Книги, изъятые из библиотек

Книги, изъятые из библиотек (книги с историей из библиотеки Л. Н. Вересова)
(Доклад прочитан на Чечулинских чтениях 2021 года в ЦГБ им. В. В. Верещагина Череповца)

К истории вопроса
    Вначале разберёмся с понятиями по нашей теме… Запрещенные издания — литературные труды, публикации, на чтение и хранение которых в разное время накладывается запрет в той или иной стране мира. Чаще других в список запрещенных попадают издания, противоречащие принятым политическим, религиозным, социальным или другим нормам. Это «индекс запрещенных книг», принятый католической церковью, сожжение книг в гитлеровской Германии (сборник «100 запрещенных книг: цензурные истории мировой литературы». В России в период 1865-1905 гг. было уничтожено и конфисковано 218 книг, не считая несколько тысяч не увидевших света из-за предварительной цензуры. В 1884г были составлены «Алфавитные списки произведений печати, которые не должны быть допускаемы в публичных библиотеках и общественных читальнях». Первый список включал 125 книг радикального и революционно-демократического направления. Последний список включал 450 названий книг и брошюр. В советской России к концу 20- х гг. XX в. работу цензоров регламентировали два основных документа «Перечень сведений запрещенных к опубликованию в открытой печати» и «Сводный список книг, подлежащих исключению из общественных библиотек и книготорговой сети». В России в 2006 г. официально опубликован список запрещенных экстремистских «материалов» куда включены книги, брошюры, кинофильмы, видеоматериалы, листовки и др. документы, «призывающие к осуществлению экстремистской деятельности, обосновывающие преступления, направленные на полное или частичное уничтожение 28 какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы». На сегодняшний день список насчитывает около 1500 названий. Функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов возложены на Минюст России. Оценивает появившиеся новые книги такого содержания специальная экспертная комиссия. В библиотеки экстремистские материалы поступают по различным каналам документоснабжения (по обязательному экземпляру, в качестве даров, покупки). Эти документы хранятся в государственных национальных фондохранилищах, центральных отраслевых библиотеках, библиотеках регионов. Библиотеками, не являющимися депозитариями, вопрос о приобретении решается самостоятельно, если они отсутствуют в профиле комплектования библиотеки, они списываются. Библиотеки, имеющие эти материалы, обязаны хранить их и предоставлять пользователям, но с определенными ограничениями. При обработке эти материалы должны быть маркированы пометкой, указывающей на ограничения в использовании. Эти документы не могут быть представлены в открытом доступе, выдача их должна производиться по письменному запросу. Копирование экстремистских материалов строго запрещено. При библиотеках существовали так называемые отделы специального хранения.
   Спецхран (спецфонд) — специальное отделение библиотеки, предназначенное для хранения изданий, запрещенных для широкого распространения, пользование которыми допускается на основе специально оформленного разрешения. Спецхраны возникли в начале18 века. В них сосредоточивались т. н. «вольные», т. е. неподцензурные издания, выходившие за рубежом и нелегально на территории России, а также запрещенные цензурой. В советское время спецхраны создавались при крупных библиотеках, начиная с областных, в целях ограничения всеобщего доступа к «антисоветской» литературе. В 1920-е гг. их заполняли издания военных и общественных движений, боровшихся с советской властью. С 30-х гг. перевод литературы из общедоступных фондов в спецхран производился по «Сводным спискам книг, подлежащих исключению из общественных библиотек и книготорговой сети», куда входили только издания на русском языке, напечатанные в СССР. Многие зарубежные издания гуманитарного характера, кроме книг так называемых прогрессивных авторов, особенно эмигрантские книги, журналы и газеты, направлялись в спецхран автоматически. В годы «перестройки» (2-я пол. 80-х гг.) большая часть литературы, кроме изданий с грифом «Для служебного пользования», из спецхрана стала постепенно переводиться в обычный фонд. Последний «Сводный список...» вышел 27 дек. 1988 и оставил в спецхране 462 книги «явно антисоветского характера, содержащие клевету на В. И. Ленина, КПСС, Советское государство и советский народ, белогвардейские, сионистские, националистические издания». Окончательно спецхран для изданий различного идеологической и политической направленности были ликвидированы 9 июля 1990.
В начале 1920-х годов развернулась массовая очистка библиотечных фондов от «идейно чуждой» литературы. Активным деятелем этой кампании была Надежда Крупская, жена В. И. Ленина (Ульянова). Она стала членом Коллегии Наркомата просвещения РСФСР, а с ноября 1920 года - и председателем Главполитпросвета при Наркомпросе. В сферу её деятельности вошли вопросы эстетического воспитания и искусства. Так вот уже в 1920 году Главполитпросвет Наркомпроса РСФСР по инициативе Крупской разослал на места инструкцию о пересмотре каталогов и изъятии из общественных библиотек "идеологически вредной и устаревшей" литературы. Как признавала сама Крупская, "в некоторых губерниях потребовалось вмешательство ГПУ (то есть чекистов), чтобы работа по изъятию началась". Именно Крупская составляла первые "чёрные списки" книг, подлежащих запрету и изъятию из библиотек в Советской России. В 1924 году она включила в эти списки Платона, Канта, Шопенгауэра, Лескова и других крупнейших авторов: Лескова, Достоевского, басни Крылова и Лафонтена, книги Мережковского, Лажечникова, Вс. Соловьева, Полевого, Скотта, Купера, Дюма-отца. В целом список книг по исторической беллетристике включал 51 наименование. Подлежала изъятию многотомная "История государства Российского" Карамзина. Изымались труды педагога Ушинского, что шокировало даже "буревестника революции" Горького. Особенно сильно пострадали детские библиотеки. По приказу Крупской из них были изъяты даже народные сказки и «Аленький цветочек» Сергея Тимофеевича Аксакова. Всего её инструкция содержала 97 имён детских писателей, в том числе, не поверите, Корнея Чуковского. Этот-то за что пострадал, за "Муху-Цокотуху" что ли?
Оказывается, не за Муху-Цокотуху, а за Крокодила. Почему-то ей показалось, что во всём положительный вроде бы Крокодил почему-то похож на ... Чемберлена (?), тогдашнего премьер-министра Великобритании и последовательного антисоветчика.
Вначале книги просто уничтожались, но к 1926 году в крупных библиотеках были созданы так называемые «спецхраны» — отделы, куда по распоряжению цензурных органов помещались книги и периодические издания, которые, по мнению цензуры, можно было предоставлять только по специальному разрешению. В вышедшем в ноябре 1926 года «Положении об СХ в библиотеке» было сказано, что в состав спецхранения следует включать:
1. литературу, вышедшую в СССР и изъятую из общего пользования,
2. зарубежную русскую литературу (имеющую научное или политическое значение),
3. издания, передаваемые другими учреждениями в публичную библиотеку на особое хранение.
Первые спецхраны в крупнейших библиотеках создавались на базе существовавших ещё до революции «секретных отделений» с довольно незначительным числом изъятых книг. Масштабы советских спецхранов были просто гигантскими: в некоторых из них к концу 1980-х находилось до полумиллиона книг и периодических изданий.
В дальнейшем состав литературы, подлежавшей передаче в спецхраны, постоянно пополнялся и детализировался. Передаче в спецхраны подлежали произведения репрессированных авторов. Особо пристрастной оценке подвергались иностранные печатные издания. К числу закрытых для общего использования принадлежали более 400 ведущих политических западных газет и все издания эмигрантов вне зависимости от содержания.
Специальное исследование литературы, которая оказалась в спецхране Библиотеки имени Ленина, показало следующие группы изданий:
1. российские издания конца XIX — начала XX века и русская советская литература таких авторов, как Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Михаил Булгаков, Игорь Северянин, Алексей Ремизов, Фёдор Сологуб и т. п.,
2. зарубежная литература XX века, которая редко публиковалась в СССР; такие авторы, как Марсель Пруст, Джон Дос Пассос и другие,
3. «тамиздат», или работы запрещённых русских и советских авторов, изданные за рубежом (Александр Солженицын, Борис Пастернак, Вячеслав Иванов и др.),
4. книги религиозного содержания (Библия, Коран, Талмуд); работы русских религиозных философов,
5. книги по западным философским направлениям и психологии,
6. советские и зарубежные издания по семиотике, структурализму и т. п. (книги Юрия Лотмана, Михаила Бахтина, Бориса Эйхенбаума).
Кроме этого, в спецхран поступала и научная литература по биологии, ядерной физике, психологии, социологии, кибернетике, генетике. Также в состав фонда входила литература, поступавшая в библиотеку из различных советских учреждений и институтов с грифом «для служебного пользования» — в основном по технике, экономике, статистике.
М. В. Зеленов отмечал, что спецхран имел все черты партийно-государственной системы производства информации и контроля над ней — «надзаконность, анонимность, таинственность».
 Вот перед нами другой знаковый документ по теме. "Сводный список книг, подлежащих исключению из библиотек и книготорговой сети. Часть 1." (М.: Издание Всесоюзной книжной палаты, 1960, 136 с.). Тираж не указан. "Экз. № 16 196". С типографской пометкой "Рассылается по списку". Учитывая, что книга была подписана в печать 03.10.1960 года, то оставалось примерно полгода до начала реализации конкретной программы строительства коммунизма. Судя по всему, этот список был направлен на то, чтобы уберечь будущие гармонично развитые личности от некоей крамолы, способной смутить их сознание. Под запрет попали книги стихов и поэм Григола Абашидзе. Среди них "Вечно в доспехах" и "Победоносный Кавказ". И длинный список "Агроправил" и "Агроуказаний", а также "Сталинский план преобразования природы в действии" Б.А.Александрова. Ольга Берггольц "Говорит Ленинград" от 1946 года. Альбом Кукрыниксов "Бредовые "англо-американизаторы" от 1951 года. "Речи С.М.Кирова" и "Сборник якутской поэзии". Всё не перечислить. Сотни названий. Изымались прежде всего книги с упоминанием И.В.Сталина и о нём, а также с именами других "анти-партийцев". Не могу не остановиться на двух книгах Ник. Шпанова: "Дипломаты "Плаща и Кинжала" (1952) и "Заговорщики" с пометкой "Все издания по 1954 г. включительно". К сожалению, ни ту, ни другую я не читал. Шпанов - чрезвычайно интересный писатель был. На последних трёх страницах - почти одни работы Емельяна Ярославского (Минея Израилевича Губельмана) - 25 позиций на изъятие. Ну по этому "добру", мне кажется, горевать не стоит…
Ранее тоже случались инциденты и выпускались документы об изъятии книг из библиотек.
Так, например, В 1932 году член президиума Центральной контрольной комиссии при ЦК ВКП(б) — партийного следствия и суда, член партии с 1898 года и известный пропагандист Е. М. Ярославский неожиданно обнаружил, что в ходе усердной чистки библиотек от идеологически вредной литературы с полок были изъяты некоторые его произведения. Мало того, под запретом оказались отдельные книги Маркса, Ленина и Сталина. Или вот докладная записка Агитпропа ЦК М. А. Суслову «О предложении Главлита изъять 1004 политически вредные книги от28 сентября 1950 года.

А что же в наше время, когда нет спецхранов и свобода слова и печати?
2021 год.  Изъятие из российских библиотек зарубежных книг о Второй мировой войне является борьбой с фальсификацией истории или идиотизмом? Скорее перегибом на местах, вызванным кампанией по борьбе с «иностранными агентами» и чрезмерным административным рвением в ходе этой кампании. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков прокомментировал рекомендации Российского книжного союза изымать из магазинов и библиотек книги, на обложках которых изображены Адольф Гитлер и другие нацистские преступники, признанные таковыми согласно Нюрнбергскому трибуналу.
В американском городе Нашвилл пастор местной католической школы Дэн Рихил заявил, что книги британской писательницы Джоан Роулинг о Гарри Поттере несут опасность для детей. Об этом пишет издание The New York Post. Священнослужителя поддержали американские и итальянские экзорцисты. В частности, Рихил утверждает, что книги обманывают детей, показывая им магию «и доброй, и злой», передаёт Life.
2017 год   Генеральная прокуратура РФ дала разъяснения по ситуации с изъятием из библиотек в Архангельской области книг, полученных от фонда Сороса, признанного нежелательной организацией в РФ.

На Украине призвали изъять из библиотек изданные в СССР книги, заменив старую советскую литературу на «современную и украиноязычную». Об этом рассказала директор государственного учреждения «Украинский институт книги» Александра Коваль. По ее словам, более половины книг, хранящихся в библиотеках Украины, изданы в Советском Союзе. «По статистике, в библиотеках хранится более 240 миллионов единиц документов. Это книги, периодика, ещё что-то.
О современных библиотеках.
Все библиотеки страны обязаны сверять свои фонды с Федеральным списком экстремистских материалов. Этот огромный и неудобный в использовании реестр постоянно пополняется: книгу или статью может признать экстремистской любой районный суд, после чего они автоматически попадают в список. Если прокуратура обнаружит в библиотеке такую «запрещенную литературу», она может вынести руководству представление, которое обязывает принять меры, чтобы подобное не повторилось. Это значит, что нужно постоянно убирать книги из библиотечных фондов, а если библиотекарь успел выдать читателю «нехорошую книжку», директор может оштрафовать его.
Но бывает и так, что на самого директора или другого сотрудника заводят административное дело о распространении экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП), которое заканчивается штрафом. Так, в 2014 году директора Феодосийской центральной библиотечной системы оштрафовали на две тысячи рублей за 12 экземпляров книги Василя Марочко о голодоморе — Украина, понятное дело, эту книгу не запрещала. В 2013 году на две тысячи оштрафовали директора Центральной универсальной научной библиотеки за книгу «Что такое саентология?». А в 2011 году поводом для штрафа директору Зональной научной библиотеки Уральского федерального университета стал научный труд Александра Окорокова «Фашизм и русская эмиграция», а также ни много ни мало том «Большой энциклопедии» издательства «Терра» из-за того, что до этого была признана экстремистской включенная в него статья о Чеченской республике.
По данным Информационно-аналитического центра «Сова», в 2016 году руководители российских библиотек не менее 281 раза неправомерно подвергались санкциям в рамках антиэкстремистского законодательства. В 2015 году таких случаев было не менее 322.
Но борьба с экстремизмом — не единственная сфера, в которой библиотеки могут пострадать за недостаточное усердие.
Проверять деятельность библиотек прокуратура может и в рамках федерального закона №;436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Именно этот закон предписывает ставить возрастную маркировку на книги. Сотрудники региональных прокуратур выискивают, нет ли, например, в детских библиотеках книг, пропагандирующих, по их мнению, насилие, «нетрадиционные сексуальные отношения» или педофилию. Или не находится ли книга с определенным возрастным ограничением там, где ей быть не положено. Например, в 2015 году из детского летнего лагеря в Челябинской области потребовали изъять «Собачье сердце» Булгакова, поскольку на книге стоит маркировка «12 „. Штрафы в таком случае возможны по ст. 6.17 КоАП (“нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию»).
В недавно опубликованном докладе «Нарушения и государственные ограничения свободы слова, свободы печати, свободы художественного творчества», подготовленном Ассоциацией «Свободное слово» в сотрудничестве с группой правозащитников и журналистов, отмечается, что находящиеся под постоянным давлением библиотекари «начинают перестраховываться и нередко просто убирают с полок «спорные» и «небезопасные» издания, чтобы избежать обвинений.

В ходе доклада было рассказано о следующих книгах «с историей» из библиотеки Л. Н. Вересова.
«История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. Госполитиздат, 1955.
Емельян Ярославский «Как родятся, живут и умирают боги и богини».
В. И. Ленин «Избранные произведения» в двух томах. М. 1935.
В. Некрасов «В окопах Сталинграда». Лениздат, 1948.
Б. А. Греков «Киевская Русь». Госполитиздат, 1953.
И. В. Сталин «Вопросы ленинизма» ОГИЗ, 1939.
Т. Д. Лысенко «Стадийное развитие растений». М. 1952.
Г. К. Жуков «Воспоминания и размышления». М. 1970 (Первое издание).
И. И. Смирнов «Восстание Болотникова». Госполитиздат, 1951 (Сталинская премия второй степени за 1949 год).
Г. Ландау «Секретная служба в тылу немцев 1914 – 1918 г.) Воениздат, 1937 и другие.


Рецензии