К заповеди кто не с Христом, тот против Христа

Слова Господа, содержащие заповедь, и фрагменты текстов, на которые следует обратить особое внимание, выделены ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ.


Евангелие от Матфея 12:30,
Евангелие от Луки 11:23

КТО НЕ СО МНОЮ, ТОТ ПРОТИВ МЕНЯ; И КТО НЕ СОБИРАЕТ СО МНОЮ, ТОТ РАСТОЧАЕТ
 

Иоанн Златоуст: «…Какое Мое намерение? говорит Христос. Привести людей к Богу, научить их добродетели, возвестить им царствие, – а чего хотят дьявол и бесы? Противного сему. Итак, каким образом тот, КТО НЕ СОБИРАЕТ СО МНОЮ И КТО НЕ ЗА МЕНЯ, будет помогать Мне? И что Я говорю – помогать? Напротив, он еще СТАРАЕТСЯ РАСТОЧАТЬ МОЕ. Как же поэтому не только не помогающий Мне, но еще расточающий Мое, может иметь со Мною такое согласие, чтобы стал со Мною вместе изгонять бесов?» («Беседы на Евангелие от Матфея»)

Евфимий Зигабен: «И другим соображением утверждает, что князь бесовский – скорее величайший враг Его. Что он не со Христом и что не собирает с Ним, это очевидно из дел того и другого. Христос научает всякому добру, и любя людей, исцеляет больных, тот же, наоборот, научает всякому злу, и ненавидя людей, вредит здоровым. Поэтому, ЕСЛИ ОН НЕ СО ХРИСТОМ, т.е. ни в чем с Ним не согласен, как показано, И НЕ СОБИРАЕТ ВМЕСТЕ С НИМ К ВЕРЕ, – ТО, КОНЕЧНО, ПРОТИВ НЕГО и, насколько может, рассеивает тех, которых собирает Христос… К диаволу присоединил иудеев, которые были против Него и, насколько могли, рассеивали то, что Он собирал.» («Толкование на Евангелие от Матфея»)

Феофан Затворник: «Кто же С ГОСПОДОМ? ТОТ, КТО живет и действует в духе Его; кто НЕ ПОЗВОЛЯЕТ СЕБЕ НИ МЫСЛЕЙ, НИ ЧУВСТВ, НИ ЖЕЛАНИЙ, НИ НАМЕРЕНИЙ, НИ СЛОВ, НИ ДЕЛ, КОТОРЫЕ БЫЛИ БЫ НЕУГОДНЫ ГОСПОДУ И ПРОТИВНЫ ЕГО ЯВНЫМ ЗАПОВЕДЯМ И ОПРЕДЕЛЕНИЯМ. КТО живет и действует иначе, тот НЕ С ГОСПОДОМ, следовательно, не собирает, а РАСТОЧАЕТ. Что же расточает? Не только силы и время, но и то, что собирает. БОГАТСТВО, НАПРИМЕР, не с Господом собирает ТОТ, КТО КОПИТ ТОЛЬКО ЕГО, НЕ ДЕЛЯСЬ С ДРУГИМИ и себя лишая даже нужного, или кто, собирая его, частью тратит на пышное содержание себя, частью расходует на тщеславные жертвы, частью оставляет наследникам. На тот свет явится он ни с чем, – и будет там беднейшим из беднейших. Напротив, с Господом собирает богатство тот, кто через руки бедных и нуждающихся препровождает собранное в вечные сокровищницы. Когда умрет такой человек, на том свете все найдет сохраненным, нерасточенным, хотя бы он всю жизнь свою расточал. ТО ЖЕ САМОЕ ПРИЛОЖИМО И К СОБИРАНИЮ ЗНАНИЙ. Тут расточение еще очевиднее, потому что еще здесь становится явным, как не о Господе мудрствующий собирает будто горы знаний, а между тем все они хлам, призрак истины, а не истина. У таких не только не бывает знания, но и смысл человеческий теряется. Они начинают бредить, как сонные. Читайте системы материалистов и вы увидите, что это так.» («Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия», Вторник)

Феофан Затворник: «Выходит, что можно целый век трудиться и думать, что собрано много всякого добра, а все ни к чему, коль скоро собираемо было не с Господом. Что же значит СОБИРАТЬ С ГОСПОДОМ? ТРУДИТЬСЯ И ДЕЙСТВОВАТЬ ПО ВЕРЕ В ГОСПОДА, ПО ЗАПОВЕДЯМ ЕГО, С ПОМОЩЬЮ БЛАГОДАТИ ЕГО, ВООДУШЕВЛЯЯСЬ ОБЕТОВАНИЯМИ ЕГО… Есть в мире две области – добра и зла, истины и лжи. Только добро и истина составляют настоящее имение, прочное и ценное; но ДОБРО И ИСТИНА ТОЛЬКО ОТ ГОСПОДА, И ПРИОБРЕТАЮТСЯ ЛИШЬ С ПОМОЩЬЮ ЕГО. Понятно, кто не с Господом собирает, тот не соберет истины и добра, не соберет того, что можно назвать настоящим имением, прочным и ценным...» (там же, Пятница)

Преподобный Иустин (Попович): «…В действительности, все идеологии – двух видов: Христовы и антихристовы. ЧЕЛОВЕК В ЭТОМ МИРЕ ДОЛЖЕН РАЗРЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ: ИЛИ БЫТЬ СО ХРИСТОМ, ИЛИ БЫТЬ ПРОТИВ НЕГО. И каждый человек, желая того или не желая, решает эту проблему. ИЛИ ОН БУДЕТ ХРИСТОЛЮБЦЕМ, ИЛИ ХРИСТОБОРЦЕМ. ТРЕТЬЕГО РЕШЕНИЯ НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Или христопоклонник, или слепец, восстающий против Него.» (Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова)

Епископ Михаил (Лузин): «Это можно приложить в настоящем случае и к фарисеям, и ко всем людям, враждебным Христу. КТО ИЗ ЗНАЮЩИХ И СЛЫШАЩИХ ЕГО УЧЕНИЕ НЕ СТАНОВИТСЯ НА СТОРОНУ ЕГО, ТОТ ВРАГ ЕГО, хотя бы ничего и не делал враждебного Ему, враг ПОТОМУ УЖЕ, ЧТО НЕ ДЕЙСТВУЕТ В ПОЛЬЗУ ЕГО; тем более враг тот, кто каким бы то ни было образом противодействует Ему.» («Толкование на Евангелие от Матфея»)

Александр Лопухин: «Этот стих был также предметом многочисленных споров. Златоуст, Феофилакт, Евфимий Зигабен, Иероним и др. относили его к диаволу; другие – к иудейским заклинателям, упомянутым выше. Третьи понимали слова Христа в смысле общей пословицы и разумели «кого бы то ни было». Наконец, некоторые думали, что здесь ИЗОБРАЖАЕТСЯ ПОЛНОЕ И СОВЕРШЕННОЕ РАЗЪЕДИНЕНИЕ ДВУХ ЦАРСТВ – ЦАРСТВА САТАНЫ И БОГА. Это позднее мнение лучше других. МЕЖДУ ДВУМЯ ЦАРСТВАМИ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НИЧЕГО СРЕДНЕГО. В ПРИМЕНЕНИИ ДАННОГО ХРИСТОМ ПРИНЦИПА НЕТ ИСКЛЮЧЕНИЙ, К НЕМУ НЕВОЗМОЖНО НЕЙТРАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ. КТО НЕ С НИМ, ТОТ ПРОТИВ НЕГО… Основание таково: в нравственной области человек должен быть или прав, или не прав. Среднего положения нет… Христос всегда абсолютно прав… Собирание без Христа не приносит собирающему никакой пользы; оно равняется даже расточению, разбрасыванию и может приносить собирающему только убыток и беспокойство.» («Толковая Библия»)

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Надо понять эти слова Христовы, ибо велико значение их. Надо, чтобы все мы были со Христом, чтобы все собирали вместе с Ним и не расточали. Что значит быть со Христом? Быть со Христом значит… хотеть и стремиться только к тому, что велел Господь Иисус Христос. Надо, чтобы все помышления, все желания наши направлялись к тому, чему учит Господь, надо, чтобы все наши помыслы сосредоточились не на земном, а на жизни вечной, надо, чтобы все действия наши соответствовали тому, что говорит Господь Иисус Христос в Своих святых заповедях. Надо, чтобы всё душевное устроение наше было таким, как желает Господь. А об этом душевном устроении говорит Господь в Своих девяти заповедях блаженства… А что значит собирать, что значит расточать? Собирать вместе с Ним – значит собирать то, что угодно Ему. Если мы будем все блага жизни, доступное нам богатство собирать для себя – чтобы тратить на себя и семью свою, чтобы жить хорошо и пышно и составить наследство детям своим; если так будем жить, – то это будет расточение. Ибо тот, КТО НЕ В БОГА БОГАТЕЕТ, КТО НЕ С БОГОМ СОБИРАЕТ, ТОТ ТОЛЬКО РАСТОЧАЕТ и на Страшном Суде, в вечной жизни окажется нищим, ничего не имеющим, всё расточившим и ничего не собравшим для Христа. Собирать для Христа значит собирать для тех, в лице которых предстоит Господь Иисус Христос, прося нашего милосердия, ибо когда оказываем милосердие одному из меньшей братии Его, из обремененных горем и нуждой, оказываем милосердие Самому Господу Иисусу Христу. Мы тогда собираем достояние не для себя, не в себя богатеем, собираем для того, чтобы эти жертвы предшествовали нам, когда уйдем из жизни, чтобы святые ангелы понесли на золотых блюдах все наши добрые деяния, добрые побуждения, добрые мысли и слова впереди нас к Престолу Божию. Эти сокровища, собранные во имя Его, для Него, откроют нам путь, светлый путь в жизнь вечную, дадут радость великую. Вот что значит собирать со Христом. Я до сих пор говорил о благах материальных, но есть люди, которые заняты всю жизнь собиранием не этих благ, которые всю жизнь собирают знания, заняты исканием научной истины. О них что скажем, собирают ли они со Христом? Нет, занимаются они своим делом совсем без Христа, не призывая Его святого имени на помощь в деле своем, ибо такие люди не веруют в Него, упование возлагают на собственную мудрость свою, на силы свои, на свою волю. Думают найти истину без Христа. Они много работают, чрезвычайно много собирают знаний, но собирают не со Христом, а Господь сказал: кто не с Ним собирает – расточает. Что же расточает такой человек? Драгоценные сокровища своей души: то, что единственно потребно, всё то, что угодно Богу. Веры он не углубляет, надежды не умножает, любви не стяжает, ибо в научных знаниях нет источника любви. Тот, кто занят собой, кто полагается на себя, тот не имеет истинной надежды в ее высшей форме, надежды на Бога. Кто занят стремлениями жизни своей без Христа, расточает всё, что мог бы иметь. Кто не со Христом – тот против Него. Страшные слова: "Быть против Христа – быть врагом Его". А что может быть гибельнее и страшнее для человека, чем попасть в число врагов Христовых? ЕСТЬ ТОЛЬКО ДВА ПУТИ: один направо, другой – налево. Направо ПУТЬ УКАЗАННЫЙ ГОСПОДОМ, путь налево – ПУТЬ, ОТВОДЯЩИЙ ОТ НЕГО. А Он есть Путь, Истина и Жизнь, и ЕСЛИ НЕ ИДЕМ направо за Ним, ПО ПУТИ, КОТОРЫЙ ОН НАМ УКАЗАЛ, – СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ОТХОДИМ ОТ НЕГО. ПРОТИВОПОЛОЖЕН ХРИСТУ АНТИХРИСТ. ИДЯ НАЛЕВО – ИДЕМ ЗА АНТИХРИСТОМ. СРЕДНЕГО ПУТИ НЕТ. Надо избрать один путь: надо идти направо, за Господом Иисусом Христом, быть вместе с Ним. Надо собирать великие сокровища духовные со Христом, с Его благодатной помощью. Идущие другим путем расточают все эти сокровища, умножают самомнение свое, свою самонадеянность, гордость свою, а гордость – основное свойство диавола. КТО НЕ ИДЕТ ЗА ХРИСТОМ, НЕИЗБЕЖНО, хотя люди этого не понимают, ИДЕТ ЗА ДИАВОЛОМ. Этого убойтесь, убойтесь того, чтобы не стать врагом Христовым…» («Спешите идти за Христом», на слова: «Кто не собирает со Мною, тот расточает»)

 Архиепископ Аверкий (Таушев); «В Царстве Христовом: кто не с Христом, тот уже враждебен Ему, ибо он вносит разделение в единый «дом» под единой властью… Но кто не с Христом в Его борьбе с сатаной за собирание всех людей в Царствие Божье, тот против Него, поскольку любой, КТО, СЛЫША И ПОНИМАЯ УЧЕНИЕ ХРИСТОВО, НЕ СТАНОВИТСЯ НА ЕГО СТОРОНУ, ТОТ УЖЕ ВРАГ, и тем более враг тот, кто противодействует.» («Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие»)


Формулировка заповеди:

Знай и никогда не забывай, что по большому счету любая наша деятельность, любые устремления, любые достижения, действия или бездействие, касающиеся как материальных, так и духовных сторон жизни, бывают либо для Христа и Царства Божия, либо против Христа и для царства сатаны. ЗДЕСЬ НЕ БЫВАЕТ НИ ЧЕГО-ТО СРЕДНЕГО ИЛИ НЕЙТРАЛЬНОГО, НИ КАКИХ-ЛИБО ИСКЛЮЧЕНИЙ – то есть во втором случае, даже не являясь сознательными противниками Господа и сторонниками темных сил, мы работаем на эти последние и – пусть даже действуя неумышленно и по неведению – противодействуем учению Христа, расточаем его духовное богатство, а себе самим наносим вред как в этой жизни, так и в будущей.


Рецензии