Гибель Святослава 972 г

После заключения мира с императором Византии Иоанном Цимисхием в 971 году, Святослав покинул Болгарию и отправился домой, в Киев. Лев Диакон упоминает 22 тысячи отбывающих вместе со Святославом воинов, летописи же сообщают о “большом полоне” и “богатой добыче”, которые увозили с собою русы.
Одним из условий окончания войны было посредничество императора в переговорах с печенегами, чтобы они пропустили возвращающуюся дружину и князя к Киеву, не препятствуя им на трудных местах днепровских порогов. Для этого к печенегам направился Феофил, архиерей Евхаитский, в заключении союза с Византией он преуспел, однако пропускать князя кочевники отказались.

Днепровские пороги были самым сложным участком частью пути “из варяг в греки”, которая приходилась на главную водную артерию Киева – Днепр. Течение реки на порогах было очень быстрым, острые скалы едва скрывались водой и могли легко пробить дно ладьи, или перевернуть её. Пересекать наиболее опасные пороги приходилось по суше, волоком перетаскивая как лодки, так и все имеющиеся у путешественников вещи. Естественно, что кочующие в тех местах печенеги пользовались скованностью пересекающих пороги и невозможностью быстро организовать сопротивление.
Воевода Свенельд ещё до прибытия к порогам предлагал Святославу обойти сложный участок на конях через степи, чтобы не столкнуться с кочевниками:
«Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги»,

но князь был непреклонен. Предупрежденные кем-то из многочисленных недоброжелателей князя (по разным версиям это могли быть греки, болгары и даже киевские христиане, не желающие возвращения язычника Святослава), печенеги неотступно сторожили пороги и без того уставшей княжеской дружине пришлось провести зиму 971/972 года в Белобережье. Запасов провианта было недостаточно, голод обесценивал добытые в походе богатства – за конскую голову давали полугривну.
Наконец, весной 972 года, как только сошел лёд со Днепра, князь приказал изголодавшейся и обессиленной дружине вновь направляться к порогам. Скорее всего Святослав надеялся что печенеги, на зиму откочёвывающие в южные районы степей, ещё не успели вернуться и у него будет шанс пройти пороги не опасаясь нападения.
К сожалению, расчет князя не оправдался. Печенежский хан Куря раньше других кочевников оказался вблизи порогов и поджидал возвращающихся из похода русов. Точные обстоятельства сражения неизвестны – печенеги могли напасть на Святослава как во время вытаскивания ладей на берег, так и при их транспортировке по суше. В любом случае, давно недоедающей, ослабленной продолжительным походом дружине было невозможно противостоять полным сил кочевникам.
Отдельно стоит отметить судьбу воеводы Свенельда – по разным версиям он либо был послан Святославом за подмогой в Киев, но по какой-то причине не успел вернуться, либо бросил князя и бежал с поля боя. Так или иначе, именно он с остатками дружины прибыл в Киев и сообщил Ярополку Святославичу о смерти его отца.
Чаша из черепа Святослава
После жаркого боя, хан Куря приказал отрубить князю голову и сделать из его черепа чашу, на которой, согласно летописям, сделали надпись:

“Чужого искав, своё погубил”


Хан Куря с чашей из черепа Святослава
Худ. J. F. Oliveras
Однако, это скорее всего фантазия летописца, пытающегося принизить князя-язычника, т.к. летописи писались христианскими монахами незаинтересованными в воспевании подвигов своих религиозных оппонентов.
Такой обычай делать чаши из костей черепа убитых врагов был популярен у тюркских народов, высоко почитавших военную доблесть не только свою, но и противника. Кочевое население верило, что силы и мужество врага переходили к пьющему из его черепа. Впоследствии данная чаша служила кочевникам в ритуальных обрядах:

«…и есть чаша сия и доныне хранима в казне князей Печенезских, пиаху же из нее князи со княгинею в чертозех, егда поимаются, глаголющее сице: каков был сии человек, его же лоб (череп) есть, таков буди и родившее от нас»[1]

Описание событий в источниках
Приведем описание событий связанных со смертью Святослава Игоревича из разных источников:
Повесть Временных Лет

В. Н. Татищев, «История Российская»

Иоанн Скилица, «Обозрения Историй»

Лев Диакон, «История»

Ян Длугош, «Польская История»
Последствия
Князь Святослав ещё до отправления в свой второй поход на Болгарию в 969/970 году распределил между сыновьями княжества: Ярополку достался Киев, Олегу – древлянская земля, Владимиру – Новгород.
После его смерти сыновья Святослава несколько лет жили в мире, однако в 977 году они развязали междоусобицу, после которой в живых остался лишь Владимир, ставший новым единовластным правителем Древней Руси.

Источник: ИНФОРМА.РУС
https://информа.рус/святослав-игоревич/биография/смерть/


Рецензии