Воспоминание о службе в армейке. Глава. 96 Мемуары

Фото из архива автора

Глава. 96          Внезапная служебная командировка в г. Жлобин.


Правдивость – не порок.

Мольер (15 января 1622 — 17 февраля 1673) — французский драматург, актёр. Родоначальник современной комедии, один из крупнейших представителей классицизма.          


Прибыв с командировки в Брянск в расположение в/ч 44057 я встретился со своим другом Мишей Новиковым.

Его в моё отсутствие перевели в 5-ую автороту. Мне было тоскливо расставаться со своим корешом.

Мы договорились с ним по возможности встречаться для общения. В конце ноября наша вторая рота приступила к работам на ж/д станции Бежица.

Через некоторое время в часть пришла шифрограмма со штаба Минской бригады куда входила и наше подразделение.

Она предписывала направить в г. Жлобин младших командиров из сержантского состава для принятия свежего пополнения и участия в проведении курса у молодых бойцов.

Выбор командного состава сразу пал на меня и младшего сержанта - Кораблева Юру уроженца г. Рыбинска. Мы с ним без лишних разговоров выехали в Белоруссию.

По моему субъективному мнению в нашей стране существует два места, где каждый человек по - настоящему проверяется на прочность и твёрдость. Это – тюремная зона и действующая армия.

Если на гражданке многие понтуясь выгибают пальцы веером, то призвавшись в армию особенно на первом году службы, они отчего - то ведут себя очень тихо и застенчиво, а некоторые и вовсе «ломаются».

Проходя службу в армии, ты каждые 24 часа в сутки у всех на виду и окружающие тебя просвечивают, словно рентгеном насквозь, постоянно проверяя на принадлежность к высочайшему статусу и званию  – Человек !

К сожалению, в условиях слабой мотивации военнослужащих, при невнимании и попустительстве командования дедовщина в армии практически неискоренима.

Выезжая в Жлобин с сидорами или вещмешками на плечах с дневной нормой сухого пайка мы с Кораблевым ещё не знали, что нам придётся столкнуться с молодым призывом из Чечни и Ингушетии, а также выходцами из Средней Азии.

За два года службы в армии я многократно соприкасался с чеченцами, ингушами, дагестанцами и осетинами, но как ни странно всегда находил с ними общий язык.

Сейчас анализируя прошедшие события, прихожу к твёрдому мнению, что с ними, как и другими нациями можно достойно жить, работать и нести службу.

Итак. Не будем бежать впереди паровоза и всё по порядку. В Жлобин прибыло около ста чеченцев и ингушей и почти такое же количество призывников со Средней Азии, и они сразу показали свой характер.

Когда старшина роты в звании прапорщика построил их на обед и повёл в столовую, то некоторые из них по ходу движения начали кричать:
- Да здравствует Чечня ! - и вся толпа дружно подхватывала этот возглас.

Все старания старшины утихомирить их ни к чему не привели. Они вели себя таким образом, что словно попали не в армию, а в детский сад на прогулку.

О том, что наша армия являлась настоящей школой жизни и в ней бок о бок служили, защищая свою Родину, представители разных народов, слышали все, кто жил при Советской власти.

Безусловно, в этих словах есть правда, и имелись в Советской армии части, в которых неукоснительно соблюдался принцип интернационализма и строго пресекались неуставные отношения.

Но, тем не менее, следует признать, что неуставные отношения всё - же случались чаще. И они отнюдь не всегда носили характер дедовщины. Иногда они принимали форму землячеств. Что такое землячество в армии ?

Землячество – это объединение по национальному признаку. Их создают люди одной национальности, оказавшиеся в силу разных причин за границей.

Люди объединяются, чтобы поддерживать друг друга в новых условиях, да и просто иметь возможность поговорить на родном языке.

Создавались такие объединения, абсолютно неформальные, разумеется, и в Советской армии.

В нашей большой стране действовал принцип экстерриториальности, то есть солдат, призванных на срочную службу, стремились максимально удалить от родного дома.

Вероятно, это делалось для того, чтобы местные связи и взаимоотношения не вторгались в армейскую структуру связей. Основной причиной все, кто исследовал это явление, считают - национализм.

Представители других народов – нерусские, украинцы и белорусы - в воинских частях, как правило, оказывались в меньшинстве и зачастую терпели все «прелести» дедовщины, замешанной к тому же на национализме.

Уничижительные клички: чурка, хачик, которыми награждали выходцев из Средней Азии или Закавказья, имели в СССР широкое хождение. Они в какой-то мере отражают отношение между лицами славянской национальности и лицами прочих национальностей.


Продолжение следует …


Рецензии