Отзыв о фильме Атлас 2024

Этот фильм, безусловно, найдёт свою аудиторию - он понравится не особенно искушенным любителям научной фантастики и, конечно, поклонникам Дженифер Лопес, сменившей амплуа из ромкомов на образ сильной женщины с непростой жизнью.

Но фильм может дать пищу для размышлений и тем, кто любит докапываться до сути вещей, устанавливать причинно-следственные  связи и скрытые закономерности, потому что затрагивает такие важные вопросы, как восстановление утраченного доверия, чувство вины и мера ответственности, отношения в семье - то есть то , что так или иначе незаметно формирует завтрашний день Человечества.

Итак, женщина-аналитик Атлас против Искусственного Интеллекта в образе восставшего домашнего робота Харлана, перепрограммировшего остальных своих собратьев и уже ставшего причиной смерти трёх миллионов людей. Робот, которого создала её мать, который стал ее старшим братом... Человечество против новой угрозы более умных и непокорных машин.

 Идея, конечно, не нова, но в фильме затронуты важные темы и он мог бы вызвать сильную рефлексию, если бы его драма не преподносилась бы так сухо, а значимые моменты занимали бы больше экранного времени. Когда они занимают несколько секунд, представляют из себя видеоряд, который никак не комментируется, не обьясняется словами, то у многих зрителей просто не может сложиться полноценная картина происходящего. Ведь, как известно, все мы видим разное, когда смотрим на одно и то же. У каждого из нас свой уникальный ассоциативный ряд, возникающий на образы и события  и поэтому то, что хотел показать режиссер, может так и остаться не понятным. Некоторые детали упоминаются, но затем не повторяются и успевают забыться к тому моменту, когда смысл их появления наконец-то мог бы проявиться. Для этого нужно пересматривать фильм дважды, а такого желания в общем-то не возникает. Например, в начале фильма упоминается несговорчивый, недружелюбный характер героини, и что с ней не уживется даже цветочный горшок. И затем мы видим множество интересных спецэффектов, полностью стирающих из памяти это мимолетное упоминание о цветочном горшке. И где уж об этом вспомнить в конце фильма, когда героине как раз и дарят горшок с цветком с той самой планеты, где произошло изменение её сознания и обретение доверия к другим. Это символ того, что жизнь героини теперь примет другой оборот и для неё стали возможны эмоциональные связи и дружеские отношения!   

Сам фильм в основном демонстрирует передвижение - путь спец.отряда до искомой планеты, где скрывается восставший робот Харлан, основательно подготовившийся к прилету гостей и задающий им жару, и затем перемещение героини по этой планете внутри огромного робота Смитта, оснащенного новой версией Искусственного Интеллекта, с которым она не хочет устанавливать никакую связь - ни эмоциональную, ни тем более нейронную, дающую слияние ИИ и человеческого сознания - новый уровень восприятия и возможностей. Но необходимость выжить вынуждает её шаг за шагом к сближению с ИИ. И только при повторном просмотре замечаешь, что до этого Атлас уже дважды была спасена именно ИИ, принадлежавшему командиру отряда рейнжеров! Что перед нами эквивалент противостояния доброго и злого ИИ, "за" и "против" человека.

На самом деле, в фильме много логических неувязок. Если вокруг Земли создан защитный барьер, то как на Землю попадает Каско - первый помощник восставшего робота ? Кстати, как окажется, он тоже был домашним роботом в семье Атлас. И тоже предал её. Не повезло же девочке с семьёй.

Почему Каско при встрече пытается убить Атлас, если в конце фильма выясняется, что она была нужна главному злодею, чтобы получить коды доступа через защитный щит к Земле?

Почему отряд рейнджеров, полетевший к планете злодея, и считающийся супергероями, так беспечен и малочислен? Двадцать восемь лет ожидания новой угрозы явно использованы неэффективно. Один Каско уже противостоял целой куче людей! А что может ждать их на планете с Харланом, обещавшим довести дело против людей до конца?
 Никакой разведки планеты, её ландшафта, технологий, поиска жизни... Никакого превентивного удара каким-нибудь парализующим зарядом, типа ионной бомбы, по планете!
 Нет, отряд рейнжеров с ходу попадает в смертельную засаду со смешным  оправданием "их намного больше нас". А вы на что расчитывали, планируя поимку "самого опасного террориста"?

Почему Атлас, названная супер аналитиком, никак свой талант не проявляет? Да, она гениально обыгрывает в шахматы ИИ своего умного дома. Быстро добывает из головы Каско ответ на единственный вопрос - где скрывается Харлан? Но почему гениальный аналитик не спрашивает:" Каско, зачем ты вернулся? И как ты к нам пробрался?"
Аналитика хватает только на истерику перед отрядом рейнджеров "не доверяйте ИИ!!!"  и слабый шепот перед их командиром "я думаю это ловушка Харлана". Где сам анализ его умной ИИ головы? Графики там, сценарии поведения и принятия решений, разработка нескольких планов взаимодействия с ним?

Почему робот Каско имеет такую богатую человеческую мимику, а робот Харлан совершенно ее лишен?

 Фабула драмы главной героини раскрывается только в конце и здесь она наконец-то начинает вызывать нужные эмоции у зрителя.
Все это делает фильм откровенно слабым, недоработанным.

И все же, я посмотрела этот фильм дважды. Он по касательной говорит о важных вещах для многих людей. Например это:" Ты не виновата. Ты не можешь нести ответственность за то, над чем у тебя нет власти" - говорит главной героине Смитт. "Ты долго несла этот груз на своих плечах, но теперь ты не одна". Атлас долго сражалась со своей болью один на один и искала путь остановить Харлана, но даже самый умный и сильный человек - всего лишь человек. И ему/ей нужны другие люди, чтобы разделить боль, увидеть новые пути к решению задач, получить поддержку и наполнить свою жизнь теплом и светом. Атлас была глубоко несчастна и зритель смотрит на это через крупные планы Дженифер Лопес в течение всего фильма. А даже очень красивые люди в плохих состояниях - это мало привлекательное зрелище. И когда наконец-то её героиня Атлас впустила в свою душу кого-то ещё, приняла помощь, увидела другой взгляд на свою проблему, она обрела возможность стать другим человеком! Теперь с ней уживется цветок в горшке, теперь у неё есть силы осуществить давнее тайное желание быть рейнджером, и теперь у неё есть ИИ-друг Смитт...Она улыбается, она начала жить! Стоило бы сделать это намного раньше - поговорить о своей проблеме с кем-то, принять помощь и не мучиться почти тридцать лет в одиночку!

Интересно, что на протяжении диалогов Атлас и Смитта, последний проявляет себя в том числе и как её личный психотерапевт. Он запрограммирован на слияние с человеком, он должен понять своего человека и адаптироваться к нему. Он ощущает эмоции своего человека, разделяет их, помогает осознать их и прожить. Он просто милашка, не скандалит, не качает свои права, не обижается, не шантажирует, не хлопает дверями...Намного более подходящий объект для построения связи, чем многие другие люди. Идеальный друг для человека! И это то будущее, куда мы движемся. Кто откажется от такого помощника, который всегда рядом и сама суть существования которого - быть идеальным дополнением для тебя? Есть о чем задуматься и оценить перспективу дружбы, да и других форм эмоциональной связи между человеком и человеком, человеком и ИИ.

И последний, самый важный момент. Всех в фильме заботит, как Харлан перепрограммировал остальных роботов для атаки на людей. Но никто не задается вопросом - почему Харлан пришёл к такому решению. Кажется, он сам говорит - люди не живут в гармонии с окружающим миром, они угрожают всем остальным видам и их собственное самоистребление - лишь вопрос времени. Но пришёл бы Харлан к такому выводу, если бы его создала женщина, которая любила бы свою дочь больше, чем своего робота? Если бы маленькая Атлас была счастлива в своей семье, в ней бы были крепкие эмоциональные связи, уважение и поддержка? Вряд ли. Любовь - это противоядие от ненависти, от любых деструктивных идей. Мама Атлас хотела с помощью ИИ создать новый мир для всех. А нужно было сначала создать мир в своей семье, дать вырасти свой дочери в любви! Показать образец этого самого нового мира в миниатюре. Технологии вторичны. Любовь - то, без чего нельзя обойтись! И в конечном итоге любовь (эмоциональная связь) - это то, что спасло Атлас и через нее весь земной мир.


Рецензии