7-4. Сага 1. Глава 7. Шульц - советский гражданин
Квартиру по соседству занимал в Жилицком «замке» некто по фамилии Шульц, тоже преподаватель техникума (и, кажется, заодно завуч), о котором отец впоследствии много раз рассказывал. Что именно он там преподавал, ускользнуло от моего внимания; очень может быть, что в том числе и немецкий язык: он был из русских поволжских немцев, но обрусевших ещё не настолько, чтобы забыть и утратить родной язык (если только такое вообще случалось среди русских немцев).
Однажды, в ту пору, когда «дружественный» нам Третий Рейх вёл военные действия против англо-саксонских империалистов на Британских островах и на море, а потом также и в Западной Европе, Наум Маглыш постучался в квартиру своего жиличского соседа по какой-то бытовой надобности, но вошёл, видимо, слишком быстро, так как застал Шульца явно смущённым столь неожиданным появлением, к которому - это было сразу видно - он был не готов: его радиоприёмник работал на полную мощность и поэтому, наверное, Шульц не слышал стука в дверь. Он был даже скорее взволнован и воодушевлен, чем растерян и смущён.
Радиоприёмник работал на волне какой-то ,немецкой радиостанции, и заслушавшийся сосед находился в явном возбуждении от ссодержания передаваемых новостей. Во всяком случае он чуть ли не в лицо выпалил вошедшему то, что у него в тот момент, видимо, «прокручивалось» в голове: «Наум Дмитриевич! Скоро наши будут ЗДЕСЬ!» Брякнул - тут же осёкся, сообразив, что ляпнул лишнее, и стал оправдываться, что вот, мол, случайно попал на «какую-то» немецкую радиостанцию.
А Науму-то Маглышу какая разница, что за волна: всё равно он в немецком ничего не смыслит. Только некоторое время спустя ему ярко вспомнился этот эпизод и эта сценка «Не ждали!», и он понял, что Шульц поймал ту волну совсем не случайно и что такой же неслучайной была его обмолвка о «наших». Кажется, я ещё где-то описал это «происшествие» и то, что с ним было «логически» связано в дальнейшем. Насколько мне помнится, в связи с историей «любомудра» Валетки в главке «Рациональное зерно» Георга Гегеля». А к Шульцу мы ещё вернёмся.
1939 – 1941 годы - это было время, когда Германия и немцы числились в больших друзьях Советского Союза. Ничего, что оккупирована соседняя Польша: ведь она «белая» и к тому же ещё «панская», и то, что немецкие подлодки блокируют Британские острова, а «юнкерсы» и «хейнкели» сбрасывают бомбы на Лондон и Ковентри, это скорее даже хорошо, потому что немцы ведь социалисты, хоть сначала всё-таки национал-, а британцы, известное дело, перво-наперво империалисты и, следовательно, коварные прековарные хищники. К тому же с Германией подписаны договоры - и торговый, и о ненападении, так что она, несомненно, наш друг.
Во всяком случае любые разговоры с неодобрением германской политики, мягко говоря, не приветствуются и рассматриваются как провокационные. Политагитаторы и пропагандисты «советуют» (мы ведь живём в Стране Советов!) не путать германский национал-социализм (у нас ведь тоже социализм) с итальянским фашизмом: второй, несомненно, плох, а вот первый - это ещё как посмотреть… Словом, нечего попусту языки распускать!..
А журнал «Огонёк» (названьице самое то для военных репортажей !) тем временем смакует подробности «удачных» налётов германской авиации, с нескрываемым восхищением пишет о мастерстве немецких воздушных асов и о ювелирной точности наносимых ими бомбовых ударов, чуть ли не захлёбывается в восторге от сокрушительной мощи их германского оружия и от масштабов причинённых надменным британцам разрушений.
Во всё это трудно сейчас поверить, да и сам бы я ни за что не поверил в такое, если бы не видел и не читал всё это собственными глазами. Не помню, где и при каких именно обстоятельствах довелось году в 1962 - 63 листать старую подшивку «Огонька» за 1940 год и удивляться превратностям большой истории. Что уж на этом фоне какой-то маленький Шульц!.. Кстати сказать, он тогда сразу выключил свой радиоприёмник и постарался поскорее перевести разговор на другую тему…
Свидетельство о публикации №224082900890