О корнях Муслима Магомаева

Bild: WILLIAMSTOWN, MA ( NEWS10 ) — Columbia University.



Об этнических корнях Муслима Магомаева



Когда известный певец Муслим Магомаев заявлял на всю страну, что он якобы - азербайджанец, то он, мягко выражаясь, перевирал, не краснея. Никакой он не азербайджанец.

Начнём с того, что такое вообще реальный Азербайджан?

Это вовсе не Кавказ, а иранская провинция Мидия -Атропатена. Мог являться Магомаев - мидийцем-атропатенцем? Нет. Их языковые потомки -курды. Похож был Магомаев на курдов? Нет. В Иране местных азербайджанцев называют "торк" от сокращённого "торкаман", потому что носители этой языковой группы пришли оттуда. Магомаев туркмен из иранской провинции Азербайджан? Тоже нет. ОН ТОЧНО НЕ АЗЕРИ ТОРК. И ЕГО АЗЕРБАЙДЖАНСТВО являлось всегда не более чем ДЕКЛАРАТИВНЫМ, т.е. он сам так решил и ничего не желал менять.

1. Муслим Магомаев, несмотря на то, что проживал в Баку, не знал азербайджанского языка и пел время от времени азербайджанские песни как иностранец, выучивший русский текст поёт по-русски. Так как он повсюду вокруг себя слышал живую азербайджанскую речь, то с выговором, акцентом у него проблем не было. Получалось правдоподобно. Так при желании могут спеть и русские, и чеченцы и все кто угодно.

2. В Азербайджане нет никаких "муслимов" и нет "магомаевых". Имя "Муслим" в азербайджанском варианте - "Мюслюм" и Магомаев сам рассказывал, что Гейдар Алиев к нему обращался всегда по-русски, называя его "Мюслюм".

3. В Азербайджане нет и никогда не было лиц с фамилией "Магомаев". Ими могут быть лишь выходцы из Чечни и Дагъестана. Если вы поднимите русские архивные документы,связанные с кавказской войной, то вы там легко найдёте антропоним МАГОМА  и это ауаро-андо-цезское МУХIАМА, т.е. местное сокращение от имени МУХIАММАД. Вы можете всю жизнь прожить в Баку и не встретите там ни одного "Магому", как и ни одного "Магомаева". Да и письменной фиксации "Магомед" у них нет, а если и найдёте, скажем,- одного, то его родители точно проживали в России и дружили с северокавказцами.

4. Мать М. Магомаева зовут АЙШАТ и опять то же самое...- вы всю жизнь можете прожить в Баку и не встретить там ни одной "Айшат", а если всё же обнаружите, то она окажется из Дагъестана или в крайнем случае Чечни. У крымских татар это имя записывается как АЙШЕТ, у турок - АЙШЕ. На этом всё- и у азербайджанцев вообще такого имени нет - ни АЙШЕ, ни АЙШЕТ, ни тем более АЙШАТ.

5. Магомаев в одном из своих интервью утверждал, что его дед был кузнецом. И опять здесь указание на Дагъестан. Во-первых, имя КЪЕБЕД и фамилия КЪЕБЕДОВ бытует испокон веков в ауаро-андо-цезской среде и как раз означает "кузнец" ( от перс. kubidan "ковать"), а во- вторых, трудно себе представить, чтобы азербайджанец работая кузнецом, перебрался бы из Дагъестана в Чечню. Азербайджанцев никто ни в Чечне, ни Дагъестане не знал как кузнецов. Это явно не их профессия.

Нас меньше всего интересует родословная Муслима Магомаева, нам просто плевать на неё с высоты птичьего полёта. В данном случае нас задевает ложь, небылицы, облепившие эту тему. Раздражает нас и его явно вызывающий тон, с которым Магомаев отрицал свою этническую принадлежность к Горско-Кавказскому сообществу. Если он, допустим, не чеченец, во что мы верим, то об этом можно было сказать мягче, толерантнее, а не в духе экранных коммунистов, попавших в лапы к Гестапо.

Муслим Магомаев родом из Дагъестана, чьи предки перебрались в Чечню. Наиболее логичным было бы предположить, что он - андиец или цез. Почему? Потому что трудно найти аварца и тем более чеченца, который бы отказывался от своей этничности. А андийцы и цезы, как свидетельствуют немецкие архивы по попавшим в плен красноармейцам, сплошь и рядом несли что-то невразумительное о себе, в том числе заявляли, что они якобы "русские".

С абсолютной уверенностью можно сказать, что Муслим Магомаев - "декларативный" азербайджанец, воспитанный таким образом, чтобы не признавать собственную этничность. Его фамилия с большой долей вероятности, восходит к имени КЪЕБЕД-МУХIАМА, т.е. "кузнец Магомед". Тщательно скрываемая им родня могла где-то сохраниться под фамилией КЕБЕДОВ и даже попасть под каток сталинских репрессий. С этой целью можно поднять списки КБЕДОВЫХ по Дагъестану и выяснить кто из них сгинул в лагерях, кто кончил жизнь самоубийством, чтобы избежать ареста, а кто просто расстрелян. Муслим Магомаев вовсе не случайно так упорно не желал ничего рассказывать на тему своего этнического происхождения. Потому что имелись скелеты в шкафу. Обнаружение их вызвало бы сплетни, домыслы и пересуды, что никак его не устраивало по целому ряду причин. Нам же самим всё это тем более не нужно. Никто на Кавказе не скрывает своего происхождения и Муслим Магомаев в этом плане - уникум. Нас же задела лишь очевидность лживой сути его рассказов о себе, да ещё с какой-то кривой гримасой недовольства, что ему вообще приходится объясняться на эту тему.

Довоенный период Дагъестана отмечен с одной стороны объявлением т.н. "тюркского" языка официальным, а затем невиданными прежде репрессиями, направленными на глубинную чистку Дагъестана от национальной интеллигенции, владевший будь-то арабским, будь-то тюркским ( терекеменским, азербайджанским) языками, смещением дагъестанцеа со всех абсолютно мало-мальски значимых постов в республике и назначением на вакантные должности чужих. В этот период и вырвался кто-то из Кебедовых или Магомаев в Азербайджан подальше от преследований и травли. А сам отец Муслима Магомаева перебрался в Грозный. В общих чертах примерно таковой должна была быть ситуация. Мы уверены, что без репрессий не обошлось - взяли одного, взяли другого. Перед самой войной каток репрессий затих. А своего пика он достиг в 1937-1938-1939
гг. и национальную интеллигенцию Дагъестана в те годы просто крошили в капусту.

Дядя Муслима Магомаева просто знал т.н. "тюркский" язык, так как им владели в те времена многие и даже изучали его в школах как один из обязательных предметов, а некоторые школы были вообще полностью на "тюркском" языке, они так и назывались не азербайджанскими , а "тюркскими школами Дагъестана". Внести же в графу "национальность" - своё липовое "азербайджанство" вообще не составило проблем, так как подобный нехитрый разворот бакинским руководством во все времена приветствовался.

Поэтому не надо нам "вешать лапшу" об "азербайджанце" Муслиме Магомаеве. Такого азербайджанца никогда не было, что бы он сам о себе ни утверждал, факты говорят о другом *. Советский Азербайджан вообще не разбирался в этническом разнообразии Кавказа. Для него существовали лишь армяне, грузины и они сами. Никаких "дагъестанцев" азербайджанцы толком не знали, для них они все  лишь "лязги" и, таким образом, "не-азрбайджанец" Магомаев автоматически бы попадал в разряд одного из нацменьшинств - лезгин со всеми вытекающими отсюда последствиями, а ему это было совсем не нужно, так как он и лезгином не являлся. И плыть против течения было бесполезно. Каждый раз его где-нибудь представляли "лезгином",находили бы земляков и его бы -бакинцу- каждый раз приходилось бы знакомиться с очередными лезгинами и всвкий раз бы выползала новая информация, что "он не лезгин, но зачем то утверждает, что лезгин". Вообщем, эта круговерть бы не закончилась - то он лезгин, то не лезгин. Интеллигентному бакинцу, влюблённому в музыку и вхожему в любые высокие кабинеты Баку, а затем и Москвы оказались бы в тягость эти пустые разговоры ни о чём: "А отец кто, а мать кто, а родные где?" И в конечном счёте пришлось бы срываться:"Да какое ваше собачье дело меня обсуждать?" Гораздо проще для него было отсекать ненужные вопросы  тем, что он из Баку и азербайджанец. В Турции однако можно было бы просто добавлять при знакомстве: "Аслен Кафкаслыйым, деделерим Кафкаслардан" и все вопросы бы прекратились, но Азербайджан всё же не Турция. Там это вполне нормально, ситуация всем привычная и никто лишних вопросов не задаёт. Да и никто про этничность там не спрашивает, если вы сами не решите об этом оповестить - у абсолютно всех  в удостоверениях личности значится "Тюрк ватандашы" и все говорят по-турецки, включая греков и армян. Обычно "выкупают" лишь приезжих арабов (сирийцев) и сельских курдов.

И сколько бы в СССР ни писали о равноправии и решении якобы национального вопросе, на деле всё обстояло вовсе не так. Мусульман-суннит со знанием турецкого языка в Турции - полноправный хозяин везде и всегда,  без разницы какой он этничности, а в СССР мусульмане-сунниты были вообще никем и ничем без конкретной союзной республики. Советская модель для мусульманско-суннитской общины - крайне отрицательный опыт с неминуемым ущемлением в правах и дискриминацией. Ничего более тупого и отрицательного и придумать было трудно.

В СССР понизили статус всего одной союзной республики, при этом вырвали с корнем и депортировали 4 автономий к ним добавили ещё две титульные нации 2 автономий. Поэтому и дагъестанская национальная интеллигенция первоначально не соглашалась на статус автономной республики в составе РСФСР, предугадывая возможные негативные изменения в национальной политике СССР. Это лишь гораздо позже, задним числом понаписали, что в Дагъестане "радовались" статусу автономии. Факты говорят как раз об обратном. Уровень же защиты и поддержки собственно азербайджанской национальной интеллигенции в Азербайджане был никак не сравним со ситуацией в Махачкале и Грозном. В этом плане,конечно, Муслиму Магомаеву не просто повезло, а повезло по-крупному. Это сегодня легко рассуждать. А в те времена куда как спокойнее было слыть азербайджанцем в Баку чем забитым до смерти в пыточной в Махачкале или ограбленным и депортированным жителем Грозного.

И к тому же без малейших гарантий получения хорошего музыкального образования и достойных заработков. Выражаясь по-проще, ничего ему в Грозном и тем более в Махачкале не светило. Если бы Муслим Магомаев был чеченцем, то его чеченские корни обязательно нашлись, но по всем признакам его родители в Грозном оказались из числа приезжих. И ни один, даже совсем отмороженный чеченец не сказал бы Махмуду Эсенбаеву: "С чего ты взял, что я чеченец, ну с чего ты взял?" Так с вызовом акцентируя на том, что он не чеченец мог бы только тот, кто имеет иные этнические корни.

Обратите внимание что выделил Магомаев- только то, что он "не чеченец", но вовсе не то, что он "не из Чечни". Нет причин ставить его пафос под сомнение. Но вот только версия с азербайджанским кузнецом (?!) по фамилии Магомаев не вписывается ни в какие ворота. Легче поверить в реальность существования Человека-паука.


08.30. 2024.

Al-Quds. Osmanische Provinz Palaestina



*Мы сомневаемся также и в азербайджанском патриотизме Магомаева. Он учился в русской школе Баку и предмет "Азербайджанский язык" в них являлся обязательным. Исключения делались лишь при показе справки о том, что родители - военные. Все дети насквозь обрусевших азербайджанцев Баку, всё же на уроках азербайджанского языка демонстрировали хороший или хотя бы сносный уровень владения. Они его понимали, но предпочитали общаться по -русски. Преподаватели азербайджанского языка, как правило, завышали оценки носителям мусульманских фамилий, чтобы мотивировать учеников: "Бура бах, саьн муьсельмансан, нийе дилимизи бильмирсан? Эвдаь муьсельманджа данышанлар йох? Гет отур!" Ставить "двоек" избегали, всегда на один-два балла выше. Как мы поняли, азербайджанский Муслима Магомаева был даже ниже того уровня, который требовали в русских школах Баку. Близкий к нулевому уровень знания у азербайджанцев мог наблюдаться только в одном случае - никто в семье не общался с ним по азербайджански и никакой малой азербайджанской родины в виде какого-нибудь села или посёлка он не посещал. Муслим Магомаев, таким образом, жил в Баку как советский иностранец. 


Рецензии