Детерминизм и свобода воли
Но, в любом случае, если мы сможем сформулировать квантовые законы на новых понятиях (а до сих пор в течение столетия с момента формулировки квантовой механики она пользуется классическими понятиями макромтра при описании микромира, подставляя всевозможные костыли в виде все тех же неопределенностей и запретов), мы получим тот же абсолютный детерминизм! Проблема - в переводе описания микромира в описание экспериментов, которые мы можем проводить только в масштабах макромира.
Это - о детерминизме!
Теперь - о свободе воли:
Если бы был произвол (беззаконие) на самом субстанциональном уровне, то и на нашем уровне законы были бы невозможны. Мир управляется причинно-следственными процессами, и только ими. Это, кстати, и есть фундамент понятия времени. И поэтому время необратимо. На субстанциональном уровне никакого произвола быть не может. Сюда включаются и все процессы в мышлении, какими бы сложными они ни были. Понятие произвола в конкретном формировании события, в том числе и в причинно-следственном процессе мышления, внутренне противоречиво! Вероятность - понятие статистическое и не применимо к одиночному случаю совсем! При этом никакие 99-процентные и 0,00...01-процентные вероятности для одиночного случая ничего не значат! Они лишь оценивают, какой выбор для нас предпочтительнее, потому, что будет чаще выпадать в течение всей нашей жизни.
На этом уровне мышление не выбирает из нескольких вариантов. Само понятие Выбора уже предполагает причинный процесс выбора в процессе мышления.
Хорошая иллюстрация процесса выбора - это классический Буриданов осел, который умер от голода, выбирая из двух одинаковых охапок сена. Реальный осел обязательно выберет одну из охапок, поскольку их равноправие условно! Одна охапка расположена справа, а вторая слева. У каждого мыслящего существа всегда в процессе опыта вырабатывается предпочтение в разных случаях выбора между правым и левым, даже независимо от того, что функции мозга в этом смысле асимметричны. Как может это происходить?
Например, осел почувствовал голод и увидел две одинаковых охапки сена. Он переводит взгляд то направо, то налево, и, например, правый взгляд сопроводился усилением голода. Это стало Причиной для выбора правой охапки. И этот выбор правого мог закрепиться и проявляться в дальнейших подобных случаях.
Вывод: индивидуальный выбор исключает абсолютную случайность. Каждый шаг в процессе выбора обусловлен какими-то причинными элементами, влияющими на процессы мышления, который, в свою очередь, определяется еще более фундаментальными причинными процессами.
Откуда же тогда возникает представление о свободе выбора в рамках закона причинности, не допускающего вмешательства в причинно-следственные процессы фундаментальных случайностей, постулируемых в классических интерпретациях квантовой механики?
Свобода выбора появляется лишь, как понятие статистическое, когда мы имеем много людей, животных, стоящих перед выбором в одной и той же проблеме. Тогда одни выбирают одно, другие другое, но каждый выбирает на основе своих аргументов, сложившихся в разнообразии жизненного опыта! У каждого индивидуального случая выбора нет! Даже если вначале индивидуум не знал, что выбрать, процесс его выбора может быть сложным, но он определен его сложным опытом, который вдобавок еще и постоянно дополняется текущими событиями и изменениями состояния мозга, как матертальной сложной информационной системы! Его выбор основан на совокупном сложном причинном процессе мышления.
Таким образом, есть и жесткий детерминизм на самом субстанциональном уровне материи, и есть свобода воли, в смысле, каждому человеку возможность своего индивидуального, жестко-причинного, выбора на основе индивидуального опыта.
Если закон причинности действует на всех уровнях бытия, то ни одно событие, в том числе и, конкретное событие в масштабах квантовой механики, не может быть без предыдущего причинного события и без его следствия.
Возникают 2 вопроса:
Случайность и прогнозируемость событий.
Каждое событие микромира является следствием громадного числа событий на субстанциональном уровне от момента одного наблюдения до другого. То же и на макроуровне, когда невозможно проконтролировать все участвующие в процессе события, например, в процессе мышления. Многое из деятельности мыслящих существ прогнозу не поддается. Поэтому возможен лишь вероятностный прогноз, а события классифицируются, как случайные. Но сложные макропроцессы часто носят системный характер, поэтому системность дает повторяемый результат и предсказуемость.
Нет ли противоречия между принятием принципа причинности на субстанциональном уровне и отрицанием теории скрытых параметров в квантовой механике?
Во-первых, уровень квантовой механики находится между уровнями макромира и субстанциональным, т е уровни разные.
Во-вторых, описание этого среднего уровня статистическое, в отличие от верхнего и нижнего уровней, где рассматриваются, главным образом, индивидуальные события.
В-третьих, и масштабы описания разные, тогда как в теории скрытых параметров масштаб событий тот же, что и в квантовой механике.
Иначе бы неравенства Белла невозможно было проверить на эксперименте.
Религиозные аспекты я не рассматриваю потому, что Бог в этом смысле противоречив: он нематериален! Его не встраивают в единую причинно-следственную систему, а это значит, он никак не может участвовать ни в каких материальных процессах.
Либо же он материален, но тогда это уже не Бог, а высокоразвитый "инопланетянин"!
Свидетельство о публикации №224082801374