Месяцеслов. Народный календарь. Август
С утра идёт дождь. Мужичок, запрягши лошадёнку, выехал в поле. Поливает как из ведра. Мужик залез под телегу. Поёт, озирая родные края:
"Макрида, Макрида, Макрида моя! ***твою мать!!!
2 августа. Ильин день.
В народном воображении пророк Илья -святой грозный, суровый, карающий. В его подчинении гром и молния. Все, включая нечистую силу, трепещут перед Ильей. В народе говорили: "Пришел Илья -вставит всем фитилья". Если в Ильинскую грозу молния зажжет избу, то тушить надо не водою, а молоком или сывороткой(вариант: блинами, пирогами и сушеными грибами).
Чтобы отвести беду, умилостивить грозного пророка, в Ильин день не работали, а сидели в избе, закрывшись на замок. Не выгоняли скот в поле. Даже комары в Ильин день не кусались. Разве что ненароком, от отчаяния.
Говорили: до Ильи мужик купается, а с Ильи вода студёна станет -только чешется.
4 августа. Мария Магдалина.
Магдалина-ягодница. Пришла Магдалина -поспела малина. Деревенские девки истово молились Магдалене. Считалось: Чем больше намолишься -тем больше ягод соберешь.
5 августа. Трофим-бессонник.
Святой Трофим насылает на мужика бессонницу. Отчего тот в Трофимов день места себе не находит: начинает то одну работу, то другую, то, бросая всё, третью. И так до вечера. Говорят: пришел Трофим -мужик неостановим.
6 августа. Борис и Глеб.
На Бориса и Глеба случается напасть -паликопна(гроза копны жжёт). Поэтому в поле старались не выезжать, за полевые работы не браться. Хозяин запрягал коня, выезжал вроде как в поле и... заворачивал в кабак. Это называлось надуть Бориса, объегорить Глеба.
7 августа. Анна-холодница. Макарий.
Жили-были по соседству в одном селе Анна и Макарий. Семь лет, пять месяцев и три дня подбивал Макарий к Анне клинья. Он к ней и так и эдак, со словами и без слов. А она к нему -пуд презрения. И сказал тогда Макарий: "Холодница ты, Анна! Тьфу на тебя!"
И уехал в город Макарий -стал пролетарий.
9 августа. Никола кочанский. Пантелеймон Палий.
Кочанный день. В этот день вилки в кочаны завиваются. Поливают обильно капусту, приговаривая:
"Николка, Николка!
Что ни палка, то -ёлка!
Ни кола, ни дощечки,
лишь огарочек свечки.
Расти, расти капуста,
дай кочанов густо.
А барину -пусто,
да чтоб барину -крышка,
от нас ему в з** кочерыжка".
Также в день святого Пантелеймона нельзя возить хлеб и сено -непременно Пантелеймон спалит и двор и хату. Пуще всего в этот день доставалось тем, кого называли в честь святого -Пантелеймоном. Завидев его, говорили: "Пантелеймон, выйди вон! Уйди с дороги, таков закон". Да еще в придачу и поколотить могли.
10 августа. Прохоры и Пармены -не затевай мены.
Этимология сути явлений, связанных с этим днём уходит в глубь веков. Закрепилось лишь одно: в этот день категорически нельзя производить обмен. Можно только продать или подарить А иначе... Никто уж и не знает, что может произойти и отчего возник такой запрет.
Вот нельзя и всё тут.
11 августа. Калинник. Калинов день.
На этот день никаких святых не записано. Поэтому поселяне накануне не молились и обращались к бабке-шептухе за помощью. Непременно хотелось узнать загодя: в Калинов день будет заморозок или всё обойдётся мороком(туманом)? Независимо от предсказания, к вечеру поселяне собирались в круг и дружно пели:
"Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягодка малинка, малинка моя!"
Душевно так, до одурения.
12 августа. Сила и Силуян.
На этот день выпадало много работы. С раннего утра и допоздна. Отсюда и возникло слово -насилу, т.е. работать на день Сила.
На Силу и Силуяна даже баба бывает пьяна(от работы, разумеется).
Рассказывают, что давным-давно жили два брата, которые работали не покладая рук. Одного звали Сила, а другого -Силуян. Похоже на то, что этот второй был... армянином. Сводные, видать, братья были. И такое бывает.
14 августа. Спас медовый. Маккавей.
Защипывают горох, собирают мак, заламывают соты -пробуют мёд.
Лущил горох, пока не занемог.
Собрали мака воз -конь чуть увёз.
Пришёл Спас, кого в ухо, кого в глаз(пчёлы покусали).
А ещё говорили:
"Нальём и осушим и станем трезвей.
Нас не осудит святой Маккавей."
15 августа. Степан-сеновал.
Пришёл Степан, не время бить в барабан, а снимай жупан(полукафтан) -последний день сенокосных работ. Завтра будет поздно(см. следующий день).
16 августа. Антон-вихревей.
Этот день знаменателен сильным ветром. Работать в поле было невозможно. Поселяне прятались в избах и, рассевшись по полатям, под завывание ветра в печной трубе пели:
"Вихри враждебные веют над нами..."
17 августа. Авдотья-сеногнойка, огуречница. Семь отроков Эфесских.
На Авдотью окончательно сгнивало сено, которое не успели собрать на Степана. Также в этот день собирали огурцы, которые вихрем(см. предыдущий день) раскидало на значительное расстояние(порой на сотни метров).
Следует заметить, что поселяне "семи отрокам Эфесских" молились неохотно. Повсеместно ходила история о том, как некоей семье "семь отроков" явились с небес чтобы помочь(услышав их молитвы) в сборе урожая. Работниками они оказались аховыми, трудились кое-как. Зато ели -будь здоров! -каждый за четверых.
18 августа. Евстигней-житник.
На Евстигнея одной рукой жни, другой -корчуй пни(готовься к посеву озимых).
19 августа. Второй Спас, яблочный.
На второй Спас был обычай подавать проходящему через деревню нищему суму перемётную полную яблок. Выходит такой бедолага из села, весь увешан сумами и мешками. Чуть идёт, ноги подкашиваются.
20 августа. Марины, Пимены.
Пришли Марины -болят у всех спины(целый день снопы со жнивьем потягавши).
На ПИмены назови сноп по имени. При вязании снопов был обычай давать каждому снопу какое-нибудь имя. Частенько при этот не забывали своего барина и свою барыню. При молотьбе эти снопы мололи особо тщательно.
21 августа. Мирон-ветрогон.
В этот день традиционно дует сильный ветер. Не работали. Более того. Пришёл Мирон -не сосчитаешь ворон(всех ветром сдуло).
23 августа. Лаврентий.
Пришёл Лаврентий, дядя совсем сбрендил. Дома день сидит, в ушат с водой глядит.
Дело в том, что на святого Лаврентия смотрят в полдни на воду: коли тиха, то осень будет не лиха.
В этот день страсть как боялись водяного. Особливо те, у кого имелись долги. Они даже к воде в этот день близко не подходили.
24 августа. Евпл.
День памяти мученика Евпла.
"Пришёл Евлампий -
нам всё до лампы.
Святой терпел и нам велел.
Мы лежим на печи
и жуём калачи.
Песен мы не поём,
слёзы горькие льём.
Ох, где нам силушки взять,
целый день так страдать?"
27 августа. Михей-тиховей.
Пришёл Михей, дует ветер-тиховей.
В этот день никогда не запускали воздушного змея. Потому как бесполезно -всё равно не полетит. Очень слаб он, этот ветер-тиховей.
28 августа. Успение. Дожинки, обжинки.
Успение -это такой день, когда нужно всё успеть: дожать, обжать, озимить... А ещё нужно огурцов насолить и непременно проследить, чтобы ласточки улетели.
С этого дня начинается молодое "бабье лето", а это значит, что мужик пойдёт на "братское пиво", а вернётся домой под утро и непременно без сапог.
29 августа. Третий Спас, ореховый.
Поспели орехи. Никто не работает. Все на улице. Празднично разодетые. У каждого на шее или через плечо туесок с орехами. Раскланиваются друг с другом молча, не забывая при этом ловко закинуть в рот орех. Щелкают непринуждённо, помогая всей пятернёй. Вся главная улица села к вечеру покрыта шкорлупками -шагу некуда ступить.
Если журавль отлетит к третьему Спасу, то можно будет ходить через луг напрямик -никто вас не клюнет.
31 августа. Фрол и Лавр-лошадники.
Конский праздник. В день Фрола и Лавра лошадей кропят святой водой(на это уходило не менее ведра на каждую лошадь). На битюга и того более. Далее по неизменному правилу кормят овсом в полную сыть, пока её не разопрёт. Затем завивали лентами хвост и гривы, садили на телегу и катали до захода солнца.
Всем здоровья и успехов!!!
Свидетельство о публикации №224082801057