Наполеон - отец скифской археологии
Во второй половине XVIII веке в правление Екатерины II тема скифов в России актуализируется. До этого изданный в 1674 году Киевский Синопсис, фактически служивший учебником русской истории, считал скифов татарами:
"страна ... Скифская , идеже ныне сидят скифи, или татаре", "Скити, тыи ж татаре, от горы Скифи нареченны суть", "апостол Андрей Первозванный ... пустися... къ скифам, или татаром".
Это было вполне логично, поскольку Геродот описал скифов как жестоких варваров, отделяя их от "цивилизованных" народов.
Вот и знакомый нам Готлиб Байер, "зачинатель истории как науки в России", писал:
"неприемлю, чтоб россиане подложное ску;ов было исчадие" (О начатке и древних пребывалищах скифов, Краткое описание комментариев Академии наук на 1728 год).
Однако во второй половине 18 века Российская империя присоединила к себе земли будущей Новороссии, в 1774 году к России отошел Крым.
Земли геродотовых скифов оказались в составе Российской империи и теперь сам бог велел считать скифов одними из прародителей русских. Тем более, что тот же Синопсис писал, что вместе скифы и москва с русью составляли Сарматию:
"О народе Савроматии или Сарматии страна есть вся в той же Европе... Однако она делится на две части - одна Скифская, которую ныне населяют скифы или татары, вторая - где москва, русь, поляки, литва, прусы и прочие обитают" (Синопсис, О народе сарматском и о наречии его).
"Нестор точно сказывает, что поляне, древляне, бужане, радимичи, вятичи, хорваты и дулебы от греков называемы были великая Скифия" (18), - так писала Екатерина Великая в "Записках касательно русской истории" (1787).
(В ПВЛ об этом сказано под годом 6415 (907): "Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и полян, и северян, и древлян, и радимичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли «Великая скифь»").
Как написал один из современных нам публицистов: "Какое символичное совпадение: едва начав осваивать край, русские прикоснулись именно к тем скифам, которые за 25 веков до этого только пришли в Причерноморье, основав здесь свою Великую Скифию".
Поэтому скифов Екатерина рисует исключительно в положительных тонах:
"О нраве и обычае древних скифов сказывают, что дружбу весьма почитали и за честь и славу ставили помогать другу во всякой нужде и опасности.
Дружбы неустрашимых людей искали паче иных.
Избрав друга, обязывались до смерти сохранять дружбу....
Золото и драгоценные каменья пренебрегали, а почитали только добродетели.
У них суд отправлялся по здравому рассудку без письменного закона.
Они строго запрещали и наказывали воровство.
Сие было причиною, что их многочисленные стада без стражи паслися.
Все их законы клонились ко вложению добродетелей и неустрашимости.
Все писатели единогласно хвалят добродетели, наипаче же справедливость скифов.
Трижды скифы победили всю Азию" (19,20).
Однако скифский миф пока внедрялся в России с трудом. Екатерина Великая была занята Греческим проектом. Заключался он в "восстановлении древней Греческой империи на развалинах ныне господствующего на прежнем месте оного варварского (османского - А.П.) владычества, конечно, при непременном с моей стороны условии поставить это новое Греческое государство в полную независимость от моей собственной державы, возведя на его престол младшего из моих внуков, великого князя Константина" (Письмо Екатерины II императору Священной Римской империи Иосифу II от 10 (21) сентября 1782 года, Русский архив. Кн. 1. М., 1880). Для реализации этого и подобных западных проектов по созданию независимой Греции разрабатывался миф о Древней Греции, внедрявшийся в среду урумов (подданных османского руми-миллета), которые впоследствии при образовании Греции получили название эллинов. Поэтому и присоединение прибрежных территорий Новороссии трактовалось как овладение наследием Древней Греции. В этом ключе велись и археологические работы на территории Новороссии и Крыма.
"Постановлением Общего собрания Академии наук 26 января 1820 г. разработка плана работ экспедиции в Крым и Тамань была поручена акад. Кёлеру... 29 мая 1821 г. Кёлер выехал из Петербурга, а вернулся 5 месяцев спустя, 31 октября... По итогам поездки 23 ноября 1821 г. Кёлер представил на рассмотрение Конференции АН рапорт, где разделил памятники архитектуры Причерноморья на два класса — более сохранившиеся памятники византийской, генуэзской, татарской и турецкой архитектуры... и развалины «циклопических» построек, храмов и других зданий времен античной Греции" (Тункина И.В. Русская наука о классических древностях юга России (XVIII— середина XIX в.), М., Наука, 2002 гл.2).
Как видим, никаких скифских древностей нет и в помине.
Споры о "скифских древностях" велись вплоть до начала 20 века:
"До второй половины XIX в. включительно исследователи рассматривали погребение в Куль-Обе как захоронение боспорского царя. Лишь в работах Д.Я.Самоквасова (Caмоквacов Д.Я. Могилы русской земли. М., 1908) были впервые приведены серьезные аргументы в пользу варварского, собственно скифского обряда этого захоронения и погребения в кургане Патиниоти. Впрочем, не все специалисты согласились с такой этнокультурной атрибуцией" (Колтухов С.Г., Формирование и развитие скифского направления в археологии Крыма, Проблемы истории, филологии, культуры, №14,2004 с.210).
Однако далеко вперед скифскую археологии Крыма и Новороссии двинул французский император Наполеон Бонапарт. Наполеон, вообще, сделал большой вклад в современную историческую науку. Именно он установил рамки древнеегипетской хронологии, перед сражением 21 июля 1798 года у пирамид в Гизе обратившись к своей армии со словами: "Солдаты, сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид". После этого историкам сомневаться в древности египетской цивилизации уже не приходилось.
Большой вклад сделал Наполеон и в развитие мифа о Древнем Риме и глобальной древнеримской империи. Себя и свою державу он считал наследниками древнеримских императоров и активно поддерживал архитектурный стиль ампир, якобы взявший за основу архитектуру Древнего Рима.
А, созерцая 16 сентября 1812 года из Кремля горящую Москву, Наполеон воскликнул: «Какое ужасное зрелище! Это они сами! Сколько дворцов! Какое необыкновенное решение! Что за люди! Это скифы (Quel effroyable spectacle! Ce sont eux-m;me! Tant de palais! Quelle r;solution extraordinaire! Quels hommes! Ce sont des Scyth)» (S;gur Ph.-P. La campagne de Russie. M;moires. P., s.a. P. 185-186).Наполеону также приписывают фразу, что русские в 1812 году применили против него "скифский план" войны.
После этого мысль, что русские - это скифы, стала неумолимо входить в общественное сознание и в российскую археологию, которая теперь знала, что ей надо искать.
Свидетельство о публикации №224082701200