Резчик Антанас Чеснулис

12.04.2022 Литва. Друскининкай.
Дерево- Человек- Философ.

Проснулась в 3 часа ночи от светлого чувства радости и позитива.  Думы о виденном сегодня чуде в сосновом лесу на берегу чистейшей  речки Ратничеле, где водятся форели , о человеке с божественном даром увековечивать в дереве деяния людей, и о том, что все прозвучащие сегодня имена персонажей работы скульптура по дереву , были и в моем роду...Например...
Христофор, переносивший людей через реку(  так звали моего прадеда), Георгий, победивший Змея(    так звали моего деда), супругу Антанаса зовут Анной, как и меня.
Экскурсовод Анжела почему-то называла меня Марией( это имя моей бабушки).
Вообщем, я словно находилась в паралельном мире.

Сегодня у нас  была запланирована четырех- часовая экскурсия в уникальный парк деревянной скульптуры народного умельца Антанаса Чеснулиса и его супруги" Георгины"как нежно её называет сам мастер и не только туда.
Наши экскурсоводы-супруги  Томас и Анжела.
Вход в парк стоит 5 евро( для пенсионеров 3 евро).Есть бесплатная парковка. От Друскининкай это совсем близко, 5 км. Такси стоит недорого, где-то 3-5 евро
   Живописная и очень красивая местность пресеченная, подъемы и спуски на холмы, беседки, гостевые домики, скульптурные группы, спрятанные в кустах..Почти 2 гектара ухоженной местности.
Чеснулис тут живет, это его кусок земли. Он построил свой дом и начал обустраивать усадьбу, затем прикупил еще несколько аров земли и на свои средства создал сказочную атмосферу бытия человека.
  Антанас использовал в основном дуб и сосну для создания своих шедевров.
Вот один шедевр:
Скульптор внутри дерева сосны выдолбил ниши, где выдолбил деревья дуб, ясень, осину и ель. Это его философская площадка, где в дереве запечатлены притча:
 "Эгле- королева ужей".
Если коротко, то эта сказка-притча звучит так:
Однажды вечером три сестры купались в море. Вот они наплавались, наплескались и вышли на берег. Две старшие оделись, а младшая — ее Эгле звали — только руку протянула к рубашке, вдруг кто-то как зашипит на нее! Посмотрела Эгле — это уж забрался в рукав.
— Милый уж, отдай рубашку! — просит она.
Уж все свое твердит:
— Назовись моей невестой.
— Ну, ладно, — крикнула Эгле, — будь по—твоему!
На другое утро села Эгле у окошка пряжу прясть
Вдруг слышит — во дворе зашуршало, зашипело. Глянула девушка в оконце да так и обмерла со страху. Полон двор ужей! Шипят ужи, извиваются. А три самых больших, самых толстых вползли на порог, сквозь щелку под дверью в дом проскользнули. Эгле — скорей из комнаты да в клеть! Забилась в уголок, дрожит от страха.
А ужи говорят отцу с матерью:
— Пришли мы сватами от самого царя морских вод. Снаряжайте вашу младшую дочь. Она за нашего господина обещала замуж пойти.
Эгле услышала из клети эти слова и вышла к сватам.
— Я, — говорит, — слово дала, я и отвечаю. Ведите меня к жениху.
Подошли к морю. Вода в море запенилась, забурлила и отхлынула от берега. А на прибрежном песке юноша появился — статный, красивый, в богатой одежде.
— Я жених твой, — сказал Эгле юноша. — Зовут меня Жильвинас. Для других людей я уж, что по земле извивается, а для тебя, девушка, сбросил я змеиную кожу, тебе одной открыл свое имя.
С тех пор девять лет минуло. Эгле родила своему мужу двух сыновей и дочку.
Только вот затосковала Эгле по родному дому. Стало ей подводное царство немило, захотелось на отца с матерью поглядеть, ласковым словом с братьями перекинуться, с сестрами за прялкой песни спеть.
Просит она мужа:
— Отпусти меня, Жильвинас, домой погостить, отцу с матерью показать наших деток.
— Ну, будь по-твоему, — говорит Жильвинас. — Отпущу тебя
 Больше девяти дней не гости, и смотри, как назад пойдешь, чтобы никто тебя не провожал.
Вот радости-то было, когда Эгле со своими детьми в родной дом постучалась! Отец и мать дочерью да внуками не налюбуются, братья, сестры с Эгле не наговорятся.
Только соседи их дом стороной обходят. Меж собой говорят:
— Вернулась ужиха с уженятами. Хорошо еще — мужа своего дома оставила. Не было бы от них беды!
Братьям обидно. Стали они сестру уговаривать:
— Откажись от мужа, оставайся с нами навеки. А придет муж за тобой, — мы тебя не выдадим.
Эгле отвечает:
— Не дело вы, братья, говорите. Как жене от живого мужа отказываться, как детей родного отца лишить! И если не придет муж за мной, я сама, как время поспеет, из вод морских его вызову.
— А как ты его вызывать станешь?
— Эх, братья! — отвечает Эгле. — Не вам его звать, не вам про то и знать. А меня лучше не спрашивайте, все равно не скажу.
А старуха-соседка учит братьев:
— Не с той стороны, — говорит, — подступаете. Что мать не скажет — малые дети выболтают.
Вот собрались братья ночью в лес коней пасти и старшего сына Эгле с собой взяли. Ничего им старший сын не сказал. Лаской выспрашивают — отмалчивается, побоями выпытывают — только плачет.
На следующую ночь опять пошли братья в лес коней пасти и зазвали с собой младшего сына Эгле. Да и от него ничего не добились.
И на третью ночь собрались братья в лес. Приласкали они маленькую племянницу и с собой заманили. Была она у матери с нянюшкой любимым дитятей. Никто ее никогда и пальцем не тронул, злого слова не сказал. Вот стали ее дяди выспрашивать да выпытывать. Она в землю глазками уперлась, молчит, только головой качает: "Не знаю я ничего". А как пригрозили ей дяди гибким прутом, — она задрожала вся, побелела, что платок, да все и рассказала. И как отцово имя — сказала, и на какой он зов отзывается — открыла.
Ну, дядьям только того и надо. Еще пригрозили ей, чтобы она перед матерью и словом не обмолвилась, и отвели ее домой. А сами захватили косы, пошли к морю. Сделали они злое дело, косы о траву вытерли и воротились назад. Только стали косы в сенях вешать, услыхала Эгле железный звон, и сжалось у нее сердце.
В тот же день собралась она назад к мужу. У порога с матерью и отцом попрощалась, у ворот сестер, братьев обняла, — никому провожать себя не позволила.
Подошла она с детьми к морю, стала на бережку и сказала, как муж ее научил:
тут всколыхнулись морские воды, пеной вспенились. Да не белая пена на волнах качается, не белая, как молоко, а красная, как кровь. И со дна голос послышался:
-Я людьми загублен злыми
Дочка милая,зачем ты назвала отцово имя?
Заплакала, зарыдала Эгле. Потом обернулась к детям и сказала:
— Нет у вас ласкового отца, нет у меня любимого мужа. Никто нас в подводном царстве не приветит, а под одним кровом с злыми убийцами нам не жить. Пусть же будет так, как я скажу:
Верным сынам моим, юным героям,
Слово сдержавшим отважно и твердо, —Дубом и ясенем стать над горою,
Дочке же — девочке, сердцем не сильной,Трепетным деревом, робкой осиной
Вечно дрожать на болоте листвою.
Мне же подняться в зеленом уборе,Елью угрюмою, елью ветвистою, —
Вечно ронять мне в сумрачном горе
Слезы прозрачные, слезы смолистые...
И как сказала, так и сделалось. Старший сын превратился в дуб высокий, младший — в ясень, а дочь — в трепетную осину. Сама же Эгле стала темною елью.

Нам с мужем повезло увидеть наяву Мастера. Он вышел к нам прихрамывая, ссылаясь на больные колени. Ему 75 лет. На голове у него "газетная " пилотка.
 "Каждый раз, когда я начинаю новое дело, я надеваю новую бумажную пилотку, а использованную помещаю на витрине среди многочисленных использованных"- говорит симпатичный Антанас.
-Сейчас я строю баню... Видите дорожку к речке? Над ней на дереве висит деревяный человечек, готовый спрыгнуть в воду? Это я!
И действительно, во многих фигурах узнаешь самого Антанаса и его горожан. Он как фотограф  скрупелезно вырезает лица знакомых персонажей. Чтобы сохранить жизнь своим скульптурам, он делает над ними купола или зонтики. А некоторые свои творения он оснастил техническими средствами,
так, при приближении к некоторым скульптурам они начинают двигаться под музыку, Змей начинает "рычать и извергать огонь, из фонтана в пруду, вырытом руками скульптура, начинает бить вода, и тоже под музыку.
"Я, когда был маленьким , очень любил рисовать, а теперь пробую себя и в дереве и  в камне и в работе с металлом"-

Человек у меня символизируется с деревом. Кто утром ходит на четвереньках, днем на двух. а вечером- на трех?
Ответ- Человек в детстве, взрослом состоянии и в старости,это-то я и воплощаю в своих работах, -смеется Антанас.
У него необычайная энергетика доброты. К нему хочется приезжать еще и еще.
Творения Мастера уникальны, выразительны как фотографии, изображающие людей в разных ипостасях и жанрах. Низкий поклон Вам, Антанас и большое спасибо за Историю


Рецензии
Очень интересно рассказали, Анна.
Сказка - чудесная.
Только, жаль стало всех главных героев.

Интересно было бы посмотреть все работы Мастера.

С Новым 2025 годом Вас!
Любви и радости жизни от души.

Вдохновения Вам!
Новых впечатлений и новых рассказов.

Галина Леонова   07.01.2025 10:23     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.