Эпилог

(Фрагмент текста "Отец Игорь Сойко, строитель Храма в Канске")

Из воспоминаний отца Богдана Сойко, единственного сына отца Игоря Сойко:

"Родился я 25 августа 1938 года в селе Деражно Ровенской области Украины, так что в этом году мне — слава Богу! — исполняется 80 лет.

Мой папа — протоиерей Игорь Сойко — перед самой войной, в 1939 году закончил православное отделение богословского факультета Варшавского университета.

Его рукополагал архиепископ Волынский и Кременецкий Алексий (Громадский).

Мой дедушка — Павел Сойко — тоже священник.

Во время войны мы все переживали трудности.

А после нее папу осудили на 10 лет тюрьмы и 5 лет ссылки. Через некоторое время его реабилитировали.

Всё мое воспитание с раннего детства легло на плечи мамы, Надежды. Она из верующей семьи.

Вера у нас передавалась из рода в род. Мама уделяла мне очень много внимания.

Она похоронена рядом с папой на кладбище в Жукове Калужской области, где он в последние годы служил священником. Там действовал молитвенный дом, а сейчас выстроена великолепная кладбищенская церковь.

Но при всей скромности людей тогда приходило очень много. И папа, когда уже не мог служить по возрасту и по болезни, всё равно по воскресным дням и праздникам находился в храме Божием и исповедовал. Так что для многих людей Жукова и окрестностей он стал духовником.

Мое детское воспитание проходило в храме.

Я никогда не сомневался в вере, и всегда испытывал огромное желание посвятить свою жизнь Богу и стать священником.

Я видел, как бедно жил мой дедушка, протоиерей Павел Сойко. Приход небольшой и бедный. Всегда Церковь и священнослужители живут так, как живет народ.

В детстве я постоянно играл в священника, служащего Литургию. Мама занималась по хозяйству, а я «служил». Игрушек в то время никаких не было. Изредка кто-нибудь дарил самодельные.

Очень теплые воспоминания у меня остались от первого посещения Почаевской лавры.

Мы с мамой прошли 50 км пешком. Я учился тогда классе в пятом.

Рано утром мы вышли и к вечеру достигли Лавры. Шли, конечно, босиком.

А на подходе к Лавре стоял колодец, где люди могли умыться, утолить жажду, помыть ноги после долгой дороги.

И вот я тоже пристроился с людьми умыться и в этот момент услышал лаврский колокол.

Это что-то бесподобное!

Звучание колокола было слышно за 20–30 км.

Там великолепная большая колокольня.

Это всё на меня произвело огромное впечатление.

Наступил праздник преподобного Иова Почаевского, 10 сентября.

Мы пришли 9 сентября вечером, читали акафист, после него Всенощное бдение.

Служил архиерей и много священников.

Я такого количества священников никогда раньше не видел.

Прекрасно пел хор.

Тогда я впервые вошел в лаврский алтарь.

Меня взяли, чтобы я держал одному из архиереев жезл в течение всей Литургии.

Это было что-то необыкновенное, и с этим радостным чувством я возвратился домой.

А потом я посещал Лавру почти каждый год.

Иногда даже два раза в год, с мамой или один.

В Лавре для нас главными оставались святыни.

Мы прикладывались к иконе Божией Матери Почаевской, к мощам преподобного Иова.

Я помню, как ползал в пещеру, где подвизался преподобный.

Остались необыкновенные воспоминания и чувства.

После Литургии всегда совершался крестный ход.

Иногда мы оставались в Лавре еще на один день, чтобы побывать на службах, посвященных Усекновению главы Иоанна Крестителя.

В Лавре находился большой образ Усекновения, который ставился посреди большого собора.

И Всенощная, и Литургия оставляли благодатное и приятное чувство.

И конечно, крестный ход вокруг Лавры с большим количеством народа, во время которого несли мощи преподобного Иова, а потом их воздвизали на паперти, тем самым давая благословение преподобного для всего народа.

Никто тогда не думал о еде или отдыхе.

Но поскольку я прислуживал, меня приглашали на общую трапезу.

Был детский стол, монахи всегда с любовью обслуживали его и что-нибудь нам вкусненькое давали.

В Лавре исповедовали богомольцев в различных местах, и мы каждый раз исповедовались и причащались Святых Христовых Таин.

После окончания школы я с мамой добровольно поехал в ссылку к отцу в Красноярский край, в Новосибирскую и Барнаульскую епархию.

Шел 1955 год. Митрополит Варфоломей (Городцев) всех священнослужителей, находившихся в ссылке, старался назначить на приходы.

Многие из них были с высшим богословским образованием.

Владыка Варфоломей назначил моего папу в одну из сибирских деревень на берегу Енисея, называлась она Кома, Новоселовский район Красноярского края.

В настоящее время от этой деревни ничего не осталось.

Построили Красноярскую ГЭС, и многие селения затопило.

В Коме стоял очень красивый храм, прекрасный деревянный иконостас, хорошие иконы.

Храм возвышался на горке, и после затопления верхняя часть колокольни осталась над водой и превратилась впоследствии в маяк.

В Сибири храмов было очень мало, как и по всей России.

После Комы мой папа служил в городе Канске".

(текст в работе)

_______________

приступить к Прологу:

http://proza.ru/2024/08/24/856

приступить к Оглавлению:

http://proza.ru/2024/08/25/837


Рецензии