Жестокость- результат падения духовности
Буллинг от конфликта отличается тем, что в буллинге силы не равны, жертва одна, агрессоров много. Ученика ОВЗ, с диагнозом (ЗПР) травили одноклассники общеобразовательной школы. Мама мучилась, что делать? Ответ был на поверхности, но родительница не хотела и не желала этого видеть и замечать. Отстающий ученик, Паша (имя изменено) не понимающий учебный материал с задержкой психического развития, являлся раздражителем не только всех одноклассников, но и учителя. Соответственно, тормозился учебный процесс, падала успеваемость в классе. Нанятые мамой дополнительно репетиторы ученику ничем помочь не могли. Ребенок все время пребывал в жутком стрессе, от издевательств одноклассников, от школьной нагрузки. Мама катастрофически боялась, что отдав сына в коррекционный класс над ним будут смеяться. Мне удалось ее убедить, что в коррекционной школе другая нагрузка, другие требования и ребенку будет легче. Каким же было ее удивление, когда ребенок в новом классе нашел себе друзей - таких же ребят. И успеваемость его не страдала и издевательства прекратились, потому что он попал в свою среду, где находились ученики с таким же диагнозом. Почему мама не хотела отдать ребенка в класс коррекции, она думала о себе. За себя боялась, это были ее страхи, что ее засмеют, что сын обучается в классе коррекции. Очень часто родители сами себе создают проблему, стараясь сделать вид, что ребенок как все. А ведь до этого, из-за маминых амбиций Паша страдал и мучился не один год. Находясь в общеобразовательном классе, ученик готов был убить всех и каждого, потому что был объектом насмешек, травли и издевательств.
Этот случай буллинга не единичный! Да, наша жизнь стремительно изменилась. Новые технологии открыли новые возможности, еще каких-то десять лет назад мы не знали что такое айфон, вацап, телеграмм, вайбер, ВК. И компьютер, согласитесь, был не у каждого в доме. С появлением интернета можно общаться, не выходя из дома с людьми, которые находятся на другом конце земли. Можно стать читателем электронной библиотеки в Москве или Париже. И нынешнее поколение детей психологи называют цифровым. Не научившись ходить или разговаривать, малыш уже во всю может разбираться в программах и различных приложениях на мобильном телефоне. Однако все чаще перед психологами встает задача об опасности социальных сетей и о том, какой вред они способны нанести неокрепшей психике подростка. Сейчас я не говорю о компьютерной зависимости, о том, что ребенок способен более 8-12 часов непрерывно находиться за компьютером и играть в "стрелялки". Не так давно ко мне за психологической помощью обратилась родительница ученицы 8 класса. Мама жаловалась, что дочь вялая, ничего не хочет, стала проявлять жестокость и агрессию к младшему брату, чего ранее не наблюдалось. На мои вопросы есть ли у подростка друзья, мама отрицательно покачала головой. Ссылаясь на то, что девочка с самого рождения была замкнутой, а сейчас виртуальные, друзья в сети интернет и телефоне. Свободное время после школы дочь проводит на диване с телефоном или ноутбуком. Интересов и увлечений - никаких нет, домашних обязанностей тоже, так как сильно в школе устает. Я с большим удивлением смотрела на маму. На мой вопрос с кем в социальных сетях общается дочь, родительница ответила: "Я не знаю, у нее везде пароли, да это мне и не нужно, чтобы лишнего не накопать, а то совсем потом замкнется". Оказывается, что далеко не каждый родитель вникает в интернет- жизнь своего ребенка или интересуется в каких группах тот состоит. С кем общается, и чем интересуется. О том, что интернет - это огромная польза никто оспаривать не будет, - можно найти любую информацию, в короткие сроки, и получить массу познавательного. Но здесь можно столкнуться с троллингом, когда вам на хорошем форуме ни с того ни с сего нахамят, оскорбят, унизят (форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении). Активно развиваются и такие направления как: - буллинг (кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.) - груминг – установление дружеского и эмоционального контакта с ребенком в интернете для его дальнейшей сексуальной эксплуатации. Вспомним героя романа "Лолита" В.В. Набокова, Гумберта, где ему необходимо было выследить, познакомиться и жениться на Шарлотте, чтобы потом овладеть Долорес. До сих пор в традиционном оффлайновом мире данному типу преступников требовалось потратить несколько месяцев для того, чтобы втереться в доверие к своим жертвам – они даже знакомились с их семьями, дабы не вызывать подозрения. Но благодаря Интернету цепочка сократилась, и все процессы упростились. Сегодня ребенок в интернет пространстве предоставлен сам себе. Мама не знает куда заходить и как, да и по большому счету, это ее не сильно интересует. Не мешает ребенок и ладно, сидит у компьютера или в телефоне – еще лучше. «Не шарахается без дела на улице». А о том, что он полностью поглощен паутиной сетей, что ребенок не научился отфильтровывать информацию, которая разрушительно действует на его психику, никто не догадывается: ни мама, ни папа. Кто скрывается за красивой аватаркой нового знакомого вашего ребенка, ровесник или преступник? Родители не задают себе этих вопросов. В каких группах он состоит и чем интересуется, этот вопрос тоже не возникает у взрослых. Ученица, назовем ее условно Наташа, состояла в деструктивных сообществах, чем и было вызвано ее агрессивное поведение по отношению к окружающим.
Но давайте разберемся, что это всё-таки за группы и чем они опасны? Слово "ДЕСТРУКЦИЯ" (лат. destructio - разрушаю) - разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо, уничтожение. Деструктивные культы призывают к разрушению, убийству, аутоагрессии. В группах деструктивной направленности происходит разрушение личности человека, через разрушение его психики. Под деструктивными сообществами мы понимаем те сообщества в социальных сетях, где лидер (чаще всего - основатель группы) воздействует на психику ребенка. Подводя, таким образом, подростка, к дезадаптации, к разрушению, к аморальному поведению, к суициду. Еще известные психологи такие как: Лев Семенович Выготский, Алексей Николаевич Леонтьев, Жан Вильям Фриц Пиаже, Даниил Борисович Эльконин исследователи психического развития человека говорили о том, что главным источником развития детей является изменяющаяся социальная среда. В подростковом возрасте заканчивается формирование логического мышления, в размышлениях появляется способность выходить в третью позицию. Изменения в эмоциональной сфере приводят не только к углублению, но и полярности эмоций, резкой смене настроений и легкой возбудимости. Волевая деятельность становится более целенаправленной и одновременно с этим, молодые люди ищут новых лидеров для себя, обесценивая родительские ценности и родительский авторитет. Все эти психопатологические особенности объясняют, почему подростковый возраст становиться более уязвим перед деструктивными группами. Участники современных деструктивных групп приобретают черты свойственные членам сект. В таких группах формируют зависимость личностей, актуализируют и закрепляют асоциальные, аморальные и суицидальные наклонности идет пропаганда того, что учиться не стоит, образование в жизни не главное, пропаганда секса, глупости, пошлости. Если честно, то пропаганда аморального поведения не только идет в социальных сетях. Этим активно занимается уже и телевиденье канал ТНТ. Пребывая в таком сообществе, поведение подростка может быть не только преступным, но и неосмотрительным, рискованным, провокационным, легкомысленным, опасным для самого себя, аутоагрессивным. На что стоит обратить внимание родителям, какие внешние проявления можно наблюдать у ребенка? Если подросток состоит в одной из деструктивных групп, он будет носить маски с изображением скелета, черные, противогазы. Если ребенок выкрасил волос в цвет голубой, розовый, фиолетовый-баклажан это тоже яркий признак того, что ребенок является членом деструктивного сообщества. Тату-пирсинг с изображением скелеты, звезды, купала. Порезы, шрамирование, черный макияж, черный маникюр. В поведенческом аспекте будет постоянное недосыпание, отдаление от родителей, ученического коллектива, замкнутость, раздражительность и немотивированная агрессия направленная на окружающих людей либо животных. Возникает вопрос, каким образом мой тихий и послушный ребенок попал во все эти сообщества? На первом этапе робот-рассылка отправляет слово «привет», фразу «кто ты» и тому подобные с вербовочного аккаунта. Если адресат ответил, то переписка переадресовывается к реальному члену деструктивной организации, который затем продолжает переписку. Организаторы делают пребывание в группе комфортным, начинают дружить, а потом потихонечку начинают поворачивать сознание подростка в нужную для себя сторону. Они заинтересовывают собой, группой, так, что часто воспринимаются близкими друзьями. То есть подростку так кажется. На самом деле он же не знает, кто там, за симпатичной аватаркой и сколько этому дяденьке или тетеньке лет. В интернете всё можно скрыть за выдуманным образом. Сочиняется и некая соответствующая легенда. То есть сначала организуют определенный круг, который якобы считает конкретного подростка особым, принимает его. То есть происходит стойкое формирование убеждения, что только в этом круге его понимают, принимают, а вне сообщества этого нет, и не будет. Только здесь ты избавишься от одиночества, найдешь настоящих друзей и разделишь свои беды и душевные переживания. И ребенок на это ведется, потому что в школе, где он проводит 6 часов - никто его "не понимает", с родителями вообще одни проблемы и так далее. Затем идет приглашение на другие прикрывающие вербовочные сайты которые прямо не указывают на свою принадлежность к деструктивной организации, секте. Предлагаются ссылки на сайты разного деструктивного содержания, здесь и порно и насилие, и религия, задействовано все, что только можно, все, что хоть каким-то образом может заинтересовать и удержать подростка. Работают на таких сайтах не простые, а специально обученные люди, знающие как манипулировать сознанием ребенка. Вербовщики знакомы с пристрастиями и увлечениями детей, используют любимую ими лексику и культуру. Работают со знанием психологии. И вот тут, как в воронке и происходит обесценивание ценностей: семейных, духовно-нравственных, включающих в себя веру, совесть, обязанность и ответственность, различение хорошего и плохого. Проводя индивидуальную беседу с подростком я спросила, чем ее привлекла эта группа? На что Наташа ответила: "Там мне уделяют столько внимания, сколько никто не уделяет". Присутствие в этих группировках, их установки и были следствием агрессивного поведения девочки к родителям и младшему братику. Всё начинается с того, что подросток подписался на новости в сообществе, либо сразу вступил в группу. А потом его мозг подвергается ежедневной обработке. Предлагается принять участие в игре, где необходимо пройти различные тесты и задания, разместить свое фото, по мере выполнения которых возрастает рейтинг, открывающий доступ к новым «возможностям»: Сколько сейчас в сети интернет насчитывается таких групп, никто не знает. Количество подписчиков в них варьируется от нескольких человек до десятков тысяч пользователей! Основными характеристиками здесь являются: господство правовой идеологии, традиционализм, радикальный национализм, антикоммунизм, этатизм, корпоративизм, элементы популизма, милитаризм, часто вождизм, декларирование опоры на широкие слои населения, не относящегося к правящим классам и так далее. В отношении «деструктивных групп» необходимо понимать, что это новая реальность, причины которой в деградации нравственного и духовного начала в обществе. И глядя на все это становиться страшно. Сегодня подростки травят ребят чьи отцы, братья, родственники сражаются за Родину в рядах СВО. Так на шестом республиканском форуме школьного образования "Взлетай" от 4 апреля 2024 года, А. В. Хажин-Председатель комитета государственного собрания Курултая Республики Башкортостан рассказал вопиющий случай, произошедшей в одной из школ города Уфы. Одноклассники травили девочку, отец которой доблестно сражался в рядах нашей армии. Не каждому суждено вернуться, отец геройски погиб, выполняя свой долг перед Родиной и Отчизной. Защищая будущее своих детей, своей страны, как защищают тысячи других добровольцев и контрактников. Жестокие подростки травили и гнобили девочку тем, что якобы, ее семья разбогатела на смерти отца. Девочка не справилась с этим и покончила с собой. Есть ли оправдание тем подросткам, что так чудовищно поступили методично и расчетливо подвели девочку к суициду. Я нахожу только одно, что сами дети до такого не дошли бы, все это они совершили с подачи взрослых. Не важно, были это разговоры родителей на кухне, или взрослых, знакомых из социальных сетей, подтолкнувшие их на этот страшный, нечеловеческий поступок.
Содержимое деструктивных групп разнообразно по форме, но одинаково по содержанию. Поломать психику ребенка, промыть ему мозги и конечный вариант, довести до суицида либо чтобы он от ненависти начал убивать ни в чем неповинных людей. Существует и другое направление антидетское главная цель которого- издевательства, жестокое обращение с детьми. Понятно, что многие современные дети живут в сети всемирной паутины, которая их захватывает и беспощадно заглатывает. Формат виртуального общения многим уже привычнее, чем беседа с глазу на глаз. Одним щелчком мышки можно завести друга и одним щелчком мышки его уничтожить, заблокировать в черный список. Смена убеждений меняет и поведенческие основы личности. Милый и безобидный в детстве, человек меняя убеждения в сторону радикализма, может убить другого человека. Свято веря в то, что его действия приносят пользу. Таким образом, для того чтобы изменить поведение человека, необходимо изменить его убеждения.
Что еще можно найти подростку в интернете, на что его ловят, и подсаживают как глупую рыбку на крючок? В Контакте активно раскручиваются тематические группы, возбуждающие неприязнь к матерям, детям, учителям, старикам, участникам СВО и их семьям. Эти деструктивные сообщества в социальной сети организованы настолько профессионально, что могут быть одним из этапов информационно-психологической войны против наших детей. Эксперты говорят, что воздействие на умы подрастающего поколения через Интернет – это вопрос безопасности страны, и эту атаку нельзя недооценивать. Вовлечь подростка очень легко в любую из вышеперечисленных деструктивных групп. У него слабая, неустойчивая психика, повышенная внушаемость, низкая самооценка, неумение взаимодействовать с окружающими. На данный момент могут быть внутрисемейные проблемы, конфликты с родителями. Либо отсутствие духовного и нравственного воспитания, как это сейчас часто случается. Возникает вопрос, что же делать родителям? Как им с этим справиться? В первую очередь обратить внимание на то, в каких группах социальных сетей состоит ваш ребенок, с кем он общается и дружит. Какие сайты посещает? Лучше всего если вы, взрослый, будете знать его виртуальных друзей, их увлечения, родителей. Своевременно установить программы фильтры, на свой ноутбук, компьютер и ежедневно просматривать истории браузера посещений вашего ребенка. Идеальным было бы проводить выходные дни без гаджетов, полностью от них отказавшись. Показав ребенку наглядный пример - жизнь без сетей хотя бы один день! Организовывать совместные досуги, поход на природу, в спортзал, библиотеку, музей, выставки и т.д.
В заключении возникает вопрос, а есть ли у нас закон об информационной безопасности. Скажу сразу, есть. Согласно Российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 No 436 - ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию") . Только защищать сегодня будем их мы, от их излишнего пребывания в паутине запретных соблазнов. Как выяснилось, сегодня социальные сети являются средой экспериментов над подростками, более опасной, чем может себе предположить взрослый, родитель. Многие подростки опасаясь родителей - делают фейковые странички, да и потом можно зайти с телефона, с планшета - а пароль не каждый родитель знает. Восточная мудрость гласить: "Хочешь победить врага - воспитай его детей". О чем - это? О том, что воспитывая детей своего врага, вы лишаете его наследников и продолжателей дела. Дети врагов будут исповедовать другие ценности, и поклоняться другим идеалам, нежели родители, а значит, не станут на защиту ценностей и идеалов своих отцов. К нам это пришло еще с тех времен когда, захватывая поселения, как правило, убивали мужчин и женщин, а их детей забирали и делали из них воинов, которые в будущем воевали против своего народа. Ну и по логике самое больное место по которому можно ударить, это ребенок. Уделите ребенку внимание, он самое дорогое и важное, что есть в вашей жизни.
Используемые источники:
1. Афицинский А. М. СЕКТЫ: характеристика, методики влияния и манипулирования.http://www.b17.ru/article/33408/
2. Вовлечение молодежи в секты: механизмы. Портал Справочник по безопасности – http://www.warning.dp.ua/bezop106.htmС
3. Гафнер В. В., Петров С. В., Забара Л. И. Опасности социального характера и защита от них . Электронное пособие
4. Новая газета. Группы смерти во Вконтакте: кто и как доводит детей до суицида. 5. Группы смерти в соцсетях: как родителям распознать опасное увлечение 7. Интернет-груминг - http://klassmama.blogspot.ru/2013/02/blog-post_27.html
6. О психологических и медицинских аспектах негативного влияния компьютерной зависимости на несовершеннолетних – http://lektsia.com/2x8892.html
7. Польза и вред интернета -
8. Профилактика вовлечения молодежи в неформальные группы деструктивной направленности Слабая психика-как понять?
Е. Тимошенко-Седьмая
Психолог 28.08.2024г.
Свидетельство о публикации №224082800825