Месяцеслов. Народный календарь. Август

   1 августа. Макрида.
   С утра идёт дождь. Мужичок, запрягши лошадёнку, выехал в поле. Поливает как из ведра. Мужик залез под телегу. Поёт, озирая родные края:
   "Макрида, Макрида, Макрида моя! ***твою мать!!!

   2 августа. Ильин день.
   В народном воображении пророк Илья -святой грозный, суровый, карающий. В его подчинении гром и молния. Все, включая нечистую силу, трепещут перед Ильей. В народе говорили: "Пришел Илья -вставит всем фитилья". Если в Ильинскую грозу молния зажжет избу, то тушить надо не водою, а молоком или сывороткой(вариант: блинами, пирогами и сушеными грибами).
   Чтобы отвести беду, умилостивить грозного пророка, в Ильин день не работали, а сидели в избе, закрывшись на замок. Не выгоняли скот в поле. Даже комары в Ильин день не кусались. Разве что ненароком, от отчаяния.
   Говорили: до Ильи мужик купается, а с Ильи вода студёна станет -только чешется.

   4 августа. Мария Магдалина.
   Магдалина-ягодница. Пришла Магдалина -поспела малина. Деревенские девки истово молились Магдалене. Считалось: Чем больше намолишься -тем больше ягод соберешь.

   5 августа. Трофим-бессонник.
   Святой Трофим насылает на мужика бессонницу. Отчего тот в Трофимов день места себе не находит: начинает то одну работу, то другую, то, бросая всё, третью. И так до вечера. Говорят: пришел Трофим -мужик неостановим.

   6 августа. Борис и Глеб.
   На Бориса и Глеба случается напасть -паликопна(гроза копны жжёт). Поэтому в поле старались не выезжать, за полевые работы не браться. Хозяин запрягал коня, выезжал вроде как в поле и... заворачивал в кабак. Это называлось надуть Бориса, объегорить Глеба.

   7 августа. Анна-холодница. Макарий.
   Жили-были по соседству в одном селе Анна и Макарий. Семь лет, пять месяцев и три дня подбивал Макарий к Анне клинья. Он к ней и так и эдак, со словами и без слов. А она к нему -пуд презрения. И сказал тогда Макарий: "Холодница ты, Анна! Тьфу на тебя!"
  И уехал в город Макарий -стал пролетарий.

   9 августа. Никола кочанский. Пантелеймон Палий.
   Кочанный день. В этот день вилки в кочаны завиваются. Поливают обильно капусту, приговаривая:
   "Николка, Николка!
    Что ни палка, то -ёлка!
    Ни кола, ни дощечки,
   лишь огарочек свечки.
    Расти, расти капуста,
    дай кочанов густо.
    А барину -пусто,
    да чтоб барину -крышка,
    от нас ему в з** кочерыжка".
   Также в день святого Пантелеймона нельзя возить хлеб и сено -непременно Пантелеймон спалит и двор и хату. Пуще всего в этот день доставалось тем, кого называли в честь святого -Пантелеймоном. Завидев его, говорили: "Пантелеймон, выйди вон! Уйди с дороги, таков закон". Да еще в придачу и поколотить могли.

   10 августа. Прохоры и Пармены -не затевай мены.
   Этимология сути явлений, связанных с этим днём уходит в глубь веков. Закрепилось лишь одно: в этот день категорически нельзя производить обмен. Можно только продать или подарить А иначе... Никто уж и не знает, что может произойти и отчего возник такой запрет.
   Вот нельзя и всё тут.

   11 августа. Калинник. Калинов день.
   На этот день никаких святых не записано. Поэтому поселяне накануне не молились и обращались к бабке-шептухе за помощью. Непременно хотелось узнать загодя: в Калинов день будет заморозок или всё обойдётся мороком(туманом)? Независимо от предсказания, к вечеру поселяне собирались в круг и дружно пели:
   "Калинка, калинка, калинка моя!
    В саду ягодка малинка, малинка моя!"
   Душевно так, до одурения.

   12 августа. Сила и Силуян.
   На этот день выпадало много работы. С раннего утра и допоздна. Отсюда и возникло слово -насилу, т.е. работать на день Сила.
   На Силу и Силуяна даже баба бывает пьяна(от работы, разумеется).
   Рассказывают, что давным-давно жили два брата, которые работали не покладая рук. Одного звали Сила, а другого -Силуян. Похоже на то, что этот второй был... армянином. Сводные, видать, братья были. И такое бывает.

   14 августа. Спас медовый. Маккавей.
   Защипывают горох, собирают мак, заламывают соты -пробуют мёд.
   Лущил горох, пока не занемог.
   Собрали мака воз -конь чуть увёз.
   Пришёл Спас, кого в ухо, кого в глаз(пчёлы покусали).
   А ещё говорили:
   "Нальём и осушим и станем трезвей.
    Нас не осудит святой Маккавей."

   15 августа. Степан-сеновал.
   Пришёл Степан, не время бить в барабан, а снимай жупан(полукафтан) -последний день сенокосных работ. Завтра будет поздно(см. следующий день).

   16 августа. Антон-вихревей.
   Этот день знаменателен сильным ветром. Работать в поле было невозможно. Поселяне прятались в избах и, рассевшись по полатям, под завывание ветра в печной трубе пели:
   "Вихри враждебные веют над нами..."

   17 августа. Авдотья-сеногнойка, огуречница. Семь отроков Эфесских.
   На Авдотью окончательно сгнивало сено, которое не успели собрать на Степана. Также в этот день собирали огурцы, которые вихрем(см. предыдущий день) раскидало на значительное расстояние(порой на сотни метров).
   Следует заметить, что поселяне "семи отрокам Эфесских" молились неохотно. Повсеместно ходила история о том, как некоей семье "семь отроков" явились с небес чтобы помочь(услышав их молитвы) в сборе урожая. Работниками они оказались аховыми, трудились кое-как. Зато ели -будь здоров! -каждый за четверых.

   18 августа. Евстигней-житник.
   На Евстигнея одной рукой жни, другой -корчуй пни(готовься к посеву озимых).   

   19 августа. Второй Спас, яблочный.
   На второй Спас был обычай подавать проходящему через деревню нищему суму перемётную полную яблок. Выходит такой бедолага из села, весь увешан сумами и мешками. Чуть идёт, ноги подкашиваются.

   20 августа. Марины, Пимены.
   Пришли Марины -болят у всех спины(целый день снопы со жнивьем потягавши).
   На ПИмены назови сноп по имени. При вязании снопов был обычай давать каждому снопу какое-нибудь имя. Частенько при этот не забывали своего барина и свою барыню. При молотьбе эти снопы мололи особо тщательно.

   21 августа. Мирон-ветрогон.
   В этот день традиционно дует сильный ветер. Не работали. Более того. Пришёл Мирон -не сосчитаешь ворон(всех ветром сдуло).

   23 августа. Лаврентий.
   Пришёл Лаврентий, дядя совсем сбрендил. Дома день сидит, в ушат с водой глядит.
   Дело в том, что на святого Лаврентия смотрят в полдни на воду: коли тиха, то осень будет не лиха.
   В этот день страсть как боялись водяного. Особливо те, у кого имелись долги. Они даже к воде в этот день близко не подходили.

   24 августа. Евпл.
   День памяти мученика Евпла.
   "Пришёл Евлампий -
    нам всё до лампы.
    Святой терпел и нам велел.
    Мы лежим на печи
    и жуём калачи.
    Песен мы не поём,
    слёзы горькие льём.
    Ох, где нам силушки взять,
    целый день так страдать?"

   27 августа. Михей-тиховей.
   Пришёл Михей, дует ветер-тиховей.
   В этот день никогда не запускали воздушного змея. Потому как бесполезно -всё равно не полетит. Очень слаб он, этот ветер-тиховей.

   28 августа. Успение. Дожинки, обжинки.
   Успение -это такой день, когда нужно всё успеть: дожать, обжать, озимить... А ещё нужно огурцов насолить и непременно проследить, чтобы ласточки улетели.
   С этого дня начинается молодое "бабье лето", а это значит, что мужик пойдёт на "братское пиво", а вернётся домой под утро и непременно без сапог.

   29 августа. Третий Спас, ореховый.
   Поспели орехи. Никто не работает. Все на улице. Празднично разодетые. У каждого на шее или через плечо туесок с орехами. Раскланиваются друг с другом молча, не забывая при этом ловко закинуть в рот орех. Щелкают непринуждённо, помогая всей пятернёй. Вся главная улица села к вечеру покрыта шкорлупками -шагу некуда ступить.
   Если журавль отлетит к третьему Спасу, то можно будет ходить через луг напрямик -никто вас не клюнет.

   31 августа. Фрол и Лавр-лошадники.
   Конский праздник. В день Фрола и Лавра лошадей кропят святой водой(на это уходило не менее ведра на каждую лошадь). На битюга и того более. Далее по неизменному правилу кормят овсом в полную сыть, пока её не разопрёт. Затем завивали лентами хвост и гривы, садили на телегу и катали до захода солнца.


   Всем здоровья и успехов!!!

   

   


   


Рецензии