Жгучее несогласие...
На сцене только два стула, расположенные так, чтобы сидящие на них были обращены друг к другу лицами. Входит Принимающий. Он садится на один из стульев. Всматривается в зрительный зал. Понуро входит Гость. Гость садится на второй стул.
Гость
Это вы пригласили меня?
Принимающий
Я пригласил.
Гость
Зачем?
Принимающий
(радостно, в зрительный зал)
Поговорить!
Гость
О чём?
Принимающий
(радостно)
Не о чём, а о ком!
Гость
О ком - поговорить?
Принимающий
(радостно)
О Сергее Михайловиче!
Гость
О каком, конкретно, Сергее Михайловиче?
Принимающий
Об Эйзенштейне.
Гость
(удивлённо, в зрительный зал)
Кто это?
Принимающий
Выдающийся кинорежиссёр. А ещё он создатель своей гуманитарно- художественной и творческой модели Вселенной.
Гость
Если он такой, как вы говорите, то...
Принимающий
Он такой. Именно такой, как я говорю!
Гость
...то тогда он - выдающийся человек!
Принимающий
Да, он выдающийся человек.
Гость
Выдающимся людям ставят памятники, а не разговаривают о них.
Принимающий
(задумчиво)
Вы так думаете? (В зрительный зал). Но я кое в чём не согласен с Сергеем Михайловичем, как же мне быть, если нельзя о нём разговаривать?
Гость
А вы кто?
Принимающий
Мыслитель!
Гость
И чего же вы, мыслитель, намыслили о Сергее Михайловиче?
Принимающий
Сергей Михайлович написал, что образ - это только часть целого, а я думаю по-другому.
Гость
О чём?
Принимающий
Об образе. Я думаю, что образ это не часть целого.
Гость
А что?
Принимающий
По-моему, образ - это сосредоточенное в точке целое, необходимым художнику способом действующее на сознание зрителя, слушателя. А мизансцена - это не только расположение образов-точек по отношению друг к другу, но и вращение одного образа, одной точки относительно других. Образов-точек.
Гость
Какие точки? Непонятно! И это вращение. Это жуть какая-то, - ваше вращение точки. Ведь было же у Сергея Михайловича: образ - это только часть целого. Никаких точек, никакого вращения!
Принимающий
(уже с небольшим раздражением)
Значит, вы так говорите? Непонятно! Жуть! Никакого вращения! (В зрительный зал). С этим всё понятно. Не доходит! (Гостю). Любое художественное произведение, в том числе и живописное полотно, состоит из множества образов-точек, каждая из которых движется-вращается относительно всех других образов-точек произведения. И воздействие на зрителей оказывают не только сами образы-точки, но и их движение-вращение вокруг друг друга. А вы, если этого не понимаете, идите отсюда!
Гость
Я лучше, действительно, - пойду. Но, перед тем как уйти, я хочу выразить вам свою благодарность!
Принимающий
За что - мне благодарность?
Гость
За то, что вы мне рассказали о Сергее Михайловиче Эйзенштейне. (В зрительный зал). Теперь я буду о нём твёрдо помнить!
Принимающий
Идите уже отсюда!
Гость уходит.
Принимающий
(в зрительный зал)
Всегда так с этими студентами: хочешь, чтобы они думали, а им надо лишь запомнить то, что проще это сделать. Запомнить. Пойду, ещё подумаю над своим определением образа. Может быть, прав Сергей Михайлович, и образ - это, действительно, только часть целого, а не сосредоточение целого в точке, относительно других образов-точек вращающегося?
Исполнитель роли Принимающего уходит. Завершение скетча, пытавшегося быть интеллектуальным.
Свидетельство о публикации №224082700249