3 Продолжение

(предыдущее http://proza.ru/2024/08/26/1784)

…понятно, что поступил на исторический факультет, который мне не слишком много дал. Впрочем, как и я ему. Так что мы квиты.
 Ну, слишком много в его программе было схоластических, идеологических предметов, не имевших к жизни и науке никакого отношения. Меня тянуло к древней Греции и Риму, куда попасть тогда было нереально. Но поскольку эллины колонизировали, в том числе и Крым, то каждое лето ездил туда на раскопки. А по одной из версий в Тавриде был свой вход во владения правителя ушедших от нас под землю, таких, как мой дед.
Там на третий сезон я вновь услышал его голос…

Но сначала упомяну об ужасном для себя открытии, которое сделал на факультете. Оно, увы,  подтверждало сказание деда. Кого-то это открытие рассмешит, кто-то пожмёт плечами, кто-то меня пожалеет, имея в виду психику. Это, однако, не отменяет его верности.
Изучая историю разных стран, я понял, что везде она одинаково кровава, а среди исторических событий – в изложении учебников, что школьных, что институтских – под 90% занимают убийства, войны и революции. Остальное это – культура, искусство и географические открытия, чуть-чуть наука. Но опять же новые земли становились поводом для колонизации, ограбления и истребления туземцев, а вывоз оттуда сокровищ в метрополии порождал пиратов, желавших эти сокровища отобрать и пропить. Что говорить о науке, которая создала ядерное оружие, поставив планету на грань уничтожения…
Что там, у Гёте об этом?
«…Таков устав:
В ком больше силы, тот и прав.
Никто не спросит: «Чьё богатство?
Где взято и какой ценой?
Война, торговля и пиратство –
Три вида сущности одной».
 
История моей страны ничем не отличалась в лучшую сторону от историй иных стран. А поскольку я человек по натуре совсем не жестокий (как тешил себя), то с ужасом понял, что… не патриот. Мне одинаково не нравились в этом отношении все страны.
Но, слегка перефразируя не столь давно правившего у нас людоеда, можно сказать на это от имени планеты: «Нет у меня для тебя других народов…»

Научные войны не вызывали у меня ужаса, хотя в истории немало из них приводили к человеческим жертвам. Да у нас, например, – благодаря идеологии.
Общаясь со знакомыми с иных направлений-кафедр, я только посмеивался про себя, слыша о войне «норманистов» с «антинорманистами». «Варяжский вопрос» вконец испортил отношения историков моей страны. И те и другие толкли воду в ступе, пытаясь по-разному истолковать одни и те же факты. Или замолчать то, что не подходило под их теорию.
Так знаменитый торговый путь скандинавов «из варяг в греки», начиная с «озера Нево» (Нева), Ладоги, продолжая Новгородом с его Волховом и Ильменём, по Ловати и Днепру к Чёрному морю и оттуда в Константинополь отрицать было невозможно.
Не то было с захоронениями викингов.  Их, то раскапывали, и тогда они начинали фигурировать в исторических работах, то «закапывали» назад, «забывая» - в зависимости от того, какое Мнение брало верх в тот момент. А захоронения встречались и колоссальные по тем временам. Из 438 гектар в гнездовском городище (будущий Смоленск) только  некрополь занимал 200 (более трёх тысяч курганов), на том же пути из варяг… - крупнейшее в Европе языческое кладбище, да  и город – из наибольших в тогдашней Европе.
А захоронения раскапывали и на Верхней Волге, Двине…
С именами князей-конунгов было полегче, их русифицировали давно, а затем христианизировали, превратив, например, Хелега в Олега, Хельгу в Ольгу, а затем в Елену при крещении.  Ингвара (её мужа) переделали в Игоря,
Бастарда Вальдемара, первоначально поддержавшего язычество взятого им Киева, а затем насильно крестившего город огнём и мечом, поскольку политически это стало выгоднее, этого женолюбивого христианского святого (около тысячи жён-наложниц, хотел бы и я в этом быть таким святым), прикончившего из-за власти своего брата, – переделали во Владимира. Не стану утомлять дальнейшим перечислением всех этих Харальдов, Рогволдов и даже переводного Свендислейфа («воин, родившийся и выросший среди славян») – Святослава, да-да, того самого,  из чьего черепа вождь печенегов затем пил вино.   

  Нет, я понимал, что любому коренному народу обидно, понимаешь, когда им правят чужеземцы, обирая его. Но народы-то это терпят, большей частью, ибо плетью обуха не перешибёшь, а вот спустя столетия историки терпеть подобное не намерены, желая исправить ситуацию для современников и потомков. Кстати, коллективное бессознательное – память народная начисто забывает плохие времена, вытесняя его по Фрейду, напрочь! Простой пример: в этой памяти, пусть чисто мифологически, эпоха татарско-монгольского ига… полностью отсутствует.
Историки забывают другое, что наш случай неоднократно переплюнули другие народы. Не верите? Пожалуйста! Норманны («люди севера»), то есть, те же викинги-варяги захватили, в том числе, север будущей Франции, ту самую Нормандию, дав ей своё имя.
А несчастный аглицко-шотландско-валлийский остров грабили веками все, кому не лень. Кельты (они же пикты?) уничтожили аборигенов на острове, а после ухода римлян туда пришли англы и бритты, юты и фризы, и войны продолжились, пока не нагрянули те самые «морские разбойники варяги», что и на будущей Руси и примерно в те же века.  Датчане сначала грабили местное население, а потом резонно решили, что выгоднее будет там править, обирая на постоянной основе. Что произошло и у нас, длясь более семи веков, только со шведами.
Так вот, незаконнорожденный потомок скандинавов Вильгельм Завоеватель (до того его прозвищами были: Бастард, Рыжий) из… Нормандии, говоривший уже по-французски, завоевал этот злополучный остров, после чего вся знать 600 лет говорила по-французски. Так что нам ещё повезло, что не на свейском князья и цари гутарили наши те 700 лет, пока не прервалась династия рюриковичей.
Но что британская знать, вся юриспруденция, говорильня в парламенте и преподавание в университетах шло по-французски. При этом народ говорил на смеси англо-скандинавской. И получалось как в примере, что приводит Вальтер Скотт в «Айвенго», если читали его по-английски, что свинья, когда её пасут, именуется саксонским словом pig, когда же её готовят – это уже свинина или pork – по-французски. Нужно объяснять: к какому племени относился пастух и кто ел свинину?
Формально французский язык сохранял за собой официальный юридический статус в Британской империи до 1731 г., хотя реально переход в судопроизводстве на английский произошёл через 300 лет после завоевания Вильгельмом. Просто его потомкам на троне пришлось воевать с будущей Францией за свои владения в ней и руками англоговорящих.
И что, помешало это Великобритании в дальнейшем стать великой империей, чьи территории с колониями составляли треть земной суши? Или России стать самым большим государством в мире? Ну, так о чём спор? Вот и весь «варяжский вопрос».
Но кто ж меня послушает! Одни на норманнах диссеры писали, другие на анти. Это что же обесценятся их труды? Должно пройти время, чтоб это не стало важно. У нас же, что ни говори, и боги до сих пор племенные…

Ладно, пусть закомплексованные патриоты продолжают фантазировать, - думал я, лишь посмеиваясь про себя.

И это я ещё не говорил о том, что чуть ли не большинство царств возглавляли обычно завоеватели-чужеземцы. Взять хотя бы древний Египет. Генетический анализ его фараонов показал, что они ничего общего не имели с народом, которым правили. Потому и женились на родных сёстрах. А сколько и чьих нашествий с тех пор испытал тот Египет! И греки, и римляне, и арабы, и турки, и французы, и англо-саксы… Аборигенов-коптов почти не осталось.  Лучше остановлюсь, а то перейду к кастам Индии и не остановлюсь на этом. Помешательство на истории – вот мой диагноз. На мой взгляд, не самый худший вид помешательства.

Да, а историй бывает, как минимум, две. О чём и написал свою.

«Две истории

Встретились две истории. Одна была сама по себе, не подчинялась никаким законам и предписаниям. Её никто не придумывал, а писали все, как могли. Вот она и развивалась сама, временами просто невероятно, что многих не устраивало. Как и – вторую историю.

Вторая история была правильная. Она строилась так, как людям хотелось, и с хорошим концом. Она нравилась, беда была лишь в том, что в жизни осуществлялась обычно первая…

Так вот, встретились они и очень не понравились друг дружке. Правильная аж скривилась вся.  «Какая она безалаберная, несуразная, непредсказуемая фантазёрка, расхлябанная, не пойми что… То ли дело я», - подумала эта серьёзная особа.
А первая поглядела-поглядела и рассмеялась:
- Да ты – сказка!
- Как это… сказка? – обиделась вторая, - Сама ты сказка! Я – такая, как оно должно быть.
- Но… почти не бывает, - парировала первая, - поэтому тебя и придумывают. А меня выдумывать не надо, я есть и всё!
- Тебя не должно быть, - грозно произнесла вторая, - уж я об этом позабочусь, не сомневайся!
- И не сомневаюсь, - ответила первая, - Ты только этим и занята постоянно. С переменным успехом.
И ушла смеясь.
А вторая глухо проворчала угрозу ей вслед:
- Мы ещё встретимся…

И они постоянно встречаются, причём, то людей больше устраивает одна, то другая. То они совершают одно, то другое…   

Когда я слышу историю грехопадения в раю, или какую-нибудь иную историю, то всегда пытаюсь понять: где здесь первая история, а где вторая?»

                (продолжение http://proza.ru/2024/08/28/1752)


Рецензии
Александр, здравствуйте!

Я совсем не историк. А поняв, что история из себя представляет, пришла к выводу, что читать материалы по истории можно, как приключенческую литературу. И здесь всё зависит от автора. Если воспринимать историческое наследие без яйца в кармане для оппонента - то можно, имея свою точку зрения, не спорить с чужой. Главное, не поддаваться манипулированию моим мнением. Есть голый, не спорный, факт? Тогда будет моё мнение. Нет - мнение будет чужим.

Ваши вводные - очень здоровский фундамент для последующей исторической концепции от лица персонажа-историка, заботливо подведённого к чистосердечному признанию: я псих. Хорошо. Респект Автору.

История про две истории. Я, как читатель с фантазией, немедленно придумываю свой концепт. Стоит себе ёлка. Торчит в небо посреди Земли. И каждый, кто хочет, украшает её своими мнениями. Один повесил игрушечку. Второй подошёл и снял. Но повесил три своих. И ходят к той ёлке толпы паломников. Теперь она нарядная на праздник к нам пришла... За пробуждение моей фантазии Автору отдельное спасибо.

Про патриотизм. Мне нравится высказывание Ницше. "Никогда не выживет тот народ, который воспринимает трактовку своей истории глазами соседа."

Спасибо Вам!

Женя Портер   23.04.2025 14:17     Заявить о нарушении
Да, пока мы разделены на племена со своими племенными божками, так и будет.

Ааабэлла   23.04.2025 15:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.