Васишта. Глава 1
Штаб-квартира теософского общества в Индии находилась в «Вороньем гнезде» в Бомбее. Амит Тхакур, член этого общества, приехал в город по делам брата, который служил воеводой в Северо-Западных провинциях, для того чтобы передать бумаги на земли своим родственникам. Но кроме поручения старшего брата у него было и своё дело. Он хотел встретиться с основательницей общества, русской дворянкой, которую безмерно уважал, Еленой Петровной Блаватской.
Секретарь попросила его подождать в зале, так как в это время шёл разговор о выпуске нового журнала «Теософист» с членами редакционного совета, и Елена Петровна была занята.
- Скоро она придёт сюда выпить чаю, - сказала девушка, - и вы встретитесь, господин Тхакур.
Двери отворились, и в залу вышли трое мужчин и Блаватская. Полноватая, с тёмными вьющимися волосами и приятным круглым лицом, одетая в тёмно-зелёное платье с отделкой кружевом такого же цвета, она притягивала к себе внимание.
- Ну, а что Абсолютная Истина? – спросил мужчина с небольшой чёрной бородкой, держа в руках толстый блокнот и карандаш.
- А Абсолютная Истина, дорогой Уильям, непознаваема, - повернулась к нему женщина. – Личность познающая растворяется в Божестве – в этом смысл жизни человека. Познание Истины в теософии относительны и полностью её познать невозможно. Человек может только достигнуть «приблизительной Истины».
Уильям К. Джадж быстро записывал всё, что говорила Блаватская.
Елена Петровна увидела Тхакура и подошла к нему.
- Рада вас видеть, Амит, - сказала она, приглашая его присоединиться к чаепитию.
Они сидели вдвоём за небольшим столиком. Секретарь поставила перед ними вазу с печеньем, разлила по чашкам ароматный травяной чай и, оставив чайник на столе на специальной подставке, удалилась.
- Уважаемая Елена Петровна, - начал Амит, - меня очень интересует одна удивительная история, и я хотел спросить у вас: нет ли в числе княжеских фамилий в России имени и фамилии «Васишти Аджанубаху»?
- Нет, никогда не слыхала. Есть у нас имя Василий, но не Васишти, а про «Аджанубаху» не слыхивала. Это что же за имя такое? Аджанубаху в переводе с санскритского, кажется, «длинные руки». «Аджан» - означает длинный, а «баху» – руки. Так прозывался Сиваджи, великий вождь махратов и основатель их царства. О нём, что ли, идёт дело?
- Нет, - покачал головой Амит, - не совсем. Ну, а имя Лонгиманус есть в России?
- И того нет! Если перевести с латинского, то «лонг» - длинный, а «манус» - руки, - задумалась Блаватская. – Но у нас есть фамилия Долгоруких, если буквально перевести Лонгиманус и Аджанубаху.
- Ну, вот и добрались, - обрадовался Тхакур, - теперь для меня всё ясно…
- А для меня так стало ещё темнее!
- У нас в Индии есть легенда о пандите Васиште и Великом Акбаре. Они были друзьями.
- Вот как? Расскажите. Никогда не слышала эту легенду.
- Вы знаете, что Акбар взошёл на трон в тринадцать лет. Так вот, когда он был ещё принцем, он подружился с белолицым юношей, которого таинственно привели к нему во дворец. Затем юноша исчез, и один принц знал, кто это был и где он. По восшествии Акбара на престол, тот снова явился и совершенно завладел императором. Никто не знал его настоящего имени и откуда являлся оба раза таинственный чужеземец, хотя при дворе, где толпились сотни иностранцев, «мудрецы с Востока, Юга и Севера», никто не обратил сперва на юношу особого внимания, но вскоре завистники стали коситься на него и подкапывать под царскую милость. Рассказывали, будто юноша - презренный раб, пленник с далёкого Севера, был подарен Акбару патанским полководцем из Афганистана. Интрига против этого чужеземца достигла наконец такого накала, что оставаться в Агре стало опасно. И он опять исчез.
Через двенадцать лет при дворе появился учёный астролог и сильнейший маг Васишти Аджанубаху. Его слава предшествовала его появлению в Агре, и все говорили о нём шёпотом и со страхом. Старожилы придворные узнали в нём того самого юношу.
Хроники уверяют, будто Васишта оставался при Акбаре до самой смерти последнего, а затем, хотя сам уже был в глубокой старости, неизвестно куда исчез. Дело в том, что этот пандит был русским князем, взятым мальчиком в плен татарами во время похода Ивана Грозного на Казань.
- Всё это, конечно, интересно, но почему вы решили, что это русский князь? – удивилась Блаватская. – Для этого нужны какие-то доказательства, документы. А они, наверное, не сохранились.
- Сохранились, - улыбнулся Тхакур. – Мой брат воевода в Северо-Западных провинциях. У него есть пергаментный свиток. Это заметки, документы, которые в целом составляют как бы записную книжку императора Джеллал-Удина Акбара. Рукописи написаны частью по-персидски, частью на языке хинди, и каждая бумага носит на себе собственную печать императора.
- Как же они попали к вашему брату?
- Как конкретно попали эти рукописи к нему, не знаю, - это тайна, которую он никому не доверяет. Но доподлинно известно, какие трагические события предшествовали исчезновению этих документов. В 1857 году англичане взяли приступом Дели. Падишах, последний из династии Моголов, исчез, и его нигде не могли отыскать. Но нашёлся предатель, который, скорее всего, за деньги, выдал его убежище, и тот не успел уйти в Гималаи, но передал ящик с драгоценностями и бумагами принцам. Английский капитан Ходсон бросился в погоню за ними. Принцев нашли в одном из тайников гробниц Долины смерти. Обещая от имени правительства прощение и дарование жизни, Ходсон уговорил их сдаться. Их повезли в город, но по дороге капитан приказал остановить паланкин, а принцам выйти. Предчувствуя предательство, те вышли, оставив одного из щитоносцев с ящиком и небольшим древним серебряным ларчиком. Ходсон начал с ними разговор, а между тем его солдаты, по условленному знаку, перерезали четырёх принцев и свиту. Когда бросились к паланкину, то ни ящика с драгоценностями, ни ларчика с документами, ни человека, оставленного там, уже не было. Во время свалки и этой ужасной резни сипай, хранитель сокровищ, исчез, и о нём никогда более не слыхали. Что стало с сокровищами – не берусь сказать, но ларец оказался у брата.
- Да, - ужаснулась Блаватская, - англичане никогда не отличались честью и всё делали исподтишка. Но вы меня заинтриговали! Как бы мне взглянуть на эти документы?
- Увы, дорогая Елена Петровна. Они хранятся в тайнике, о котором знает только мой старший брат. Но записки Акбара интересовали меня с давних пор. Поэтому я упросил брата сделать копию с нескольких страниц, где говорится о появлении Васишти Аджанубаху. Я подумал, что это будет для вас интересно и привёз эти бумаги.
Амит Тхакур достал из небольшого саквояжа пачку листов и часть их разложил на столе перед Блаватской.
- Это подлинный вариант текста. А это уже на английском языке, - он подал оставшиеся листы. - Хинди и персидский я хорошо знаю, поэтому сделал для вас перевод. Но там есть ещё надпись на языке, который мне не знаком. Поэтому я просто срисовал её, но что там написано, не ведаю.
Елена Петровна взяла листы с пометками Тхакура и начала читать:
Заметка 1-я. «В начале полнолуния, месяца Морана 935 года (1557) привезён был их Гхэзни Патаном Асаф-Ханом, от «уламама» (?), молодой Москов. Взят и порабощён в Кипчак Ханате (Золотая Орда) при деревне Казани (?), в те дни, когда шайтан в образе московского царя, говорят, разбил ханов… Зовут молодого Москова в переводе на наш язык хинди (то есть санскритский) Коср Васишта Аджанубаху, так же – Лонгиманус на языке португалов падри (миссионеров).
Он сын старшего косра (князя), убитого в Кипчак Ханате…
Васишта говорит так: «Язык свой московский знаю, также языки Ирана и Патана. Учился астрологии и мудрости в Гилане (при Каспийском море). Оттуда повезли меня опять в Иран, где служил царю Тахмаспу. Падишах рассердился за дурной сон и подарил меня Асаф-Хану. Хочу учиться премудрости суфий и саманов…(вероятно, шаманов и буддистов)… и хочу получить шасть (цепь, но в этом смысле талисман) с Великим Именем на нём…
«Пусть учится».
А далее: «Отослан в Кашмир».
Заметка 2-я. «…Вернулся для совещаний, получил Аллагу-Акбар*. Васишти отыскал Великое имя Хэ (Бог) и посвящает суфиев благословенной Рабии**.
А в 968 году рукой, по-видимому, самого императора, приписано: «Велик Васишта Аджанубаху!...В его руках и луна, и солнце. Он сбросил таклид (ошейник) обманчивых религий и нашёл истинную мудрость суфи, выраженную в следующей станце:
Как лампа, так и свет её – одно,
Одни глупцы лишь зрят в кумире и его брамине
Отличные друг от друга два предмета…***»
Блаватская дочитала и взглянула на Тхакура. Он указал ей на лист с текстом на хинди, внизу которого были выведены какие-то чёрточки с перекладинами.
- Вот это строка на неизвестном мне языке, - сказал он, - которую я перерисовал. Сможете ли вы её расшифровать?
Елена Петровна посмотрела на буквы и улыбнулась:
- Здесь начертаны два слова старорусскими церковными буквами «кнез Василий». Так писали наши прадеды триста лет назад, но любой русский это может прочитать.
* Символический девиз Акбара, вырезанный на талисмане, который Акбар жаловал признанным магам и астрологам для ношения его на тюрбане, как знак их достоинства.
** Рабия была основательницей мистической секты суфи и жила в первом столетии эгиры (хиджры). Персидский поэт Хафиз принадлежал к этому братству.
*** Идея суфиев и ведантистов о единстве всего мира. Вселенная составляет одно: формы и образы миров физического и тонкого – одни волны того же океана. Бог во вселенной и вселенная в Боге. Вне нет ничего, даже хаоса.
Свидетельство о публикации №224082800695
Интереснейшие материалы вы отыскали в анналах истории!
"Человек может только достигнуть «приблизительной Истины» - соглашаясь со словами Блаватской, добавлю:
- Эта аксиома вполне приложима и к вашим замечательным расследованиям!
История пленного русского юноши, попавшего в Индию и ставшего другом и наставником знаменитого Великого Акбара, безусловно, достойна литературного воплощения!
Достойна уважения "Идея суфиев и ведантистов о единстве всего мира. Вселенная составляет одно: формы и образы миров физического и тонкого – одни волны того же океана"
ВОЛНЫ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ОКЕАНА... Единство всего мира...Разве это не так?
С раздумьями,
Элла Лякишева 12.11.2024 22:50 Заявить о нарушении
Вы правы, это применимо к таким расследованиям. Потому и нахожусь в подвешенном состоянии - истина приблизительна.
Валентина Шабалина 13.11.2024 07:01 Заявить о нарушении