Мысли о современном образовании

Образование: от зубрежки к пониманию

1. Дети - не "маленькие взрослые"

Детский мозг развивается поэтапно, что подтверждают многочисленные исследования. По мнению психолога Андрея Курпатова, в книге "Психология. Новые подходы. Новый взгляд", развитие когнитивных функций происходит неравномерно:

* До 3 лет: формируется базовая моторика, речь, пространственное мышление.
* 3-7 лет: развивается воображение, символическое мышление, логика.
* 7-12 лет: появляются абстрактное и логическое мышление, рефлексия, критическое осмысление.
* 12-18 лет: формируется самостоятельность, взрослое мышление, саморегуляция.

Эти этапы имеют ключевое значение для разработки учебных программ. Обучение должно быть адаптировано к возрастным особенностям детей, не перегружая их информацией, недоступной для понимания.

2. Зубрежка: от "богатых знаний" к пустоте

Современная школьная система часто заставляет детей зубрить материал, не объясняя его практическую применимость. В результате дети заучивают факты, не понимая их сути и связи с реальностью.

Это подтверждается нейробиологическими исследованиями. Мозг формирует новые связи между нейронами только тогда, когда информация активно используется и имеет значение для человека. В противном случае эти связи ослабевают и "умирают", информация забывается. Это подобное "обрезание" лишних нейронных связей называют синаптической подрезкой. Профессор нейробиологии Джеффри Ховард (Jeffrey Howard) в своей книге "The Developing Brain" говорит, что это естественный процесс, но неправильная обучающая среда может привести к потере значительной части полученных знаний.

3. "Взрослые школьники": непроходимая пропасть

Чтобы убедиться в неэффективности зубрежки, достаточно попробовать решить школьные задачи взрослым, не занимающимся этой областью профессионально. Результат будет плачевным. 

4. Иллюзия знаний: зачем зубрить то, что мы забываем?

Такая система обучения создает иллюзию знаний. Дети сдают экзамены, проходят тесты, но большая часть информации остается забытой. 90% полученных знаний оказываются бесполезными, если они не востребованы в дальнейшей жизни. 

5. Нужные знания: от "скелета" к "деталям"

Вместо зубрежки дат и формул нужно формировать прочный "скелет" знаний, понятный и применимый в реальной жизни.

Пример: Зачем зубрить исторические даты, не понимая исторических вех, параллелей, связей, причинно-следственных связей? Например, вместо того чтобы запоминать точные даты правления Ивана Грозного,  лучше крепко усвоить в каком веке он правил, важно понимать, какие события происходили в стране и в мире в это же время. Каким образом эти события повлияли на исторические процессы? Как развивалась цивилизация в это время?  Нужно понимать и чувствовать «линейку истории», знать основные мировые события и далее «нанизывать» их на созданный «исторический скелет». Ну и самое наиглавнейшее - это знать и делать правильные выводы из всего. Тогда лженаучным историческим деструктивным выдумкам просто не останется шанса, а люди будут по настоящему образованными.

Другой пример: Зачем зубрить алгебру, тригонометрию, производные, если не понимаешь, где и как они применяются в жизни? В реальности большинство взрослых в своей жизни используют не более  арифметики 5 - го класса и это еще в лучшем случае.
Тоже самое касается и физики и химии и прочих предметов. Знания среднего взрослого поместятся в лучшем случае, в абзаце из общих представлений о предметах на уровне однодневного обучения. (Повторю, это в случае, если человек, после учебы не продолжал использовать и развивать полученные в школе знания).

6. Тесты и таланты: где гении?

Современная система оценки знаний, основанная на тестах, не способна распознать и развивать таланты. Тесты оценивают только умение заучивать информацию, но не способность к творчеству, критическому мышлению, решению нестандартных задач. 

Пример: Ни Эйнштейн, ни Мари Кюри, ни Никола Тесла не были "круглыми отличниками". Они были талантливыми учеными, но не всегда успевали в школе. Современная система образования часто не дает таким ученикам шансов проявить себя. 

Заключение:

Система образования требует пересмотра. Она должна быть ориентирована на потребности детей, их способности, на научных фактах, а не на амбициях чиновников. Необходимо создать систему, которая будет развивать творческие способности, критическое мышление, умение решать проблемы и применять знания в реальной жизни. 

Важно помнить: образование должно помогать детям стать не просто "знатоками" фактов, а творческими, критично мыслящими личными, готовыми к изменениям в современном мире.


Рецензии
Из соцсети: Школа убивает способность у ребенка мыслить самому тем самым развивая свой ум...теория, теория, зубрежка, теория и никаких навыков применения этой теории. Вложенный в рамки алгоритм действия и никакого понимания - как, зачем, почему? Забыли совсем, что в школу идут ДЕТИ, любопытные и жаждущие ПОНИМАНИЯ мира их окружающего. А на деле выходит - делай, как я, т.е учитель и все.... Учитель, оттарабанив свой час урока, зачастую сам не понимает свой предмет действуя строго по методичке...А через 11 лет на выходе имеем роботов, живущих по алгоритмам, где шаг влево/ вправо рассматривается ими как жизненная непреодолимая пропасть((.

Владимир Минский   28.05.2025 21:32     Заявить о нарушении