Вечерний киносеанс 3
По случаю приезда Соня упрашивала меня переночевать в её комнате. Я всячески отнекивалась, объясняя, что последние пару недель подолгу не могу уснуть, часто просыпаюсь и среди ночи слушаю что-нибудь убаюкивающее. «О! — радостно объявило дитя, — я как раз скачала на свой новый айфон потрясающую программу. Мама, она усыпляет за три минуты! Пойдем скорее спать…» У Софии с рождения проблемы с засыпанием. Чего-только не перепробовали, все бестолку. И вдруг такое открытие! И как, скажите, отказаться от столь заманчивого предложения?
За время Сониного отсутствия в сражении со своей бессонницей я перепробовала множество медитаций, аффирмаций и саблиминалов, обещающих быстрый и крепкий сон. Благодаря стремительному развитию искусственного интеллекта, интернет наводняется ими со страшной скоростью. Самые бессмысленные, по моему мнению, именно те, которые обещают усыпить вас за три минуты, но при этом проигрываются по 5-8 часов. Их я сразу забраковываю. Публицистические и научно-популярные передачи работают куда лучше. Это открытие я сделала еще в 90-е. Тогда на одном из центральных телеканалов появилась цикловая программа одного модного журналиста. Выход в эфир — ежедневно в 23:00. Анонсы печатались в газете. Темы заявлялись чрезвычайно живые и острые. Каждый вечер, ложась перед телевизором, я включала программу в предвкушении интереснейшего сюжета. Однако после появления на экране ведущего и его приветствия мгновенно засыпала. Так ни разу и не посмотрела ни одной передачи — даже частично; зато как наладился сон!
С другими спикерами тоже работает, причем не зависит от их харизмы и стиля подачи материала. Какая-то «магия в действии». Кошмаровский со своим телегипнозом отдыхает!
Итак, мы с Соней облачаемся в уютные пижамы и отправляемся засыпать. К приезду Софии я заказала химчистку её матраса и, заодно, попросила положить его так, чтобы жёсткая поверхность оказалась вверху, как советовали делать продавцы изделия, чтобы матрас дольше сохранял форму. Давно собиралась последовать этой рекомендации, да руки никак не доходили. Осторожно ложусь, растекаюсь каплей по твердой поверхности; тело сразу расслабляется, наливаясь уютным теплом и свинцовой тяжестью. Мгновенно проходит ноющая боль в бедре, которая мучила меня последнее время. Тонкий месяц загадочно заглядывает в окошко — Софи не любит зашторенных окон. Сквозь форточку тянет ночной прохладой, которую дополняет аромат лемонграсса. Соня добавила несколько капель эфирного масла в увлажнитель воздуха. Уютно светятся ночники. Девица умеет создать атмосферу! Пока я нежусь и настраиваюсь на сон, София пытается скачать чудо-программу. Установка проходит успешно, и мы приступаем к назначению звукового фона. Соня любезно предоставляет мне, как гостье её спальни, право выбора, зачитывая длинный перечень вариантов: «Фиолетовый космос», «Тропический ливень», «Весенние грезы»... Терпеливо заслушав весь список, я выбираю «Звук поезда». С детства он сопутствует приятным моментам моей жизни. Шум дачной электрички, пробивающийся сквозь лесной массив… Рассказы прабабушки о поездках на поезде из Минска в Москву с перечислением всех остановок… Мое первое детское путешествие поездом — как раз по этому маршруту: покачивание вагона, стук колес, и объявление заученных мной по рассказам станций… Привокзальная квартира моих родителей, в которой они прожили несколько лет и куда забирали меня от деда с бабкой на выходные. Одно из самых романтических пространств в моей жизни, наполненное удивительными предметами, действами и звуками. Мамин портрет в черной водолазке и красных бусах, написанный в стиле Модильяни модным в то время художником, фиолетовое гусиное перо с чернильницей… Послеобеденный ритуал «Чай под одеялом». Из стульев и пледов сооружался шатёр, под которым и происходило чаепитие… Вечерние компании друзей семьи, поющих под гитару. Для меня перед отправкой ко сну артистичный Олег Шабура исполнял песню-сказку Высоцкого «О нечистой силе». Завывая загробным голосом «Страшно аж жуть!», он гримасничал и шевелил длинными пальцами, вызывая у меня тихий ужас и бурный восторг одновременно…
Ночник с разноцветными «плывущими» по кругу рыбками… Пластинка с романсами Вертинского… И объявления вокзального диспетчера, и шум прибывающих и убывающих поездов…
Возмущенный голос Софии вырывает меня из паутины воспоминаний. Звуковые фоны никак не желают подгружаться, и из всего списка доступен лишь «Серый шум». Чувствуя, что я уже одной ногой в своей спальне, Софи находит молниеносное решение и в секунду скачивает еще одну программу -- дыхательную гимнастику для хорошего сна. Меню предлагает разные голоса. Мы выбираем мужской на фоне звуков леса. По факту он оказывается резковатым фальцетом. Голос начинает произносить инструкцию. Схема дыхания такова (не повторять, может быть опасно!): глубокий вдох на четыре медленных счета, задержка дыхания еще на четыре и очень медленный выдох на восемь. Делаем четыре повтора. С этого момента мы по очереди начинаем судорожно зевать. Тем временем нам предлагается подумать, каким местом мы дышим. Видимо, программа активизирует телепатические способности, потому что в ответ мы абсолютно синхронно поворачиваемся друг к другу, открываем глаза и произносим «ж@ой!»
Система, неумолимо ведущая нас в город снов, дает свисток; под шум деревьев и соловьиные трели фальцет информирует, что мы на половине пути. Тут же на ум приходит отрывок из песенки дуэта Никитиных:
«По роще … осиновой…
Ежик резиновый
Шёл и насвистывал
Дырочкой в правом боку».
Наша зевота перемежается судорожными приступами смеха. Сна ни в одном глазу. Чувствуем, что до конца сеанса нам не дотянуть — задохнемся. И Соня возвращается к «хорошей программе для засыпания за три минуты». Хотя звуковые фоны загрузились, система не дает нам сделать выбор и по умолчанию включает «Звуки арфы». Единственное, что мы можем назначить — это голос ведущего. На это раз решаем в пользу женского. Он оказывается низким, басистым. Голос предлагает нам дышать особым образом, выдавая нелепую команду: «Наблюдайте за дыханием в этот короткий момент. А теперь сделайте свой последний выдох!» И снова ассоциация: «Последний выдох господина ПЖ» из незабвенной «Кин-Дза-Дзы». Возможно, вы помните, что последний выдох умирающего заключался в воздушный шар, который на планете Плюк служил надгробием. Сново взрываемся хохотом. Неужели нам предлагают уснуть вечным сном?!
Однако, похоже, срабатывает принцип: «Клин клином вышибают». Зевота и смех неожиданно уступают место расслаблению. Звуки арфы переносят нас в рай. Кстати в возрасте лет пяти я, набрасывая на плечи похищенный из бабушкиного шкафа белый крепдешиновый палантин, обожала «перебирать струны» воображаемой арфы — музыкальный инструмент мне заменяла дверь с фигурным стеклом. А полочки в комнате моей принцессы украшает коллекция ангелов, играющих на арфах, скрипочках и флейтах. Проходит примерно три минуты, и мы с Соней утопаем в райских облаках, засыпаем… В этот момент арфа делает предательский громкий «блямс», голос радостно командует: «А теперь откройте глаза!» Сон мгновенно рушится. Вновь смотрим друг на друга, теперь молча, с открытыми от удивления ртами.
Но какие могут быть претензии? Уснули за три минуты, как и было обещано. Программа не гарантировала продолжительного сна.
Обе мои ноги свешиваются с кровати в попытке бегства.
«Мама!» — взмолилась Соня, ухватив меня за пижаму, и тут же словно шулер вытащила из рукава победный козырь, заявив: «Это были вовсе не те программы; я просто хотела поэкспериментировать. А теперь включаю настоящую — подкаст про космос». Разумеется, соглашаюсь. Под рассказ о чудесах Вселенной Соня засыпает мгновенно. Мои веки тяжелеют. Месяц спускается с неба, вплывает в комнату через форточку, подхватывает меня за ворот пижамы и несёт ввысь к загадочным экзопланетам.
Но воротник трещит, и я падаю из сна на Землю, пробудившись от грохота свалившего с кровати телефона. Соня сладко сопит, улыбаясь во сне. Если уж уснула, то её не разбудишь, хоть из пушек пали. Чтобы утром вовремя встать, ей приходится с вечера заводить несколько будильников и раскладывать их по комнате.
Ну и я, наконец, сегодня посплю! Перебираюсь в свою спальную и включаю «Десять томов истории с Мартой Аккерман». Старый друг лучше новых двух!
P.S. Любопытно, почему именно публицистика и разговоры о науке работают лучше любого снотворного? Я бы считала это своей индивидуальной чертой, если бы Соня не подтвердила своим примером их действенности. Тенденция, однако! Приглашаю и вас, дорогие друзья, на себе проверить убаюкивающий эффект подобных передач. Так мы накопим статистику и дадим повод к научному исследованию. А там, глядишь, и избавим мир от бессонницы.
Свидетельство о публикации №224082801731