Рахманин -25
Рахманин был у себя в мастерской, крыл лаком свои новые работы, ставил их на станки для просушки и мурлыкал под нос незатейливую песенку. Он обрадованно поднял голову, когда увидел входившего к нему комиссара:
- Рад приветствовать вас, дружище! - воскликнул он, вытер руки о свой грубый фартук, прошёл на середину своей изрядно захламлённой мастерской, отбрасывая попутно ногами то, что валялось на полу. - Чем могу служить?
- Меня к вам сегодня привели весьма любопытные новости, - разведя руками, начал комиссар. - И новости касаются лично вас, мой друг!
- Да, что вы?! - Рахманин показал жестом на диванчик у высокого шкафа с открытыми полками и сел на него сам, сняв фартук. - Слушаю Вас, Иван Дмитриевич!.. Вы так загадочно мне это сообщили!..
- Загадочного тут много, - и Субботин достал из портфеля присланные из заграницы материалы, которые ему любезно предоставили таможенники вместе с журналами на английском языке. - Вы, кажется, сильны в английском, прочтите и потом обменяемся с вами мнениями!
Рахманин надел очки и долго вчитывался в статьи с яркими картинками.
- Да, невероятная история, - проговорил он, поднимая голову после прочтения и вглядываясь в глаза собеседнику. - Я полагаю, что некто воспользовался ситуацией с реставрированными картинами, и под общий шумок вывез их из Феодосии после проверки. У меня же все документы на месте. Перед отправкой картины проверяли на подлинность уважаемые члены комиссии из двух музеев, представители правоохранительных органов в том числе, ваш сотрудник Василий Лялин. Документы у меня имеются с подписями и печатями, могу их вам предоставить, пока комиссия из Москвы не добралась и до нас.
Юрий Карлович был спокоен, как всегда, на его лице кроме улыбки, не было никаких лишних эмоций.
- Я не сомневаюсь в том, что из вашей мастерской в Феодосию привезли подлинники и, что они висят там на своих местах... Но, как объяснить то, что в Лондоне были представлены именно те картины, которые вы реставрировали после покушения на них неизвестного лица в Таганроге? Кто мог кроме вас списать с них копии? Да к тому же, эти копии сперва не могли от подлинников отличить, только тщательная проверка показала, что это подделка, довольно искусная, надо сказать.
- Кроме меня?! Но я не писал с них копии, они мне не нужны. Я концентрирую своё творческое внимание несколько на других направлениях. Вам, видимо, интересно знать, не пускал ли я кого-нибудь к себе в мастерскую из художников, желающих снять копии с картин Айвазовского, которые были тогда у меня тут в работе? Нет, не пускал и не имею такой привычки, - Рахманин обиженно надул губы. - Мы знаем с вами друг друга давно, уважаемый Иван Дмитриевич. Перед тем, как снимать копии с вверенных мне картин, я бы сообщил об этом официально, если бы таковые предложения мне поступили, но этого не было и быть не могло. Я старался работать как можно быстрее по заказу феодосийского музея. И так, знаете ли, было много неприятностей после порчи картин, расследование шло полным ходом. Следователи ходили, постоянно присутствовала комиссия, когда тут копии-то рисовать?!
- Простите Юрий Карлович, я не хотел вас ничем обидеть, - Субботин широко улыбнулся. - Я помню, как вы работали тогда с Корнеевым в Германии, потом в Польше. Кроме слов благодарности, у меня к вам не будет никаких претензий. Просто, теперь на нас наедут и не отстанут, пока не будет ясен результат. Непонятная ситуация, она должна иметь какое-то разрешение.
- Это верно, должна, а я опять крайний оказался!.. - Рахманин развёл руками.
- Это как?! Почему "опять" и "крайний"? - не понял комиссар.
- Потому, мой друг, что уже и так в прошлом году часто трепали моё честное имя. Погиб наш общий товарищ Баканов, несчастный случай, потом мой водитель и помощник Марат Мансуров, и ещё клевета моей безумной дочери примешалась. Нервы были не на месте весь летний сезон, а тут ещё и реставрация картин, срочный заказ. Верите, я ни минуты покоя не знал!.. Дочь сбежала из клиники, не долечилась, попутно её подобрали на дороге ваши коллеги и подумали не понятно что!.. Увезли её потом, как невинную овечку, а я таким исчадием ада был выставлен напоказ, что и не отмоешься теперь. Некому меня, несчастного старика, защитить! - он с силой скомкал и отшвырнул от себя кожаный фартук. - Спасибо, что вы хотя бы поняли всю подоплёку, когда я вам поведал в вашем кабинете про все свои неприятности.
- Да, я помню этот разговор. Вы можете не сомневаться, никогда и никому не дам вас в обиду, да и всесоюзное общество художников-реставраторов, в котором вы имеете честь состоять, вас так же не оставит, там любят вас и помнят ваши добрые дела, - Субботин огляделся по сторонам. - Вы тут всегда работаете? И тогда, когда реставрировали картины для музея?
- Да, мастерская хорошо оборудована и я сразу предложил её, как один из вариантов для работы и комиссия согласилась, когда увидели условия труда и возможность сохранности произведений искусства. Тут всегда и наблюдатели были, и на режим охраны милиция ставила... Вот, даже тревожную кнопку они мне сделали, - Рахманин откинул полог тяжёлой шторины, закрывавшей нишу в одну из кладовок, там за ней на стене была вмонтирована рейка с кнопкой на случай экстренной тревоги, сигнал, которой сразу возникал на табло на пульте охраны в горотделе милиции. - Так что и оборудование, и условия тут соответствовали всем канонам и правилам. Сейчас принесу документы, чтобы вы могли удостоверится во всех тонкостях, - художник поднялся и вышел в коридор, его гулкие шаги ещё долго долетали до слуха Субботина.
Ахмедов всю последнюю неделю разрабатывал оперативный план по внедрению в банду карточных игроков, без этого доказательств было не собрать, все попытки как-то приблизиться к этому избранному обществу терпели неудачу. Джамал несколько раз приходил в палату к раненому Богданову и вёл с ним откровенный разговор, он просил у майора помощи, потому как не мог рассчитывать на кого-либо без опаски быть разоблачённым.
- Мне нужен парень, которого не знают в этом городе. Наглый, развязный, не признающий авторитетов, и в то же время сильный и выносливый. У меня есть задумка, сейчас я работаю над деталями, но идея уже созрела. Кого бы вы мне посоветовали? Есть у вас такие резервы? - обращался Ахмедов к Виктору Павловичу, сидя рядом с его больничной койкой, оставшись наедине.
- Пожалуй, есть! - немного подумав, проговорил майор. - Именно с такими характеристиками. Это мой стажёр, что работал летом в Октябрьском и в городе не светился. Его тут никто не знает - это Алёша Егоров. Если надо, позвоните в Ростов-на-Дону, он там заканчивает обучение в школе милиции. Учиться последний год и выйдет весной в звании лейтенанта. Сейчас во втором полугодии у них уже начинается практика в местных райотделах, попросите, чтобы его направили к нам в город для выполнения особого задания. Распределение будет в Приморск, уже мой брат походатайствовал, чтобы парня оставили ему. Он понравился во время практики. Только расскажите сперва, в чём будет заключатся его миссия, и не будет ли это связано с опасностью для жизни. Все непонятные моменты и риски надо исключить.
- Я всё понимаю, и расскажу вам о моём предприятии, но пока разработаю детали. Желательно, чтобы уже вместе с вашим Алёшей. И ещё... мне нужен будет тот молодой человек, который был одним из свидетелей в кинотеатре, парень по фамилии Пискунов, тот, что пришёл на сеанс вместе с другом.
- Он тоже живёт в Приморске, учится в военно-инженерном училище. Я дам на него наводку и мой брат свяжется с его отцом, в прошлом работником НКВД, - майор приподнялся на локте и попросил подать ему блокнот с тумбочки. - Пишу вам телефон моего брата в Приморск, поговорите с ним, обсудите все ваши планы и он пришлёт вам этого свидетеля... А кого ещё хотите задействовать в вашей операции? - говоря это, Богданов писал ручкой на вырванном листке бумаги номера нужных для Ахмедова телефонов.
- Ещё хочу попросить наших коллег из Октябрьского, где вы работали. Очень грамотные и смелые ребята, я на них питаю большую надежду. Присмотрел там одного бойкого... то, что надо! - Джамал поднял вверх большой палец руки.
- Кого, если не секрет? - Богданов с улыбкой поднял глаза.
- Не секрет - это Сергей Малофеев.
- Да, этот подойдёт!.. Бойкий, смелый малый, но немного резковат и задирист.
- Вот это как раз и нужно!
- Вы будете вписывать это в общую схему расследований?
- Нет, согласовывать ни с кем не надо, я теперь работаю пока один. Прокурор подал в отставку по состоянию здоровья и я исполняю его обязанности, пока не прислали нового, ну и веду всю работу старшего следователя.
- Что-то недоговариваете, - майор снова лёг на подушки почувствовав слабость.
- Я много чего недоговариваю, у нас произошли достаточно серьёзные события, но вам лучше пока о них не знать, чтобы спокойно поправится, - Ахмедов поднялся и пошёл к выходу. - За совет вам огромная моя благодарность, и по поводу нашей операции я буду держать вас в курсе всех дел, - уже у двери обернувшись, проговорил Джамал.
Субботин с хмурым лицом прошёл в кабинет старшего следователя прокуратуры. Ахмедов сидел над материалами дела, которыми непосредственно сам занимался, только что его помощник взял у него отработанные папки и унёс в архив.
- Вы так и не сказали мне о вашем отношении к событиям связанным с Лондонским аукционом, - проговорил комиссар, вставая за спиной у Ахмедова.
- Простите мои восточные понятия, но отвечу стихами, потому как в прозу это не укладывается, - не поднимая головы от стола, произнёс Ахмедов. - Не случайно выпал фант,
окроплённый звёздным млеком!
Бог скотине дал талант,
чтобы стала человеком.
Но скотина Божий дар
предпочла валютным чекам,
рассудив, что дар – товар,
и не стала человеком.
- Да, прямо не в бровь, а в глаз! - усмехнулся Субботин. - Это вы здорово о дельцах-капиталистах подметили.
- Не только о них, я и наших имел в виду, - Джамал дерзко поднял голову. - Это и Рахманина касается... Или я не прав?! Он талант, можно сказать, что Божий дар получил и совсем бесплатно, но... Его также интересует слава, деньги... Или вы этого ещё не поняли? А жаль!..
- Не надо так, - Субботин опустился на стул. - Я знал его ещё в 1945 году, и он...
- Людям свойственно меняться, а потом... Что конкретно вы о нём знали? Ну что?! - Ахмедов упрямо смотрел в глаза комиссару. - Разве можно хорошо узнать чужого человека, когда самому-то о себе иногда узнать приходится много сюрпризов. Что, не так?! Я вот в Новороссийске работал с Травниковым Ильёй Денисовичем, братом нашего бывшего прокурора, а знает ли он своего родственника, так как хотелось бы? Теперь уверен, что нет! Он всегда отзывался о прокуроре только с положительной стороны и всегда в восторженных тонах, а мне довелось узнать Льва Денисовича с несколько другого оборота.
- Опять загадками говорите, любезный, - комиссар сощурил глаза. - Что-то вы в последнее время не договариваете, особенно после этого странного заявления об отставке. Что-то скрываете оба, да?! И даже мне знать не положено?
- У меня сейчас в разработке оперативный план. Я надеюсь, что он осуществится без каких-то серьёзных отклонений и вот после его удачного завершения, вы узнаете всё!.. В том числе и про своего любимого художника. И для меня, надеюсь, его фигура высветится ярче, выйдет, наконец, из своей тени. Потому как тоже хотелось бы понять, что это за человек и гражданин, талантливый наш художник! И не подумайте, что я мыслю о нём предвзято, не надо так полагать!
- Нет-нет, вы имеете право думать о нём, так как вам положено по статусу старшего следователя прокуратуры. Но я буду придерживаться своего мнения, уж простите... Я много повидал людей на своём веку и имею некоторый опыт в общении. Рахманин не тот человек, на котором можно строить планы и догадки. Он творческая личность, пусть гордая и тщеславная, но... не преступная!
- Это хорошо, что вы в этом так уверены, интереснее будет работать версию по расследованию именно творческой линии...
- Что вы имеете в виду?
Вместо ответа Ахмедов протянул комиссару присланный ему сегодня документ.
- Это результаты экспертизы, которую заказала московская комиссия в городе Феодосии. Ознакомьтесь!.. Среди шедевров, которые вернули в дом музей Айвазовского после реставрации из мастерской Рахманина, только две являются подлинниками из шести картин. Четыре - это точные копии, хорошо сработанные, и где находятся подлинники - не известно! А ведь по документам и проверкам всё было в порядке.
Субботин шурша листами, стоял как вкопанный и с недоумением смотрел расширяющимися глазами на Джамала.
- Какой скандал!.. - прошептал он и опустил ресницы. - Но ведь и в Лондоне были копии. Значит, кто-то обманул и западных покупателей, если они сперва были уверены и выставили на аукцион эти работы.
- Вот-вот, а у Рахманина как раз покупали четыре картины представители фирмы "Адидас" в конце осени. Наши ребята оформляли на них документы на вывоз и тоже всё было в порядке.
- Но они покупали абстракцию у художника, на чём он и специализируется, - возразил на это комиссар. - Или вы полагаете, что он продал фирмачам замалёванные работы Айвазовского? Но это же нелепо!..
- Почему же?! У нас тут ещё нет такой аппаратуры, которая просвечивает рентгеном картины, как в Москве.
- Но улетали они из Московского порта, поэтому все ваши подозрения относительно Рахманина не обоснованы. Кто-то воспользовался ситуацией, вот и всё! Я уверен в этом!.. Они провезли кроме работ Рахманина ещё и работы Айвазовского. Кто-то снял копии этих картин ещё в Феодосии... Но, зачем было продавать и везти копии?! А потом их ещё и выставлять на аукцион?!
- Вы же сперва сами ответили на этот вопрос: кто-то обманул и иностранцев, которые были уверены, что провозили из нашей страны именно подлинники. Теперь будем ждать, кто из них сюда вернётся и, самое главное, к кому он вернётся за своими напрасно потраченными деньгами, по какому адресу? - уверенно произнёс Джамал. - Думаю, что нам надо уже открывать отдельное производство по делу фирмы "Адидас". Кстати есть одно очень странное совпадение: по моим агентурным данным, главаря банды, в которой по предположениям состоит кто-то из отряда международного военного преступника Кузьменко, зовут его шестёрки именно Адидас! Кличка такая яркая, но... очень запоминающаяся! К чему бы это, а?!
Начало февраля в Краснодаре выдалось дождливым. Туман и морось съедали последние остатки рыхлого снега. Перепрыгивая через глубокие лужи и заполненные грязной водой канавы, Алёшка Егоров сразу с вокзала устремился к городской больнице.
Майор Богданов лежал тут и потихоньку восстанавливался уже несколько долгих месяцев, но до полного поворота к нормальной жизни было ещё далеко. После выписки его отправляли прямой наводкой в санаторий на морское побережье восстанавливать силы и раненые лёгкие. К работе своей он приступит теперь неизвестно когда, а вот оказывать помощь своим коллегам, он не переставал, даже будучи лежачим больным.
Егоров долго сидел у него в палате с плотно закрытой дверью, ушёл лишь когда за ним сюда явился Джамал Ахмедов. Он вывел его на улицу через запасную лестницу, тут же у ворот усадил в свой служебный автомобиль и приказал водителю ехать в посёлок Октябрьский, где их уже ждали на совещание местные оперативники во главе с капитаном Юрасовым, с кем они и разрабатывали последнее время план оперативного мероприятия в которое посвящали только избранных из-за мер предосторожности.
Алёшку долго крутили и рассматривали со всех сторон. Юрасов примерял на него разные наряды заранее подобранные - куртки и модные брюки со стрелками, крепкие ботинки и сапоги.
- Мне кажется, что не надо его наряжать, как шпану, - высказывал своё мнение Ахмедов. - Свитера и чёрной куртки будет достаточно. Ведь он не специально маскируется для привлечения внимания. Просто он прибыл в наш город для устройства на работу, потому что раньше в нём жил после войны... И Алёша, больше используй фактов из своей собственной биографии, чтобы не запутаться. Только ты не милиционер а, скажем, спортивный тренер. Фигура у тебя для этого как раз подходящая, - он ещё раз крутанул Алёшку вокруг себя.
Егорову нравилась его новая роль, он с удовольствием окунулся в таинственный мир театра и актёрства. Сел напротив Ахмедова и стал его внимательно слушать, прорабатывая вместе с оперативниками детали его внедрения в Елагинские знакомцы.
Его крепкое телосложение и яркая внешность должны были сослужить хорошую службу. Ахмедов делал крупную ставку на этого парня. Теперь важно было соединить детали, разработанные ранее, во едино и познакомить Егорова со всеми остальными фигурантами.
- Те, с кем тебе придётся драться, ребята среднего роста, щупловатые, моложе тебя лет на пяток, но очень шустрые и выносливые, - говорил Юрасов, - и забудь, что они "свои"! Их будет двое - ты один, ну и... Елагин, который трус и от которого толку при нападении будет немного. Твоя задача - отбиться, как мы тебе уже на это указывали и за одно, отбить Елагина у нападавших на него. Желательно, если ребята его немного порежут... Ну, как нож выбивать из рук, это тебя не надо учить? Приёмы знаешь! Но больше не приёмами орудуй, а силой и ловкостью, чтобы в тебе не сквозил профессионал, чтобы не было сомнений у этой криминальной публики, что ты свойский парень... И побольше крепких словечек отпускай, понятно?!
- Так точно! - Егоров с улыбкой разглядывал свой новый прикид. - У меня в руках тоже должен быть, хоть перочинник, а то иначе, как отобьёшься-то без потерь. Я ведь могу вырубить этого Пискунова и вашего Малофеева с первого удара. А выставлю вперёд нож, они сперва маленько покочевряжутся, а потом и побегут. Давайте так?!
- Всё как следует проработаем и прорепетируем, только понарошку!.. Не надо нам заранее на физии фонари вешать, - Юрасов поднял трубку телефона и попросил прийти в кабинет сержанта Малофеева.
После проработки всех деталей и возможных неожиданностей, акцию назначили на вторую половину февраля.
За два дня до назначенной даты, Егорову наконец-то разрешили выйти в свет, привезли его в город из посёлка Октябрьский, снабдили необходимым набором документов и в первый же вечер отправили в... ресторан!
Он сидел полубоком за маленьким столиком в сверкающем радужными огнями зале, выполненном в стиле минимализма, с полутёмными арками над высокими окнами, со стенами, отделанными гранитными панелями. Делал вид, что скучающе озирается по сторонам и кого-то ждёт. Он заказал бутылку дорогого красного вина и закуску из рыбного салата. У сцены под китайскую мелодию, которая была весьма популярна в этом заведении, танцевали молодые парочки. Егоров пил маленькими глотками из высокого бокала, изучал обстановку, наблюдал, присматривался, вживался... Сидеть одному долго не пришлось, вскоре яркая блондинка с туго-закрученным пучком на затылке, в блестящем открытом платье, подсела за его одинокий столик и попросила официанта подать ей шампанского и фрукты. Официант тут же расплылся в благодарной улыбке, юркнул за стойку бара и через несколько секунд появился уже возле этой привлекательной дамы.
- Как, однако, быстро вас обслужили! - с восхищением проговорил Егоров, сверкая глазами, изучающе разглядывая подсевшую незнакомку.
- Что же тут особенного? А вы, я вижу, новичок, и не знаете, что я, можно сказать, здесь хозяйка!.. Я жена директора этого ресторана, Мирослава Боброва! - она протянула руку Алёшке ладошкой вниз. - Будем знакомы!
- Алексей, - ответил он и пожал ей протянутую руку.
- О! - она округлила глаза. - Вы приезжий, откуда?!
- Из Москвы! Я прибыл сюда по приглашению одного спортивного клуба, я тренер молодёжной команды по спортивной борьбе, и вот теперь буду работать в вашем городе, - он демонстративно развернул свои широкие плечи, показывая незнакомке статную фигуру. - Меня пригласил в это заведение приятель, а сам не пришёл, вот и сижу, скучаю!.. А чем занимаетесь вы, кроме ресторана?
- О!.. Это мой муж прирождённый ресторатор, а я служитель музы! Я танцовщица, работаю в местном ДК, преподаю бальные танцы и сама тоже танцую. Идёмте?! - и она подскочив на стуле, потянула Егорова за собой к сцене.
Они долго кружились возле оркестра. Мирослава была очарована своим новым другом, прижималась к нему, положив голову на плечо, ласково гладила по пышным, чёрным волосам, не отходила от него весь вечер, рискуя навлечь на себя осуждение друзей мужа, которые также присутствовали в зале, но такое поведение было для Мирославы уже не впервой. Похоже, что её супруг смирился с её закидонами и не обращал внимание на творческий порыв в танцах и в жизни. Алёшка так же был в ударе: он не уставал, танцы не могли его утомить, но выводила из себя беспечность этой женщины и её наглая развязность. Они были ровесниками, Мирослава питала к концу этого бурного вечера надежду на скорое продолжение отношений, но Егоров тянул с этим, он дал понять этой гражданке, что не станет вступать ни в какие близкие отношения с женщиной не его круга, к тому же, замужней!
- Лёша, вы не современный, - говорила она, танцуя с ним последний медленный танец, - сейчас никто на это не смотрит. Но, если вы такой непримиримый враг семейного бесчестья, то скажу вам наперёд, мы с мужем давно предпочитаем не задавать никаких вопросов друг другу о том, с кем проводим время. Потому что весь наш брак - это сплошной расчёт, и только...
- Ваш мир мне непонятен, я отношусь к другой категории людей, уж простите за грубость, я привык к прямому высказыванию, без выкрутасов, - отвечал Егоров, а она томно смотрела в его карие глаза. Этот красивый парень сводил её с ума, и Мирослава готова была слушать его, хоть и грубые выражения, но всю ночь до утра, и желательно в собственной постели. - Единственно, что я могу позволить себе в первый вечер нашего знакомства, это проводить вас до дома, если, конечно, вас не будет ждать шофёр с вашим личным авто!
- Это не проблема, я всех отошлю к чёрту! - женщина не на шутку распалилась. - Вы сможете прийти к нам на танцевальный вечер в воскресенье, я буду там выступать? - она крепко ухватила Егорова за плечо. - Ну, так придёте?!
- До воскресенья ещё далеко, - остановился он в танце. - Позвольте менее романтическое мероприятие, я приглашаю вас в кино!..
- Прекрасно! Тогда пойдёмте туда, где из экрана стреляли... Слышали про такое?! - она предложила Егорову подходящий вариант, сама не зная, как помогла своему спутнику решить вопрос его оперативного мероприятия.
- Нет, не слышал, но вы же мне расскажете об этом?!
- Конечно расскажу и сама билеты туда достану, а то можно не попасть на вечерний сеанс, там всегда много народу бывает.
- Я польщён! - он окунулся лицом в её туго-скрученные волосы и почувствовал их тонкий аромат. - "Ну и напился же я сегодня!" - мелькнула мысль и Алёшка поспешил обратно к своему столику с повисшей на его плече блондинкой.
Он быстро расплатился и в сопровождении этой милой дамы, покинул ресторан в половине первого ночи.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
Свидетельство о публикации №224083001282