Ван Альст Питер Кук Старший многоликий талант
Питер Кук ван Альст родился в Альсте: городе и коммуне в Бельгии, в провинции Восточная
Фландрия.
Он был сыном живописцев и происходил из знатной семьи, родоначальниками которой были
политики и художники.
Учился у своего отца, а затем, с 1517 по 1521 год у Бернарта ван Орлея, в середине 1520-х годов
жил в Италии, где познакомился с искусством итальянского Возрождения.
В 1525 году он вернулся в Нидерланды, в 1527 году вступил в гильдию Святого Луки Антверпена.
В 1526 году женился на Анне Мертенс ван Дорнике, дочери известного художника Яна Мертенса
ван Дорнике.
В 1533 году ван Альст совершил путешествие в Турцию и прожил год в Константинополе.
За это время он сделал огромное количество рисунков, которые его вторая жена — художница -
миниатюристка Майкен Верхюлст — уже после его смерти оформила в серию ксилографий:
«Жизнь и нравы турок».
В браке с Майкен у ван Альста родилось трое детей; предполагается, что художник с семьёй
изображён на работе неизвестного художника, созданной около 1550 года и находящейся в
цюрихском Кунстхаусе.
Дочь ван Альста Мария впоследствии стала женой Питера Брейгеля Старшего.
Согласно Карелу ван Мандеру, Брейгель был подмастерьем у ван Альста, «с которым потом и
породнился, женившись на его дочери, которую он в детстве, живя у Питера Кука, часто носил
на руках».
Кук ван Альст изучил тонкости турецкого шерстяного ковроткачества, которые частично внедрил
в производство на Брюссельской шпалерной мануфактуре, хотя так и не нашёл деловых партнёров
для сбыта своих шпалер.
Как живописца Кука ван Альста относят к романистам (поклонникам Рима и итальянского
искусства) антверпенской школы.
Под влиянием итальянского искусства Кук ван Альст первым в Нидерландах применил
ренессансный орнамент — итальянские гротески с мотивами герм и маскаронов — в книжной
гравюре, а затем в картонах для шпалер.
В 1544 году Кук ван Альст открыл свою вторую мастерскую в Брюсселе; там он изготовил, среди
прочего, большие картоны для шпалер, которые производились в брюссельских мастерских.
Его роль в становлении шпалерного искусства в Нидерландах трудно переоценить.
В 1530—1550 годах Питер Кук и Бернарт ван Орлей являлись самыми влиятельными лицами
в брюссельском ковроткачестве.
В своей мастерской в Брюсселе мастер с учениками писал картины, изготавливал гравюры,
рисунки для витражей и шпалер.
По рисункам Кука ван Альста были созданы многие витражи, в том числе для церкви Святой
Екатерины в Хогстратене и собора Богоматери в Антверпене.
Вместе с Бернартом ван Орлеем он, по поручению папы Льва Х, надзирал за изготовлением на
Брюссельской мануфактуре знаменитой серии шпалер «Деяния Святых Апостолов» по картонам
учеников Рафаэля.
Среди других произведений — серия «аррасов» (итал. arazzi; так называли шпалеры из города
Арраса, одного из ранних центров производства тканых ковров во Франции) на темы картин
Иеронима Босха.
Серия была создана в неизвестных мастерских Брюсселя в 1530—1540-е годы.
Аррасы продали во Францию, причём пять из них указаны в описи имущества короля Франциска І
от 1542 года.
Серия пользовалась популярностью и после смерти художника.
Она была повторена в 1566 году для кардинала де Гранвелы.
Два года спустя серию соткали заново для герцога Альбы.
В 1550 году, за несколько месяцев до своей смерти, Кук ван Альст стал придворным
художником императора Карла V.
Значительное количество произведений художника было уничтожено в годы иконоборчества
в Нидерландах в XVI веке, поэтому полное представление о количестве его произведений и
его художественной эволюции получить затруднительно.
Питер Кук ван Альст был не только художником, но также издателем и теоретиком искусства,
автором нескольких трактатов по искусству для картоньеров и декораторов.
В его переводе с комментариями в Нидерландах вышло сочинение (не полностью) итальянского
архитектора Себастьяно Серлио «Семь книг об архитектуре Себастьяно Серлио из Болоньи»,
части, опубликованные в 1539 году на голландском и французском языках.
Ганс Вредеман де Врис выступал в роли консультанта.
С 1545 по 1550 год учеником ван Альста был Питер Брейгель Старший, который в 1563 году
женился на дочери Кука ван Альста Марии (Майкен).
Его учениками помимо Брейгеля были Виллем Кей, Николас Нёфшатель и его сыновья Питер
Второй (Младший), Мишель и Паувел.
Питер Кук ван Альст фламандский художник эпохи Северного Возрождения, представитель
нидерландского маньеризма, поклонник итальянской живописи.
Архитектор, скульптор, рисовальщик и гравёр, иллюстратор, писатель и издатель, художник -
декоратор, ювелир и орнаменталист.
Выполнял рисунки для шпалер и витражей.
С сегодняшней точки зрения уже невозможно сказать, был ли Питер Кук ван Альст гением.
Но одно можно сказать наверняка: он был много путешествовавшим человеком,
интеллектуальным предпринимателем и одаренным переводчиком, который, очевидно,
говорил на нескольких языках и переводил специальную литературу с итальянского на
немецкий, фламандский или французский языки.
Он был живописцем, архитектором, писателем, скульптором – просто художником.
Он создавал картины в пышном и детальном стиле своего времени.
Одна из его работ, получившая большое внимание и вызывающая восхищение до сих пор,
— «Тайная вечеря» — триптих.
Предположительно, его вдохновила версия этого мотива Леонардо да Винчи .
Говорят, что в этой особенной работе также отражено влияние Альбрехта Дюрера.
Картина бесчисленное количество раз копировалась в его мастерской помощниками и,
вероятно, стала своего рода бестселлером XVI века. Питер Кук ван Альст, несомненно, был
частью признанной художественной сцены своего времени.
Он проектировал гобелены, изготавливал их в небольших производственных центрах, и
правители того времени ценили его дизайн гобеленов.
Не случайно он также был придворным художником Карла V."
(с)
https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://www.meisterdrucke.de/k/Pieter-Coecke-van-Aelst.html
Он популярен в интернете.
Картины этого мастера украшают многие музеи.
Мне они понравились.
И я решил представить творчество Питера Кука ван Альста любителям изобразительного
искусства.
Стиль: синтетический. Фигуративная станковая и монументальная живопись: масло, дерево,
холст, фреска, гравюра, шпалера, иллюстрация и другое.
Североевропейский вариант маньеризма в сочетании с элементами итальянского Возрождения
(моё мнение).
Жанр: библейские и мифологические мотивы, портрет, жанровые сцены и другое.
Палитра: колоритная.
Вернисаж прилагается:
https://www.liveinternet.ru/users/5591322/
(295x376, 181Kb)
(438x700, 362Kb)
(495x700, 439Kb)
Pieter_Coecke_van_Aelst_-_PietaМЂ (492x700, 440Kb)
800px-Pieter_Coecke_van_Aelst_-_Saint_Jerome_in_His_Study (550x700, 375Kb)
pcoeckevanaelstmusikgesellschaft_hi (599x600, 356Kb)
Pieter Coecke van Aelst - Pentecost (panel) - (MeisterDrucke-92610) (596x700, 505Kb)
(642x700, 562Kb)
800px-Coecke_van_Aelst_Crucifixion (700x503, 417Kb)
800px-Pieter_Coecke_van_Aelst_-_Triptych_-_WGA5124 (700x512, 477Kb)
(700x566, 553Kb)
800px-After_Jheronimus_Bosch_012 (700x574, 546Kb)
Das_letzte_Abendmahl (700x528, 446Kb)
Descent-from-the-cross-pieter-coecke-van-aelst (700x558, 386Kb)
Pieter Coecke van Aelst - Gluttony c1550-60 - (MeisterDrucke-629975) (700x390, 401Kb)
Pieter Coecke van Aelst - The Customs and the Manners of the Turks 1553 (See also 476247) - (MeisterDrucke-50118) (700x534, 343Kb)
(700x459, 399Kb)
(649x700, 612Kb)
(700x466, 439Kb)
Pieter_Coecke_van_Aelst_-_The_temptation_of_St_Anthony (1) (700x524, 487Kb)
(700x652, 747Kb)
(700x554, 737Kb)
pieter-coecke-van-aelst-the-crucifixion-after-1534..-2000x1500 (700x525, 436Kb)
(700x574, 679Kb)
(700x466, 503Kb)
160916344_156796678_a1a4cdad254db79c41988f2639aba002 (143x72, 23Kb)
По материалам интернета.
Свидетельство о публикации №224083001070