Церковь Христа и церковь Кирилла
Вот, наконец, свершилось немыслимое. РПЦ Московского патриархата официально объявлена украинскими властями вне закона на территории Украины. Понятно, что это совсем ненадолго – года на два-три. Что этот запрет мгновенно падёт вместе с нынешним полусумасшедшим государством Украина. Мне, однако, кажется, – даже не смотря на откровенное скотство украинского режима, – что этот запрет РПЦ очень символичен. Разве не близкую политику вот уже около 35-ти лет сама РПЦ (под крылом институтов РФ) проводит по отношению к братской католической церкви?! Вы скажете мне: никто официально не запрещает исповедовать католицизм в России. Напрямую – да! Но в реальных реалиях католические приходы в России многие годы существуют на полулегальном положении.
Например, в Крыму очень повезло католикам Ялты и Керчи. В их городах ещё с царских времён сохранились очень неплохие католические храмы, которые после распада СССР были постепенно возвращены соответствующим общинам верующих. В немаленьком же Симферополе у католиков, по сути, нет своего культового здания: богослужения (католические мессы) проходят в частном доме, попросту кустарно переоборудованном, приспособленном под храм. И это не по вящей бедности прихода! Деньги на скромное храмовое здание обязательно нашлись бы! В конце концов, нашим католикам обязательно помогли бы единоверцы из других стран. Но построить в России новую католическую церковь – именно как специализированный официально признанный властями храм, – практически невозможно. Если мне не изменяет память, построенный с ноля католический храм в Евпатории построен формально частным лицом на частном участке земли на тихой «одноэтажной» улочке – и только слегка стилизован под культовое, храмовое здание… То есть при желании построить свой католический храм городской общине католиков прямо не откажут, но как-то вдруг сразу начнутся такие сложности, прямо с землеотвода и с подготовки проекта, что проще окажется, как тому апостолу Господнему Фоме, добраться до Индии, чем заложить католический храм в своём родном городе…
Закон, естественно, ничего такого не запрещает, но госслужбы (не без участия православных иерархов) постараются сделать всё, чтобы формально реалистичная процедура превратилась в фантасмагорическую и совершенно невыносимую фикцию. Поэтому проще не лезть на амбразуру, а тихо смириться с полукатакомбным существованием местного католического прихода.
Почти то же самое творится у нас с католическими священнослужителями. Лишь 6-7 лет тому назад в России появилась официальная католическая духовная семинария, которая, впрочем, пока выпускает что-то около 10-12 служителей культа в год. Совсем немного для России, ибо такими темпами потребности в «русских падре» будут вполне удовлетворены лет через 20-25… Даже и теперь абсолютное большинство католических приходов в России окормляется священнослужителями из дальнего зарубежья: к нам в длительные командировки приезжают католические священники из Польши, Германии, Италии и некоторых других традиционно католических стран. При малейшей провинности (вроде повторного нарушения ПДД) или вообще под надуманным предлогом иностранных католических священнослужителей довольно скоро могут выслать из страны – и очень часто именно так через некоторое время и происходит… Среднеазиатские рабочие мигранты столкнулись с последствиями «Крокуса» что-то менее полугода тому назад, а гостящие в России католические священники так живут уже многие десятилетия. Но помилуйте, ни один из них никого ещё не взорвал и не поджёг! А отношение, тем не менее, вот такое – то есть предвзятое и откровенно хамское… Кто-то скажет, что они – потенциальные шпионы и вербовщики дикого Запада. Может, иногда и попадаются такие, но нисколько не чаще, чем среди других иностранцев из дальнего зарубежья, попадающих в Россию по самым разным причинам.
Не поверите, но я сам сталкивался с антикатолическим произволом российских властей в 2003-ем году в Москве. Я приехал в столицу РФ на Биеннале поэтов и остановился (по знакомству) в гостевой квартире при местном католическом приходе. Так вот никому из гостей никогда (и мне тоже) не удавалось зарегистрироваться в этой квартире в местном отделении полиции. Мне нужно было пробыть в Москве всего шесть дней – и я неплохо обошёлся без временной регистрации. Но каково же бывало католическим служителям культа в подобных ситуациях?! Естественно, что обо всём этом наши высокие патриархи Алексий и Кирилл – как бы ни сном, ни духом!
Православный клир тут же возразит: а зачем вообще этот католический огород городить в исторически православной стране?! А вот, братцы, зачем! В РФ с нынешним населением более 150 млн человек существует немалое количество граждан России, исторически принадлежащих к католической традиции. Это, прежде всего, исторические выходцы из Польши, Германии, Италии, Франции, Испании и ряда других традиционно католических европейских стран. Это также выходцы из некоторых «исторически окатоличенных» стран: самые разнообразные латиносы, вьетнамцы, филиппинцы, некоторые темнокожие выходцы из Африки и проч. Наконец, многие десятки тысяч исконных россиян почему-то предпочли католицизм православию – так уж сложилась их жизнь и религиозное мировоззрение. Выгоды при этом они не получают практически никакой! Ну, в старые времена иной раз можно было льготным путём в паломничество во Францию, Италию или Испанию попасть. Чаще напротив, если сильно активничать, стать кем-то на манер наших церковных старост – можно при случае «попасть под раздачу» от властей РФ. Но, в конце концов, католическая церковь не запрещена на территории РФ, а значит – это законный выбор их религиозной совести, эстетического вкуса или чего-либо ещё. Выбор, который формально гарантирован Конституцией РФ, но на практике – как-то уж больно вяло и несмело гарантирован… А ведь реальное количество российских христиан католической конфессии превосходит в России 300 тыс человек! И какая же это серьёзная неприятность для деятелей РПЦ! Ей-богу, лучше бы в бар пошли паршивцы, чем на праздничную католическую мессу!
Нет, ну реально в Симфи и Симферопольском районе найдётся, минимум, триста, а скорее даже пятьсот верующих католиков. Вроде бы, вполне достаточно, чтобы община имела полное право возвести в подходящем месте (в пределах городской черты) храм хотя бы на 150-200 прихожан. В российских городах-миллионниках такой католический храм мог бы быть и побольше – где-то на 500-700 верующих. Но в большинстве таких городов России в католических приходах ситуация ничуть не легче симферопольской… Ныне в Симфи подходит к концу возведение одной из крупнейших в Европе мечетей, и это, по большей части, дорогой подарок Российского государства крымским мусульманам. Крымские католики, насколько я знаю, не требуют никаких особых подарков от родной своей страны! А хотя бы – реального соблюдения их религиозных прав и конституционных прав свободы совести.
Всё дело в том, что РПЦ в сложившихся реалиях выступает вполне очевидной «собакой на сене». Священники РПЦ сами не очень-то идут в народ, и другим христианским конфессиям, вполне разрешённым в РФ, принципиально не дают. Разве изредка появляются на телевидении, причём в предельно лояльном сопровождении и антураже. Разве в российские школы желают пробраться, чтобы вроде как обращать молодёжь, но скорее – чтобы в итоге таки выйти на более высокий уровень финансирования. И что из того, что обычные детишки из наших обычных внутримикрорайонных школ будут с превеликим удовольствием жвачкой в батюшек кидаться? За денежку и новый статус можно слегка и потерпеть…
А католическая церковь в очень высокой степени склонна к прозелитизму. Поэтому по-византийски «довольно ленивым» православным иерархам РПЦ проще сделать (через соответствующие госорганы) негласное «обрезание» местному католическому приходу, чем в честной конкурентной борьбе активно проповедовать Господа нашего Иисуса Христа. Страшно боятся они, что «освобождённые» католики понастроят храмов на «их канонической территории» и приманят всякими бонусами уйму российской молодёжи «в басурманскую веру». Католики, кстати, слегка поумней: они не будут строить уйму храмов в России или строить в русских городах соборы Святого Петра – как бы на вырост. Нет смысла делать ни то, ни другое – ведь приманить Именем Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы в среде современной российской молодёжи можно лишь очень немногих, а среднее и старшее поколение из православия или из атеизма в католицизм вряд ли массово побежит. Построить можно много больших церквей – но тогда ресурсы будут бессмысленно израсходованы, а огромные католические соборы будут стоять почти пустыми. Совсем как в современной южной Германии… Во всяком случае, главная угроза нынешней РПЦ исходит не от католиков, а от СКР славянской части населения РФ, который последние годы колеблется на уровне 1,1-1,2. А это значит, что через шестьдесят-семьдесят лет половина паствы РПЦ попросту «отомрёт», а сама РПЦ окажется обычной конфессией безо всяких привилегий в исламской республике Россия. Ибо свято место пусто не бывает!
Нет, мне лично доподлинно не известно, кто вложил в головы деятелям РПЦ идею о мифической канонической территории РПЦ на всём пространстве Российской Федерации! Знаю одно – это точно не был Сам Иисус Христос. Он говаривал Своим ученикам: «Там, где двое или трое собрались во Имя Моё, там и Я буду между ними». О канонической территории РПЦ в Евангелиях или Деяниях нет ни единого слова. Очень-очень местное церковное придание – источник этой каноничности территорий, более похожее на откровенное хамство, а по нынешним временам – на плохо скрываемое антиконституционное беззаконие.
Ко всему деятели РПЦ именно себя считают «необоримой церковью Петровой». Вообще – и смешно, и стыдно! Ибо церковь апостола Петра по слову Божию – это Небесная церковь. И наши грешные околоцерковные дела её не касаются ни чуть-чуть! В конце концов, у тех же католиков куда больше хотя бы чисто формальных исторических аргументов считать себя «церковью Петровой»! Впрочем, и это есть не более, чем историческая фикция. Всякий человек есть ложь, а потому и никакое объединение людей в нашем мире не может считаться абсолютно святым и непогрешимым… Мне начнут возражать? А я напомню прекословящим ужасы католической инквизиции и никонианского церковного раскола, фантастические и чудовищные грехи многих исторических Пап и знаменитые картины русских передвижников, творчески иллюстрирующих «принципиальную непогрешимость» Русской Православной церкви. То есть тёмную часть истории католицизма или русского православия от самого Святого Владимира лучше иметь в виду, но явно не вспоминать, ибо картина на глазах становится просто ужасающей… Но это всё люди, люди, у которых святое сплошь соседствует с неприглядным, а иногда – и с чудовищным.
В этой связи забавно рассмотреть деятельность так называемого «вселенского патриарха» Варфоломьё. Эта якобы православная козлобородая каналья получила от сверхбогатых иудеев Ротшильда и Баруха карт-бланш на последовательное распатронивание основных православных церквей (конфессий). И этот старый козлобородый дурак, одной ногой уже крепко стоящий в могиле, со всем тщанием взялся за это грязное, богопротивное дело. Но с этим вселенским сатанистом понятно всё – большая учёность таки довела откровенного придурка до полнейшего безумия. Вопрос в другом: а зачем по временам иерархи нашей РПЦ сами активно лезут в варфоломейчики?!
Скажем, с Путиным всё предельно ясно: будучи вовне активным и преданным сторонником многополярности и многовекторности, в собственной стране (за четверть-то века!) он эту многополярность как-то тихонечко прикрутил и не больно её празднует. Но в целом скромные нынешние деятели РПЦ к какой надмирной славе теперь стремятся? Чего для своей не очень благополучной ныне церкви хотят добиться и выгадать?
Понятное дело, что у современного русского православия не больно славная совсем недавняя предыстория. При позднем СССР до 40-50% батюшек в большей или меньшей степени сотрудничали с КГБ. Много было осведомителей, а иногда даже попадались и «батюшки в погонах». Думаю, что и ныне РПЦ не вполне отошла по духу от этого постыдного прошлого; зато высоких претензий у этой слегка только обновлённой церкви – хоть отбавляй. Поскольку я немного осведомлён о деятельности Симферопольской и Крымской епархии РПЦ, о ней слегка и поговорим. В лихих девяностых деятели епархии запятнали себя торговлей алкоголем и сигаретами. Причём торговали именно под эгидой РПЦ, которая была освобождена тогда от всяческих налогов и сборов. Не собственной корысти ради, конечно! Епархии в тяжёлые девяностые крайне нужны были деньги. Но позвольте! В мировой истории похожим образом зарабатывали храмы богини Афродиты: замужние женщины вполне легально один-два дня в году отрабатывали храмовыми проститутками во славу «великой богини». Ну да, очень успешная была практика – там проститутки, тут алкоголь и курево…
В те же годы в моей семье произошёл такой забавно-печальный случай. У моей родной тётки (ныне покойной) четверть века тому умер муж, тётка по временам прислуживала при епархии, поэтому отпевать покойника был приглашён самый что ни на есть каноничный, рукоположённый, уважаемый православный батюшка. После панихиды к батюшке подошёл мой двоюродный брат с пачкой денег в руке – это было всё собранное в семье на погребение и поминки. «Сколько мы должны?» – спросил брат батюшку. Батюшка огляделся, выхватил всю немалую пачку денег из рук опешившего брата и уверенно припустил наутёк… Ну, тёткиного мужа в итоге как-то всё-таки похоронили и кое-как помянули…
В нулевые годы епархия отметилась в Симфи тем, что отобрала здание малюсенького храма царского периода у городского Общества слепых. Напомню вам, что слепые и плохо видящие люди уверенно ходят только по тем маршрутам, которые им уже очень хорошо известны. То есть, отобрав это здание, деятели РПЦ разом затруднили социальную адаптацию многих десятков слепых и плохо видящих г.Симферополя. Спаситель, Иисус Христос, помнится, исцелял и жалел слепых и убогих. А эти гады…
Простите, пресвятые отцы; сорвалось. Но сорвалось совсем не случайно. Ибо я проследил за ними. Оказалось, что после косметического ремонта в отжатой у слепых бывшей церквушке пресвятые устроили вовсе не храм, а всего лишь ризницу. Напомню несведущим: у каждого православного батюшки для церковных служб на годовой цикл должно быть 7-8 комплектов богато шитой канонической униформы. Плюс ещё дьяконы и служки – то есть богослужебной одежды должно быть целое море! Почти как в театральной костюмерной. И вот эту самую одежду они и запихнули в отжатое у слепых помещение. Лучше бы они принялись сутенёрствовать, в самом деле! Так продать Иисуса Христа – и даже не за тридцать сребреников! А ведь всё просто могло решиться – ведь можно было не выселять слепых, а просто попросить у города эквивалентное помещение на замену где-нибудь поблизости… Ведь всего только для церковных риз помещение – ни для чего больше!
В десятые годы я, было, расслабился. Ну, это ж раньше был тёмный украинский период, ну да, полихачила немного наша православная церковь. С кем не бывает… Но главный сюрприз от всесвятых ещё только поджидал меня аккурат перед пандемией! Всесвятые деятели РПЦ под шумок отняли у нас городской центр занятости. Он был в самом центре города, но на общее несчастье расположился в бывшем здании православной епархиальной консистории. И эти пресвятые гады… Ну, короче, вы меня понимаете. Они выперли безработных далеко на окраину в первый этаж общежития-малосемейки. И тогда я их проклял! Не всех, но именно тех, кто торговал зельем, обижал слепых и изгнал безработных наших Именем Господа нашего Иисуса Христа, Первого Ангела Великого Совета по чину Мелхиседека. И я – грешный, убогий и недостойный, – простираюсь ниц перед Творцом всего сущего: ладно слепые и безработные, они утрутся и как-нибудь справятся, им не привыкать; но ради поруганного Святого Имени Твоего, – найди и тяжело покарай этих пресвятых православных лиходеев, Именем Твоим регулярно творящих гнусь и падаль…
Глядя вперёд и вглубь нашей истории, я теперь пытаюсь угадать, что станет скорее: батюшки станут убивать творений Божьих или творения Божьи снова, как сто лет тому, обратятся на батюшек? Судя по ходу СВО, некоторые наши батюшки уже там и уже вовсю фигачат из АК по людям… Но, думаю, всё со временем вернётся на круги своя и лет через сто их опять начнут убивать столь же системно, как это делали уроды-большевики около века тому назад.
Да-да! Забыл вам сказать. В здании центра занятости (бывшая консистория) наши пресвятые отцы на первом этаже сделали трапезную-столовую со свободным доступом (думаю, главным образом, для паломников и гостей епархии), а на втором-третьем этаже – молодёжный православный центр. Ну, значит, учить добру и вере православной подрастающую симферопольскую молодёжь! А я то всё думаю, отчего в России после 2055-го года вспыхнет некое подобие гражданской войны? Теперь всё стало вполне понятно. Потому что в ответственные кабинеты и за ответственные пульты к тому времени как раз попадёт эта самая прогрессивно ученая православная молодёжь…
Честно говоря, я откровенно побаиваюсь патриарха Кирилла: вроде бы благообразный и высокообразованный старичок… Но церковь при нём какая-то совсем синодальная и не очень честная. Мол, мы никого не трогаем, но и вы нас не трогайте, а только денег да ресурсов давайте побольше. А так – да мы готовы закрыть глаза почти на любое безобразие, или даже благословить его, только чтобы это безобразие нас почитало и регулярно нам жертвовало. Как бывший «министр иностранных дел» православной конфессии Кирилл очень красиво говорит (наверное, и на нескольких европейских языках может!). Но вот Русская Православная церковь при нём становится довольно таки респектабельной и одновременно жалкой. Почему? Да потому что не может быть в церковном мире ничего более жалкого, чем та церковь, которая постепенно превращается в преуспевающую полудуховную фирму. Особенно, если эта фирма претендует на, хотя бы, локальный монополизм на Иисуса Христа и Пресвятую Богородицу…
Вот, написал всё это и понял – многие на меня обидятся! И обидятся за дело – ибо в русской православной среде многое множество добрых богобоязненных батюшек, честно служащих Богу, много и подвижников, продвигающих в свою силу по миру путь Божий. Но иначе я не могу написать, потому как о хорошем и светлом в связи с русским православием уже много сказано, написано и заснято в последнее время, а вот о его немалых болячках говорят всё больше боязливо и шёпотом. Поэтому вот – что уж я написал, то написал! Как-то не по-другому…
Свидетельство о публикации №224082801031