Ван Альст Питер Кук Старший многоликий талант

     14 августа 1502 года - 6 декабря 1550 года.

Питер Кук ван Альст родился в Альсте: городе и коммуне в Бельгии, в провинции Восточная

Фландрия.

Он был сыном живописцев и происходил из знатной семьи, родоначальниками которой были

политики и художники.

Учился у своего отца, а затем, с 1517 по 1521 год у Бернарта ван Орлея, в середине 1520-х годов

жил в Италии, где познакомился с искусством итальянского Возрождения.

В 1525 году он вернулся в Нидерланды, в 1527 году вступил в гильдию Святого Луки Антверпена.

В 1526 году женился на Анне Мертенс ван Дорнике, дочери известного художника Яна Мертенса

ван Дорнике.

В 1533 году ван Альст совершил путешествие в Турцию и прожил год в Константинополе.

За это время он сделал огромное количество рисунков, которые его вторая жена — художница -

миниатюристка Майкен Верхюлст — уже после его смерти оформила в серию ксилографий:

«Жизнь и нравы турок».

В браке с Майкен у ван Альста родилось трое детей; предполагается, что художник с семьёй

изображён на работе неизвестного художника, созданной около 1550 года и находящейся в

цюрихском Кунстхаусе.

Дочь ван Альста Мария впоследствии стала женой Питера Брейгеля Старшего.

Согласно Карелу ван Мандеру, Брейгель был подмастерьем у ван Альста, «с которым потом и

породнился, женившись на его дочери, которую он в детстве, живя у Питера Кука, часто носил

на руках».

Кук ван Альст изучил тонкости турецкого шерстяного ковроткачества, которые частично внедрил

в производство на Брюссельской шпалерной мануфактуре, хотя так и не нашёл деловых партнёров

для сбыта своих шпалер.

Как живописца Кука ван Альста относят к романистам (поклонникам Рима и итальянского

искусства) антверпенской школы.

Под влиянием итальянского искусства Кук ван Альст первым в Нидерландах применил

ренессансный орнамент — итальянские гротески с мотивами герм и маскаронов — в книжной

гравюре, а затем в картонах для шпалер.

В 1544 году Кук ван Альст открыл свою вторую мастерскую в Брюсселе; там он изготовил, среди

прочего, большие картоны для шпалер, которые производились в брюссельских мастерских.

Его роль в становлении шпалерного искусства в Нидерландах трудно переоценить.

В 1530—1550 годах Питер Кук и Бернарт ван Орлей являлись самыми влиятельными лицами

в брюссельском ковроткачестве.

В своей мастерской в Брюсселе мастер с учениками писал картины, изготавливал гравюры,

рисунки для витражей и шпалер.

По рисункам Кука ван Альста были созданы многие витражи, в том числе для церкви Святой

Екатерины в Хогстратене и собора Богоматери в Антверпене.

Вместе с Бернартом ван Орлеем он, по поручению папы Льва Х, надзирал за изготовлением на

Брюссельской мануфактуре знаменитой серии шпалер «Деяния Святых Апостолов» по картонам

учеников Рафаэля.

Среди других произведений — серия «аррасов» (итал. arazzi; так называли шпалеры из города

Арраса, одного из ранних центров производства тканых ковров во Франции) на темы картин

Иеронима Босха.

Серия была создана в неизвестных мастерских Брюсселя в 1530—1540-е годы.

Аррасы продали во Францию, причём пять из них указаны в описи имущества короля Франциска І

от 1542 года.

Серия пользовалась популярностью и после смерти художника.

Она была повторена в 1566 году для кардинала де Гранвелы.

Два года спустя серию соткали заново для герцога Альбы.

В 1550 году, за несколько месяцев до своей смерти, Кук ван Альст стал придворным

художником императора Карла V.

Значительное количество произведений художника было уничтожено в годы иконоборчества

в Нидерландах в XVI веке, поэтому полное представление о количестве его произведений и

его художественной эволюции получить затруднительно.

Питер Кук ван Альст был не только художником, но также издателем и теоретиком искусства,

автором нескольких трактатов по искусству для картоньеров и декораторов.

В его переводе с комментариями в Нидерландах вышло сочинение (не полностью) итальянского

архитектора Себастьяно Серлио «Семь книг об архитектуре Себастьяно Серлио из Болоньи»,

части, опубликованные в 1539 году на голландском и французском языках.

Ганс Вредеман де Врис выступал в роли консультанта.

С 1545 по 1550 год учеником ван Альста был Питер Брейгель Старший, который в 1563 году

женился на дочери Кука ван Альста Марии (Майкен).

Его учениками помимо Брейгеля были Виллем Кей, Николас Нёфшатель и его сыновья Питер

Второй (Младший), Мишель и Паувел.

Питер Кук ван Альст фламандский художник эпохи Северного Возрождения, представитель

нидерландского маньеризма, поклонник итальянской живописи.

Архитектор, скульптор, рисовальщик и гравёр, иллюстратор, писатель и издатель, художник -

декоратор, ювелир и орнаменталист.

Выполнял рисунки для шпалер и витражей.

С сегодняшней точки зрения уже невозможно сказать, был ли Питер Кук ван Альст гением.

Но одно можно сказать наверняка: он был много путешествовавшим человеком,

интеллектуальным предпринимателем и одаренным переводчиком, который, очевидно,

говорил на нескольких языках и переводил специальную литературу с итальянского на

немецкий, фламандский или французский языки.

Он был живописцем, архитектором, писателем, скульптором – просто художником.

Он создавал картины в пышном и детальном стиле своего времени.

Одна из его работ, получившая большое внимание и вызывающая восхищение до сих пор,

— «Тайная вечеря» — триптих.

Предположительно, его вдохновила версия этого мотива Леонардо да Винчи .

Говорят, что в этой особенной работе также отражено влияние Альбрехта Дюрера.

Картина бесчисленное количество раз копировалась в его мастерской помощниками и,

вероятно, стала своего рода бестселлером XVI века. Питер Кук ван Альст, несомненно, был

частью признанной художественной сцены своего времени.

Он проектировал гобелены, изготавливал их в небольших производственных центрах, и

правители того времени ценили его дизайн гобеленов.

Не случайно он также был придворным художником Карла V."

(с)

https://ru.wikipedia.org/wiki/

https://www.meisterdrucke.de/k/Pieter-Coecke-van-Aelst.html

Он популярен в интернете.

Картины этого мастера украшают многие музеи.

Мне они понравились.

И я решил представить творчество Питера Кука ван Альста любителям изобразительного

искусства.

Стиль: синтетический. Фигуративная станковая и монументальная живопись: масло, дерево,

холст, фреска, гравюра, шпалера, иллюстрация и другое.

Североевропейский вариант маньеризма в сочетании с элементами итальянского Возрождения

(моё мнение).

Жанр: библейские и мифологические мотивы, портрет, жанровые сцены и другое.

Палитра: колоритная.

Вернисаж прилагается:

https://www.liveinternet.ru/users/5591322/

(295x376, 181Kb)

(438x700, 362Kb)

(495x700, 439Kb)

Pieter_Coecke_van_Aelst_-_PietaМЂ (492x700, 440Kb)

800px-Pieter_Coecke_van_Aelst_-_Saint_Jerome_in_His_Study (550x700, 375Kb)

pcoeckevanaelstmusikgesellschaft_hi (599x600, 356Kb)

Pieter Coecke van Aelst - Pentecost (panel) - (MeisterDrucke-92610) (596x700, 505Kb)

 (642x700, 562Kb)

800px-Coecke_van_Aelst_Crucifixion (700x503, 417Kb)
800px-Pieter_Coecke_van_Aelst_-_Triptych_-_WGA5124 (700x512, 477Kb)

(700x566, 553Kb)

800px-After_Jheronimus_Bosch_012 (700x574, 546Kb)

Das_letzte_Abendmahl (700x528, 446Kb)

Descent-from-the-cross-pieter-coecke-van-aelst (700x558, 386Kb)

Pieter Coecke van Aelst - Gluttony c1550-60 - (MeisterDrucke-629975) (700x390, 401Kb)

Pieter Coecke van Aelst - The Customs and the Manners of the Turks 1553  (See also 476247) - (MeisterDrucke-50118) (700x534, 343Kb)

(700x459, 399Kb)

 (649x700, 612Kb)

 (700x466, 439Kb)

Pieter_Coecke_van_Aelst_-_The_temptation_of_St_Anthony (1) (700x524, 487Kb)

 (700x652, 747Kb)

(700x554, 737Kb)

pieter-coecke-van-aelst-the-crucifixion-after-1534..-2000x1500 (700x525, 436Kb)

 (700x574, 679Kb)

 (700x466, 503Kb)
                160916344_156796678_a1a4cdad254db79c41988f2639aba002 (143x72, 23Kb)
                По материалам интернета.


Рецензии