обходилось и без представителей «кавказских революционеров», имелись татары и, конечно, те же поляки (Как в таком деле да без них?! Нет, это никак невозможно!). Ну и, это уж само собой разумеется, «старший брат», русский большевик, непонятно почему присвоивший себе и старшинство, и какую-то особую жизненную умудрённость.
А. И. Солженицын, рассуждая о феномене «русскости», по-моему, очень верно указал, что выражение «великороссы» понимается очень многими чаще всего превратно: полагают, что оно указывает на некое особое нравственное или историческое величие этого народа, а слово «малороссы» в сопоставлении с ним при этом как бы умаляет роль последних. Такое представление не только в корне ошибочно, но еще и крайне вредно отражается на взаимоотношениях этих близких «родственников». А межу тем эти выражения всего лишь фиксируют то обстоятельство, что представители одного народа многочисленее, чем представители другого. Это как если бы мы говорили, что в кроне какого-то дерева одна ветвь или сук несколко толще и длиннее другого. Всего лишь. Но «толще и длиннее» в практической жизни тоже имеет значение, а иногда даже решающее…
Впрочем, сами белорусские мужики ни за кем из перечисленных никакого превосходства не признавали, если только оно не выражалось в очевидном материальном богатстве (заможнасцi). Они для всех находили далекие от какого-либо пиетета прозвища, например, для русских - «кацап».
Лишь недавно я «обнаружил», что в фильме Георгия Данелия «Кин-дза-дза» его аж лопающийся от «национальной гордости» «пацак» - это не что иное, как перевёртыш от слова «кацап», а «дз –дз» (из названия фильма) - это уже похоже на нас, беларусов, про которых ходила в своё время шутка, зафиксированная у В. И. Даля: «Литвин дохнуть не может, чтоб не «дзэкнуць».
Что правда, то правда: «настоящий» беларус всегда легко узнаётся по характерному только для него акценту. Может быть, сценарист и режиссёр Данелия таким образом решил вышутить и своих православных братьев. А почему бы и нет: ведь подшучивает он над своими кавказскими соотечественниками, причём всегда очень похоже и потому по-настоящему смешно.
Но нам придётся на какое-то время вернуться в 1917-й год. В ту эпоху началась «мода» на учреждение национальных государств (согласно принципу о «праве наций на самопределение», «изобретённому» В.И. Ульяновым-Лениным). Спустя всего лишь несколко дней после окончания Мировой войны их, эти «национальные государства», стали провозглашать и устанавливать одно за одним: каждый народ - своё.
Поначалу, сразу после октябрьского переворота 1917 года в Петрограде, было заявлено о создании РСФСР в границах прежней Российской империи, включавшей в себя и все так называемые «национальные окраины», т.е. и Царство Польское, и Великое княжество Финляндское, не говоря уже о прочих - на западе, юге и востоке. Заигрывая со своими социал-демократическими единомышленниками, слабая большевистская власть - в расчёте на скорую «мировую революцию» - решила, ( т. е. оказалась вынуждена) показательно «отпустить на свободу» сначала Финляндию (декабрь 1917), а затем и Польшу (ноябрь 1918).
Но одного импульса в виде октябрьского переворота в Петрограде оказалось недостаточно для «мирного шествия революции» по всем просторам бывшей Российской империи, и тогда в ходе Гражданской войны, столь желанной большевикам и ими же провозглашённой, запланированной и развязанной, эту самую «революцию» стали повсеместно насаждать по всей периферии с помощью местных «революционеров» и, главным образом, отрядов «красной гвардии», то бишь вооружённого сброда люмпенов, на подмогу которым уже спешили наскоро сколачиваемые части регулярной Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) приблизительно такого же социального состава..
На демократической волне Февральской революции 1917 года активизировалась и национальная интеллигенция Беларуси, организовавшая к июлю свою «Белорусскую раду», которая к марту 1918 года смогла создать и первое национальное правительство, провозгласив образование Белорусской Народной Республики. Она, правда, имела в своём происхождении некоторый, так сказать, изъян: будучи создана второпях и в условиях немецкой оккупации, а значит, и не без содействия оной, республика эта и просуществовала недолго, т. е. ровно столько времени, сколько понадобилось Москве, чтобы собраться с мыслями о необходимости усмирения непокорных. С «освободительной миссией» на помощь белорусским пролетариям была послана Красная Армия, которая «освободила» Беларусь от белорусского же (конечно, буржуазно-помещичьего, а на самом деле вполне себе социал-демократического по своим целям и по своему составу) правительства.
Так, на месте недолговечной БНР 1 января 1919 года была (первично) образована большевицкая БССР, тут же вскоре рухнувшая под натиском польской «первой» оккупации. (В августе 1919 ?) Как только поляков потеснили поближе к их собственным пределам, БССР была провозглашена вторично - кажется, 20 июля 1920 года. Но после провала «похода на Варшаву» и разгрома героической РККА, руководимой в том походе М. Н. Тухачевским и присными, поляки, вдохновляемые «начальником государства», бывшим марксистом, Юзефом Пилсудским (между прочим, по утверждениям некоторых исследователей, этническим белорусом родом из-под Осиповичей) и ставшие теперь «белополяками» (а впоследствии и вовсе «пилсудчиками») вернулись, и правительству «второй» БССР пришлось эвакуироваться куда-то на соседнюю территорию (кажется, в Смоленск, входивший тогда в состав РСФСР,) но оно при этом не считалось «павшим».
Последовал период длительной неразберихи, отводов и вводов войск, временных прекращений военных действий, установления линии разграничения, временных и постоянно нарушаемых обеими сторонами (Польша и РСФСР) перемирий, цепь которых сопровождалась то прерываемыми, то вновь возобновляемыми переговорами и торгом по поводу территорий, которые должны были отойти тем или другим, и проведения государственной границы. Спор шёл о землях белорусов, но сами они (даже в лице представителей правителства Мясникова – Мясникяна) к переговорам не допускались; считалось, что интересы БССР вполне могут представлять делегации РСФСР и Украины. «Представлять», может быть, но уж никак не защищать!..
В очень талантливом фильме советских времён «Бумбараш» забавно и в то же время весьма правдоподобно показано, с какой калейдоскопической быстротой менялась власть в российских городах и весях во время Гражданской войны: «белые» бегут - приходят «красные», «красные» отступают - являются «белые», такое вот красно-белое мельтешенье с частой и частичной сменой «декораций» выходит на экране очень смешно и даёт моментальный комический эффект, тем более, что для разнообразия дополняется ещё «германцами» в касках с острыми шишаками и налётами «зелёных» банд. (Современного читателя нужно просветить, что последние не имели никакого отношения к охране окружающей среды, а являлись по существу обыкновенными бандитами, получившими своё собирательное название по фамилии одного из «атаманов» - Зелёный, а вовсе не потому, что большинство из них находили надёжное укрытие в зелёной гуще лесов).
Однако вряд ли такой «рапид» (всамоделишный, а не киношный) вызывал много смеха у тех, кто оказался в том действвительном водовороте событий. Не зря же китайское присловье гласит: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен!» А тут перемены чуть ли не каждый день! Да ещё какие!
Вот и в Беларуси 1919 – 1920 годов происходила подобная же чехарда власти. После очередного «отступления» «белополяков» Наума Маглыша призвали в Красную Армию. Это произошло в августе 1920-го, но где именно и при каких обстоятельствах, об этом «семейные предания» умалчивали. Не станем и мы ломиться сквозь эти умолчания, чтобы во что бы то ни стало установить истину: история имеет право на свои тайны - большие для большой истории и маленькие для истории маленьких людей. Можно, однако, смело предположить, что на призывной пункт Наум отправился без особого энтузиазма, если только вообще - «по своей воле»…
Его направили служить батальонным «инструктором» то ли в 14-й, то ли в 144-й (он этого уже не мог припомнить) пехотный полк , расквартированный в городе Дорогобуж на Смоленщине. Инструктором по какому именно военному делу, неясно, но можно смело предположить, что «инструктор» - это уже какой-то командный состав и что, следовательно, его «офицерство» уже не было тайной для «красных». Не так уж удивительно и то, что он впоследствии не помнил точно номер «своего» полка, пробыл в котором всего-то около месяца. Уже в сентябре 1920 его «откомандировывают» в 21-ю пехотную дивизию на пополнение
Свидетельство о публикации №224082600927