Братство Арбата, Картина 1
(Вперед в прошлое)
Одноактная пьеса, (12+)
Литературно-музыкальная композиция.
2 мужские роли, 1- женская. Совмещение ролей нескольких персонажей.
Массовые сцены - стрельцы, гости на балу, герои пьесы «Принцесса Турандот».
Время действия: 1565 - наши дни.
«Ах, Арбат, мой Арбат…, ты – мое отечество…». Особый мир и «город внутри города». Откуда взялось это странное название? Можно ли пройти любимую улицу до конца, которая во все времена течет и течет, как река…? Пройти по волнам нашей памяти, со всеми ее «притоками» - переулками…
Студенты Серега и Маринка, коренной москвич и девушка, приехавшая на учебу из небольшого провинциального городка, будущие историк и актриса, создают свое «братство-арбатство» и отправляются в «путешествие во времени» - по следам прошлого. За ними увязывается странноватый пожилой прохожий… Вместе они пытаются разгадать тайны и секреты старинной улицы – перевоплощаются и примеривают на себя образы реальных исторических личностей, литературных и театральных персонажей, чьи судьбы в той или иной степени были связаны с Арбатом. При всех различиях мнений героев разного поколения, отцов и детей, неизменным остается одно – любовь к родному городу.
Действующие лица:
МАРИНКА /Марья/Натали Гончарова/ Нина Петровская/Марина Цветаева/Принцесса Турандот/ Алика-неформалка.
СЕРЕГА /Стрелец/Александр Пушкин/Андрей Белый/Илья Эренбург/ Принц Калаф/ Мальчик Бананан.
ПРОХОЖИЙ /Опричник/ Павел Нащокин/Михаил Соловьев/Сергей Волконский/Игнатий Нивинский/ Участковый.
КАРТИНА 1.
(Наши дни. Угол Арбата и Плотникова переулка. Дом № 43).
На декорации (заднике сцены) виднеется "кусочек арбатского двора" – изображение памятника Булату Окуджаве (две полуарки, образующие подворотню, две скамейки, фигуру поэта и его тень, уходящую во двор).
Лето. Сумерки. На сцене под «живым» деревом на скамейке сидит молодой парень Серега в очках, потертых джинсах и клетчатой рубашке-ковбойке. Перебирает струны гитары и негромко напевает.
СЕРЕГА.
- «Ах, Арбат, мой Арбат, ты моя религия.
Мостовые твои подо мной лежат.
От любови твоей вовсе не излечишься,
Сорок тысяч других мостовых любя.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое отечество,
Никогда до конца не пройти тебя».
Мимо проходит пожилой человек с палкой. Останавливается и присаживается на скамейке напротив.
ПРОХОЖИЙ (ворчливо). Опять поешь, значит?
СЕРЕГА. Пою. А что нельзя? Время – детское…
ПРОХОЖИЙ. Так для вас, певунов-горлопанов, целую улицу на откуп отдали… Пой – не хочу…, свои буги-вуги… Тьфу… Да еще и денежки за это капают… Давай, туда! Топай, топай. Чего тут расселся…
СЕРЕГА. А я не за деньги пою… И мне тут нравится… Здесь тихо. Никто не мешает… Торгашей нет… И тут - его аура…
ПРОХОЖИЙ. Окуджаву, что ли… на самом деле любишь? Странно…
СЕРЕГА. А чего странного-то? Мы, как и он – дети Арбата…
ПРОХОЖИЙ. Вы?
СЕРЕГА. Ну не мы, так отцы наши. У меня, между прочим, дед на старом Арбате родился. В роддоме у Грауэрмана. Так что, арбатство, считайте, у меня в крови, в прямом смысле... А тут еще этот двор…, с человечьей душой…Как сюда прихожу, вдруг что-то-такое…, такое внутри просыпается. Помимо меня… Черт его знает – откуда… Я ведь вообще-то не певец…
ПРОХОЖИЙ. А кто?
СЕРЕГА. Историк… Ну… будущий, то есть… А после лекций – так и тянет сюда… От Никольской до Арбата - рукой подать. Ноги сами идут.
ПРОХОЖИЙ. Бедный студент, значит.
СЕРЕГА. Ну почему, бедный? Иногда в «Праге» грузчиком подрабатываю. Там неплохо платят. А когда совсем «голимо», предки кое-что подбрасывают…, до стипухи…
ПРОХОЖИЙ. А живешь где? Москвич или приезжий?
СЕРЕГА. Формально - в Марьино. Но там только ночую, да и то - зимой. А летом тут, в основном, тусуюсь … До утра… У нас в новостройке таких классных дворов нет.
ПРОХОЖИЙ. Эт точно. А песню «Арбатский дворик» знаешь?
СЕРЕГА. So-so…То есть боль-мень…
ПРОХОЖИЙ. Напой. Я заплачу (Вытаскивает из кармана сторублевую бумажку).
СЕРЕГА. Сказал же – за деньги не пою.
ПРОХОЖИЙ. Ишь ты…, какой гордый…
СЕРЕГА (вполголоса, перебирая струны и не совсем попадая в ноты).
- «Пускай моя любовь как мир стара, —
лишь ей одной служил и доверялся
я — дворянин с арбатского двора,
своим двором введенный во дворянство».
- Черт… Дальше забыл.
ПРОХОЖИЙ. «За праведность и преданность двору…»
СЕРЕГА. Угу. (продолжает петь).
- «пожалован я кровью голубою.
Когда его не станет — я умру,
пока он есть — я властен над судьбою».
Повторяет (без гитары), пытаясь вспомнить дальнейший текст.
- Пока он есть…, пока он есть — я властен над судьбою….
Появляется Маринка, подруга Сереги (в длинной юбке с принтом – «китайские драконы», на шее – длинный воздушный шарф), с холщовой сумкой на плече и громко декламирует.
- «Не плачь, Мария, радуйся, живи,
по-прежнему встречай гостей у входа…
Арбатство, растворенное в крови,
неистребимо, как сама природа».
СЕРЕГА (с иронией). Ну, наконец-то… Явилась, «принцесса Турандот». Что-то ты сегодня долго. Целый час уже жду. Тут от вашего актерского «замка с рыцарями» - всего 5 минуть ходу по Арбату.
МАРИНКА (запыхавшись). Нам принцессам положено опаздывать, Сергунок. Уф… На репетиции задержали. Даже переодеться не успела. Потом в буфет заскочила. На – держи бутерброд и пирожок, зануда архивная. Еще теплый… (Вытаскивает из сумки и протягивает Сереге сверток с едой. Плюхается рядом с парнем на скамейку). - Потом – в библиотеку Лосева забежала… Уникальное все-таки местечко…
СЕРЕГА (разворачивая сверток). Ну-ну… Только там актрисам-принцессам неинтересно, наверное…
МАРИНКА (возмущенно). Что? Значит, ты меня пустышкой считаешь или провинциальной дурой? Еще скажи – понаехали тут… (Обиженно отворачивается).
СЕРЕГА. Да ладно тебе, Маринка… Ты че завелась? Ну…, ляпнул сдуру. Ты же знаешь, что я так не думаю.
МАРИНКА. А вообще-то - ты прав... Там в читальне одни очкарики заумные, вроде тебя. Как в кино «Москва слезам не верит».
СЕРЕГА (обиженно). Ну, знаешь… Не буду тогда тебе ничего про Арбат рассказывать… (Встает и делает вид, что собирается уходить).
ПРОХОЖИЙ (под нос, тихо). И правильно. Вот это - по-мужски. А то - понаехали…
МАРИНКА (просительно). Ну, Серега… Не злись. Я только пробежалась глазами по «дяде Гиляю» - и все. Всего…, всего на 5 сек. Только проверить. И ты был прав - про Арбат у него ничего нет…
СЕРЕГА (со смешком). Ну так… Аск… Кто у нас историк – ты или я? А где еще 40 минут потеряла, а? Может, ты и в Вахтанговский на первый акт успела? Всего-то на 5 минут… (Дожевывая). – А пирожок-то уже холодный… Ладно – пошли, кормилица моя.
МАРИНКА (размахивая руками). А куда сегодня поплывем? Вправо? Влево? По четной или нечетной?
СЕРЕГА. Да какая разница… Рули сегодня сама, капитанша.
МАРИНКА (указывая рукой). Тогда сначала туда - в сторону Смоленки. В глубь веков - на Всполье. Красивое название – Всполье... Старинное. Жаль, что нигде в Москве не сохранилось… Вот у нас в городе – целый район так называется.
СЕРЕГА. Почему не сохранилось? Вспо;льный переулок в Москве есть. Только чуть в другой стороне. Между Малой Никитской и Спиридоновкой. А мы с тобой сегодня поплывем по Арбату туда, где при Иване Калите когда-то были поля да овраги…, а при Грозном – на этой пустоши начали строительство нового Белого города и царского дворца на Воздвиженке… Ну что – мир?
МАРИНКА (притворно). Ну…Не знаю… Ладно-ладно. Мир и Братство. Наше с тобой Братство Арбата. Давай, пять!
Молодые люди хлопают ладонями обеих рук в знак примирения. Встают. Серега берет гитару, сумку подруги, перевешивает на плечо. Медленно, обнявшись и покачиваясь, они идут, будто плывут, в сторону, указанную Маринкой.
ПРОХОЖИЙ (вслед). Э-э, ребят, а как же «дворик» допеть?
СЕРЕГА (вполоборота). Завтра… Завтра допоем. А «маленький дворик» и тепло его камней «пока «с собой уношу…» Завтра приплывем и допоем. На рассвете приходите. Вместе допоем…
Маринка и Серега уходят, напевая.
- «Ты течешь, как река. Странное название.
И прозрачен асфальт, как в реке вода...
Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое призвание.
Ты и радость моя, и моя беда».
Прохожий ковыляет за ними вслед, опираясь на палку. Свет гаснет.
Свидетельство о публикации №224082701218
И интригует, маня
Вослед с героями.
Спасибо!
Понравилось!
Варлаам Бузыкин 16.03.2025 14:08 Заявить о нарушении
Пьеса интригующая.
Лидия Гладышевская 16.03.2025 17:54 Заявить о нарушении