Методика Тюленева и результаты
Система создана на основании практических результатов с 1968 г. до 1987 - 1995 годов, опубликована в 15 книгах и сотнях статей. Первая публикация "Начальное образование - в 4-5 лет! - Мощный интеллект вашему ребенку/ Пресс-релиз" рассылалась по тысячам телефаксов по всем городам СССР в 1991-1992 г.: http://tyulenev.ru/pr01.htm
Система создавалась параллельно с активной научной, производственной и коммерческой деятельностью, чтобы быть доступной для родителей с любой степенью занятости и при отсутствии поддержки раннего развития со стороны других членов семьи.
Павел Викторович Тюленев в эти годы параллельно работал: зав. НИГ "Банк данных и информационные системы" в АН СССР, зав. отделом НОТ, старшим научным сотрудником НИИ, соучредителем и генеральным директором СП SPS-Интергеомодель"(Болгария, 1989), кооператива "АРМЭКС"(1991), СП "Кармена Люкс",1991(Чехия), KEKAM (США), "Юнь-Тунь - Содействие"(Китай), АОСЭР и других.
Специализация с 1975 г.: социология, журналистика, психология и педагогика, философия, химия, программирование, создание больших баз данных, систем обработки и распространения информации, машинное обучение, модели развития потенциала человека, искусственный интеллект, АСУ, НОТиУ, компьютерное имитационное моделирование социальных и глобальных геопроцессов...
В своих книгах излагает и развивает свой опыт воспитания и физического развития своих братьев в своей семье без матери. Учитывает и популяризирует положительный опыт с 60-х годов своих друзей и коллег, всемирно известных советских педагогов-новаторов: Б.П.Никитина, В.Ф. Шаталова, Н.А.Зайцева, В.С.Скрипалева.
В своих книгах: "Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка?"(1995) «Читать раньше, чем ходить», «Знать ноты раньше, чем ходить», «Предпринимать раньше, чем ходить» и др. рассказывает о том, что малышу, начиная с рождения, нужно создать соответствующую развивающую среду, так как важно не упустить первые недели и месяцы его жизни.
Последующие книги с 2011 г. были посвящены решению проблем, возникших на пути реализации новой системы воспитания и образования в условиях противодействия иноагентов - которые с 1991 года получили более 2 миллиардов долларов грантов на разрушение образования и дебилизацию населения РФ.
В настоящее время Павел Викторович Тюленев - социолог, педагог, президент Академии образования, социального и экономического развития(АОСЭР, 2000-2017 гг), разработчик «Методов интеллектуального развития ребенка" (сокращенно МИРР), председатель "Отделения Демографии, развития интеллекта и новых информационных технологий" (ДЕМИНТ) РНАН (Российской Народной академии наук)...
Вот что пишут популяризаторы системы методик П.В.Тюленева:
МИРР - это целая система ускоренного обучения, которая охватывает все области развития. Тюленев в своих книгах "Читать раньше, чем ходить", "Знать ноты раньше, чем ходить", "Предпринимать раньше, чем ходить" и др. рассказывает о том, что малышу, начиная с рождения, нужно создать соответствующую развивающую среду, так как важно не упустить первые недели и месяцы его жизни.
Тюленев считает "ранним развитием" детей возраст от 0 до 1,5 лет, средним ранним развитием - с 1,5 до 2, а возраст с 2 до 3 лет – уже считается поздним ранним развитием. Дети старше трех лет, если они ещё не готовы к школе, представляются ему педагогически запущенными.
В качестве обучающего материала Тюленев предлагает использовать специальную азбуку МИРР, а также созданные и проверенные им различные обучающие игры и пособия. Обучение по методике Тюленева четко распланировано не только по дням, но даже по часам.
Оно включает: печатание на машинке, показ карточек с буквами, нотами (с рождения), ознакомление с "опорными образами" - изображения птиц, рыб, предметов домашнего обихода (с 3 месяцев), игры с магнитной азбукой (с 5 месяцев), использование географических карт, химических формул, китайских иероглифов и т.д..
Тюленев обещает ускорение обучения детей в 5, 10 и даже 20 раз при строгом соблюдении рекомендаций МИРР.
Основная идея системы, разработанной Павлом Тюленевым, - "вовремя успеть сформировать способности, раскрыть интеллектуальный и физический потенциал ребенка и сделать его одаренным". Вот некоторые показатели, на которые может рассчитывать, по заверениям автора методики, в принципе, каждый родитель:
- освоение программы начальной школы - к возрасту 4 - 5 лет,
- окончание средней школы и поступление в ВУЗ детей в возрасте 9 - 12 лет;
- окончание ВУЗа и получение первого диплома о государственном высшем образовании в 12 - 14 лет...
Основные разработки:
1. Методы перинатального интеллектуального развития ребенка ( от 4 месяцев в период беременности до возраста 2 месяцев.)
2. Методы интеллектуального развития новорожденного ребенка
3. Методы интеллектуального и физического развития ребенка от 0 до 18 лет
Основные принципы системы П.В. Тюленева
Три способа получить максимальную пользу от вашего общения с ребенком
Способ 1
"Сотвори себе кумира!". Представьте себе, что вы оказались помощником вашего кумира, т. е ребенка.
Способ 2
"Время младенца - это его будущие таланты". Больше всего цените время бодрствования младенца. Сначала это будет несколько минут в день. Надо стараться их предвидеть и полностью заполнить полезными и увлекательными занятиями даже в Ваше отсутствие: открыл ребенок глаза и сразу видит что-то новое, интересное и закономерное, что имеет свое название, и что можно потрогать, попробовать на вкус... Если относиться к малышу как будущему гению, сразу понимаешь: его время стоит очень дорого, и оно обернется будущими талантами, открытиями и достижениями.
Способ 3
"Только Вы - создатель и первый учитель ребенку". Цените и свое время - ведь для малыша вы в одном лице - и Бог, и царь, и герой, любое слово и действие которого им будет восприниматься как пример для подражания. Пусть каждая встреча с вами станет для него своеобразным очередным уроком, принесет новые факты, новые два-три слова, поможет сделать новые открытия. Бывает, что вы не готовы к такому общению, тогда возьмите на себя роль ученика - пусть ваш малыш или подросток сыграет роль учителя.
Краткое изложение рекомендаций системы МИРР
1. Самыми лучшими учителями могут стать отец и мать, когда они учат тому, что знают и умеют сами.
2. Если вы хотите превратить способности или навыки ребенка в талант, то для закрепления навыков и уровня развития способностей хвалите и вознаграждайте ребенка за его успехи.
Обязательные компоненты методики
1. Строгие правила создания развивающей, максимально полезной среды, отбора игрушек и пособий.
2. Система геометрических, физических, социальных и других «опорных» образов, реализованных в специальных «МИР-карточках» и «МИР-книжках».
3. Правила развивающего общения с ребенком.
4. Принцип минимума потерь времени младенцем, к которому мы подходим как к гению, время которого стоит невероятно дорого, и его нельзя расходовать впустую.
5. Все, что вы показываете, должно быть «озвучено», т.е. иметь свое название.
Рекомендации
1) Еще в кроватке отучите малыша пробовать на вкус мелкие предметы.
2) Отучите ползунка неосторожно дотрагиваться до утюга, чайника и других опасных предметов.
3) Не позволяйте и не заставляйте ребенка слишком рано ходить: он может упасть, увлечься хождением в ущерб чтению.
4) Отучите пить не из своего стакана, есть не из своей тарелки, чашки, ложки: эта привычка дает 80 % заболеваний и приводит к более половине кардиозаболеваний: подавляющее их число последствия ангин, ОРЗ и гриппов.
5) После купания сделайте всё для удаления возможно попавшей в ушки воды.
6) Закрепите на время тяжелые стулья или табуреты, или примите иные меры, чтобы малыш не смог их на себя опрокинуть и травмироваться. Лучший способ: предоставить малышу возможность повалить на себя легкий детский стульчик.
7) Обезопасьте острые углы мебели, ручки дверей, и т.п.
8) Сделайте неоткрываемыми для малыша нижние ящики столов, тумбочек и комодов с мелкими предметами.
9) В связи с резким увеличением туберкулезных и других заболеваний изолируйте верхнюю одежду, обувь и деньги от ребенка; в прихожей или коридоре можно установить слабую кварцевую лампу.
10) Наличие животных в раннем возрасте не содействует ускоренному развитию малышей, здесь приходится делать выбор.
В системе МИРР безопасность интеллектуального развития - на первом месте. Все, что мешает ребенку, должно быть исключено:
1. Категорически запрещается просмотр по телевизору рекламы и передач, пробуждающих у ребенка сильные эмоции, по крайней мере, часов до 15-ти - 16-ти.
2. Категорически запрещено включать музыку до обеда.
3. Заниматься по другим развивающим программам (Домана, Ибуки и др.)
Программа "Мощный интеллект - ребенку":
1. От 0-2 месяцев. Максимально упростить окружающую обстановку и дать возможность ребенку рассматривать "опорные образы" - основные геометрические фигуры, а также простые орнаменты и буквы. Опорные образы могут быть также звуковыми и тактильными. Опорные образы подразделяются на фундаментальные, которые ребенок должен освоить до исполнения одного года, и специальные, которые осваиваются позднее.
2. От 2-3 месяцев. Давать младенцу наблюдать более сложные опорные образы: изображения животных, цветов, растений.
1) Прикрепите к стенкам кроватки открытки.
2) Так же нужно поступить и с изображениями букв алфавитов, иероглифов, математических символов и т. п.
3) Не мешайте ребенку разглядывать изображения и карточки.
Пояснение: малыш запомнит эти символы навсегда и встретит их в будущем в книгах и в школе как старых знакомых.
3. С 4-х-5-ти месяцев. Начинайте играть в "игрушкобол". Организуйте сбрасывание и наблюдение малышом падения различных предметов с края, а в дальнейшем, с перил кроватки: кубиков, мячиков и других игрушек ("физических тел") из разных материалов.
Пояснение: будет заложена основа для деятельного характера.
4. С 4-5 месяцев. Предоставьте возможность ребенку самому извлекать звуки с помощью музыкальных инструментов.
Пояснение: оптимальное развитие слуха и музыкальных способностей.
5. С 5-7 месяцев. Необходимо организовать самостоятельное рассматривание и перебирание ребенком большого числа открыток. К исполнению года открыток должно быть не менее ста, к возрасту двух лет - не менее пятисот.
6. С 6-7 месяцев. Дайте возможность малышу самостоятельно играть со специальными комплектами карточной и магнитной азбуки.
Пояснение: малыш сможет сам научиться читать.
7. С 6 месяцев. Во время докорма просматривайте с ребенком и называйте картинки, карточки и книги. Показывайте иллюстрированные словари с надписями и карточки с буквами, цифрами и другими изображениями. Темп показа индивидуальный, примерно по 5 - 10 слов на одно кормление. Кроме того, используйте аудиокассеты, где записаны слова, демонстрируемые изображениями.
Пояснение: словарный запас ребенка будет пополняться в несколько раз быстрее.
8. С 8-9 месяцев. Начинайте ежедневно играть с ребенком в игру "Принеси букву", предлагая малышу принести какую-либо букву азбуки из соседней комнаты, затем, две буквы, составляющие слоги и т.д.
С 9-10 месяцев. Начинайте играть в другие игры: "Покажи слово (слог)!", "Принеси слово, которое на карточке!" и другие, используя карточки и буквы ("Игра в журналиста").
Пояснение: ребенок подготовится к овладению чтением
9. С полутора лет. Можно начинать играть с ребенком в шахматы, поначалу ставя на доску по одной фигуре, с целью "догнать" или поймать одной фигурой другую... Игра в шахматы - "загонялки" осваивается очень быстро, и к трем годам малыш сможет обыграть вас.
10. Еще до 2-х лет играйте с ребенком в «руководителя». Например, малыш, сидя у вас на руках, должен указывать пальчиком, куда идти во время закупок продуктов или отбирать предметы, которые используются во время приготовления блюд, начиная от заваривания чая или кофе до украинского борща, запоминая эти процедуры навсегда. Сначала вы делайте что-то с комментариями и объяснениями, а потом пусть малыш молча показывает, что делать, а вы спрашиваете и делаете. Все малыши - прирожденные и толковые руководители, и это замечательно.
11. С двух лет. Пусть ребенок складывает не только слова, но и предложения под диктовку из букв азбуки или печатает их на пишущей машинке или на компьютере.
12. С 3-х лет. Приучите ребенка вести дневник на компьютере. Компьютерные игры нужно полностью ограничить, оставив только те, которые рекомендуются в системе МИРР и способствуют усвоению знаний школьной программы.
Чтобы поддерживать интерес ребенка к этому занятию, родителям нужно использовать некоторые приемы, в том числе, затевать иногда написание писем, например, родственникам или героям сказок, которые прочел малыш.
Все потребности малыша должны быть выражены в письменной форме, например, в виде "заказов волшебнику" на лакомства или новые игрушки.
В этом возрасте ваши малыши с удовольствием начинают осваивать профессии звуко-, видеооператоров, любят записывать себя на пленку не меньше наших популярных артистов эстрады. Тюленев убеждён, что если начинать рано, они блестяще осваивают эти профессии уже к началу школы.
Автор методики не советует гулять просто так. Лучше отправляться в очередное путешествие за новыми словами, вести журнал открытий во время путешествия...
Он рекомендует следующие виды путешествий:
1. Играем в «географа или геолога", где нужно под пристальным вниманием малыша делать опись предметов и объектов, собирать вместе интересные "камушки" по маршруту прогулки.
2. Во время "путешествия Дарвина" нужно записывать всех животных, увиденных по пути. Это могут быть птицы, домашние животные, множество другой живности и насекомых, встречающихся под камушками, на корягах и в других местах.
3. Во время прогулки "Путешествие Мичурина" записывайте названия увиденных растений, собирайте листья, образцы плодов и т.д.
4. Во время "Путешествия Петра I" записывайте и пересчитывайте увиденную технику, строения, предприятия и т.д.
Дневник путешествий должен быть всегда с вами. Попросите бабушку делать то же самое, и каждая прогулка станет большим развивающим событием в жизни вашего ребенка.
Пояснение: словарный запас ребенка будет стремительно пополняться, у него появится желание узнать больше о "переписанных" предметах и объектах путем чтения специально подобранных книжек. Возможно, со временем у вас будет самый культурный дачный участок, а страна, скорее всего, получит, наконец, настоящего министра плодородия, экономики, и возможно, понимающего свои задачи будущего президента.
13. С 4 лет. Предоставьте возможность ребенку печатать сказки и рассказы своего сочинения на компьютере. Родителям надо стать заказчиками этих сказок, и, может быть, даже организовать в игровой форме "домашнее издательство" произведений малыша.
14. К 5-6-ти годам необходимо организовать доступ ребенка к школьным учебникам. Дети с удовольствием их читают и осваивают программу начальной школы самостоятельно.
Недостатки системы МИР
- недостатки на самом деле, отсутствуют, так как автор системы начал разрабатвать и реализовывать её на практике в тяжелейших условиях, когда на целых 11 лет заболела и оказалась в больнице его мать.
П.В. Тюленев оостался в 7-ом классе фактическим главой многодетной семьи - с двумя братьями 9-ти и 10-ти лет, и отцом,мастером-профессиональным художником, который вынужден был постоянно работать и в воспитание сыновей,не вмешивался.
Пришлось всё делать и решать все проблемы "на ходу" и превратить свою семью и дом на многие годы в уникальную "экспериментальную площадку" новой системы русского общинного и казацкого образования, где было организовано, минуточку: 16 видов производств! Всё братья занимались музыкой, многими видами спорта, стали чемпионами школы и города, переводились на 1-2 класса вперёд, а сам П. Тюленев с 7-го класса сумел полностью освободиться от четырёх предметов,
Целью системы Тюленева было: устранение всех недостатков существующей традиционной системы воспитания и образования. Это делалось в реальных условиях,в течение 60-ти лет, когда никто не мог помочь, потому что никто не знал, что делать и не ставил таких грандиозных целей, при этом опираясь только на науку и получаемую информацию о том, что кто-то где-то добился того или иного практического результата. Такая информация проверялась и немедленно реализовывалась.
Весь ход борьбы с недостатками существующих систем и технологий воспитания и образования фиксировался, в книгах, которые доступны км прочтению каждым родителем, педагогом, психологом, руководителем...
Автор-составитель краткого обзора системы методик: Дарья Колдина
Конечно, её обзор не является полным и годится лишь для первоначального знакомства.
Например, совершенно выпала из обзора мощная методика воспитания и обучения с помощью компьютеров будущих президентов, губернаторов, мэров, депутатов, защитников Отечества, хотя книга на эту важнейшую мировоззренческую тему написана и издана П.В. Тюленевым в 1996 году - к выборам Президента РФ. - "Когда начинать воспитывать будущего президента России?
http://proza.ru/2013/05/26/1421
Достаточно сказать, чтот в процессе обучения по этому курсу детей и взрослых в игровой форме осваивается 156 предметов и понятий - объём знаний, который соответствует примерно курсам 5-ти факультетов вузов.
Многим авторам рецензий и обзоров "системы Тюленева" это направление патриотического воспитания недоступно ни для восприятия, ни для понимания.
Между тем, в некоторых конкурирующих за русские ресурсы странах политическое воспитание стоит на первом месте.
развивающие методики раннее развитие чтение
Печатная версия
2 июня 2014
30464
Комментарии (22)
A
andrew.volga16 сентября 2018
Методика возможно слишком заточена на конкретные цели. Но я нашёл в статье много классных идей для применения! Например писать письма со своими желаниями о подарках. Или превращать прогулку в путешествие-исследование. Классные идеи! Думаю многие приемы можно органично вписать в жизнь и применять.
Спасибо за статью!
0
ответить
ЕК
Елена Кавторина03 июля 2014
Прочла комментарии, - растерянные, озадаченные родители. А может мнение о методике составить не по описанию Дарьи Колдиной, а почитав самого Тюленева? Не пробовали переваривать не пережеванную пищу? Почитайте Тюленевские книги. Да что такого криминального он предлагает? Не любить свое дитя? Не давать ему свободного времени? Да ГДЕ это написано У НЕГО? Информацию можно подать разными способами. Спасибо госпоже Колдиной, что озадачилась популяризацией. Просто немного по-другому расставлены акценты...и впечатление у читателя уже сформировано. А что, интересно, ответил бы сам Тюленев, прочитав такую аннотацию?
Предпочитаю САМА читать и САМОСТОЯТЕЛЬНО делать выводы. И вам советую. Почитайте, что пишут Ибука и Шичида. Может и нет ничего возмутительного в Тюленевской уверенности, что работать с ребенком надо с рождения? Тысячелетия (!) заботливые родители занимались с детьми с очень раннего возраста. А быдлу внушали, что учиться не надо. Неграмотными легче управлять. И вы теперь считаете, что учение - тяжелый труд, нашим детям в тягость и нагрузку. А разве познание - не высшее наслаждение? Неужели такая стезя годится только для избранных? Фашизм какой-то.
ВСЕ наши дети талантливы. Давайте дадим им возможности, пусть они берут по способностям и желанию. Родители! ЧИТАЙТЕ ПЕРВОИСТОЧНИКИ! Не надо слепо доверять мнению популяризаторов.
0
ответить
Махонина (Резникова) Екатерина Михайловна25 сентября 2012
Ой, я внутри вся кипю!!! Просматриваю все методики развития на нашем сайте, и никогда не испытывала таких эмоций. Мягко говоря, я в шоке... Одно из главных поражений: С 6-7 месяцев. Дайте возможность малышу самостоятельно играть со специальными комплектами карточной и магнитной азбуки. Пояснение: малыш сможет сам научиться читать. КАК??? :o Без озвучки? Без объяснений? Бррррр...
0
ответить
Колдина Дарья - консультант ШСГ, консультант интернет-магазина семи гномов
25 сентября 2012
Reznikova, согласна с вами:-) Когда писала статью, напрашивался вопрос, есть ли у автора методики свои дети и каких успехов они достигли...
0
ответить
Елена Семеновна:
Среди детей Тюленева: кандидаты наук, чемпионы России, Румынии, мира по шахматам, программированию... Чемпион Франции по карате.
Для преодоления недостатков традиционного образования и катастрофических последствий антиметодики "Эльконина-Давыдова" и других Программ и ФГОСов, проблем ОГЭ и ЕГЭ разработана системе "МИР ребенка", куда сегодня может зарегистрироваться и получить необходимые книги и пособия любой родитель, куда он сможет записать своих детей: http://rebenokh1.narod.ru/registration.htm
С результатами можно ознакомиться на страницах:
http://rebenokh1.narod.ru/recordmir.htm
http://rebenokh1.narod.ru/videoread.htm
Отзыва за последние 20 лет также доступны:
http://rebenokh1.narod.ru/otzyvpol.htm
Свидетельство о публикации №224083001337