Раскрывая сюжеты храмовых росписей. Часть 43
В Евангелии есть несколько описаний случаев исцеления от слепоты. Например, апостол Лука описывает случай в Иерихоне.
Спаситель подходил к Иерихону, где в это время сидел у дороги слепой и просил у прохожих милостыню. Когда он услышал, что мимо проходит много народа, то поинтересовался, кто куда идёт? Ему ответили, что Иисус из Назарета идёт. Тогда слепой и закричал: Иисус, сын Давидов, помилуй меня. Проходящие мимо просили его замолчать, но тот ещё громче кричал, чтобы Спаситель его помиловал.
Тогда Иисус остановился и поинтересовался, что слепой хочет от него? Тот отвечал, чтобы ему прозреть. Спаситель и сказал ему: Прозри! Вера твоя спасла тебя! И слепой тут же прозрел и пошёл за Спасителем, славя Бога. И народ, шедший за Иисусом, видя это чудо, восхвалял Бога.
Евангелие от Луки. Глава 18 (35-43)
И есть описание более подробное, составленное апостолом Иоанном. Читаем Евангелие от Иоанна, так называемое Исцеление слепорождённого.
Однажды, выйдя из храма, Спаситель увидел сидящего человека, слепого с самого рождения. Ученики, шедшие с Иисусом, начали спрашивать, кто согрешил: его родители или он сам, что родился слепым? На что Спаситель отвечал им, что никто не согрешил. А слеп он для того, чтобы на нём явились дела Божии. И Мне надлежит делать эти дела волею Пославшего Меня, пока не закончился день. И пока Я в мире, Я свет миру!
Сказав эти слова, Спаситель плюнул на землю, смешал плюновение с песком и помазал этим глаза слепому. Далее Иисус послал слепого умыться в купальне. Тот пошёл и умылся. И вернулся назад зрячим.
Тут люди, которые раньше его знали слепым, спрашивали: не тот ли это, который сидел раньше и просил милостыню? Другие отвечали, что похож на него. Слепой и тем, и другим отвечал, что это он. Тогда люди интересовались, как же глаза у него открылись? Бывший слепой отвечал, что человек по имени Иисус помазал глаза и направил умыться в купальне Силоам. После умытия и прозрел.
Те же люди поинтересовались, где же этот человек. Но слепой отвечал, что не знает. И тогда повели бывшего слепого к фарисеям. А дело было в субботу. И тогда некоторые из фарисеев начали говорить, что не от Бога Этот Человек, потому что не соблюдает субботы. А другие брали под сомнения то, что как это может человек грешный творить такие чудеса? И разругались они между собой.
Снова начали пытать слепого об Иисусе. Попросили рассказать о человеке, который открыл ему глаза. Слепой говорил, что это пророк. Тогда иудеи опять не поверили слепому. Нашли и привели его родителей, которых спрашивали о сыне, родившемся слепым.
Родители слепого подтвердили, что это их сын, и что он родился слепым. А вот как теперь видит, они не знают. И указали на сына: самого спросите, о себе пусть расскажет. Вот так ответили родители слепого, потому что боялись иудеев, которые уже тогда сговорились, что если кто признает исцелившего слепого за Христа, таких отлучать от синагоги.
И опять призвали слепого, говоря ему, что они знают этого Человека, потому что Он грешник. А бывший слепой отвечал им, что грешник ли Он, он не знает, но то, что был слеп, а теперь видит – знает. Я уже сказал вам, а вы не слушали; что ещё хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?
Но фарисеи не поняли бывшего слепого. Они стали стыдить его, называя учеником Иисуса, а про себя говорили, что они Моисеевы ученики. Фарисеи, видя неподдающегося человека, только и сказали ему, что он весь во грехах родился, а нас ещё учить будет? И выгнали прозревшего слепого вон.
Но Спаситель, услышав, что этого человека выгнали вон, нашёл его и спросил, верует ли он в Сына Божьего? Тот поклонился Иисусу и отвечал, что верует! И сказал тогда Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.
Евангелие от Иоанна. Глава 9 (1:41)
Богословы единодушно проводят параллель между исцелением телесной слепоты и избавлением от слепоты духовной, что не раз обвинял Спаситель в этой слепоте фарисеев и книжников.
Западные художники и здесь проявили незаурядный интерес к теме. Это Эль Греко и написанное им в 1567 году «Исцеление слепорождённого».
Среди русских художников вспоминается В.И. Суриков – «Исцеление слепорождённого Иисусом Христом» (1888 г.).
Изображения находятся:
Лукьянцево, Лукианова мужская пустынь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1707-1712 гг.). Остатки храмовых росписей конца 19-го века.
Ивановская область, Проталинки, урочище. Церковь Илии Пророка (1834 г.). Настенная живопись начала 20-го века, масляная техника.
Корректура М. Зуйкова
Фото автора
Русавкино, август 2024 г.
Свидетельство о публикации №224083001161