История Болотного 1967 года. Ч. 4

Продолжение материала, опубликованного в номере «Путь Ильича» от 28 марта 1967 года:

«…В Болотнинском районе есть села, основанные 200-300 лет назад. Так, самыми старыми селами являются Ача – возникло в 1626 году, Мануйлово и Савиново – в 1650 году.в 1820-1821 годах возникло Зудово, в 1770 – Корнилово, несколько позднее – Елфимово…».

Данные даты основания перечисленных населенных пунктов в основном были приведены из «Списка населенных мест Сибирского края» 1929 года. В настоящее время краеведами, историками и архивистами они признаны недостоверными.

«…Возникновение других сел произошло в конце 19 и в начале 20 века. Самой молодой по заселению является центральная усадьба Чебулинского совхоза, застроенная в 1930 году.
Сведения о дореволюционном прошлом старых сел сохранились в рассказах старожилов, в архивах и документах. Основная масса крестьян, бедняки и середняки жили бедно, работали на богачей, часто не имея даже лошади. В то же время во владении кулаков таких сел, как Сабановка, Баратаевка и другие, были сосредоточены целые табуны лошадей. Помощи обедневшим крестьянам просить было негде. В долгую сибирскую зиму избы тускло освещались керосиновыми лампами. Но и керосин надо было привезти из Болотного, акто не имел возможности, то жег лучину. При тусклом свете женщины пряли и ткали. Огромный, неуклюжий ткацкий станок занимал в каждой избе почти половину места. За ним надо было наткать холста, чтобы обшить всю семью. Взрослые и дети ходили в одежде и белье из грубой домашней холстины. Ткали сами покрывала и подстилки на кровать. Дети спали вповалкуна полу и на печке. Школ в деревнях не было до 1912-1914 годов (как исключение, построили маленькую начальную школу в селе Зудово в 1900 году). В 1912 -1914 годах детей стали обучать в арендованных избах по договоренности с хозяевами,за что родители детей уплачивали арендную плату (Мануйлово). Многие родители не имели возможности платить за обучение своих детей. Так, в Мануйлове до 1912 года обучилось всего 5-7 детей.

Начальные школы строились обществом за счет самих крестьян. В Мануйлове первая школа была построена в 1912 году. Но в большинстве сел и деревень района до революции школ не было. На средства крестьян содержались церкви и старообрядческие молельные дома (Корнилово, Болотное, Киряково и другие). Деревня Киряково была старообрядческой. Религиозные предрассудки, неграмотность, темнота населения вполне устраивали царское правительство и тех, кто наживался за счет народа».

Материал из номера «Путь Ильича» от 1 апреля 1967 года:

«…Рост Болотного как транспортно-распределительного центра особенно усилился в конце 19 века в связи со строительством Сибирской железнодорожной магистрали. Железная дорога прошла через Болотное, в котором была построена железнодорожная станция. Станция привлекла к себе сельскохозяйственные грузы с окружающей территории, через Болотное шла реализация промышленных товаров. В Болотном было 36 контор по скупке зерна, в магазинах продавались текстильные товары, шорно-седельные изделия, мука, сельскохозяйственные машины. Производилась скупка сливочного масла. В то время славились огромные болотнинские базары. В залинейной части была паровая мельница на двух камнях, принадлежавшая эстонцу Кокерону. Появилось несколько купеческих лавок. Хозяевами Болотного были купцы, торговцы и их приспешники. Они жестоко эксплуатировали трудовое население, были оплотом царизма, а позднее и контрреволюции. В то время Болотное, по свидетельству старожилов, оставалось бедным, грязным и некультурным селом. Из промышленных товаров ничего не производилось.

- Все было привозное, от лыка до тулупа, - говорит пенсионер Голишев.
Школа была только одна, церковно-приходская – она и помещалась в церковной сторожке. При станции был небольшой фельдшерский пункт – один фельдшер и акушерка. В селах района даже этого не было. За медицинской помощью крестьянам некуда было обратиться, кроме как к деревенским знахаркам, которые калечили людей.

Пенсионеры тт. Анашкин, Мишутин, Голишев рассказывают как им пришлось быть очевидцами при следовании через Болотное ссыльных в 1903-1904 годах.

- Ссыльные шли пешком, скованные по ногам кандалами, - рассказывает Голишев. – Некоторые из них были скованы одной цепью. Их перегоняли с одной станции на другую. Дошла страшная весть, что в Томске сожгли 500 человек революционеров (1905 г.). Тревожно было.

До 1914 года в Болотном была колесная мастерская Залетина, шорная – Верюгина и Салазкина, паточный завод Захарова. Все это были мелкие предприятия местного значения, целью которых было только обогащение их владельцев.

Из промышленных предприятий до революции был тележный завод. В 1914 году завод этот сгорел, был спасен только один цех.

Железная дорога, проходившая через Болотное, называлась в то время Кольчугинской веткой по имени капиталиста Кольчугина, заинтересованного в личной прибыли от данного участка. Томская дорога называлась купеческой…».

Кольчугинская железная дорога не проходила через Болотное. Ее строительство было начато в 1914 году на станции Юрга- 2 (первоначально Юрга-Кольчугинская), дорога связала Юргу-2 и Транссибирскую железнодорожную магистраль с Кольчугинскими каменноугольными копями на Кузбассе в Кольчугино (современном Ленинск-Кузнецке). Участок Кольчугинской железной дороги проходит по административной границе на юго-востоке современного Болотнинского района в районе Елфимово – Правая Сосновка.

 «…По свидетельству Рыбакова Дмитрия Ипатьевича, через Болотную в 1893 году прошел однопутный участок, а в 1912 году был построен второй путь и водокачка.
Как рассказывают ветераны транспорта, труд железнодорожников был в дореволюционные годы особенно тяжелым. Никакой технической оснащенности не было. Все работы производились вручную, а оплачивалась очень низко. Вагоны шли маленькие, тесные, с винтовым сцеплением. Часть вагонов закупалась в Америке, но и эти вагоны были неудобны, так как их при сцепке приходилось завинчивать с помощью палок.

Чтобы получить работу на транспорте, нужно было пройти комиссию в Новониколаевске.
С появлением железнодорожной станции стало увеличиваться рабочее население. Передовые рабочие вели революционную деятельность против угнетателей. Еще до свержения царизма среди рабочих железнодорожной станции Болотная действовала подпольная группа, объединявшая передовых рабочих. Группа вела большевистскую пропаганду среди рабочих станции, как до Февральской революции, так перед Октябрем 1917 года. Руководителем этой группы был телеграфист т. Анцух.

Среди коммунистов-железнодорожников были также слесарь депо Аркуша, кондуктор Сырчин и другие. Один из первых коммунистов-жителей Болотного был также Коурдаков Иван Захарович. Коурдаков прошел военную закалку, был участником русско-японской войны 1905 года, служил моряком на крейсере «Варяг», встречался с писателем Новиковым-Прибоем, активными коммунистами были Семен Гластовецкий, его брат Осип Гластовецкий и Новоселов.

После Февральской революции 1917 года революционная пропаганда усилилась. Большевики проводили работу на предприятиях Болотного – на тележном заводе, среди работников мельницы Кокерона и мастерских.

Нередко проходили митинги, на которых шла открытая борьба между большевиками и меньшевиками, эсерами. Революционная пропаганда и идейная борьба подготовила рабочее население Болотного к Октябрьской социалистической революции».

Евгений Терентьев


Рецензии