4-9. Сага 1. Глава 4. Республики следуют...

          РЕСПУБЛИКИ    СЛЕДУЮТ   ОДНА   ЗА   ДРУГОЙ
        Однако  мы  с  вами  слишком  уж  увлеклись  частной  жизнью  отдельно  взятого  белоруса  Наума  Маглыша,  а  между  тем  вокруг   свершались  события  действительно  исторического  масштаба:  в  кровавых  муках  рождалась  и  новая  Беларусь.   Она  сама  ещё  не   знала  определённо,  какою  ей  быть:  слишком  уж  разнородны  и  разнонаправленны оказались  общественные  силы,  принявшие  участие  в  этих  «родах»  и  претендовавшие  на  роль  главной  или  даже    единственной  повитухи.  Да  и  сами  эти  «силы»  большой  силой  ещё  не  обладали -  ни  в  материальном  смысле,  ни   в  духовном,  ни  в  идеологическом,  ни  в  политическом,  ни  даже,  приходится  это  признать,  в  культурном.
         Слой  национальной  и  демократически  настроенной  интеллигенции  был  в  Беларуси  ещё  слишком  тонок  и  не  имел  прочной  опоры  в  народной  массе,  по  преимуществу   бедняцко-крестьянской,  тёмной  и  забитой.  К  тому  же  эта  интеллигенция  чаще  всего взрастала  в  польско-католической  традиции  и  по  своей  ментальности,  не  говоря  уже  про  образ  жизни,  очень  отличалась  от  исповедующих  православие  простых   мужиков.    Последние  не  слишком  доверяли   всем  «панам» -  будь  то  польская  шляхта  или  «своя»  белорусская.   Ничего  хорошего  не  ждали  они  и  от  новоявленных  московских  комиссаров,  каждый  из  которых  ставился  по  отношению  к  «тутэйшым»  аборигенам  не  иначе  как  «господин-товарищ-барин»,  то  есть  начальник,  «кiраунiк».
      В  условиях  такого  национального  неединодушия  (нязгоды )  ,  а  проще  сказать  раздрая,   открывалось  широкое  поле  деятельности  для  всякого  рода  «интернационалистов»,  людей  без  роду  и  племени:  и  часто  «в  первых  рядах» тут  шли,  конечно,  вырвавшиеся  из  своих  гетто  и  выплеснувшиеся   за  черту  оседлости,  ополчившиеся  на  своих  прежних  «угнетателей»,    местечковые  евреи.  Не  обходилось   и  без  представителей  «кавказских   революционеров»,   имелись   татары  и,  конечно,  те  же  поляки   (Как  в  таком  деле  да  без  них?!  Нет,  это  никак  невозможно!).  Ну  и,  это  уж  само  собой  разумеется,  «старший  брат»,  русский  большевик,  непонятно  почему  присвоивший  себе   и  старшинство,   и  какую-то  особую   жизненную  умудрённость.
        А. И. Солженицын,  рассуждая  о  феномене  «русскости»,  по-моему,  очень  верно  указал,  что  выражение  «великороссы»  понимается  очень  многими     чаще  всего  превратно:  полагают,  что  оно  указывает  на  некое  особое  нравственное  или  историческое  величие   этого  народа,  а  слово  «малороссы»  в  сопоставлении  с  ним  при  этом  как  бы  умаляет  роль  последних.  Такое  представление  не  только  в  корне  ошибочно,  но  еще  и  крайне  вредно  отражается  на  взаимоотношениях  этих  близких  «родственников».  А  межу  тем  эти  выражения  всего  лишь  фиксируют  то  обстоятельство,  что  представители  одного  народа  многочисленее,  чем  представители  другого.  Это  как  если  бы  мы  говорили,  что  в  кроне  какого-то  дерева  одна  ветвь  или  сук   несколко   толще  и  длиннее  другого.   Всего  лишь.  Но  «толще  и   длиннее»  в  практической  жизни  тоже  имеет  значение,  а  иногда  даже  решающее… 
     Впрочем,   сами  белорусские  мужики  ни  за  кем  из  перечисленных   никакого  превосходства  не  признавали,  если  только  оно  не  выражалось  в  очевидном  материальном  богатстве  (заможнасцi).   Они  для  всех  находили  далекие  от  какого-либо  пиетета  прозвища,  например,  для  русских -  «кацап». 
      Лишь  недавно  я  «обнаружил»,  что  в  фильме  Георгия   Данелия  «Кин-дза-дза»  его  аж  лопающийся  от  «национальной  гордости»  «пацак» - это  не  что  иное,  как  перевёртыш  от  слова  «кацап»,  а  «дз –дз»  (из  названия  фильма)   -  это  уже  похоже  на  нас,  беларусов,  про  которых  ходила  в  своё  время  шутка,  зафиксированная   у  В. И.  Даля:  «Литвин  дохнуть  не  может,  чтоб  не  «дзэкнуць». 
      Что  правда,  то  правда:  «настоящий»  беларус  всегда  легко  узнаётся  по  характерному  только  для  него  акценту.  Может  быть,   сценарист  и  режиссёр  Данелия  таким  образом  решил  вышутить  и  своих   православных  братьев.  А  почему  бы  и  нет:  ведь  подшучивает  он  над  своими  кавказскими  соотечественниками,  причём   всегда   очень  похоже  и  потому  по-настоящему  смешно.
         Но  нам  придётся  на  какое-то  время  вернуться  в  1917-й  год.  В ту   эпоху  началась   «мода»  на  учреждение  национальных  государств  (согласно  принципу  о  «праве  наций  на  самопределение»,  «изобретённому»   В.И. Ульяновым-Лениным).   Спустя  всего  лишь  несколко  дней  после  окончания  Мировой  войны   их,  эти  «национальные  государства»,   стали  провозглашать  и  устанавливать  одно  за  одним:   каждый  народ  -  своё.   
        Поначалу,  сразу  после   октябрьского  переворота  1917  года  в  Петрограде,  было  заявлено  о  создании  РСФСР   в  границах  прежней  Российской  империи,  включавшей  в  себя  и  все  так  называемые  «национальные  окраины»,  т.е.  и   Царство  Польское,  и  Великое  княжество  Финляндское,  не  говоря  уже  о  прочих  -  на  западе,  юге  и  востоке.   Заигрывая  со  своими  социал-демократическими  единомышленниками,  слабая  большевистская  власть  -  в  расчёте  на  скорую  «мировую  революцию»  -  решила, ( т. е.  оказалась  вынуждена)   показательно   «отпустить  на  свободу»  сначала  Финляндию (декабрь  1917),  а  затем  и  Польшу  (ноябрь  1918).
          Но  одного  импульса   в  виде  октябрьского  переворота  в  Петрограде  оказалось  недостаточно  для  «мирного  шествия  революции»  по  всем  просторам  бывшей  Российской  империи,  и  тогда   в  ходе  Гражданской  войны,  столь  желанной  большевикам  и  ими  же  провозглашённой,  запланированной  и  развязанной,  эту  самую   «революцию»  стали  повсеместно  насаждать  по  всей  периферии  с  помощью  местных  «революционеров»  и,  главным  образом,  отрядов   «красной  гвардии»,  то  бишь  вооружённого  сброда  люмпенов,  на  подмогу  которым  уже  спешили  наскоро  сколачиваемые  части  регулярной  Рабоче-крестьянской   Красной  Армии   (РККА)  приблизительно  такого  же  социального  состава..
             На   демократической  волне  Февральской  революции  1917  года  активизировалась  и  национальная  интеллигенция  Беларуси,  организовавшая  к  июлю    свою  «Белорусскую  раду»,  которая  к  марту  1918  года  смогла  создать  и  первое  национальное  правительство,  провозгласив  образование  Белорусской  Народной  Республики.   Она,  правда,  имела  в  своём  происхождении  некоторый,  так  сказать,  изъян:  будучи  создана  второпях  и  в  условиях  немецкой  оккупации,  а  значит,  и  не  без  содействия  оной,  республика  эта  и  просуществовала  недолго,  т. е.  ровно  столько  времени,  сколько  понадобилось  Москве,  чтобы  собраться  с  мыслями  о  необходимости  усмирения  непокорных.  С   «освободительной  миссией»  на  помощь  белорусским   пролетариям  была  послана  Красная  Армия,  которая  «освободила»  Беларусь  от  белорусского  же  (конечно,  буржуазно-помещичьего,  а  на  самом  деле  вполне  себе  социал-демократического  по  своим  целям  и  по  своему  составу)  правительства.    
        Так,   на  месте  недолговечной  БНР   1  января  1919  года  была  (первично)  образована  большевицкая  БССР,  тут  же  вскоре  рухнувшая  под   натиском  польской  «первой»  оккупации.   (В  августе  1919 ?)   Как  только  поляков  потеснили  поближе  к  их  собственным  пределам,  БССР  была  провозглашена  вторично  - кажется,  20  июля  1920  года.  Но  после  провала  «похода  на   Варшаву»  и  разгрома  героической  РККА,  руководимой  в  том  походе  М. Н.  Тухачевским  и  присными,  поляки,  вдохновляемые  «начальником  государства»,  бывшим  марксистом,  Юзефом  Пилсудским   (между  прочим,  по  утверждениям  некоторых  исследователей,  этническим  белорусом   родом  из-под  Осиповичей)   и  ставшие  теперь  «белополяками»  (а  впоследствии  и  вовсе  «пилсудчиками»)  вернулись,  и  правительству «второй»  БССР  пришлось  эвакуироваться  куда-то  на  соседнюю  территорию (кажется,  в  Смоленск,  входивший  тогда    в  состав  РСФСР,)  но  оно  при  этом  не  считалось  «павшим».
       Последовал  период  длительной  неразберихи,  отводов  и  вводов  войск,  временных  прекращений  военных  действий,  установления  линии  разграничения,  временных  и  постоянно  нарушаемых  обеими  сторонами  (Польша  и  РСФСР)  перемирий,  цепь  которых  сопровождалась  то  прерываемыми,  то  вновь  возобновляемыми  переговорами  и  торгом  по  поводу  территорий,  которые  должны  были  отойти  тем  или  другим,  и  проведения  государственной  границы.  Спор  шёл  о  землях  белорусов,  но  сами  они  (даже  в  лице  представителей  правителства  Мясникова – Мясникяна)  к  переговорам  не  допускались;  считалось,  что  интересы  БССР  вполне  могут  представлять  делегации  РСФСР   и  Украины.   «Представлять»,  может  быть,  но  уж  никак  не  защищать!..
      В  очень  талантливом  фильме  советских  времён  «Бумбараш»   забавно  и  в  то  же  время  весьма  правдоподобно  показано,    с  какой  калейдоскопической  быстротой  менялась  власть  в  российских  городах  и  весях  во  время  Гражданской  войны:   «белые»  бегут  -  приходят  «красные»,  «красные»  отступают  -  являются  «белые»,  такое  вот  красно-белое  мельтешенье  с  частой   и  частичной  сменой  «декораций»  выходит  на  экране  очень  смешно  и  даёт  моментальный  комический  эффект,  тем  более,  что  для  разнообразия    дополняется  ещё  «германцами»  в  касках  с  острыми  шишаками   и   налётами  «зелёных»  банд.  (Современного  читателя  нужно  просветить,  что  последние  не  имели  никакого  отношения  к  охране  окружающей  среды,  а  являлись  по  существу   обыкновенными  бандитами,    получившими    своё   собирательное  название  по  фамилии  одного  из  «атаманов» -  Зелёный,  а  вовсе  не  потому,  что  большинство  из  них  находили  надёжное  укрытие  в  зелёной  гуще  лесов). 
       Однако  вряд  ли  такой  «рапид»  (всамоделишный,  а  не  киношный)  вызывал  много  смеха  у  тех,  кто  оказался  в   том  действвительном  водовороте  событий.  Не  зря  же  китайское  присловье  гласит:  «Не  дай  вам  Бог  жить  в  эпоху  перемен!»    А  тут   перемены  чуть  ли  не  каждый  день!  Да  ещё  какие!
        Вот  и  в  Беларуси  1919 – 1920  годов  происходила  подобная  же  чехарда  власти.  После  очередного  «отступления»  «белополяков»  Наума  Маглыша  призвали  в  Красную  Армию.    Это  произошло  в  августе  1920-го,  но  где  именно  и  при  каких  обстоятельствах,  об  этом  «семейные  предания»  умалчивали.  Не  станем  и  мы  ломиться  сквозь  эти  умолчания,  чтобы  во  что  бы  то  ни  стало  установить  истину:  история  имеет  право  на  свои  тайны  -  большие  для  большой  истории  и  маленькие  для  истории  маленьких  людей.  Можно,  однако,  смело  предположить,  что  на  призывной  пункт  Наум  отправился  без  особого  энтузиазма,  если только  вообще  -  «по  своей  воле»…
      Его  направили  служить  батальонным  «инструктором»  то  ли  в  14-й,  то  ли  в  144-й  (он  этого  уже  не  мог  припомнить)  пехотный  полк ,  расквартированный  в   городе  Дорогобуж  на  Смоленщине.  Инструктором  по  какому  именно  военному  делу,  неясно,  но  можно  смело  предположить,  что  «инструктор»  -  это  уже  какой-то  командный  состав   и  что,  следовательно,  его  «офицерство»  уже  не  было  тайной  для  «красных».  Не  так  уж  удивительно  и   то,  что  он  впоследствии  не   помнил  точно  номер  «своего»  полка,  пробыл  в  котором   всего-то  около  месяца.  Уже  в  сентябре  1920  его  «откомандировывают»  в  21-ю  пехотную  дивизию  на  пополнение


Рецензии