Заметки к прочтению Фауста

к читателю:
  Прими записки, по прочтеньи вышеуказанных стихов
  Поэту выскажу почтенье, я уважаю докторов,
  А также и собак приблудных, они не ведают стыда
  Примазаться стихом занудным. Я им завидовал всегда.

Вступление
(Директор, Поэт и Комический актёр рассуждают о том, как написать пьесу)

1.
Каков поэт! Упрямая скотина
Ну, весь в Пегаса своего,
Вести телегу - то не для него,
Он, видишь ли, "роняет лепестки и подвиги венчает",
  от тоски
    твой зритель сдохнет,
Не "дойдя до середины" того,
  что представляют первым актом,
Сбежит в буфет он впереди антракта.

2.
Кто думал о проблемах мировых,
Но веселил, подначивая их,
Таких неоперённых, бестолковых,
Попеременно роли Казановы,
Монаха схимника, талантливо играл,
вот тот для зрителя его кумиром стал.

3.
Театр похож на мирозданье,
Он как вселенский балаган,
Где каждый требует признанья,
С утра, стервец, как суслик пьян.
Наш зритель, в сущности - обжора,
Он ля-диеза от минора, не то, что отличить не может,
Он фарс с трагедией, похожей
На лёгкий с танцем водевиль
  сожрёт.

Их к нам влечёт борделя стиль.
Тогда и очередь у кассы (искусство проникает в массы),
  и режиссёр авангардист, и пьёт шампанское артист.
Вам завернуть пургу такую
Ну, очень я рекомендую.
____________

Сцена на небесах. Господь и Мефистофель.

4.
Как есть, царевна Несмеяна -
Господь серьёзно убеждён,
Что тот, кто верит, тот спасётся. Не допускает мысли он
О том, что знанием владея,
Не к вере истинной, к злодею
С его иронией всесильной
Приходят, кто любвеобильны.

Знай, веру надо разыскать, она в награду не даётся.
Вот Фауст, образно сказать, найдёт родник на дне колодца.
Неугомонность, та черта…
- Иль я не смыслю ни черта, иль понимаю очень слабо,
  в чём истинность и красота такого странного уклада?
  Найти свой миг, всех растолкав, воспользоваться им всемерно.
  На Фауста я больше прав имею. Жизнь обыкновенна.
  Всевышний, я не лицемерю, ты ошибаешься, а я
  отделать так его сумею, что свои помыслы забыв,
  он станет циником отменным. Отмечен будет сей мотив
  началом и концом вселенной.

Но Бог истоки бытия и мира трактовал иначе.
Эксперимент – всему судья. И опыт жизни много значит.

А потому и об заклад
Побиться с чёртом очень рад.
А Мефистофель симпатичен, он вовсе ни какой артист.
А очень даже альтруист.

  (Мефистофель уходит, а Господь обращается к архангелам)

Ну, вот и славненько "по старому" у нас,
Как Вицин говорит? С любовью, в добрый час.
____________

Фауст в своём кабинете

5.
Где можно знанья почерпнуть?
Не в книгах (в них такая жуть),
В них, как в шкафах, одни скелеты,
Простите женщины, поэты,
Вы так невинны, так глупы,
Но так похожи на цветы.

За вас готов отдать я душу.
Но где есть тот, кого мне слушать?
Мне говорят - познай себя,
Но это как? Куда глядя?
Всё познаётся, друг, сравненьем.
  (входит Вагнер)
Ну вот - несносное виденье.
Он разрядил свой диктофон, и тут розетку ищет он.
  (поговорив, Вагнер уходит. Утреннее пасхальное пение
   отвлекает Фауста от дурных мыслей)

Гордыня дерзкая, и не даёт покоя,
Зачем отраву пить, узнав что ты есть червь?
Ползти, как можешь, дело-то простое,
Но трудно сознавать, что ты не Герман Греф.

О, милый звон колоколов, твоё ли пенье
Выводит из смертельного забвенья,
И сердце веселя, так радует народ?
И отдыхаю я от тягостных невзгод.

Но именем моим, у многих на устах,
Я ныне тягощусь – лечил их, но впотьмах,
Не зная точно, как подействует леченье.
Как глубину постичь в поверхностном теченье?

__________

Сцены народного гуляния

6.
Радость прёт. По жизни грешный,
Развлекается народ,
За город к природе вешней
Пасху праздновать идёт.

Поспешает Фауст вслед,
Он пока анахорет,
Но уж встречен чёрный Пудель,
Чем закручен был сюжет.
_______
метаморфоза

7.
А, хорошая собачка, заходи, пожалуй, в дом,
Только пол ты мой не пачкай, вытри лапы,
А потом не мешай моим занятьям,
Я стихом перевожу, то, что не могу понять я.
    (открывает Библию)

Было «слово» - странно это, слово, как начало света?
Темноты и бытия? Было «дело»? Снова я
Попадаю в круг порочный, выражения неточны -
Называя дело словом, мы придём к истокам снова.

Тут в фокусе – слова, такое их устройство,
Но «сущности» совсем другого свойства.

Что-то пудель заскулил.
Эй, послушай, нету сил твой скулёж переносить,
Понимаю, сух предмет. Но скулёж – не тот ответ.
Выходи-ка вон, дружочек!
Что за чёрт, идти не хочет, и растёт и прямо пухнет,
Вот сейчас он на пол рухнет.

Видно, дьявола впустил, пуделёк тот чёртом был.
Тут, конечно, заклинанья (в них наш доктор был силён)
Но и дьявол стал, как слон. Растолстел, и шасть за печку,
И оттуда – ни словечка.
   (пауза)

Вот, явился. При параде, нет хвоста в помине сзади,
Школяром он наряжён, и с почтительным поклоном,
Чуть вальяжно, как к знакомым, к Фаусту подходит он.
______
продолжение сцены

8.
Начат философский спор. Не пойму я до сих пор
   в этом споре суть предмета – то ли медные монеты
   разрушений и ростков? Для таких-то пустяков
   речь не стоило мутить. Душу Фауста купить - *
   вот был замысел каков.
Облапошить докторов. Заодно и поживиться,
  случаем, ещё девица попадётся в эту сеть.
Можно славно преуспеть!

Или
 о вечности ведётся этот спор,
Пуста она, полна, её не видит взор.
А будущность волнами так и прёт,
Помедли, обернись – увидишь, что нас ждёт.
На входе в вечность христианская душа
 мелка, цена ей пол гроша.

Так это ли, не так, но Фауст наш попался –
Смиренье божие, не тот его родник,
Струями не течёт в волшебный миг, таящий жизни истинные цели.
- Вы цели жизненные видеть захотели?
  Тогда, давай искать. Мы каждую обшарим щель!
  Мы их найдём, поверь мне, друг, поверь.
_
* купить, как бартер, но, главное, святую цель поставить,
что далеко не каждый мог представить, предрасположенность
к злодейству тут основа, что Достоевский подмечает снова,
назвав своё произведенье Бесы. Престол небесный тем уравновесив.
_____
гуляки

9.
Уютный винный погребок, компания гуляк студентов,
Поёт и пьёт. Упившись впрок, желают встретить конкурентов
Чтоб вместе песни поорать, остроты про подруг послушать,
Похулиганить и надрать дуриле-проходимцу уши.
   (Фауст и Мефистофель входят)

Друзья попали в самый раз под град излюбленных проказ.
Однако чёрт и сам остряк, отбив насмешливую фразу,
Потребовал себе бурав и сверлит дырки, восемь сразу
В столе дубовом, из досок, через отверстия, фонтаном
Вино, похожее на сок полилось на студентов пьяных,

Охотно подставляют кружки, передают их дружка дружке,
И хвалят дивное вино. Такого не было давно.
Но, вот растяпа, мимо рта пронёс вино, плеснувши на пол,
Как пламя, искрами костра воспламенилась пена капель.

Смекнули сразу, что к чему, то есть, дошло до мордобоя,
Верхом на бочке потому умчались наши два героя.
И по сей день в том погребке висит картина – в ней пьянчуги
   сидят на бочке, вдалеке - императив на звёздном круге.
______
В лесной пещере

10.
Фауст, йдя от Маргариты,
Прятался весь день в лесу.
Тайна, временем сокрыта -
Что за деревья там растут?
(в переводе Пастернака, уточняю я, однако)

        отгадка: граб (семейство берёзовых) и ель.
________
фауст и Маргарита беседуют на религиозные темы

11.
Что в Имени твоём, святом?
Зовись хоть Гретхен, Маргарита,
Так, как в сиянии софита
Неважно, как зажёгся свет -
Меж электродов взрос столбом,
Или божественным огнём.

"Нет подходящих соответствий," (с)
Ни цельности, ни половин
Тому, что движет без последствий
И возникает без причин.

Вот такова и наша Вера.
Она какого-то размера?
_________
Друзья идут на свидание

12.
Фауст:
Лампады свет и тьма вокруг,
Во тьме той нестерпимо страшно,
  уныло

Мефистофель:
   друг мой бесшабашный,
Зачем себе унынье прочишь?
Ведь Я частичка этой ночи.
Она лучиста и чиста,
А вон, смотри, и Маргарита,
И подобает без креста входить в ту дверь.
Она открыта.
___________
Сцена у колодца

13.
Вот дальше - некий перерыв,
Разрыв. Лишь в сцене "У колодца"
Повествование вернётся,
Путь всяким домыслам открыв.

Поскольку, братцы, не пойму.
Зачать? Невинным поцелуем?
Возможно, целую главу я пропустил,
Главу такую, которую из-за цензуры
Сам автор написать не мог,
Где Фауст шлялся те пол года, сокрыто было от народа.
Завяжем этот узелок.
__________
Брат Гретхен, Валентин, убит Фаустом. Отпевание в церкви.

14.
А чёрт был славный фехтовальщик,
Что характерно, Фауст - мальчик,
В военном деле был профан,
Но Мефистофель в барабан умел ударить
  так искусно. Конец был несомненно грустным -
Сказал он Фаусту - рази!
Убил он. Фауст весь в крови,
А Мефистофель не при чём,
Советует скорее скрыться -
На шум наружный ставень гром,
И окна все спешат открыться.
________
первая Вальпургива ночь

15.
И вот они уж в даль несутся
И далее всё тралли-вали,
Не успевая обернуться.
Как на лесистом сеновале
Грибы - растерзанные блюдца,
Блуждающий огонь и транс,
Неподобающие звуки,
Под затянувшийся романс
Деревья вытянули руки -
Все общий пляшут контрданс.

Виденья сплющены и дики.
Сморчки, гудки, свистки, плевки,
Летит нагая Эвридика,
За ней - хромые мужики,
На мётлах, свиньях и грачах,
И Ад и Огнь в её очах.

А что же с ней? Что Маргарита?
Она в несчастии забыта?
"Не первая" - рёк Мефистофель,
Чертя тростиночкой свой профиль.
_______
отступление от автора

Читатель мой, прошу прощенья, я многого не досказал.
Средневековые решенья для мизансцен и серых зал
  усердно смаковал Сокуров, средневековое кино
  смотрите лучше у него. Про то, кто ядом усыпил
  старушку мать, чтоб не мешала свиданьям сладким,
  и про то, как с самого любви начала,
  циничен и двуличен, лжив, язык был,
  целью положив, нести приятелю добро.
Кто утаил дурную весть об утоплении младенца,
  про то, что было решено её казнить, 
  что жизни нить её наутро оборвётся.

О том, что поздно. Ждать придётся её согласья на побег,
  так долго… чтоб затем удрать, её оставив умирать.
Но, как сказал, средневековье, сырые своды, серный
  дух, не стоит рифм. Хотя бы двух.

________
Антракт

Очаровательные глазки,
Я Вас до ужаса люблю.
Тут - отступление от сказки,
Я Вам в звоночек позвоню,
Когда, наевшимся в буфете,
Пора занять свои места.
Вы - ангел, душка, красота,
Жаль только, не в наряде ню.
_______
Акт второй.
Маскарад во дворце императора

16.
Цветочницы:
Цветы Флоренции прелестной -
Для Вас они в корзине тесной.
Бутон искусственный дороже,
Для Вас он продаётся тоже.

Певцы кладбищенской Луны!
Анонс - с Вампиром будет встреча.
Они уже наряжены.
Вампир (во фраке) безупречен:
"Рад с вами опытом делиться, где слабость в шее у девицы,
  и как её, пардон, привлечь
  на кладбище."
И эту речь, вытягивая жадно шеи,
Поэты слушая, глядели по сторонам
На милых дев, бутоны взглядами задев.
И только негодяй Сатирик был чужд подобных сладких лирик.

17.
Сначала был сырой картофель.
Стал маска с хоботом - гора.
Клык. Аллегории-девицы -
  прикованы цепями птицы.
Трубит, и хобот шевелится.
В жюри к Киркорову пора,
  но где же он?
Сам Мефистофель вошёл в жюри, присвоив трон.

Вот у кого, чрез столько лет для "Масок" слямзили сюжет!

18.
Выступая популистом императорских затей,
Мефистофель стал пречистым, успокоился, злодей,
Где его былая желчность софистического склада?
И, простите, человечность, но пришедшая из Ада?
Он не корчит больше рожи, как откормленный бандит,
А сумятеще ничтоже, нынче паинькой сидит,
Вознося, как ангел - аве, благодеятеля славя.
 
Как, бывало на амвоне, бил священников в поддых,
Будто натулэль полковник перед строем рядовых.
Как в вагоне-ресторане чистил фраеру хайло,
Как елозил на диване, предвкушая - вот оно,
Гретхен, ах, грехопаденье, будет чем перекусить,
Ада сладкие виденья, зацветающая сныть,
Златотрубные слоны, и три рога у Луны.

19.
А нынче - главный устроитель шумящих пиршеством услад,
Волшебник и распорядитель даёт шикарный маскарад.
Кто только здесь не промелькнул - вот Тощий, взгромоздясь на стул,
Порочит женщин - их желанья и разоренье и страданья
Приносят любящим мужьям, пуская в пыль, на та-рарам
Те деньги, что скопил их муж, трудяга, скряга и не пьющ.
Тут бабы дружно завизжали, и - бить хулителя по харе!

А вот Возница в сундуке привозит "нечто". Шум утих.
Да там же куча золотых, и бирюза и жемчуга,
О, завидущие глаза! Скорее в руки загребать,
  и слямзить, схапать, запихать.
Кого сей вид не припечёт? На шею вешать.
Вот ведь, чёрт! - одни лишь искры и жуки.
Кругом магистры, жулики!

А вот и Пан с своею свитой, с толпою нимф, шитьём покрытый
И бархатом роскошных мхов, с копытами, как у ослов,
Однако, властелин державы. Ему поют - нечистым Слава!

А что ж нечистый настоящий? Уж не сыграл ли парень в ящик,
  или он тоже деньги тащит?
Друзья, как в воду Вы глядите, покуда солнышко в зените, 
Под шум толпы и без огласки, нечистый навострил салазки -
И напечатал тьму купюр бумажных денег. Авантюр-
  ист отменный был всегда. Ах, буржуазная среда
  ему - как рыбине вода.
И вот, доделав своё дело, отпущен он на волю с целой
Пригоршней данных золотых. Бери, мол, заслужил ты их.

20.
И всё бы было ничего, но Фауст подкузьмил его -
Он, видишь ли, пообещал Елену обликом представить,
Ну и Париса заодно. Бывает у копилки дно?
Желанья копятся давно.
- Ну, это сам иди, красавец. В ад для героев чёрт не вхож,
  он повелитель грязных рож,
  ему язычница Елена пинка даёт обыкновенно,
  и обзывает, мол, Козёл.

Но самолюбье уколол. И вот, в суфлёрской сидя будке
И отпуская прибаутки, чёрт Фаустом руководит.
Так, в красном пиджаке бандит запомнился на долги годы,
Явленье чудное природы.

21.
Пока кокетки строят глазки, под Мефистофеля подсказки
С заданьем Фауст совладал. Спустился в огненный подвал
И жезл добыл, волшебный ключ, зовущий прошлого виденья,
И взмах - Парис, увитый в плющ, полунагим на представленье
  явился, вызвавши у дам восторг. И взмах - шерше ла фам,
  Елена рядом появилась, тут уж мужчины возбудились.
О боже! Он её целует, совсем нагую и при всех,
        и, голая, она прижалась. 
 
Тут ревность, зависть, осужденье, негодованье, восхищенье,
И искры рифм до потолков, под топот жадных знатоков.
Короче, полный был успех. 
  Тут бледный подбегает Фауст, пытаясь вырвать, взмах и взмах
  виденье тотчас же распалось.

22.
И тут же смена декораций, был Фауст, стал почти Гораций,
Его сразил Елены дух. Не умер, грезит, мыслит вслух,
И, спящий, помещён в мешок, в мешке его и потащили,
Гомункул (инопланетянин) и Мефистофель его тянут
По воздуху, в автомобиле, закончив в Греции свой путь.
Лишь тут возможно отдохнуть.
Отель пять птичек. У ручья. Чей хвост торчит, и шея чья?
_________
Греция. Верхний Пеней

23.
Йодированная соль, йотированные звуки -
Морская красота, какие тембр и шарм,
Какая глубина в понятии разлуки
Между ключом в ручей, Пеней и Инстаграмм.

Ещё не расползлись мурашки и букашки,
Не превратились в Нимф речные тростники,
Не бросил Гриф свои бандитские замашки,
Но грёзы разлились в низовьях у реки.

И пробуют Сирены свой голос а капелла,
И Сфинкс уже не лев, и конь - полукентавр,
Между красивых дев расположился смело,
Тот, кто привык ходить, копытом мир поправ.

Обнявши сразу двух, и прикоснувшись к шее,
Явил всесильный дух на женщину права,
И долго, всю весну, болела, цепенела
И разрасталась вширь помятая трава.
______________
Нижний Пеней

24.
Тут вылез наш тюфяк из спального мешка
И спрашивает встречных об Елене,
Чудак, не приспособивший пока,
Свои мечты к легко скользящей тени,

Летящей по земле от облаков,
Не перешедший к песне песнопений,
Схоластик, доктор, не вполне здоров
Исследуя истоки сновидений.   

Вот, Мефистофель, он вполне рационален,
Не без проблем, но вовсе не буянит.
____________

25.
И тут ему встречается Хирон,
Каким-то ветром кстати занесён,
Он Фауста мгновенно раскусил -
Лечиться, сударь Вам, придётся у Сивилл
От умственного своего расстройства,
И к Вам вернётся ум и к рассужденьям свойства.

- Зачем мне жалкий ум? Елену б кто вернул!
- Эк, братец, мысль куда ты завернул,
  Елену подавай, и с нею - все удобства.
Сейчас лишь Дьявол может подсобить,
  и цену непомерную заломит, привычный души чистые ловить
  и предлагать свои условья.
  Но если подождать (две тыщи лет спустя),
  его потомки-слуги провайдера навяжут вам услуги.
  С такой ценой - две тыщи лет пустяк.
___________
начало второй Вальпургиевой ночи

26.
Покуда Фауст вглубь пещеры своей химерой увлечён,
Друг-Мефистофель, хмырь примерный, Ламии щупает плечо.
Вот воздвигает огнем Сейсмос прекрасный задник-палантин,
И запустились круговерти валторной вьющейся ночи,
Сбивалась в круги гречья нечисть, взрастали горы из равнин,

Гомункулус, как человечек, летал один, совсем один,
Он философские вопросы наивно вздумал изучать,
Глядь, на траве сидит философ и с ним - другой.
С чего начать? Уселся, несколько робея,
Как бородач у брадобрея - обреют, слова не сказав,
Потом, доказывай, что прав.

Меж тем, Ламии завлекали, то, что с козлиною ногой,
О том им не было печали, куда важнее - с бородой.
Брутальный торс, брутальный вид.
И серный запах. Колорит!
___________
В пещере под землёй

27.
Сидят Форкиады одни в своей норке,
Как автор стихи.ру в отдельной каморке,
И зуб он имеет, и глазом глядит,
- Да ты, брат, красавец, почти что Пиит -

Пришёл Мефистофель, на зуб поглядел,
И рожу состроил. Сиди, как сидел.
___________
мытарства в колбе

28.
Пробирки, колбы и реторты - сосуды сказочного сорта,
В одном вскипает яда взвесь, в другом сидит Гомункул,
Весь
  так и светится от любопытства - как бы ему допоявиться?

Поскольку дамы Форкиады сказали - будь смелее, чадо,
То посоветовал философ к Нерею отнести вопросы,
Тот попросту махнул рукой - с Протеем на парад морской
Он этой ночью торопился. Гомункул присоединился.
___________
Сцена у моря

29.
Нерей:
"Дориды и Тельхины волнами скрыты вполовину,
Как миноносцы режут воды, земли морские антиподы,
Вот Галатея в колеснице, мелькают водяные спицы
Как гало вкруг большой Луны, так жизнь - в движении волны."

Всё кружится в кольце едином - Гомункул на спине дельфина,
И Нереиды и тритоны - то рядом с панцирем Хелоны,
А то, вокруг её подруг, то приближается тот круг
К стопам летящей Галатеи, то исчезает в отдаленье.
Но вот, столкнулись. Пенный выстрел, взлетела пробка в потолок,
Жан-Франсуа сюжет осмыслил *
  вином струится козий рог, шипит вино на дне бокала,
  на вилке - устрицы сначала.

Фосфоресцирующим блеском, как феерическим бурлеском
Окрасились глубины волн - Гомункул колбу расколол.

На этом финиш. Ночь страстей.
Скорей - в буфет, и без затей ))
___
* Обед с устрицами http://proza.ru/2022/05/08/713
____________

Акт третий

30.
Прекрасная жена у Менелая,
Такая, что все смотрят на неё, её желая.

По Мефистофелю - сомнительный изъян.
Червяк с крючком ему в наживку дан.
И состраданье к ближнему к тому ж.
Муж Менелай Елене? Вовсе и не муж.
- Вот в этом её должно убедить,
  и казнью запугать, и жалость пробудить
  к рабыням бедным, до конца её верным.

Такой составил Мефистофель хитрый план.
Наверняка падёт Альдебаран,
Ни ум, ни храбрость, ни выносливость, ни стойкость -
Всё в Менелае есть, но он заплатит неустойку.

Форкидой Мефистофель наряжён.
Проныра, сводник, до чужих охотник жён.
Он намекает – способ есть спастись:
  С предубежденьем можно отнестись
  К совету - друга поискать себе.
  Однако нет опасности в совете -
  Не все ж мужчины с задней мыслью на уме,
  Тем более, такой есть на примете. 
 
Не надо сомневаться, Ну же, ну ж!
  (подумал про себя, пусть сунется твой муж.)
Жужжала ценная советчица, жужжала,
У пчёлки хоботок, а в брюшке прячет жало.
_________

31.
Произошло, как он предусмотрел,
Alpha Tauri* пал под градом стрел.

Осада крепости, где Мефистофель, черти,
То Вам не Троя, в это хоть поверьте.
Сам виноват, подмечено поэтом,
Если простил жену, её сообщи об этом.
_
* звезда Альдебаран, красный гигант в созвездии тельца,
символизирует ум, храбрость, выносливость и, одновременно,
отсутствие чувства меры и крах в связи с этим.
__________

32.
Меж тем Елена с Фаустом поют уже дуэтом,
Попеременно поминая то и это,
И погоняя рифму к рифме, слово к слову
Плетут гнездо семейное, создав гнезду основу.

Замечено - любовь, любвеобильность,
Не угнетает, не печалит сильно,
А прошлые проступки помогают
В проступках новых избежать печали.
__________

33.
И вот, вершина брака - Эйфория,
Глядь, Эвфорончик бойкий, как на крыльях
В объятья отца - матери летает,
Ограничений в радостях не зная.

Как в райских кущах, любо всё пострелу,
В охоту пущен, навостряет стрелы,
И нимф испуганных уж на руках таскает,
И удержи родителей не знает.

Увы, погас эйфоро огонёчек,
  разбился, со скалы упав, сыночек.
Так можно и сейчас упасть на скалах,
Коль в обуви щебёночка застряла.

На кущи не похоже это место,
Асфоделина - вот цветок известный,
Единственным он украшеньем стал
Исчезнувшей Елены, этих скал.
Елены исчезающий покров
  окутал Фауста, как слоем облаков.

Уходят молча зрители. Антракт.
Четвёртый акт, мы ждём четвёртый акт.
________

Акт четвёртый

34.
Кто шагает по вершинам в семимильных сапогах?
  своим норовом козлиным разбивает сущность в прах.
То шагает Мефистофель, он сапожник, он творец,
Он сомнительный художник (это к слову), наконец,
Наступивши на вершину и уменьшившись в разы,
Видит на скале мужчину - Фауст, в позе стрекозы.

Отсырели его крылья, а огромные глаза опечалены.
- Усилье сделай над собой. Что "за",
  это всё - пустое место. Одного с тобою теста,
  то есть, глины, ты и я. Что ты хочешь? Янтаря,
  самоцветов и сокровищ? Поля брани и чудовищ?
  Можно всё желать посметь. Нужно только захотеть.

  Ты хочешь царствовать, к примеру, вознаграждая слуг примерных,
  Иль развести вкруг замка сад, где гроздья сочные висят,
  Средь виноградников - беседки, а в них - прелестницы, соседки?

- Нет, делом я хочу заняться, заставить море прочь убраться -
  Обезопасить от приливов те земли, где растут оливы.
  Тогда все люди, стар и млад, добудет сам себе наград.

- Знаешь ли, что Император, тот, который нам был люб,
Племенным быком кастратом нынче выглядит. Ютуб
Всем такую весть разносит, и народ его на дух
Ну, совсем не переносит,
  свергнуть власть его хотят. Время самое, козлят
  мы своих ему в подмогу предоставим, и ей-богу,
  хоть чертям божится грешно, дело провернём успешно.
Как тебе такой расклад?
- Что ж, давай. Я буду рад услужить такую службу.
- Понял цель? Потом, за дружбу, и поддержку в трудный час
  Император побережье для работ тебе отдаст.
___________

35.
Дело сложное - зелёнка, и с чертями напряжёнка,
Тактика - залезть в кусты. Их не видно с высоты.
Дрессированных ворон Мефистофель шлёт, чтоб трон
Самозванцев пошатнуть, хоть на чуть, хоть как-нибудь.

Принесли вороны вести - люди все собрались вместе
Кругом возле лже-царя, им приказ дан - чуть заря
Заиграет на востоке, по ущелиям, всем скопом
Поползут как будто змеи.
- Вот тогда мы их нагреем, нам огня не занимать,
  огнь умеем мы ковать.

Тактика войны коварна, наши хоть и бьют исправно,
Взяв оружие и латы по музеям, брат за брата
Как один, стоят горой, но противник не простой.
От купцов, от иноземцев пропитание берёт, и на наших так и прёт.

Тут ундины и русалки подсобили в общей свалке -
Пущен с гор воды поток. Смыл он всех. Таков итог.
Но в конечном, в общем смысле, Император победил.
Слуг своих вознаграждает, побережье обещает Фаусту в работы дать,
Сам же склонен отдыхать.
_________

36.
Тут пришёл Архиепископ, своё виденье излил -
Воля божия на всё - на нечистых и на чистых,
Потому отдай нам то, что неровно и волнисто.
- Погоди, но там же море.
- Нам привычно. Подожду, скоро будет ли, не скоро,
  Но приказ от Вас я жду.
 
Так всегда - оружье, латы из музея ждут оплаты.
_
Мир воцарился на планете, а зритель, как всегда - в буфете.
Не жри так много, и конфет не загребай своей ручищей,
Мы истины в театре ищем, так, будто в мире истин нет.
__________

Акт пятый

37.
Вот работы развернулись, чтобы местность оживить,
Странник, только что вернувшись, просит чудо изъяснить.
Объясняют суеверно, в страхе божьем мы живём,
То нечистая, наверно, сила роет водоём,
Обустраивает верфи и причал для кораблей,
Нашей предлагает церкви убираться поскорей,
Сами же живут пиратством, богатеют день за днём,
Страшно нам за государство, страшно за родимый дом.
Предлагают выселяться по добру, не то каюк.
К чёрту всякое богатство, без него живём мы тут,
Никого не беспокоим, стариков чтим и старух,
Церковь с старой колокольней услаждает тонкий слух.

38.
Фауст:
  Несносен колокольный звон, он неприятен, заунывен,
Мефистофель:
  Заботой этой удручён, не сможешь быть вполне счастливым,
Приятно видеть молодых, во полном здравии рассудка,
Старух же, переселим их туда, где плавают две утки,
Туда, где шепчут камыши. Их шум целебен для души.
   (улыбается, следует пауза)

Как жаль, вчера сгорел их дом. Не думай плохо, о другом
Ты должен думать - как успеть, ведь план наш выполнен на треть,
Нам новые построить дамбы, прорыть канавы,
Фауст:
Нам бы, нам бы. Уж если взялся, помогай.
Мефистофель:
Я и стараюсь. Меру знай,
 твои стремления без меры приводят к отрицанью веры.
________

39.
Прекрасен миг. В любви к отчизне он радостью вознаградит.
Воспрявший Фауст в новой жизни дела свои свершить спешит.
Спешит поспеть. Одна Забота ему и в радость, и в печаль. Он ослеплён,
  не видит - что-то нечистый поручил чертям.

Лемуры роют не каналы, а лишь могилку для него,
А Мефистофель, вечно правый, руководит. Ему-то что?
Обштопал ловко он делишки. И вот он ждет, сейчас, от крышки
  из ямы, вырытой глубокой, явится Фауста душа.
  Ждать можно долго. Не спеша.
А на подхвате будут черти, и Ад для узника открыт
Как жерл Везувия, и вертит огнём, и пламенем шипит.

Как вдруг (небесное виденье), под звуки Музы неземной
Мальчишек-ангелов паденье заворожило красотой.
Наш Мефистофель, ловелас, насторожился. Вид потряс
Того кто в сущности порочен, пока ещё не педофил,
Но взгляд свой не отворотил.
 
А тут и лепестки из роз посыпались с небес как снег,
Курьёз - они не охлаждают, как должно снегу, а сжигают.
Под общий смех - нечистый шкуру свою палёную спасал,
Петух, с дымящейся фактурой, чечётку бойкую плясал.

Как курица ощипан был и опалён святым огнём,
И совершенно голый тыл, и волос, мазанный углём.
Фаркидой страшной, в волдырях, и с пальцем согнутым в зубах -
Кому-то пальцем тем грозил, теперь обжог и закусил.
 
А душу Фауста забрал в свои чертоги светлый Бог -
Так все подвижники, в свой срок, на небо попадают. В рай,
  там есть у каждого сарай, и там любое ремесло
  в почёте - кирка и весло, резец и кисть, или перо.
_________

40.
Что же касалось грешниц томных,
Любвеобильно неземных,
То их от спуска в предисподню,
Как бы совсем уже своих,
Вихрь божий подхватил, увлёк,
Опять же, в свой чертог небесный:
Кто любит - в песнопенье песней
Своею гаммою пролёг.

Легко аккорд соорудить, маэстро Гёте был в том мастер,
В вопросах "быть или не быть" мы будем долго разбираться,
Что наша жизнь, как всякий театр, нуждается в своих актёрах,
Подвижничество и азарт распределяют эти роли.
_________
&&&&&&&&&

заключение от автора сих примечаний

  Кто обожает псов бродячих от Бодлера,
  И тот, кто трудится, как бобик на галерах,
  Тот развивает и свою мускулатуру,
  и вносит штрих в околоземную культуру.

  Вот потому и графоманство так прекрасно,
  И написание поэмы не напрасно,
  Хотя, по-прежнему, ещё больная тема -
  Поэмка, или всё-таки поэма.
________


ссылки на видео:
Первый акт https://dzen.ru/video/watch/66d1cd25835b4d2b64a8eefe     https://youtu.be/1JUMMDjo9h0
Второй акт https://dzen.ru/video/watch/66d30b1c2fa7784277c8a16f     https://youtu.be/HP9oMlyEMhU
Окончание https://dzen.ru/video/watch/66d47ca4e83c7b2199ff5432      https://youtu.be/hMX9hYYK7vc

Скачать PDF с иллюстрациями https://disk.yandex.ru/i/bciiAVNcq87xgw


Рецензии
Ой, не знаю. Сегодня, месье, другое время.
По-моему, современного читателя архаичная история Доктора Фауста и его искусителя Мефистофеля не заинтересует.
Как драма для постановки, едва ли она заинтересует зрителя.
А как поэма?
Нужна какая-то новая интрига и не фантазийные, а похожие на реальных персонажи.

Владимир Иноземцев   05.09.2024 22:51     Заявить о нарушении
)) Я в свою очередь скажу, не знаю. Поскольку читал с большим удовольствием. Правда, метод я нашёл интересный - собственное чтение комментариями сопровождать.
Да и поэты почему-то постоянно в античность лезут. Интересно бы знать, почему?
И потом, попробуйте вслух что нибудь из современного почитать. Найдутся ли слушатели? Только на скандального Быкова, может, любители похихикать соберутся.
Но Вы правы, нынче реп в моде, а не инструментальная музыка.

Дмитрий Маштаков   06.09.2024 10:37   Заявить о нарушении
Из поэм на относительно современную тему я мог бы отметить "Зону" этого автора http://stihi.ru/avtor/konkovalev

Дмитрий Маштаков   06.09.2024 12:19   Заявить о нарушении
Пусть пишут, а читатели сами отыщут таланты.
Вообще, советские поэты оставили нам такой мощный пласт талантливых стихов.
А новое поколение, по-моему, до них далеко не дотягивает.
Вспомните Константина Симонова:
"Там, где мы бывали,
Нам танков не давали —
Но мы не терялись никогда.
На пикапе драном
И с одним наганом
Первыми въезжали в города."
Пожалуйста, и на день танкиста можно танкистов поздравлять.
Вообще Симонов был человеком невероятно талантливым - его Солдатами не рождаются, Живые и мёртвые, ... Жди меня и я вернусь...
Вот, уже 2,5 года идёт Спецоперация, а ничего подобного нет.
И будет ли?

Владимир Иноземцев   06.09.2024 13:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →