Сказка об Иване-царевиче и Варваре-царевне

Сказка об Иване-царевиче и Варваре-царевне
с шёлковой косой не до пят, а в три сажени
Сказка русская 6+

В тридевятом царстве в тридесятом государстве жил-был царь с царицею. Был у них сын Иван-царевич, удалец такой, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
Призвал однажды царь сына к себе:
- Сын мой милый, стал я стар. Пришла пора тебе жениться. И невесту мы тебе с матушкой подыскали. Дочка соседнего царя Берендея, Варвара. Только вот царь Берендей гордый да сноровистый. Уж и не знаю, как ему угодить, чтобы согласился он на ваш союз.
- Что ты, батюшка, на себя наговариваешь! До ста лет проживёшь. А мне жениться ещё рано.
- Подумай, сын. Сроку тебе даю три дня.
Любил Иван-царевич на охоту ходить. Вот на другой день пошел он стрелять уток да увидал в излучине реки лодку деревянную с выточенной дивной птицей на носу. На парусе светит солнце лучистое, на корме стоит палатка с серебристою маковкой.
Причалила лодка к берегу да вышла из палатки на берег царевна невиданной красы с шелковой косой не до пят, а в три сажени. В алом сарафане с пышными белоснежными тонкими рукавами, на голове ладно сидел повязанный под подбородком зелёный платок, вышитый лазоревыми цветами, в руках ; яблоко наливное.
- Уф-уф-уф! - раздалось уханье древнего филина с огромной старой сосны. Царевич поднял наверх голову, потом посмотрел на реку. Ни лодки, ни царевны не было. У берега нашёл он платок зеленый, вышитый лазоревыми цветами.
Во второй раз охотился царевич на зайцев. Решил отдохнуть и отобедать, достал яства. Да увидал снова незнакомку. Ехала она с букетом из полевых ромашек на белогривом коне и остановилась чуть поодаль.
Взглянул он в очи речистые и утонул в них, словно в омуте:
- Здравствуйте! Милости просим хлеба-соли откушать, заморских вин испробовать.
- Уф-уф-уф! - снова заухал филин.
Иван оглянулся по сторонам, чтобы погрозить незваному гостю, а царевны на коне как не бывало. Нашел он только на том месте перо жар-птицы.
На третий день поехал царевич в непроходимую чащу на глухарей охотиться да заблудился. Плутал на коне по лесу и выехал на лесную дорогу рядом с золочёной каретой, о шести лошадях запряженной. Из кареты выглянула та же девушка невиданной красы с шелковой косой не до пят, а в три сажени. Она гладила черного кота.
Иван-царевич откашлялся и спросил:
- Кто ты, о, прекрасная незнакомка?
- Варвара-царевна, а это друг мой, кот-баюн, - девушка потупила рассыпчатые звездистые очи.
- Так значит, это ты, дочь царя Берендея из соседнего царства?
- Уф-уф-уф! - снова раздалось уханье филина.
- Ну, сейчас я тебе покажу, нечистая сила! - Царевич бросился в чащу, а когда вернулся, кареты и след простыл. На этом месте нашёл он кота-баюна.
В палатах расписных долго не спал он и разглядывал зелёный платок, перо жар-птицы и гладил баюна.
Утром пошёл Иван-царевич в тронный зал:
- Батюшка, я согласен жениться!
Царь-государь задумчиво держал в руках свиток-письмо:
- Опоздали мы, сынок! Из соседнего царства пришла тревожная весть. Дочь единственную и любимую Варвару похитил у царя Берендея Змей Горыныч. Засадил он её в башню высокую и хочет на ней жениться, иначе обещает спалить всё царство дотла. Берендей шлёт всем соседям высочайшую просьбу о помощи. Кто освободит царевну, тому он отдаст её в жёны и полцарства в придачу.
Погоревал Иван-царевич, да делать нечего. Собрался он в путь-дорогу вызволять Варвару-царевну из беды. Положил он за пазуху зелёный платок, перо жар-птицы и кота-баюна. Шёл он долго ли, коротко ли, вдруг видит древнего старичка с белой бородой и длинным посохом:
- Здравствуй, добрый молодец! Куда путь держишь?
Поделился с ним царевич своим несчастьем.
- Словами беды не поправишь. Вот тебе щепотка нюхательной соли и дудочка ; как только нужно будет что-то собрать - играй тихую мелодию, а обратно раздать - подуй в неё веселую.
- Благодарствую за подарки, - Иван-царевич поклонился старичку в пояс и пошёл дальше.
- Уф-уф-уф!
Иван-царевич обернулся и увидел вместо старичка сидящего на ветке древнего филина.
Перед тем, как войти в царство Горыныча, Иван развёл костёр. Вспомнил про подарок старичка и подул в дудочку. Тотчас же к костру сбежались заяц, медведь, волк и лиса.
- Звери лесные, прошу я у вас совета, как мне одолеть Змея Горыныча?
Весь день держали звери совет, но ничего не придумали. Иван-царевич засмотрелся на огонь и стал гладить под шейкой кота-баюна. Тот замурлыкал, словно песню запел. При первых же звуках звери начали засыпать. Царевич тоже начал дремать, но вспомнил про нюхательную соль, подышал ею, прочихался несколько раз и проснулся.
Вот наступила ночка тёмная. Услышал Иван-царевич песню дивную. Играла Варвара на гуслях и разливался ее голос над полями и лесами, словно колокольный звон. Да так жалобно она пела о судьбинушке своей горемычной, что у доброго молодца индо сердце защемило:
- Ой, да за что мне така доля,
Что я сижу теперь в неволе!
Ох, да спасите меня, люди,
Век доброту я помнить буду!
Тут и кот-баюн стал подпевать хозяюшке. Да так ладно и складно, что любо-дорого послушать. Заснули крепким сном Змей Горыныч в своей опочивальне, и слуги его верные, и Варвара.
Поднялся царевич в терем расписной и увидал красу из своих видений с шелковой косой не до пят, а в три сажени. Около девушки лежало вышивание - картина с райским садом. Наклонился Иван над ложем и поцеловал царевну в уста алые сахарные. Варвара проснулась и зарделась, как маков цвет. Тут вбежал в терем царь Берендей со своим войском и грозно топнул ногой:
- Ах, так ты исполняешь царский указ? Ишь, чего удумал, целовать царскую дочь у всех на виду да без моего благословения! Чтоб духу твоего не было в нашем дворце!
Потом посмотрел на поникшую дочь и смягчился:
- Только если выйдешь сухим из воды, соберёшь все звёзды с неба и пройдёшь сквозь огненный лес, тогда приходи просить руки Варвары.
Погоревал Иван-царевич, да делать нечего. Успела перед отъездом ненаглядная Варварушка положить ему в ладонь овальную брошку из янтаря. Вспомнил он о ней и провёл пальцами по гладкой узорчатой поверхности. Тут же появилось внутри овала лицо милой Варвары:
- Любезный Иван-царевич, коль понадобится тебе помощь, зови Жар-птицу. Однажды отец подарил её мне на забаву, да пожалела я её и отпустила. Оставила она перо. Взмахни им три раза. Помнишь ли ещё платок мой зелёный, лазоревыми цветами вышитый? Дунь на него, и превратится он в ковёр-самолёт.
Только успел Иван спрятать брошку, как проснулся лютый Змей. Разгневался он, что царевну увели у него из-под носа и стал пламенем метать.
Загорелось всё вокруг да так сильно, что языки огненные вздымались до самого неба. Достал Иван царевич перо, взмахнул им три раза и появилась Жар-птица:
- Здравствуй, добрый молодец! Проведу я тебя. Следуй за мной. Только ни вправо, ни влево не двигайся, иначе сгоришь.
Там, где летела дивная птица, огненный лес расступался и давал дорогу. Вывела она его к царству Берендея. Только никак нельзя было подступиться к воротам. Окружил Берендей владения глубоким рвом с водой шириной с огромное море. Поблагодарил царевич Жар-птицу, достал зелёный платок, вышитый лазоревыми цветами и дунул на него. Превратился платок в ковёр-самолёт. Царевич прыгнул на него, перелетел через ров и влетел под самый вечер прямо в царский дворец.
Царь Берендей ждал Ивана:
- Вижу, славный ты мо;лодец! Дозорные мои видели, как ты вышел живым и невредимым из огненного леса и добрался сухим через воды моего заграждения. Как насчёт звёзд на небе?
Достал Иван-царевич дудочку и начал дуть в неё колыбельную. Стали спускаться на царский двор звёзды ; и большие, и малые, и совсем крошечные. Как засы;пали они царя по самую шею, закричал он истошным голосом:
- Хватит, хватит, верю я тебе!
Перестал царевич дуть, потом заиграл веселую мелодию, и звёзды серебристым хороводом назад на небо вернулись.
- Справился ты. Однако, вот тебе последнее, самое важное задание. Через три дня войдёшь ты в покои расписные и увидишь пять вещей. Если угадаешь, и возьмёшь в руки заветную вещь, то обернётся она Варварой, а нет, то не обессудь.
Закручинился Иван-царевич, да делать нечего. Достал он брошку янтарную, провёл пальцами по гладкой узорчатой поверхности.
- Чувствуй сердцем! – улыбнулась ласково Варвара и исчезла.
Через три дня вошёл Иван-царевич в палаты расписные и увидел гусли песенные, яблоко наливное, картину с райским садом, букет из ромашек и алый сарафан. Вспомнил он все встречи с ненаглядной Варварушкой, и руки сами потянулись к дудочке. Заиграла дудочка песню нежную, глубокую, и тут гусли, яблоко, картина, букет и сарафан соединились в одном вихре, закружились в ярком облаке. Из облака вышла Варвара-царевна с шелковой косой не до пят, а в три сажени.
Сыграли свадьбу пышную. Со времён царя Гороха народ так не веселился!
И я там была, мёд-пиво пила. По подбородку текло, а в рот не попало!


Рецензии