Весь мир театр и артистическая этика Станиславског

Весь мир театр..., артистическая этика К.С. Станиславского


"В чём счастье на земле? В познании. В искусстве и в работе, в постигновении его. Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу — талант! Выше этого счастья нет. А успех? Бренность."
К. С. Станиславский русский режиссёр, теоретик и реформатор театра 19 -20 век.


Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев) "Работа актёра над собой"  ч.2,  или К.С. Станиславский, Этика, изд. Искусство, М. 1981. или  Собр. Соч. т.3.  М.1955.,  или сокращённо ссылка К.С.С. 




«Весь мир — театр. А люди в нём — все актёры»—метафора, проводящая параллели между жизнью человечества и игрой актёров.»

Артистическая этика — это учение о творческой дисциплине, разработанная  К.С. Станиславским. Это художественные нормы, при которых формируется актёр и без которых  невозможно коллективное творчество.
Подобное можно определить относительно этики граждан нашей страны, во времена СССР конечно моральный кодекс строителя коммунизма это крайняя точка зрения в возможном диапазоне, но все гражданские нормы должны быть отражены в  нашей Конституции и пунктуальное соблюдение её это наша гражданская этика.
"Формирование актёра и режиссёра тесно связано с пониманием задач театра как школы жизни … Этика — это не только моральный кодекс поведения актёров и режиссёров в работе, но одновременно и условия для их всестороннего творческого раскрытия , пути художественного формирования и технологического вооружения." Предисловие А.Д. Попова. К книге К.С. Станиславский, Этика, изд. Искусство, М. 1981.
Гражданская этика это не только поведение и соблюдение законодательства государства, но и то как мы к этому должны прийти через воспитание и образование, а ещё через технологическое обеспечение общества. Технологическое обеспечение с моей точки зрения  это социальные инструменты (социальное конструирование)  построения общих целей, оценки достижения этих целей, технология накопления, передачи информации, обсуждения проблем и решения  этих проблем всем нашим обществом.
О воспитании:
К.С.С.: … "в театр нельзя входить с грязными ногами. … Отхаркайтесь, прежде чем входить в театр. … актёры вносят в свой театр всякие житейские мерзости: сплетни, интриги, пересуды, клевету, зависть, мелкое самолюбие. В результате получается не храм искусства, а плевательница, сорница, помойка. … отсутствие выдержки, неуважение к другим людям,  неуважение к другим людям, эгоизм, распущенность, дурная привычка … Надо раз и навсегда отказаться от самооплакивания и самооплёвывания … Думайте побольше о других и поменьше о себе  … Люби искусство в себе, а не себя в искусстве."
"… коллективная работа приятна и плодотворна, так как создаётся взаимная помощь."
"… все должны создавать и поддерживать дисциплину."
"… прежде всего приходить вовремя , за полчаса или за четверть часа до начала репетиции чтобы размассировать свои элементы самочувствия."

 Об образовании:

К.С.С.: "… Надо уметь брать полезное. Недостатки перенимать легко, но достоинства — трудно. "
К.С.С.: "… в театре (в жизни) , к вам будут предъявлены совсем другие, несравненно более строгие требования, чем , в училище." 

"Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим."

Творческое раскрытие, формирование, накопление:
К.С.С.: "… на репетициях разбираются ощущения, хранящиеся в аффективной памяти... то чувствование о котором идёт речь . Надо долго думать о нём дома, прежде чем  найти подходящее слово, выражение, пример ... "

К.С.С.: "Костюм или вещь, найденные  для образа, перестают быть просто вещью и превращаются для артистов в реликвию. … Вырабатывайте в себе необходимую выдержку, этику и дисциплину общественного деятеля,  несущего в мир прекрасное, возвышенное, возвышенное благородное. ….Актёр по самой природе того  искусства, является членом большой и сложной корпорации труппы театра. …"   
 
Порядок в театре залог успеха спектаклей и режиссёра. И это уже относится не только к театру как дворцу культуры и искусства, но и ко всему миру как театру.   Капитализм завершает свой расцвет, конкуренцию замещают более кардинальные и жестокие противостояния, и только когда приходит понимание общей опасности конкуренцию заменяет коллективные усилия.

К.С.С.: "Чем меньше актер обращает внимания на зрителя, тем больше зритель интересуется актером.
И наоборот, чем больше актер забавляет зрителя, тем меньше зритель считается с актером.
Отвлекаясь от зрителей для жизни роли, тем самым актер заставляет зрителя сильнее тянуться к сцене. "

К.С.С.:" Надо уметь приспособляться к обстоятельствам, к времени, к каждому из людей в отдельности. Если имеешь дело с глупым, надо применяться к его мышлению, искать наиболее простой словесной формы и приспособлений, доступных
 осторожнее, искать более тонких приспособлений, чтоб он не понял ухищрений и не уклонился от общения, и так далее."


Технологическое обеспечение:
                К.С.С.:"Совершенно исключительной строгости и дисциплины требуют репетиции народных сцен. Для них должно быть создано особое, так сказать, "военное положение" . И это понятно. Одному режиссёру приходится управляться с толпой ...несколько сот человек. … потеря лишнего времени... и утомление … толпы. Возможен ли порядок без военной строгости?"
Народные сцены это уважительное название массовых сцен, не работа с толпой, а именно с народом. 
Т. е. массовые сцены как во время репетиций, так и во время прогона спектаклей требует особой "строгости" и уважения. Сейчас это помимо дисциплины современные  технологии связи во время действия, технологии съёмок, подготовки перед выступлением, монтаж снятого цифрового материала это для творческого процесса. Но во время реальных процессов без репетиций, демонстраций и других массовых и единичных выступлений,  также необходимы правила поведения без вооружённых представителей правопорядка, без водомётов, автозаков и др. силовых средств, даже плёток в нашем быту и культуре  нет. Даже скотину  подгоняем веточкой или крепким словом, т. е. берегут своё богатство, а граждане это богатство нашей страны его необходимо беречь. Но сейчас мы можем учесть мнение каждого демонстранта. Наш коллективный менталитет, и наша культура в нашем воспитании. И в этом в основе в том числе лежит школа сценического  искусства и Этика К.С. Станиславского. И дальше учить массы необходимо через искусство и новые технологии политического общения. Я бы сказал воспитать трепетное отношение к мнению каждого гражданина РФ и обязательно учесть мнения каждого гражданина при принятии решения, на уровне чиновника или выборных органов. Задача для массы граждан  как найти удовлетворяющее всех решение?

Если военная строгость или военное положение необходимы во время репетиций и прогона спектаклей, то тем более без подобной дисциплины не обойтись в процессе производства, реализации, логистических операций, массовых гуляний и демонстраций. То уважение зрителя и тем более источника власти народа это учёт мнения каждого из нас и президента и кухарки о которой вспоминал В.И. Ленин.


К.С.С.: "Каждый проступок при военном положении считается увеличенным в несколько раз, и взыскание за него становится в несколько раз строже. Без этого вот что получится. …   репетируется сцена бунта … Всё идёт хорошо, но несколько лиц, … опоздали или были невнимательны … испортили всё дело ... режиссёр предъявляет свою претензию... коллективное требование куда страшнее... Есть немало актёров и актрис, лишенных творческой инициативы....  Только   мы, режиссеры, знаем, какого труда,  изобретательности, терпения, нервов и времени стоит  сдвинуть таких  актёров с ленивой творческой волей с их мёртвой точки."               

Т.е. качество принимаемых решений в стране напрямую зависит от уровня культуры граждан РФ  ещё и как работает с гражданами "режиссёр" и каковы технологии работы с одним и множеством граждан.

К.С.С.: "… каждый актёр обязан развивать свою творческую волю и технику. Он обязан вместе со всеми творить дома и на репетиции, играя на ней, по возможности, в полный тон. У многих актёров … есть нестерпимая привычка репетировать в четверть голоса. … А вы знаете , как всякий вывих портит правильную линию действия. Разве такая реплика нужна партнёру? … если каждый из участвующих будет рассчитывать на других, то творческая работа лишится инициативы. Не может же один режиссёр работать за всех. Актёр не марионетка.  Неправильная реплика и переживание вызывают такой же неправильный ответ и неверное чувствование. … на каждой репетиции  актёр обязан играть в полный тон"

К.С.С.: "Костюм или вещь, найденные  для образа, перестают быть просто вещью и превращаются для артистов в реликвию. … Вырабатывайте в себе необходимую выдержку, этику и дисциплину общественного деятеля,  несущего в мир прекрасное, возвышенное, возвышенное благородное. ….Актёр по самой природе того  искусства, является членом большой и сложной корпорации труппы театра. …"   

Выводы.

 1. Гражданская этика, конечно включает и профессиональную этику разных групп общества (артистов, медиков, поэтов, военных и т.д.), но в обществе есть общее что и составляет  понятие гражданская этика. Наша идеология и воспитание строится на вере и на классической литературе нашей страны. И эту опору на классическую литературу и искусство нашей страны необходимо увеличивать кратно, вместо опоры на западные ценности и особенно прибыль организаций и физических лиц.
2. Творческое раскрытие задач развития общества. Нет ничего более ценного чем жизнь, здоровье, культура и творчество человека. Бесценна атмосфера в которой творит и живет человек. Этика К.С. Станиславского не единственное на что мы можем опереться в развитии нашего общества.  Это плеяда наших классиков поэзии, прозы, драматургии, композиторы, литературные критики, деятели науки и инженерии, военачальники , священники. Это тысячи основателей и проводников нашего менталитета, всех их не перечислить, пофамильно.
3. Технологическое обеспечение общества. Безопасность человека, организации, сетевых систем и государства в целом. Эффективность и независимость государства ...


Рецензии