О необходимости изъятия тарикъата из музеев

О необходимости изъятия экспонатов эпохи Имама Шамиля из махачкалинских музеев


Те экспонаты, которые собраны и представлены публике в ДКМ г. Махачкалы, в подавляющем своём большинстве, - копеечные вещи на международных аукционах. Весь Дагъестанский Краеведческий музей паразитирует на эпохе Имама Шамиля.

За последнее время он лишь пополнился очередным барахлом от совершенно чуждых Дагъестану "ваших сиятельств".

Можно констатировать, что в музее собраны по сути оскорбительные для исторического прошлого Дагъестана вещи и выставлены рядом с эпохой накъшбанди и национально-освободительной борьбы.

Мы считаем, что в Дагъестане должен быть создан отдельный музей с экспонатами времён кавказской войны и т.н. "мюридизма" -  Naqshbandi Zentrum/Center.

Всё до единого экспоната соответствующего периода должны быть изъяты из махачкалинских музеев и выставлены в этом новом музее.

Накъшбандийский тарикъат - вообще отдельная тема и она должна быть представлена отдельно, а не вперемежку с никому не нужными мусорными вещами, называемыми "экспонатами из исторического прошлого РД".

Естественно, целью такого центра должно стать освещение не только его распространения в Дагъестане, но и в целом - где он возник, как распространялся, какими деятелями был представлен.

Во всём мире ценится аутентичность, оригинальность. Всё, что связано с какими-то "вашими сиятельства" и "парткомами"  может безо всякого ущерба для себя оставаться в Махачкале там же где и сегодня, а Naqshbandi Zentrum/ Center получит отдельное здание. И он должен так и называться, а не быть прилеплен к Имаму Шамилю, Кавказской войне или даже абстрактному "тарикъату". Никакого шазалийа, къадырийа, всё от и до о Накъбандийском тарикъате. Потому что это сама по себе огромная тема. Важно, чтобы само название конкретно на это указывало - НАКЪШБАНДИ - ЦЕНТР.

Именно там должна храниться и точная копия-слепок с головы мученника Хаджи-Мурада, но не сам подлинный его череп, представленный ныне в Кунсткамере как один из трофеев царизма. Логично будет так и указать - "Копия, подлинник в Кунсткамере. Возвращать для воссоединения с  останками отказываются".

Можно принадлежать к суфийскому мистицизму, а можно ровным счётом ничего не разделять. Вопрос в другом - это реальное историческое прошлое Дагъестана, причём весьма яркое и запомнившееся всему миру.

Это довольно странно, когда высокое начальство к месту и не к месту кивает на некий "традиционный ислам", противопоставляя его какому-то другому, "не традиционному", при этом никак не способствуя ознакомлению широких масс с данным явлением. И что вообще такое "традиционный ислам" в Дагъестане как не "накъшбандийа"? Почему все кто делает на него ссылки не дают показать каким он был воочию? Зачем его "зарывать" в откровенный хлам, рухлядь не имеющей, по-существу, музейной цены?   Это всё равно, что заявлять, что у нас есть море, но купаться в нём нельзя или у нас есть горы, но подниматься по ним запрещено и т.д. Есть традиционный ислам? Так положите его достоверное прошлое в экспонатах, документах, фактах и объясните потом, почему вы с ним так ожесточённо конфликтовали и даже в наши дни он как-то лишь поверхностно похож на прежний? Что с ним произошло, куда он делся?

Если нечего скрывать, то не следует употреблять и скользящих фраз, потому что т.н. "традиционный ислам" в данном случае - накъшбандийский орден. Да, был такой этап в историческом прошлом Дагъестана, но когда-то и он воспринимался царизмом и его местными марионетками - оголтелым, непримиримым.

Есть ещё один момент, который современные критики в своих схоластической полемике с наследием такрикъата не берут в расчёт: что умеют производить Саудия, Эмираты и пр.? Ничего. Что они раньше умели создавать? Тоже ничего. Высококачественные творения мастеров дагъестанских мастеров на кого, на чьи работы ориентировались? На тот же Хорасан, откуда родом накъшбандийский тарикъат. Лучшие ковры, меховые и кожаные изделия, лучшее в мусульманском мире оружие. Всё высокого качества и с большим вкусом. Даже лучшие мечи скандинавских викингов при анализе показали, что они выкованы в Хорасане! Источники пестрят сообщениями о знаменитых кольчугах и панцирях из этого края. Чья порода лошадей сводила с ума китайских императоров, мечтавших их заполучить? Опять Хорасан. Чьи алимы славились высокого уровня подготовкой в исламских науках, богословии?

Дагъестан знал на кого ориентироваться и с кого брать пример. Поставьте рядом любое изделие из Саудии и Хорасана. И каковым будет результат? Саудии вообще нечего противопоставить. Разве что верблюжью шерсть, да молоко и финики.

Просто со временем этот прекрасный край "заездили" и опустошили, превратив его в трамплин, корридор для передаижения вооружённых орд в Иран, Ирак, Сирию... К тому же  изменились речные артерии, дававшие живительную влагу утопавшему некогда в зелени природному ландшафту современного Туркменистана.

Что вообще дала арабо-мусульманской цивилизации Саудия кроме арабского языка? И как высокомерные  арабские Омейады были без особого труда биты мусульманским чернознамённым воинством из Хорасана. Буквально пикнуть им не дали, победно войдя в Багъдад. Разговоры о "чистом исламе" (иудео-христианстве?) - это хорошо, только пусть вначале возместят тот колоссальный ущерб, который они нанесли, поддержав Великобританию в её колониальной оккупации земель последнего хзлифата. Кто вообще, войдя в мусульманский Иерусалим вместе с сионистами и британцами, доложил затем британскому командованию: "Мы перерезали всех неверных"? Этими "каферами" для них оказались последние солдаты Османского гарнизона Иерусалима. И никакие они не короли и принцы, а -самозванцы. Как и трусливый король Иордании, де-факто подаривший т.н. "Израилю" западный берег реки Иордан. Весь правоверный ислам напрягал последние силы, обливаясь кровью, чтобы сдержать натиск Антанты, а эти пигмеи наносили удар за ударом в спину.

И дело не в идеологии,а в том кто как себя вёл в реальной ситуации. У пуштунов, например,тоже есть своё понимание "чистого ислама", но они не запачканы в предательстве. Да, у них есть Teobandi и собственная модель исламского фундаментализма, предъявить им, однако, что-то вроде резни  мусульман-суннитов в захваченном Иерусалиме нет оснований. Никогда они на столь подлый путь не становились. Отсюда и высокий авторитет муджаhидов в период последней войны в Афгъанистане. Они обратились к защитникам марионеточного режима в Кабуле :" сдайте оружие!" И на этом всякое противодействие закончилось, мирно разойдясь. Настолько безупречными являлись их репутация и моральный авторитет.

Саудидский ваххабизм - чванливое желание говорить со всеми сверху вниз, череда подлых поступков и постоянное противопоставления самих себя, т.е. - самозванцев и пигмеев - мусульманско-суннитской общине. Ведь Палестина не финиш, не венец их предательства, достаточно вспомнить рукоплескания этого саудовского зоопарка военному перевороту в Египте и как Эр-Рияд щедрой рукой спосировал фараонистскую мартышку в погонах - генерала Абдул-Фаттаха Ас-Сиси. А до этого ещё дали согласие на размещение у себя американских войск для вторжения в Ирак. И кто выиграл от свержения Саддама? Тель-Авив, шиизм и курдские леваки-сепаратисты. А суннится община Ирака проиграла. Такого результата что-ли добивались ваххабиты? Саддам Хусейн с его Партией БААС был далеко не идеал,  но всё же порядочнее чем все пигмеи и фараонисты вместе взятые. Не может считаться ни чистым, ни вообще каким-либо исламом идеология и практика, направленные на систематическое нанесение материального и морального ущерба мусульманско-суннитской общине. Если этот вредоносный код прижать как вошь к ногтю, то тут же налетит американская военщина - оставьте, мол, наших людей!

Очень жаль, что армия Саддама не пошла дальше Кувейта и не ворвалось в это лисье ваххабитское логово.

Критика накъшбандийского тарикъата -это нападки на Дагъестан вообще. Достаточно, например, взглянуть на видеоролика какого-нибудь оппозиционного  блогера типа Тумсо Абдурахманова, чтобы понять, что этот критиканский контингент - однозначно расисты. Мы даже удивляемся тому как такие знатные нохч-расисты не нашли себе применения в собственной стране,у себя на родине, а подались за кордон!

Тумсо Абдурахманов - эдакий Байсунгур Беноевский, без глаза, ноги, руки и...вырвавшийся из кольца окружения под Гъунибом, но которого в реальности там никогда не было. Поэтому Тумсо Абдурахманов считает себя вправе обливать грязью Шамиля из за рубежа. У нас нет ни малейшего чувства неуважения ни к чеченским героям той эпохи, ни тем более, к Байсунгуру. Для нас они все достойны уважения и доброй о них памяти. Имам Шамиль имел гораздо больше возможностей чем у Тумсо и ему подобных, уехав за рубеж, оттуда кого-то критиковать.

Накъшбанди-Центр, а не памятники, и не один из разделов Краеведческого музея необходим прежде всего для того, чтобы ознакомить всех желающих с фактами и документами и закрыть навсегда эту тему. Предлогаемый нами центр должен иметь он-лайн версию, чтобы можно было делать ссылки на архивные материалы и музейные экспонаты.

Это неправильно смешивать бойцов и деятелей пера этого духовно- рыцарского ордена с чем-то другим, в том числе дагестанским краеведением. Если бы эти мужи, эти муджаhиды чудесным образом ожили на пару минут, то они бы попросили именно об этом - чтобы их собрав всех вместе, отделили от других. И это было бы вполне достаточным, чтобы их души навсегда обрели покой. Сами подумайте, кто из муджаhидов и шаhидов желал бы после своего ухода в мир иной стать одним из экспонатов Краеведческого Музея?! Наряду с чучелами рыси, дохлой гюрзой, каменными рубилами и скифскими стрелами. Да и само расположение Краеведческого Музея их бы тоже не обрадовало.

С Накъшбанди в Дагъестане, вообще, происходят удивительные вещи. Самая большая в Махачкале мечеть построена на пожертвования турецкого бизнесмена курдского происхождения Чекмеджи, по просьбе известного как в Турции, так и в Европе.. устаза Назыма Кыбрыслы. В честь устаза последнего - этнического дагъестанца Османской империи. Однако ровным счётом ничто не указывает на этот факт. Курд решил раскошелиться по-крупному, чтобы внести свою лепту в общее дело, но в Дагъестане решили по-своему - просто скрыть о ком конкретно идёт речь. Сам Назым Кыбрыслы в беседе с нами сделал следующее заявление: " Мы вообще ни в кого камни не кидани. Мы проявляем миролюбие даже к тем, кто наших третирует и ненавидит. Единственный им совет с моей стороны - просто не посещать нашу мечеть и оставить при себе свои чувства. Эта мечеть была выстроена на деньги сторонников накъшбандийского тарикъата в честь дагъестанского устаза".

Если взглянуть на внесённые поздние поправки в её конструкции, то заметны откровенно "колхозные" изменения. Это не накъшбандийский стиль. Во имя расширения объёма здания и прилепления к нему других построек не стоило упускать из виду лёгкость и изящество, характеризующее,обычно, суфийские постройки.

Если дагъестанские современные тарикъатисты столь "продвинуты" и сведуши, то почему бы им вместо переделывания накъшбандийской мечети не выстроить отдельно от неё свою собственную, а перед этим не ознакомиться хотя бы с азами архитектуры подобного типа. Мечеть не может одним углом налезать на проезжую часть в ущерб движению пешеходов. Да и что красивого, изящного понастроено вокруг мечети? Где они в Стамбуле увидели подобный странный стиль? Это, напоминаем, - накъшбандийская мечеть, за основу которой взята стамбульская Айа-Софйа, а не комплекс подсобных хозяйственных помещений  колхоза "Сорок лет без урожая".

Мы, например, не видим в перестроенном, расширенном здании того, что называется Osmanisches Reich/ Ottoman Empire *. Если именно этого и добивались авторы изменений в первоначальный архитектурный проект, то цели они достигли. Если бы нам со стороны сказали, что дагъестанский накъбандийа не только внешне отошёл от стандартов, но и внутренне, причём в значи;тельной степени, то у нас не нашлось бы аргументов для возражения. По-крайней мере, он точно прежней воспитательной, образовательной, культуртрегерской функции.



 


Рецензии