О советских игрушечных солдатиках

В возрасте 9-14 лет мы с моим другом (интеллигентским мальчиком их соседнего дома) считали, что лучшие в мире игрушки — маленькие пластмассовые наборы животных. Такие наборы бывали разные: и полиэтиленовые, и из мягкой пластмассы, советские и польские, разных цветов, в разной стилистике, представляющие и диких, и домашних зверей. Мы с другом коллекционировали таких животных и, встречаясь, самозабвенно играли в них: разыгрывали поистине бесконечную эпопею о собственном зоопарке-заповеднике и\или о государстве разумных животных, которому угрожают силы зла. Мы изображали битвы звериных войск, при которых смешивали свои коллекции, - а по окончании игры, когда одному  из нас приходило время идти домой, вновь забирали себе каждый свою — и, к немалому изумлению родителей, умудрялись не путать, где чьи экземпляры, хотя наборы нам нередко покупали одинаковые. Количество экземпляров в наших коллекциях составляло по две-три сотни, - а чужих игрушек, по ошибке прихваченных после игры, каждый раз оказывалось от силы 3-4…

Так как в играх фигурировал заповедник, мы стремились заполучить как можно большее количество видов животных — и тех, кого не выпускала тогдашняя игрушечная промышленность, делали сами: лепили из модельного пластика, иногда вместе с родителями. (Например, у меня было два самодельных койота, коала — совсем не похожий на коалу, - кит и многие другие, а мой друг вместе с мамой слепил стегозавра и диметродона, ещё задолго до того, как всяческие игрушечные динозавры заполонили рынок). Но мы были рады и любым другим животным для наших коллекций. Иногда туда замешивались и другие игрушки и даже миниатюрные статуэтки подходящего размера.  Так в наших коллекциях животных «прописались»  пластмассовые самолётики, броневики и солдатики. Знатоки советских игрушек наверняка помнят эти наборы плоских солдатиков на подставках, в обмундировании различных эпох: древнерусских воинов, бойцов Гражданской войны, солдат позднейшей советской армии…

Не лишне напомнить, в какую эпоху происходили все эти игры. Когда распался СССР, автору этих строк было 11 лет. В те года политизированность общества была колоссальной, и даже школьники с энтузиазмом обсуждали ситуацию в стране. Только ленивый не критиковал при каждом удобном случае советскую идеологию, - и в этом от взрослых не отставали дети нашего возраста, которым в начальной школе приходилось заучивать не слишком талантливые стишки про Ленина, в то время как дома и на улице они слышали разговоры старших о том, что, мол, у нас отсталая нецивилизованная страна, а виной тому, мол, одиозный режим. К советской идеологии наше поколение испытывало скорее не ненависть (в отличие от некоторых из тех же взрослых, посещавших митинги), а, скажем так, раздражение, как к противному общепитовскому кушанью, которым больно уж усердно потчуют. (В наши дни все такие советски-идеологические реалии вызывают у нашего поколения скорее ностальгические эмоции, - возможно, во многом и из-за того, что они уже давно не входят в категорию навязываемого и навязчивого).

Итак, солдатики имели несчастье быть советскими — идеологическими! — игрушками, а значит, по умолчанию проигрывали в интересности и ценности игрушкам-животным, даже не совсем удачным самодельным. Так что мы с ними и не церемонились. Пешие пластмассовые воины любой эпохи пополняли игрушечное войско сил зла, выступавшее в играх против нашего заповедника. А если солдатик был конный, то мы просто отрезали туловище всадника от лошади и зашлифовывали место на её спине. Таким нехитрым способом мы получали вместо скучного надоевшего солдатика полноценную лошадь, пополнявшую наш игрушечный табун…

Эти лошадки хранятся у меня до сих пор. Конечно, их нечего и думать продавать коллекционерам советского винтажа: тех интересуют лишь игрушки в неповреждённом состоянии.

Но, лишённые коллекционной ценности, они, при всём том, имеют другую — смею думать, столь же важную, - ценность: историческую. Они служат наглядной иллюстрацией тому, как дети Переходной эпохи относились к проявлениям эпохи старшей, канувшей у них на глазах, даже если она воплощалась в незамысловатых фигурках, наштампованных из красной пластмассы…

24 августа 2024


Рецензии
Интересный рассказ о мало вспоминаемой стороне жизни детей переходной эпохи. Мои разноцветные солдатики детских времён (русские воины) в хорошем состоянии отправились было в 1980 году в Никарагуа, но были забракованы во Дворце пионеров на Ленинских горах как военные игрушки, которые нельзя посылать! (Также как на конкурсах детских рисунков тогда рекомендовалось не рисовать войну!) Не приняли и заводной луноход, потому что он не заводился...
В 2000-ые уже годы я хотел приобрести фигурки разных животных для вертепа, но застал в продаже уже явный их арьергард и купил только овцу с ягнёнком.
Спасибо!

Аркадий Кузнецов 2   28.08.2024 01:43     Заявить о нарушении
Кампанию против военных игрушек - помню! Но мне казалось. она была не в 1980 году, а чуть позже...

Работник Неба   30.08.2024 19:51   Заявить о нарушении
Да что вы!
...Гости кушали ватрушки,
Женя в комнате играл.
Он военные игрушки
По частичкам разбирал.
"Что же ты наделал, Женя!
Всё сломал! Какой кошмар!"
"У меня - разоруженье!" -
Гордо крикнул юбиляр.
(Сергей Михалков. Эти стихи были написаны глубоко в 1960-ые)

Аркадий Кузнецов 2   30.08.2024 20:26   Заявить о нарушении
Но я помню это стихотворение из "Весёлых картинок" 1980х годов! В детстве я прочитала его там в свежем номере.Значит, было актуально, раз напечатали.

Работник Неба   10.10.2024 02:00   Заявить о нарушении