Из 7 идей за 7 дней
Закончился очередной бесплатный мини-марафон для писателей в Курсах Писательского Мастерства ВК (https://vk.com/pisateli_rf).
В этот раз было "7 идей за 7 дней"
Ну и пока тудым-сюдым, решил собрать то, что написалось, в кучку. Я-то ведь пришёл туда решать собственные задачи, ступор (бывает такое, что сказать есть, а как -- ступор), то есть задачи победить в марафоне перед собой не ставил. Только победить себя. Может, поэтому получилось, как мне кажется, неплохо?
Впрочем, судить вам! Публикую уже "слегка обработанное напильником", а не черновики, как было в марафоне
***
ДЗ-1 касалось "найти по новостям города, где ты живёшь, то, что может стать сюжетом"
Да зачем поисковик, если я всё это видел сам!
В субботу около полудня город остался без света. В области нет своей генерации, укрофаши взорвали плотину. И вся электроэнергия идёт из соседней области. И вдруг в августе гроза со смерчем, и падают опоры ЛЭП на 150 кВ. И полторы области без света.
Казалось бы, и что такого? Ведь это все не в каменный век рухнуло? Однако не будем спешить. Нет света — значит, нет воды. Насосы от ветра и южного моря воду не качают. Нет света — встало все управление. Потому как даже светофоры не от пятен на солнце питаются. Нет света — ни согреться, ни еду приготовить. Потому что все на электричестве. И самое страшное: без света просто умерла вся связь.
А где-то там идёт война, Курск атакуют злобные укропы. А где-то здесь весь город встал в очереди на заправки, потому как домашние генераторы хотят бензина или дизеля. А всюду вдруг закрылись все супермаркеты, потому что если нет связи, то ни картой оплатить, ни из банкомата денег взять. И ближе к вечеру субботы город накрыла паника!
А-а-а, укропы идут! Они же так и обещали: сдохнет связь, и они придут мстить! Да что ты мне про Курск, они и сюда придут! А с чего ты взял, что Курск не рядом? Что, тысяча километров? Нет, ты уверен, что они прямо сейчас к городу не подбираются? Они же обещали на Крым? Да и пофиг, что Крым далеко, а вдруг через нас? Ты же российский паспорт получил, спасайся! А ты чего стоишь, ты же больше года от них получаешь пенсию, беги! Они всем отомстят, ты же называл Зеленского паршивым брехуном и шелудивым предателем? Вот теперь они придут мстить, и ты за базар ответишь! Да пофиг, что это русские за базар, а ответишь ты жизнью своей укропам! А-а-а, спасайте, нас всех сейчас укропы убьют!
А с неба на это безумие молча взирали громадные и холодные южные звёзды.
Воскресенье началось с того, что на заправках выстроились очереди автомобилей. И перепуганные трусливые обыватели сами вручную качали топливо себе в баки, расплачивались не считая сдачи и удирали из города. Потому что испугались сами себя. Потому что в городе не было связи. И молчали СМК.
А ближе к вечеру дали свет. То ли вышки починили, то ли нашли обходные пути. И в кранах зажурчала вода, и в кухнях зашкворчали на кухнях сковородки с рыбой, и зазвонили телефоны, открылись сайты и мессенджеры, зашаманили телевизоры, и оставшиеся в городе жители, выходя на улицу с чаем или чем покрепче, дружно осмеивали "тех идиотов, которые смылись"
А в понедельник с утра потянулись в город караваны возвращенцев. Конечно, они очень вольные каменщики, настолько вольные, что могут всё бросить и сперепугу удрать, без обязательств, без привязанностей, без долга. И камень у этих самых явно из очень тяжёлых, твердых и холодных, если вместо сердца и совести. Но какая действенная магия СМИ, если всего за ночь растопила камни и вернула человека в душу труса? Всего за ночь научила душу стыду!? Надолго ли?
И вот стоишь с утра, а мимо едут, и едут, и едут. И все отводят глаза. И ты понимаешь, что даже смотреть на них не надо, не то, что говорить: им и так тебя видеть стыдно.
А надо бы, чтоб себя...
***
ДЗ-2. Вспомните и опишите своё самое яркое воспоминание
Самое яркое воспоминание? Ярче смерти и похорон родителей, ярче боя? Есть такое, но не думаю, что оно понравится. Или вставится в художественный текст По крайней мере, пока.
Я оказался в поселке шахты Октябрьской, теперь все знают его как Октябрь. Кажется, шел что-то руками делать, не помню. Дело было в первой половине лета четырнадцатого.
Авиация, пара укропских СУ-шек, свист бомб, скатываюсь в ближайший заросший бузиной овраг, осторожно выглядываю между корней -- у меня на глазах от попадания бомбы обрушился угол трёх или четырех-этажного кирпичного здания. Просто был и сложился.
И тишина. То ли сухари уже ракеты куда-то выпустили, то ли у них с топливом были проблемы, но даже из скорострелок штурмовать не стали, ушли.
Выбираюсь из оврага, бегом туда, где был дом. Люди, жильцы и ополченцы, все возле развалин. А метрах в пятидесяти не доходя -- ребенок, девчушка, то ли высокая и крупная для лет двенадцати, то ли, наоборот, малоразвитая для лет пятнадцати, и у нее ножка оторвана в голени, обувь со ступней отдельно, и кровь течёт.
Сразу останавливать кровь. Жгута нет, перевязочных нет, есть кусок капроновой веревки (уже не помню, зачем с собой взял) и большая тряпка, в которую инструменты завёрнуты: пассатижи, ключи разные, слесарное. И я этой веревкой пытаюсь перетянуть ножку, но кости слишком близко от кожи, кровь продолжает течь.
Умерла девочка, как раз когда скорая приехала. И врач или фельдшер, но спокойно так, авторитетно до цинизма, мол, что ж ты, не видишь, у нее кровавая пена на губах, у нее же лёгкое пробито. О, да и вообще спиной на бордюре, ещё и позвоночник сломан.
А я слушаю, и все пытаюсь тряпкой от инструментов оттереть с пальцев кровь. Девочкину кровь. И от бессилия хочется выть. Но выть я уже не могу.
Нет, лучше я вспомню веселое. Было это году в одиннадцатом или двенадцатом. Я тогда на надувную байдарку ставил парусное. И со всем этим самопальным барахлом пытался по Азовскому морю ходить.
Вышел в море я между Гурзуфом и Бердянском, помню, в Бабах-Тараме меня какой-то мент с пляжа завернул, пришлось ещё западнее уехать. В байдарке места немного, потому чисто пляжные покатушки: от машины в воду и сюда же вернуться. Помню, ветер был юго-западный, самый неустойчивый ветер в Азовье.
Кинул внутрь одно весло, бутылку воды, жменю фиников в пакете и болоньевый костюм на всякий случай. От берега отошёл, шверт в воду и давай выпендриваться: и попутным, и против ветра, и поперек волны, и вдоль волны, и обгоняя волны. Особо, помню, понравилось оседлать волну. Это когда ты идёшь почти вдоль волны, но как будто постоянно с нее соскальзывая. То есть за воду в волне лодка держится только швертом и рулём, вся передняя часть как бы висит в воздухе. И при любом неверном движении или соскользнет с волны вниз , или, наоборот, волна лодку обгонит. Сёрфинг, но вместо доски лодка! Тут равновесие всем телом держишь, не только румпелем и парусом! Скорость! Драйв! Адреналин!
В общем и целом, завыпендривался я километров на восемь в открытое море, берег только узенькой ниточкой виден. А тут трах-бах, внезапный августовский шторм навалился: с дождем стеной, диким ветром, молниями в пол-неба! И, как обычно для него, ветер сменился на чистый южак, а мне все же на берег на север.Страшно, грозно, красиво, но недолго: обычно, максимум часа на полтора. Но встречать такое шоу в открытом море на надувной скорлупке... Я -- давай бегом к берегу!
Легко сказать "бегом", но как это в море сделать? Ветер, вроде, попутный, но для косого паруса это недостаток: площадь паруса невелика, если ветер сбоку, скорость будет больше. Давай я галсы нарезать, чтоб хоть чуть-чуть быстрее.
А дождь уже не то, что стеной, но и в байдарке вода до половины. А ветер всё сильней и сильней! Ещё чуть-чуть, и перевернет мою надувнушку! Что делать? Известно что, площадь паруса уменьшать, рифы брать! Под дождём, при опрокидывающем ветре!
Но пока я парус скатывал и рифовыми шкотами подвязывал, ветер ещё сильнее, и ещё! Плюнул, спустил парус вообще -- и лодка перестала руля слушаться: рулить можно лишь пока есть ход лодки по воде. Нет паруса -- нет хода, нет руля. И мотает тебя ветром с волнами даже хуже, чем этсамое в проруби.
Пока я с парусом воевал, меня уже под саму Бабах-Тараму вынесло, берег уже метрах в пятистах. Но эти последние пятьсот метров -- ад и Израиль!
Нет, камней на большей части Азовья нет, не разобьёт. Но глинистый обрывистый берег, но широкие, метров на пятьдесят-сто, пляжи, в шторм покрытые водой, но волны, возле берега вдруг встающие высокой стеной с провалами между ними до песка, до самого дна!
Смотрю, вижу и думаю: нет, зря я сюда полез! В открытом море просто утонул бы и не мучился, тут же обо дно как паршивого котенка об наждачку, как там в анекдоте, "до батареи одни уши доехали"? Чьи, мои?
А по берегу над отрывом уже люди бегают, что-то кричат, руками размахивают, но мне не слышно. И молнии такие яркие, что не проморгаться.
И тогда я рискнул. Если все равно уже мокрый, да и в воде сижу: снял с себя штаны от болоньевого костюма, через форштаг перекинул, за штанины держу, как за фалы. И лодка аж подпрыгнула, те четверть квадрата, которые вместилище задницы в штанах, за парус приняла! И полетела!
В общем и целом, сумел и вырулить прямиком в овраг, который обрыв разрезает, и даже волну подгадал так, чтобы с её верхушкой вдоль по обрыву повыше и аккуратно на глину положило. Волна ушла, но внутри байдарки воды полно, и сверху вода, и не успею байдарку убрать, следующей волной меня как закинуло, так и обратно смоет. Выпал боком из байдарки, ногами лодчонку на боку на весу удерживаю, чтоб вода слилась, плевать, что по мне стекает. И тут вдруг, чувствую, и меня поднимают, и байдарку из-под меня наверх вытаскивают. Проморгался -- тот самый мент, который меня с пляжа турнул, встать помогает. И внимательно так и уважительно смотрит на штаны на форштаге. И произносит:
-- Какой у вас интересный штормовой парус! Новые западные технологии, да?
***
ДЗ-3 касалось возможности взять и развить чужой сюжетный ход в сюжет своего текста. То есть "вспомните, что последнее Вы читали". Ну и оно вызвало бурное обсуждение в чатике КПМ
Преамбула
[Ответ]
Виктория Боркут, сегодня в 20:25
Вот это новое задание, для меня жуть какое сложное ;.;
Аналогично. Рассупонился, расслабился, приготовился вспоминать и кайфовать — а не тут-то было! Ведь что последнее я прочитал такое, что мне захотелось... Впрочем, а кто сказал, что этот последний текст обязательно должен быть художественным?
Нет, если это текст технический, то и так понятно, что просто убить его составителя об ту железяку, которую он так криво описал, ну а если это сводки с фронтов?
А какой художественный текст ты прочитал действительно последним, если не свой? Если не ответ на предыдущее домашнее задание?
Хм, а ведь это идея! Так что, взять героя из предыдущего ДЗ, дать ему роль повествователя и развить с ним боковую ветвь? Выдумать его жизнь, его историю, его характер, найти его поступки? Ну, мент из парусной опупеи или фельдшер из начала войны это, конечно вариант. Но ведь очень просто, очень на поверхности, и грозит стать основной ниткой сюжета, затмив повествователя начала, меня?! Можно, конечно, попробовать дать роль повествователя душе погибше девчушки из военной части, но... Но не готов я писать хоррор или миракль на военном материале, пока война ещё идёт.
А впрочем... А вот эти самые муки выбора "что развить" -- чем тебе не сюжет? Тем более, что и повод вполне может быть! Допустим, издатель, как мне в своё время, "Нужен объём! Увеличьте размер с четырёх с половиной авторских листов до двенадцати -- и приходите снова!" Так почему бы не написать про престарелого, но начинающего писателя, которому приходится найти и развить боковую сюжетную линию собственного текста, потому что так сказал издатель?
Ну что, похулиганим?
Амбула
Рафаэль проснулся опять ни свет, ни заря. Глянул мутным взглядом на тот бедлам, который вчера оставили гости, оценил благодарственным взором принесённые и не съеденные вчерашними гостями продукты, подумал "да, русские революционеры хлебосольный и благодарный народ даже в противной Британии" и занялся уборкой.
Рафаэль по всем документам числился американским итальянцем, хотя родился совсем неподалёку от Тифлиса. Просто... Просто случаются разные ошибки юности, и после шестидесяти уже не очень помнишь, зачем юному и дерзкому пятнадцатилетнему, но нищему князю и потомку трёхсотлетнего рода князей кидаться с дедовским кинжалом на не такого родовитого, но очень богатого сына имперского судьи. Да, из-за девушки, из-за благодарного взгляда прекрасной Софико. Но зачем было убивать этого прыщавого Алексея Глинского, если Софико в конце концов всё равно вышла замуж за Глинского? За вдовца, за отца убитого Алексея? А сам Рафаэль вынужден был бежать. Да, к Гарибальдийцам.
Да, воевал. Да, за свободу Италии. Как потом и за свободу Болгарии, даже чуть было на Родину не вернулся. Но дело убийства Глинского оказалось не закрыто, пришлось ехать в Америку. Джигиту всегда найдётся, где повоевать. И вот под конец жизни он теперь в Лондоне. Под надзором всех охранок и разведок всех европейских держав.
Под эти невесёлые мысли Рафаэль закончил мытьё посуды, стола и полов, и задёрнул полог, отгораживающий его спальное место со столом и пишмашинкой от гостевой части подвала. Именно подвала, здесь, в припортовом районе другое жильё за полагающееся ему жалованье он снять не мог. Он бы с голоду подох, если бы не этот подвал да не друзья, которые собираются у него, как в таверне, но регулярно приносят с собой еду. Еда тут очень дорогая, дороже всего. Всё остальное можно найти за разные, порой даже очень вменяемые деньги, но еда... За цену обычного бёдрышка цыпленка здесь в юности в Тифлисе Рафаэль покупал целого барашка! Молодого жирного барашка, а не паршивую костлявую лапку курицы, умершей от старости и бескормицы! Именно поэтому вот эта солонина, этот пересоленный окорок, который провозили по трём морям, так ценен для Рафаэля: если не нарезать его сегодня вечером на стол, то им можно кормиться целую неделю! Ну, пусть не неделю, пусть дней пять, но ведь это мясо! Мясо, а не эта противная липкая овсянка! Рафаэль убрал свёрток с окороком в погреб с тумбочки, и под ним увидел вскрытый пакет. И сразу вспомнил.
Пакет был от издателя. Издатель приходился каким-то дальним родственником известным Ллойдам, потому брал в печать только то, что было связано с морем. Издавал на белой бумаге в очень яркой обложке, ориентируясь именно на небогатых моряков, но платил хорошо. Если в процентах, то может и меньше, чем остальные издатели, но массовый тираж с невысокими ценами -- Рафаэль получал тут много, раз в пять больше, чем в газете или журнале! И, самое для Рафаэля сейчас приятное, никакой угрозы поссориться с такими же несчастными пленниками пера, собратьями-писателями!
Вот примерно год назад пришёл он со своими пиратскими рассказами в журнал, и там ему предложили оплату за целый цикл. Рафаэль тогда бедствовал, потому сразу же согласился. Но оказалось... Но оказалось, что он взял решительно меньше, чем обычно брали за публикацию, хоть его и прозвали "профессор"! И журнал тут же разорвал контракт с детективщиком -- шотландцем, Артуром, который теперь целый сэр. И этот Конан шотландский ему так и не простил! Даже в рассказах своих вывел как профессора с итальянской фамилией, как воплощение абсолютного зла! Кто же знал, что он на разведку работает, и его истории про сыщика Шерлока продвигает Сикрет Интеллидженс Сервис? И куда бы не следовал теперь Рафаэль, рядом теперь не только констебль, но и неприметный мелкий тип в сером, шпик от разведки. И тут же рядом ходит кто-то с медалями на груди от царской охранки (в России-то дело об убийстве так и не закрыто), и где-то рядом трётся германский шпик! А как иначе, если мы уже в двадцатом веке, а американские документы до сих пор в Британии так официально и не признаются?
Рафаэль снял с плиты опостылевшую овсянку, и всё-таки спустился в погреб, отрезал себе маленький кусочек окорока. В пол-ладошки шириной, в пол-пальца толщиной, чтобы только понюхать, а не наесться грузинскому князю. И поставил на керосинку полную турку настоящего турецкого кофе. Гулять так гулять! И, поедая противную овсянку с настоящим, хоть и окороковским, мясом, опять перечитал письмо от издателя.
"Издательство интересуют предоставленные Вами тексты. Они, конечно, потребуют работы корректора и редактора, но в настоящий момент именно сборники рассказов отдельных авторов издательтво выпускать не намерено. В связи с этим мы рекомендуем Вам увеличить объём текста в два с половиной раза, до пятисот тысяч знаков. И все действия, происходящие с героями, должны быть связаны сквозным сюжетом, сквозными героями и общими событиями". Всё остальное, с точки зрения Рафаэля, было не так важно, как это.
"Значит, сквозной сюжет, сквозной герой и общие события. Гадство, во всей истории пиратства нет ни одного героя, которого можно было бы сделать сквозным. Подонки они все, грязные подонки, в большей или меньшей степени. А сквозному герою читатель не сможет не симпатизировать. Нет, здесь нужен кто-то новый", — так думал Рафаэль, ловя поднимающийся кофе. "Постой, вчера ведь был этот, русский, но князь, вполне симпатичный юноша! Он же и окорок притащил! Как его звали? Пётр или Павел? Точно по имени одного из апостолов, но фамилию поменять придётся точно! Ну какой нормальный пират может с точки зрения британца носить фамилию Кропоткин?"
Кофе вскипел, и Рафаэль разлил его по двум чашкам. В одну обильно насыпал сахару, для себя; во вторую, меньшую, но такую вычурную, с лепниной, в форме цветка лилии с ручкой в форме вьющейся лианы, добавил ложку мёду, щепотку соли и чуть-чуть чёрного перца. И отставил на подоконник, доставая из-за ширмы недавнее техническое новшество: велосипед с цепным приводом и крыльями над колёсами. Рафаэлю пора было на работу, но перед этим очень сильно хотелось пошалить, подразнить всех шпиков, сидящих у него на хвосте.
Вот проверено давление в шинах, протёрты все сверкающие части, выпит кофе, подстёгнута прищепкой штанина, надета кепка почтового служащего, — Рафаэль выкатывает свой транспорт из подвала наверх, наружу, на узкую извилистую улицу. Ставит возле открытой двери и тут же возвращается за чашкой кофе. Кофе одуряюще пахнет и норовит обжечь пальцы, потому чашка оказывается стоящей на карнизе подвальной двери: это снизу он высокий, а с улицы где-то на высоте табуретки.
И тут же из мезонина основного дома выскакивает хозяйка, молодящаяся сорокапятилетняя ирландка радикально-рыжего окраса волос с интеллектом и походкой заводской кобылы, но жадностью всех лепреконов мира. Это у них почти ритуал: время от времени, отнюдь не каждый день, Рафаэль угощает свою квартирохозяйку настоящим кофе. И она ждёт, не появится ли сегодня на карнизе та самая жутко неудобная, но такая викторианская чашка?
— Бонжорно, синьора О'Клифф! — а про себя "да чтоб ты сдохла, кобыла жадная!"
— Гуд монинг, мистер профессор! — она задыхалась мыслью "Вот он настоящий профессор, американец, деньги лопатой гребёт! Мечта любой женщины, а неприхотлив, как дикарь, за самый тёмный и сырой подвал в припортовом районе платит, как за четверть коттеджа в пригороде Лондона!"
— Кафи неаполитано, синьора! — а про себя "вот ты сейчас и покажешь свой пространственный идиотизм"
— Ко!-ффи, сенксь. Неаполитано, вер-из-ит?
— Италия, синьора! — а про себя "Вот! Я же говорил, тупая как пробка! Как пустой лошадиный череп!"
— Италия, вер-из-ит? — и тут уже Рафаэль впал в ступор, но ненадолго, сработала детская горная привычка, показать рукой "там":
— Зере!
— Зер-итс вере? Зе-ра ю фром? — "Ну что с тобой сделать, тупой кобылой? Остаётся только соглашаться!"
— Йеззз...
— Зе-ра ю фром? — не унималась ирландка
— Джорджи. — имея в виду Грузию
— Окей! Джорджи итс Эмерика! — других Джорджий, кроме как в Америке, обычная квартирохозяйка в Лондоне не знала.
"Ну ведь и вправду, просто тупая кобыла!" — подумал Рафаэль, незаметно подсовывая ей в нагрудный кармашек передника записку, в которой грузинскими буквами и по-грузински было написано "рыжая кобыла должна сдохнуть"
"Но ведь и вправду, настоящий американец, богатый и откровенный, мечта любой женщины, хоть и за собой не следит!" — подумала мисс О'Клифф, в очередной раз слизывая капельки кофе, стекающие по лепесткам чашки. Пить из этой чашки из-за её формы было просто невозможно.Но именно это и казалось ирландке не издевательством, а верхом благородства.
А вокруг напряглись все шпики. Констебль просто нахраписто поправил шлем, расправил пошире плечи и сделал ровно три шага к мисс О'Клифф, пока его не поймал за руку неприметный шпик в сером. Русский шпик расправил усы, глянул искоса на медали и поспешил к кондитеру за коробкой шоколада для мисс О'Клифф, чтоб уж точно вытащить записку из передника. Немецкий шпик достал из кармана подзорную трубу переменной фокусности, чтобы успеть прочесть записку, как только её кто-то откроет. И в этот момент Рафаэль дождался, что мисс О'Клифф допьёт кофе и с поклоном забрал у неё чашку:
— Грацие милле пер ля конверсацьоне, синьора!
"Ах, он считает меня грацией! Это ведь и достоинства моего тела, а ещё и богиня языческая, наверное, женской красоты!" — зарделась от восторга, счастья, мечтаний и самообмана мисс О'Клифф, уже мысленно примеряя к себе звание "профессорши".
А уезжающий вдоль по улице Рафаэль думал о том, что вот такую тупую кобылу он бы вполне этому Питеру или Паулю, он ещё не решил, который вместо Кропоткина, в качестве звезды любви бы сосватал! Чтоб любил, но издалека! И только до тех пор, пока кобыла рот не раскрыла! Точно, пусть он в честь неё свой корабль назовёт! Но имя, какое же имя? Нет, не Изабелла, Изю с Беллой он ждёт в гости в свой кабачок сегодня вечером. Анабель? Арабелла? Чёрт, потом решу, уже часы бьют, опаздываю!
И уже сворачивая к почтамту, подумал, что сегодня у него в таверне будут есть, пить и петь революционеры из Бунда. Шаббат же. Как бы намекнуть бы, что за небольшую сумму регулярно, он вполне способен взять себе писательский псевдоним от слова "шаббат". Ну например, Шаббатини...
***
ДЗ-4 рекомендовало найти неизвестности в истории, места зияния альтернатив. Ну а что искать, если это всё было?
Руководили экологической экспедицией. Просто старшие школьники чистили старое русло Северского Донца. Теперь ровную череду озёр рядом с пансионатами. Святогорье -- места благословенные, климат изумительный. Лето, солнце, палаточный городок, кирпичная печка на дровах, банька, чтоб помыться, Донец купаться -- рядом, продукты привозят, даже вычищенное -- топляк, камыш, набросанные ветви и опавшую листву -- складывали вдоль дороги, то есть метрах в пяти-семи от старого русла. Да и сам Святогорск в получасе езды экспедиционной газелькой, в часе велосипедом. То есть мороженое и шоколадка -- вообще не проблема! Благодать, а не экспедиция!
И вот где-то в конце первой недели вдруг перед самым обедом кусты раздвигаются, и на берег очищаемого озера выходят два дедугана. Ну как дедугана, возраст, конечно, почтенный, за шестьдесят, но для тех, кто знает -- это человечищи и мастодонты с монстрами археологической науки! Первый это Швецов, из донецкого университета. Большой специалист по раннему средневековью. Знаток истории, археолог с мировым именем. Копал своё раннее средневековье от Монголии до Французских Альп. Но -- только раннее средневековье. Второй -- Дедов из харьковского университета. Этот просто фанат Святогорья, знаток истории и краевед. Любой исторический период, любой аспект, но только в приложении к Святогорью.
Да, с точки зрения высоколобой академической науки они люди ограниченные, один только своим любимым периодом, другой только своим любимым местом. Но в этом самом месте, на пересечении любовей двух мастодонтов археологии, это же непрекращающийся источник рассказов, историй, баек и опыта! И, самое главное, знаний! А что нужно десятиклассникам, уже порядком заскучавшим от монотонности трудовых будней в конце первой из трёх недель экологической экспедиции, как не вдохновение? А что нужно монстрам археологии, как не детские восхищённые глаза, доверчиво распахнутые уши и горение сердец, переходящее в движения тонких, чутких детских рук на раскопках?
Не скрою, и я в студенческие времена, и Генка, физкультурник, и Юрка, трудовик, и даже Лукич, военрук, в своё время через археологические секции прошли. Да, чтобы потом, вспоминая, обзывать себя и друг друга архи-олухами, но и ржать, вспоминая дежурный детский стёб, например, в камералке на костяк надеть дырявые носки и косынку на череп, или подмешивать в черепки древней керамики куски сухой колбасы и кошачий или собачий корм. Все это делали, и делают, и будут делать позже, и всегда дамы, хранители камералки, будут орать сперепугу, когда внутри черепа под косынкой контакт батарейки зажжёт лампочки в глазах черепа, или дикие животные бросятся жадно пожирать исторические артефакты.
Да и, честно говоря, если бы не ходатайство Швецова и не поддержка Дедова, фиг бы мы попали в экологическую экспедицию в Святогорье; скорее всего, как и в прошлом году, очищали бы стихийные свалки в городе. Потому появлению дедуганов лично мы обрадовались. Быстренько свернули работы на сегодня и пригласили к столу.
А за столом дедуганы разошлись на загляденье! И вопросы про "что вы копаете" понемногу перешли в аналитику периодизации историко-географических объектов, а оттуда к истории Святогорья, к названию окрестных сёл и связанных с этим легенд, к истории христианства и язычества. Детвора слушала не закрывая рта, и в этот обед детишки умудрились слопать в два с половиной раза больше, чем обычно, только котелки на столах успевали менять. А потом мытьё посуды и тихий час, и мы надеялись, что обожравшаяся школота оставит старших в покое в своей компании. Но фигушки там: в археологов вцепились клещами и не отпускали! Каждый считал своим долгом вопрос задать, сами выстроились в очередь, и, ожидая, успели и посуду отмыть, и котлы, и печь, и в палатках порядок навести, и дорожки замести-очистить, песком подсыпать. Солнце уже клонилось к вечеру, у дедуганов уже языки от усталости заплетаться начали, когда созрело спасительное для археологов решение:
-- Дети! А давайте мы напросимся в гости к Михаилу Львовичу Швецову в лагерь на завтра? Львович, если Вы здесь, значит, Вы где-то здесь что-то копаете, верно? Примете десант юных и бестолковых помощников, скажем так, личинок юных археологов?
-- Конечно, приходите! Правда, мы копаем напротив Татьяновки, это с другой стороны от Святогорска, отсюда...
-- Отсюда по Донцу километров тридцать будет. Но мы что-нибудь придумаем! Груз на газели, а сами хоть сплавимся, вот сделаем из топляка плот -- и сплавимся! Мальчики -- точно, а девочек на газели в несколько ходок. Заодно будет кому газель разгружать!
-- Это нечестно! Девочки тоже хотят плот строить и до лагеря археологов докупаться!
Ну и под такой сыр-бор-гам с шутками и прибаутками повёл я Дедова и Швецова в гости к Дедову. Они бы и сами дошли, конечно, у Владимира Николаевича домишко свой был, на схимных пещерах, это всего километрах в пяти, но по бездорожью. И заодно договориться о взаимодействии на следующую неделю. А чтоб оставшаяся троица взрослых мужчин не заблудилась, по ходу дела писал gps-трек и в онлайн-режиме сбрасывал на облако. У меня в кармане булькала только одна небольшая фляжка, остальное Генка, Юрка и Лукич должны были принести с собой.
А Дедов, предсказуемо, сразу повёл к своей самой любимой археологической находке, которую академические историки называли археологическим конфузом. Это бронзовый ещё, не железный, топорик, на котором с одной стороны арабской вязью "Аллах Акбар", а с другой ивритом "Слава Богу". И время изготовления, и анализ металла говорят, не позже девятого века нашей эры. А мусульманство всё же с восьмого века. И нашёл Владимир Николаевич этот топорик на самом нижнем, потаённом уровне монастырских пещер. До которых, согласно летописям монастыря, враг не доходил никогда.
И вот пока Львович нарезал лимончик и присыпал его кофе с сахаром, а я разливал по рюмкам, Дедов опять оседлал своего любимого исторического конька. Мол, что мы знаем о прошлом, если всерьёз? А я ещё решил и подначить, мол, какой-то древний дикий иудей сделал себе бронзовый топорик, а потом правнук его пра-пра-правнука просто в битве какому-то муслиму аравийскому этот топорик и передал в качестве трофея. Тот глянул, мол, вещь в эпоху железа бесполезная, но красивая! И уже как раритет, только ещё надпись сделал по-арабски. И вот так вот, как раритет, по племенам и поколениям, пока каким-то татарским чертям под монастырём не вломили, и хабар внутрь монастыря не затащили! Проблем-то!
Тут вообще началось: оба дедугана как коршуны на индюшку на меня накинулись!
-- А Вы знаете технологический процесс изготовления бронзы? А ингредиенты из разных стран завези, тут ведь ни своей меди, ни олова-свинца, ни сурьмы нет! А железа своего хватает! А температуру, которая для плавки бронзы, ведь поддерживать нужно дольше, и доступ кислорода, не так, как при плавке стали, а перекрывать нужно! Да Вы понимаете, что нормальную бронзу технологически изготовить в три раза сложнее, чем нормальную сталь, а по сырью и энергозатратам раз в пять!
-- Вот-вот, а если материаловедческий анализ сделать -- а я сделал! -- то в этом топорике медь из Центральной Европы, олово из Британии, а сурьма из-за кавказских гор, из Персии! Откуда такой товарообмен, особенно в седьмом-девятом веке?
-- А Вы представляете, что в нижних коридорах монастырских пещер правильных храмовых залов, с аналоем, с алтарём, ориентированных по сторонам света, практически и нет? А следы молитвенных ритуалов, остатки свечей, росписи выцарапыванием по стенам и тому подобное, прослеживаются в залах, созданных не по христиански правилам! Вернее, по зороастрийским, по греческим, по буддийским! И это на самых нижних, хочу заметить, этажах, то есть в самых потаённых! Ну-ка, что Вы на это скажете, молодой человек? Ведь по идее сначала должны были отрыть верхние ходы, которые с православными храмами, и только потом, много позже, выдалбливать потаённые, нижние! И делать в них языческие капища -- как и зачем?
Короче, продержался я не долго. Когда почувствовал, что под грузом обвиняющих аргументов плаваю рыбой и пузыри пускаю утопленником, появился первый из "догоняющих". И слава Богу, что это был Лукич, военрук. И сходу включился в бойню аргументами, на моей стороне, но со своей колокольни:
-- Всё это фигня! В рукопашной схватке решающую роль играет правильный строй и его боевой дух, который вырабатывается или кровным родством, или долгой практикой тренировки! И если монахи, которые, конечно, не могли быть кровными родственниками из-за безбрачия, отражали регулярные нападения кочевников, которые профессиональные воины, элита армий своего времени, значит, они свою молитвенную практику сводили к боевой подготовке! Ежедневной, постоянной! И то не факт, что под молитву рубить врага не лучше, чем под марш, гимн или боевую мелодию!
И тут же дедуганы переключились на Лукича. Я уже не упомню всех тех вопросов и аргументов, которые навалили на военрука, я, отдыхая от массированной атаки, разливал, нарезал, бутерброды мазал да раздавал, но досталось Лукичу знатно. Не скажу, кто продержался дольше, с моей точки зрения Лукич спёкся как-то слишком быстро, но когда пришли Генка с Юркой и принесли полный котелок ухи из пяти рыб и курицы, Лукич был красный, как вареный буряк. И начали Генка с Юркой с того, какие народы где жили, и вообще не чудо ли, что посреди половецких лесостепей вдруг целая пещерная обитель, вторая по древности святыня христианства на Руси.
Тут уже роль прислуживающего по кухне перешла к Лукичу, а я, помалкивая, прислушивался:
-- Народы, говорите? Древние? Читаем Повесть Временных Лет, в части до Крещения Руси находим русское племя северяне, обитающее на Северском Донце. Простите, но относительно центра русских земель Северский Донец хорошо на востоке, если не на юго-востоке! Так "северяне" потому что на "Северском" Донце, или Донец "Северский", потому что "северяне"? А потом, после Крещения, трах-бах, а северяне из списка русских племён пропадают! Зато на этих землях живут "богопротивные половчане", которые "половцы" потому, что волосы "как полова", то есть светловолосые. И, как ни странно, жён князья русские чаще всего себе берут не из Венгрии, не из Польши, даже не из Литвы, не говоря про Западную Европу или, скажем, Византию или Восточные Страны. А чаще всего берут половчанок, хоть они и "богопротивные"! Спрашивается, что за проблема такая существует для женитьбы на любой другой, кроме половчанки? Не языковая ли проблема? Если в летописях Рязанского княжества есть пастух, который услышал, как половцы сговаривались Рязань брать! Это что, каждый пастух в Рязани по требованию профессии полиглот? Или, может, язык был у русских и у половцев одинаковый? Язык -- общий, внешний вид -- общий, что же различало русских и половцев, неужели только вера? Не значит ли это, что половцы это как раз Северяне, которые христианства не приняли?
-- А что же за вера такая была у Северян? Особо с учётом того, что и Святогорская обитель христианская, и капища языческие и буддистские в расстоянии дневного перехода от монастыря, и в самом монастыре и алтари, и вот этот топорик? Не та ли самая веротерпимость, которую современники путают с толерастией? И не те ли самые половцы, которые Северяне, после Батыя пришли откуда-то из Приазовья на Дон? Не есть ли всё Донское Казачество суть не тюркский ославянившийся народ, а издревле родные, исконно-посконные, Северяне, благодаря веротерпимости вобравшие в себя все окрестные племена и языки, вернувшиеся спасти Русь в самое трудное для неё, в Смутное время?
Короче, посидели мы тогда долго, знатно и продуктивно. Дедуганы не курили, потому курить мы с Лукичом бегали во двор. Тут, во дворе я в гамаке и заночевал, нетрезвый. Спал, и всю ночь мне снились "добрый казак Илья Муромец", Алёша Попович почему-то в татарском халате и с половецким двуухим колпаком на голове и со сложносоставным монгольским луком, Святогор-богатырь, по легенде, сам себя похоронившим где-то под монастырём, почему-то с монгольским разрезом глаз и пиратской серьгой в ухе. И вся наша экологическая малышня, почему-то с арбузными скибками как кривыми саблями в руках, вламывающаяся в Святогорский монастырь с дикими воплями "Сарынь на кичку"...
***
Следующие два задания делал в поездке, там, где интернета нет. Может, потому "под стихи", из-за краткости?
***
ДЗ-5. Текст-перевёртыш. Всё, что в исходном, но с точностью до наоборот.
Я не любила Вас! Ни одного мгновенья!
Не смейте ни прощать, ни обвинять!
Вы ж так нудны, что ваша ревность с нетерпеньем
И столб заставят Вам с другими изменять!
Вы ревновали так безмолвно, безнадежно,
Я ж повод не давала Вам всерьёз!
Но почему ж так скорбно и кромешно
Бреду за Вашим гробом на погост?
***
ДЗ-6. Составители марафона думали, что "фантастика начинается с если бы". Это не так, фантастика начинается с поэтического мира, а вот мир может сложиться с "если бы", а может и рухнуть в тартарары хохмы. Ну вот как здесь
Если бы да кабы во рту выросли грибы!
Мужчина — он кормилец и добытчик. А потому усиленно молчит. Не раскрывая рта, грибы растит. Телепатически с другими телепает, мол, "нет болтливей баб на белом свете! Все бабы зло! Такую прорву прокорми! А следом дети!" Усиленно кивают мужики и глазом косят: где ж родная прорва? Не убежала ли она к другим устам? Вдруг я кровинушке грибочков недодам?"
И вновь раздоры, войны, мор, опять пылает Троя! Всё из-за баб, но всё кровавей втрое! А почему? Раз хлеб насущный нам не в поте добывать, а только отмолчать... С кем бабам-то болтать? Улисс от ярости рычит — худеет Пенелопа! Гомер — молчит, Эсхил молчит — весь мир сплошная @па!
И будет снова всё, но в тыщу раз страшней.
Нет, нафиг изо рта грибы, избавьте поскорей!
***
ДЗ-7. Какое будет будущее? Что за идеал? Раскройте самое заветное мечтанье!
Вот не хочу. Особенно про самое заветное мечтание. Потому что "война", потому что "пока война, о любом, кроме Победы, мечтать грешно; потому что ты мечтаешь, а там гибнут люди". Старая логика, ещё со времён Гражданской и Великой Отечественной, но кто сказал, что не победоносная? Как борода Фиделя Кастро? Ведь важно то, во что ты веришь, если сильно веришь, оно не может не сбыться?
А как мы будем жить после Победы? После Победы над нашим самым страшным врагом? Который, конечно, не столько бандерофашистская Понадусёрия, и даже не Пиндослянд с Фашингтоном? Который, прежде всего, "хатаскрайний эго-индивидуализм" в людях, в нас?
А сможем ли мы тогда остаться прежними? Не только теми, которые были до войны, но и нынешними, которые хотят только победить?
И это, конечно же, вопрос. Как там в китайском проклятии, чтобы все твои желания исполнились, и не о чем тебе стало мечтать, да? А будет ли оно возможно, такое, по проклятию, вообще? Что будет с нашими истинами, которые мы знаем за правило? Запросы будут составлять четыре третьих объёма кошелька, то есть на треть больше, чем можешь, или нет? Станут ли люди ответственными и моральными, продуманными и контролирующими себя? Только очень надеюсь, что таких бизнес-советов точно не будет, что так рассуждающий не сможет не стать всеобщим посмешищем:
Бизнес-совет:
Оказываешь услугу -- бери предоплату, или кинут!
Заказываешь услугу -- не давай предоплату, или кинут!
Свидетельство о публикации №224082701234