Обошлись

   Те, кто хорошо помнят советское время, кто интересуется автомобилями, историей, в том числе историей отечественного автопрома, наверняка вспомнят и советские РАФики, а также ЕрАЗы, и польские "Жук" (Zuk) и "Ныса" ("Ниса", или Nysa), и чехословацкие "Авиа" (Avia). Использовали их широко: польские "Жук" и "Ныса", в основном, как развозные фургоны, а РАФики чаще как автомобили "скорой", а также милиции и других служб. Помню, как, в частности, к гастрономам на польских и чехословацких фургончиках привозили небольшие партии какого-нибудь товара. А вот на грузовиках ЗИЛ и ГАЗ, например, ГАЗ-53, ЗИЛ-130 всевозможных модификаций (бортовых и фургонах) привозили в гастрономы хлеб, ящики с молочной продукцией, с газировкой и так далее. Машины более вместительные, но гонять их ради мелкой партии товара нерентабельно. Поэтому-то и использовались фургончики польского и чехословацкого производства. Как тогда говорили и писали, СЭВ в действии. Советский Союз покупал у этих государств одно, продавал им другое, таким образом поддерживал их экономики. Конечно, вышеупомянутыми автомобильными марками из стран СЭВ и Варшавского договора дело не ограничится. Кто-то вспомнит ещё и кучу другой, самой разнообразной автомобильной техники, производства ЧССР, ПНР, ВНР, ГДР, которую также использовали в СССР. Да, всё было, и "Татры", и "Робуры", и "Икарусы". Можно вспомнить ещё и всякие мотоциклы, мопеды, мотороллеры, в том числе "Яву" производства ЧССР, а также советские "Днепр", "Ригу", "Карпаты", производившиеся в республиках бывшего Советского Союза. Перечислять все эти марки и описывать их историю и характеристики можно очень-очень долго, но нет ни времени, ни желания. Не о том сейчас речь.
   А о том, что незабвенный Михаил Сергеевич (гори вечно в аду, анафема!) буквально росчерком пера похерил и Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, и Совет экономической взаимопомощи, и Союз Советских Социалистических Республик.
   Короче говоря, с развалом ОВШ, СЭВ и СССР республики, в том числе в одночасье ставшие отдельными государствами, так или иначе ранее жившие с оглядкой на Москву, слегка (и не слегка) оборзели. И некоторые стали пытаться продавать свою продукцию за доллары, или баксы, или зелень. В том числе нам. Дескать, не обойдётся Россия без них, купит за доллары. Но в то же время для бывшего СССР, а также и государств, входивших в ОВШ и СЭВ, открылась возможность свободно покупать товары, в том числе  с треклятого Запада и из треклятой Японии (пропади они пропадом, чтоб им пусто было!). Так, у кого деньги были, стали покупать иномарки. Ну, а распроклятый Запад и поганая Япония рады стараться. Сбагривали всё, что самим уже не надо.
   Впрочем, российский автопром в какой-то момент очнулся. И стал выпускать  две весьма востребованных рынком автомашины: "ГАЗель" и "Бычок" (ЗИЛ). Так что Россия, как говорится, внезапно (то есть вполне ожидаемо) стала обходиться без РАФиков и "Жуков" с "Нысами".
   Так, хитрые прибалты думали, что, отделившись, они войдут в Евросоюз и станут торговать на мировом рынке своими РАФиками. Только на самом деле РАФики стали, простите за грубость, никому не нужны на фиг. Ибо здравомыслящий человек  –  что в России, что за рубежом  – лучше купит подержанную "Тойоту". Или "Фольксваген". Или "Рено". Или "Мерседес". С Россией же Латвия (как, впрочем, и Литва с Эстонией) предпочла отношения испортить, торгово-экономические связи разрушить. Так что Рижская автобусная фабрика канула в лету, а перспективный микроавтобус РАФ-М1 «Роксана» так и остался опытным образцом. Аналогичным образом канули в лету Рижский государственный электротехнический завод «ВЭФ», Рижский мотозавод, Рижский вагоностроительный завод. Прибалты думали, что Россия без них не обойдётся. Ничего, обошлись. Электрички сами делаем. И "ГАЗели" самых разных модификаций. И многое ещё другое. Да, что-то закупаем за рубежом. Но не у них, не у прибалтов. 
   Украина тоже предпочла рассориться с Россией, разрушить торгово-экономические связи. Их же в Европе ждут. Да, ждут. Туалеты мыть. Унитазы чинить. Или торговать собой. В том числе и поэтому, например, грузовики КрАЗ на дорогах РФ встречаются куда реже, чем МАЗы братской Белоруссии. Поэтому канули в лету и Львовский мотозавод, и Львовский автобусный завод, и Киевский мотоциклетный завод. Думаю, кто-то, ностальгически вздыхая, вспомнит тяжёлые мотоциклы "Днепр", как они гоняли в составе правительственных кортежей. Ничего, обходимся без них. Да, пока германскими БМВ. Ничего, и своё осилим. Со временем. Кто-то злорадно, а кто-то с горечью вспомнит, что нет уже завода ЗИЛ. Всё так, да не так. Россия, которую упорно толкали к пропасти, в какой-то момент очнулась. И стала постепенно отходить от края пропасти. В том числе возрождать промышленность. Надеюсь, всё у нас получится.


Рецензии