Баня. оо
Когда мама получила извещение о гибели своего мужа Трояшкина Василия Фёдоровича летом 1943 года," ей было 22 года.
Мы жили в Свердловске ( ныне Екатеринбург)о. Отец работал на Уралмаш заводе. бригадиром плотников.У нас была трёхкомнатная квартира. Жили хорошо (по рассказам мамы)..
Отца забирают на войну, хотя на него была бронь (нельзя было забирать,нужен был на заводе).
Немец подходит к Москве, дедушка Яков( мамин отец) приезжает за нами из К
мня-.на- Оби и увозит нас в свой городок. Малюсенькая избушка, пол земляной, настил из досок- это для нас всех кровать и русская печка, с которой мы почти не спускались. Мама рассказывала,что привязывала меня за колышек, вбитый в печку,а сама ходила то за водой на ключик ( единственная достопримечательность того времени) Вода в нём была чистая м вкусная, может быть даже полезная, потому что мы остались живы.
Много натерпелись мы за это время, мама поехала за прутиками и там почти замерзла, была в коме, но врач спас её. Чувство голода не покидало нас. Мы постоянно хотели есть. Через год, когда созрел урожай на огороде, мы немного ожили, а потом родные помогли купить корову. С молоком стало веселее.
Мама устроилась грузчиком на пристань. Мы подрастали. Когда были маленькие, мама купала нас дома.Грела воду в чугунах в русской печке и купала в корыте. У нас были хорошие косы, мама боялась, что в волосах появятся вши, часто мыла нам головы, а мыло им давали на пристани,так как грузчики разгружали с баржи уголь, соль. Мама делала щёлок: в воду добавляла золу древесную , вода становилась мягче. Может быть, волосы росли из-за хорошей воды.
Когда повзрослели,дома купать стало трудно, и мама водила нас в городскую баню. Баня на берегу Оби. Двухэтажное каменное здание, три большие ступеньки. Заходим внутрь. Это женское отделение. Стоят два больших дивана, один двухсторонний. Это место ожидания своей очереди. Многие принесли с собой берёзовые веники. На втором этаже - мужское отделение. Там есть маленький ларёк. где можно купить газировку. Стакан стоил копейку. Но часто хватало не всем. Если успевали купить, то пили медленно,
блаженствуя.
Справа от зала ожидания находились ванные комнаты и душ. Туда ходили более обеспеченные люди.
Когда подходила очередь, мы заходили в раздевалку, где стояли шкафчики для одежды. Около каждого шкафчика - тазик. Мы раздевались, брали тазы и шли в моечное отделение, где были большая скамья с перегородкой посредине. Можно было мыться с одной и другой стороны. Около стены стояла широкая скамья без перегородки. В моечной были два крана с горячей и холодной водой. Мама мыла места для нас с мылом, потом наливала нам теплой воды, а в свой таз более горячей воды и мыла нам всем головы сначала, а потом каждую намыливала и терла по несколько раз. Однажды после такого мытья я говорю маме:
-Мам, посмотри мне на спину!
-А что такое там?- спрашивает она.
-Кожа на месте, а то что-то щиплет.
Соседка,сидящая рядом расхохоталась.
Вымыв нас, она шла в парную, парилась там долго, отдыхала и снова парилась, выходила оттуда красная распаренная, обливалась тёплой водой и отходила от жары.
Однажды, когда мы уже повзрослели, она взяла меня в парную. Там было так жарко. Я села на первую ступеньку, а мама -на полок, где парились взрослые. Какая-то женщина поддала целый ковшик воды на горячие трубы, пошёл такой жар,что я испугалась, соскочила со ступеньки,побежала из парилки,заплакала и кричала:
-Мамочка, спасайся, сгоришь! Мои сестрёнки тоже закричали,подбежали к двери парилки. Наделали такой переполох в бане.
Однажды мама сказала нам, что хочет взять билеты в ванну.Все так обрадовались!
Смотрю сейчас на ванну в любой квартире и вспоминаю то ощущение трепета перед неизвестным! Мы все трое залезли в ванну и накупались. Мама начала нас мыть,как всегда, с пристрастием. Мыться в ванной можно было только 1 час.
Поход в баню продолжался заходом в орсовский магазин.В этом магазине отоваривались речники: капитаны. матросы и другие работники пароходства.
В этом магазине продавцом работала мамина подруга тётя Маша. Она давала нам маленьких конфеток. Мама их называла лампасетки. Мы смотрели на полки, где стояли банки с тушёнкой, с компотом, а мама говорила нам:
-Пойдёмте, девчонки.это не для нас.
Домой шли пешком, автобусов тогда ещё не было.
Свидетельство о публикации №224082600932