Эпилог
Из воспоминаний отца Богдана Сойко, единственного сына отца Игоря Сойко:
"Родился я 25 августа 1938 года в селе Деражно Ровенской области Украины, так что в этом году мне — слава Богу! — исполняется 80 лет.
Мой папа — протоиерей Игорь Сойко — перед самой войной, в 1939 году закончил православное отделение богословского факультета Варшавского университета.
Его рукополагал архиепископ Волынский и Кременецкий Алексий (Громадский).
Мой дедушка — Павел Сойко — тоже священник.
Во время войны мы все переживали трудности.
А после нее папу осудили на 10 лет тюрьмы и 5 лет ссылки. Через некоторое время его реабилитировали.
Всё мое воспитание с раннего детства легло на плечи мамы, Надежды. Она из верующей семьи.
Вера у нас передавалась из рода в род. Мама уделяла мне очень много внимания.
Она похоронена рядом с папой на кладбище в Жукове Калужской области, где он в последние годы служил священником. Там действовал молитвенный дом, а сейчас выстроена великолепная кладбищенская церковь.
Но при всей скромности людей тогда приходило очень много. И папа, когда уже не мог служить по возрасту и по болезни, всё равно по воскресным дням и праздникам находился в храме Божием и исповедовал. Так что для многих людей Жукова и окрестностей он стал духовником.
Мое детское воспитание проходило в храме.
Я никогда не сомневался в вере, и всегда испытывал огромное желание посвятить свою жизнь Богу и стать священником.
Я видел, как бедно жил мой дедушка, протоиерей Павел Сойко. Приход небольшой и бедный. Всегда Церковь и священнослужители живут так, как живет народ.
В детстве я постоянно играл в священника, служащего Литургию. Мама занималась по хозяйству, а я «служил». Игрушек в то время никаких не было. Изредка кто-нибудь дарил самодельные.
Очень теплые воспоминания у меня остались от первого посещения Почаевской лавры.
Мы с мамой прошли 50 км пешком. Я учился тогда классе в пятом.
Рано утром мы вышли и к вечеру достигли Лавры. Шли, конечно, босиком.
А на подходе к Лавре стоял колодец, где люди могли умыться, утолить жажду, помыть ноги после долгой дороги.
И вот я тоже пристроился с людьми умыться и в этот момент услышал лаврский колокол.
Это что-то бесподобное!
Звучание колокола было слышно за 20–30 км.
Там великолепная большая колокольня.
Это всё на меня произвело огромное впечатление.
Наступил праздник преподобного Иова Почаевского, 10 сентября.
Мы пришли 9 сентября вечером, читали акафист, после него Всенощное бдение.
Служил архиерей и много священников.
Я такого количества священников никогда раньше не видел.
Прекрасно пел хор.
Тогда я впервые вошел в лаврский алтарь.
Меня взяли, чтобы я держал одному из архиереев жезл в течение всей Литургии.
Это было что-то необыкновенное, и с этим радостным чувством я возвратился домой.
А потом я посещал Лавру почти каждый год.
Иногда даже два раза в год, с мамой или один.
В Лавре для нас главными оставались святыни.
Мы прикладывались к иконе Божией Матери Почаевской, к мощам преподобного Иова.
Я помню, как ползал в пещеру, где подвизался преподобный.
Остались необыкновенные воспоминания и чувства.
После Литургии всегда совершался крестный ход.
Иногда мы оставались в Лавре еще на один день, чтобы побывать на службах, посвященных Усекновению главы Иоанна Крестителя.
В Лавре находился большой образ Усекновения, который ставился посреди большого собора.
И Всенощная, и Литургия оставляли благодатное и приятное чувство.
И конечно, крестный ход вокруг Лавры с большим количеством народа, во время которого несли мощи преподобного Иова, а потом их воздвизали на паперти, тем самым давая благословение преподобного для всего народа.
Никто тогда не думал о еде или отдыхе.
Но поскольку я прислуживал, меня приглашали на общую трапезу.
Был детский стол, монахи всегда с любовью обслуживали его и что-нибудь нам вкусненькое давали.
В Лавре исповедовали богомольцев в различных местах, и мы каждый раз исповедовались и причащались Святых Христовых Таин.
После окончания школы я с мамой добровольно поехал в ссылку к отцу в Красноярский край, в Новосибирскую и Барнаульскую епархию.
Шел 1955 год. Митрополит Варфоломей (Городцев) всех священнослужителей, находившихся в ссылке, старался назначить на приходы.
Многие из них были с высшим богословским образованием.
Владыка Варфоломей назначил моего папу в одну из сибирских деревень на берегу Енисея, называлась она Кома, Новоселовский район Красноярского края.
В настоящее время от этой деревни ничего не осталось.
Построили Красноярскую ГЭС, и многие селения затопило.
В Коме стоял очень красивый храм, прекрасный деревянный иконостас, хорошие иконы.
Храм возвышался на горке, и после затопления верхняя часть колокольни осталась над водой и превратилась впоследствии в маяк.
В Сибири храмов было очень мало, как и по всей России.
После Комы мой папа служил в городе Канске".
(текст в работе)
_______________
приступить к Прологу:
http://proza.ru/2024/08/24/856
приступить к Оглавлению:
http://proza.ru/2024/08/25/837
Свидетельство о публикации №224082800938