Унитаз это аттракцион! Имя! Публика! Касса!
На протяжении всей известной нам человеческой истории большинство культур, что на Востоке, что на Западе, поддерживали строгое и необходимое различие между тем, где вы едите, и тем, где вы испражняетесь. Еда или питье в туалете, — даже в том, который больше не используется в качестве туалета, — справедливо воспринимается как нарушение этого правила, что, вероятно, делает недавнюю тенденцию открытия баров и кафе в заброшенных туалетах парадоксальной, вульгарной, но привлекательной. Ряд закусочных во всем мире заигрывают с этой темой с разной степенью остроумия и вкуса.
Тайвань является домом для Modern Toilet, сети из трех очень симпатичных ресторанов с туалетным трендом, которые экспериментировали с шоколадным мороженым, подаваемым в миниатюрном унитазе. В Москве в кафе «Сумасшедший туалет» раньше — не знаем, как сейчас, да и сохранился ли — подавали напитки в миниатюрных писсуарах. В Берлине в Das Klo посетители садились на стульчак, закусывая баварскими сардельками с пивом. Лос-Анджелесу в этом смысле не повезло: кафе Magic Restroom, в котором подавали лапшу под соусом карри в крошечных горшках в форме унитаза, закрылось всего через шесть месяцев. Увы и ах…
Но Лондон, безусловно, в этом смысле первопроходец: он регулярно превращает фекалии в фунты стерлингов. То, что когда-то было настоящими туалетами, — в места, которые вы хотели бы посетить и в которых посидеть. Успех предприятия связан с уникальной историей общественных туалетов этого замечательного во всех отношениях города.
Концепция общественного туалета началась не с римлян, хотя они были особенно заинтересованы в этой идее. Например, в 315 году нашей эры в Риме насчитывалось 144 общественных туалета. Римляне распространили свою концепцию личной гигиены и санитарной инженерии на территории, которые они завоевали. Хотя их наследие потускнело после того, как они покинули Британию, коммунальные общественные туалеты продолжали свое победное шествие в средневековом Лондоне. В 15-м и 16-м веках у лондонцев было не менее 13 домов «сервитута» (право пользования чужой собственностью) и в том числе массивный 84-комнатный дом, названный в честь легендарного мэра Лондона Ричарда Уиттингтона. Множество дошедших до нас свидетельств говорит о том, что акт входа в туалет, хотя и не совсем публичный, не был и скрытным: кабинок или разделения между сиденьями не было, люди обоего пола пользовались пустующей общественной уборной по мере возможности и надобности.
Дом Уиттингтона был разрушен во время Великого пожара в 1666 году, но восстановлен лондонским Сити в меньшем масштабе. К этому времени, несмотря на растущее население и, следовательно, потребность в отправлении нужды вне дома, общественных туалетов стало меньше. Отчасти это могло быть связано с расходами на их содержание. Но людям от этого было не легче. Доходило до абсурдных ситуаций, когда мобильные лондонские предприниматели выносили на улицы под плащом ведро и взимали с людей плату за то, чтобы они могли помочиться в него, когда становилось совсем уж невтерпеж. По мере того, как город становился все более переполненным — промышленная революция! —даже Его королевскому величеству стало очевидно, что плохие санитарные условия вызывают в столице серьезный кризис здравоохранения.
К середине 1800-х годов ужасное состояние санитарии города стало предметом постоянных парламентских дебатов, и в Законе об общественном здравоохранении 1848 года было изложено законодательство о санитарных требованиях к домам и улицам. Однако надлежащее обеспечение города общественными туалетами так и не стало для правительства обязательным. Лишь в середине 19-го века в Лондоне были разработаны проекты общественных туалетов. Их автором был Джозеф Уильям Базальгетт, инженер, создавший лондонскую канализационную сеть. Надеемся, вы отчасти с ней знакомы по одному из фильмов о великом сыщике Шерлоке Холмсе.
Тем не менее, дух предпринимательства в сфере общественных уборных еще долго витал в воздухе вместе со зловонием. Первыми современными общественными туалетами были туалеты со смывом, которые продемонстрировали на Великой выставке 1851 года, как одно из чудес викторианской эпохи. Нельзя было допустить, чтобы посетители выставки (хотя это были только мужчины) справляли нужду по углам, поэтому чудесные туалеты со смывом инженера Джорджа Дженнингса были установлены для общественного пользования. С посетителей взимали пенни. Отсюда появилась английская фраза «потратить пенни» как эвфемизм для обозначения похода в туалет. «Отличный рекламный ход сделал общественные туалеты чрезвычайно популярными и вызвал к ним интерес предпринимателей», — пишет Рэйчел Эриксон, основательница лондонской компании Loo Tours, которая проводит пешеходные экскурсии по самым интересным туалетам города. В самом деле, что может быть естественнее, чем бизнес на естественных потребностях человека?
(фрагмент)
Свидетельство о публикации №224082901674