Житие преподобного Александра Свирского
преподобного Александра Свирского,
БЛАЖЕННОГО ТАЙНОЗРИТЕЛЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ.1
___
1 Дано в сокращении по Житию, написанному в монастыре Преподобного в 1545 году его послушником Иродионом, бывшим настоятелем после него. Напечатано на церковнославянском, С.- Пб., 1843.
Память 30 августа
О БЛАЖЕННЫЕ ВОИСТИНУ И ПРЕБЛАЖЕННЫЕ ОТЦЫ! Как всегдашние слуги богатого Владыки и Бога, молите Его, да подаст мне слово, солью Духа Святого растворенное, и ясный язык от неистощимых Его сокровищ, чтобы я мог бодро рассказывать добродетельное житие всеблаженного сего отца Александра, теперь, в последние времена, чудно просиявшего. Не по слухам же только я принял это, но и от честных и святолепных уст его, и от учеников его, сначала с ним живших, слышал я о его по Бозе трудолюбном житии; более же точное от сладкоречивых уст его получил, что и передаю письменно как драгоценный дар и отеческое наследство на пользу будущим поколениям.
РОДИТЕЛИ сего блаженного отрока, преподобного отца нашего Александра, избранная двоица Стефан и Васса жили в пределах Великого Новгорода, что ныне Олонецкой страны в Обонежской пятине, на реке Ояти, поселяне селения, называемого Мандера, что близ Островского Введения Пресвятой Богородицы монастыря. Богатством они не очень изобиловали, но имели сколько необходимо для продовольствия; благочестием же сияли более многих живших тогда, украшая себя благонравием, так как прилагали старание всегда и во всем быть благоугодными пред Богом. Родились у них сыновья и дочери, но прошло много времени, как у них уже более не рождалось детей, из-за чего блаженная Васса поносима и оскорбляема бывала от своего мужа Стефана. Было же им это по смотрению Божию, так как невозможно родить без молитвы и поста такое сокровище, которое еще прежде зачатия его избрал Господь наставником многих ко спасению. После долгих молитв благочестивые супруги отправились в прежде упомянутый монастырь Пресвятой Богородицы, где пробыли немалое время в посте и умилении, молясь Пресвятой Богородице. Однажды ночью, когда они стояли одни на молитве, было им некоторое явление Божие, и слышали голос, говорящий: «Радуйтеся, доброе супружество, се бо услыша Господь молитву вашу, и имате родити сына утешения».
Древняя Валаамская икона.
Преподобный АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ.
Память 30 августа.
Тропарь, глас 4-й:
От юности, Богомудре, желанием духовным в пустыню вселився, /
единаго Христа возжелал еси усердно стопам в след ходити, /
темже и ангельстии чини зряще тя, удивишася, /
како с плотию к невидимым кознем подвизався, премудре, /
победил еси полки страстей воздержанием /
и явился еси равноангелен на земли, /
Александре преподобне, /
моли Христа Бога, /
да спасет души наша.
Общий вид Валаамского монастыря (гравюра XVIII века).
Остров, на котором подвизался преподобный Александр, пребывая на Валааме.
Когда же пришло время рождения, родился им сильно желаемый отрок, и нарекли ему имя Аммос. Родился же сей блаженный отрок, как известно, в 1449 году, месяца июня, в 15-й день. В скором времени породили его и вторично водою и Духом Святым. Отрок же, возрастая, исполнялся Духа Святого о Господе.
Когда же настало время учения, родители отдали его одному благоговейному мужу для научения Божественному Писанию. И тогда как сверстники его быстро выучились, сей блаженный отрок весьма медленно учился, несмотря на сильное старание его учителя, было же это по смотрению Божию, да не от людей получит познание, а от Бога.
Однажды днем пришел освященный отрок по обычаю своему в вышеупомянутый монастырь, в храм Пресвятой Богородицы, и, припавши пред образом Ее, молился. Молящемуся Божественному отроку, со слезами и из глубины души воздыхающему, тотчас слышан был голос, говорящий к нему: «Восстани, не бойся, о еже просил еси, имаши восприяти». В скором времени он без затруднения изучил Божественное Писание, превзойдя всех своих сверстников. В церковь ходил ежедневно, родителей своих почитал. Тело свое изнурял, пребывая в большом воздержании. Только однажды в день вкушал хлеба, и того в меру, не досыта; ночью мало предавался сну, так что родители дивились такому сильному его воздержанию, не свойственному юным. Дивный отрок все более устремлялся на подвиги, никогда не уклоняясь умом к обычным детским играм и смехотворным речам, но постоянно имея плачевное и печальное настроение. Насколько он в простоте поучался, настолько ум свой обогащал премудростью. Был он добр, кроток, ко всем приветлив и весьма нищелюбив, также очень любил и почитал монашеский чин.
Когда же пришел он в совершенный возраст, они предполагали женить его. Божественный же юноша рассуждал: лучше навсегда удалиться от всех мирских удовольствий, приблизившись к Одному Богу, предпочитая с Ним сладчайшее пребывание.
Узнав о Валаамской обители Преображения Господня и о постническом и душеспасительном житии подвизавшейся там братии, распалился желанием и молился Господу об исполнении оного. Господь же, близкий к молитве и желаниям рабов Своих, устроил так, что вскоре ради монастырских потребностей с Валаамского Спасова монастыря прибыли на реку Оять, в деревню, соседнюю с селом родителей блаженного юноши, некоторые иноки. Случилось ему проходить мимо деревни той, где проживали оные иноки. Увидев их издали стоящих на берегу реки и поющих псалмы, подошел к ним и, сотворив молитву, поклонился им до земли, говоря: «Благословите мя, отцы святые». Они же, видев это, удивились такому смирению и целомудрию юноши. Один же из них был старец прозорливый и исполненный Духа Святого, который провидел душевную чистоту юноши и благодать, долженствующую явиться на нем. Божественный юноша наедине расспросил этого старца о святом монастыре их и об уставе жития монашествующих. Старец же подробно рассказал ему, как у них живут в общежитии и как отдельно – отшельниками – по двое и по три единодушных, ради безмолвия в уединении. Слушая его, Божественный юноша реки слез изливал из очей своих и говорил старцу: «Что сотворю, честный отче? Како возмогу убежати многомятежнаго мира сего жития и сподобитися таковыя ангельския жизни?» Старец утвердил горячее желание юноши к монашеской жизни и указал ему путь в монастырь; затем, отправившись к родителям юноши и побеседовав достаточно на пользу души, сказал родителям: «Яко сын ваш велий будет пред Богом и служитель Святыя Троицы»; после чего и удалился от них.
Блаженный юноша еще сильнее стал заботиться об исполнении своего намерения; пал к ногам родителей и выпросил у них благословение отправиться в соседнее селение по какому-то делу. Украв благословение от своих родителей, вышел из дому их, не имея ничего, кроме одежды и небольшого запаса хлеба для подкрепления телесной немощи. Отошедши немного, оглянулся и, увидев родительский дом, поплакав довольно, направился в путь свой, весьма радуясь.
Придя в Заостровье, блаженный юноша переехал чрез реку Свирь и опять продолжал с радостью путь свой, благодаря Бога. Местность же та была весьма пустынна, лесиста и непроходима, а день склонялся к вечеру. Преподобный юноша смотрел, где бы ему можно было отдохнуть ночью. Увидев издали озеро, пришел на берег его. Озеро же то не весьма большое, но очень красивое, со всех сторон, как бы стеною, окружено лесом, так что ветви деревьев склонялись в воду; от реки же Свири верстах в шести. Блаженный юноша возвеселился духом и, став на молитву, говорил: «Господи Иисусе Христе Боже мой, настави мя на путь спасения». Помолившись со слезами довольное время, уснул, и тотчас слышит голос, говорящий к нему: «О человече! Аможе желаеши доити во обитель Всемилостивого Спаса на Валаам, добре ти путь строится: иди с миром, и там поработаеши Господеви время довольно, и имаши на сем месте быти, и обитель сотворити, и мнози спасени тобою будут». В это же время великий свет явился на том месте, где лежал блаженный, и пресветлые лучи осиявали его. Будучи объят сильным страхом, он размышлял в себе: «Что из этого будет»? Источники слез изливались из глаз его. И так, благодаря Бога, с радостью пошел в путь свой.
Дорогою же молился Господу, чтобы Он послал ему спутника, хорошо знающего путь. Господь, близкий ко всем истинно Его призывающим, не замедлил услышать молитву его. Оглянувшись назад, блаженный увидел какого-то мужа, идущего дорогою. Он тоже шел в Валаам по каким-то делам, и блаженный юноша обрадовался, что нашел такого спутника. И так путь этот, который другие проходят с трудом во много дней, они прошли очень скоро. Когда пришли к монастырской пристани, блаженный, увидев церковь Преображения Господня и обитель, прежде чем войти ему в монастырь, стал на молитву и молился со слезами. Оглянувшись же, желая видеть своего спутника, посмотрев туда и сюда и не видя его, пошел искать, и, не найдя, уразумел, что этот добрый спутник был Ангел, посланный ему от Бога, о чем он и воздал благодарение Господу Богу.
Затем, подойдя к монастырю и встретив стоящих у ворот монахов, поклонился им, говоря: «Благословите мя, отцы святии!» Они немедля пошли и доложили о нем игумену, который велел привести его к себе. Придя к игумену, он поклонился ему до земли. Получив от него благословение, стал слезно просить игумена, чтобы он сделал его монахом.
Бывший тогда игумен Иоаким, увидев такое прилежное, со слезами, прошение юноши, стал испытывать его, рассказывая о скорбной жизни монахов, полной лишений. Блаженный юноша еще усерднее стал просить его, слезы к слезам прилагая. Игумен же, смотря на него сердечными очами, провидел, что из него уготовляется Богоизбранный сосуд, и сказал: «Благословен Бог, хотяй всем человеком спастися; Той да подаст тебе, чадо, крепость и терпение по желанию твоему, еже ко спасению; отселе буди служай братии, со всяким терпением и послушанием». Выслушав это, блаженный поклонился игумену до земли. Затем, с пострижением власов главы своей, он отложил все влекущие к низу земные мудрования, и наречено ему было имя Александр; тогда ему было двадцать шесть лет от рождения. Воздав благодарение Богу, что сподобился избежать от волнений мирской жизни в тихое пристанище монашеского жития, он весь отдался ему, трудясь неленостно день и ночь, изнуряя тело свое постом и молитвою.
Днем находился в монастырских трудах, ночью же пребывал в бдении и в славословии Божием, отгоняя сонную тяжесть. В беседы неподобающие не входил, но непрестанно умом своим внимал Единому Богу. И видимо было житие его не как человеческое, но как ангельское; так что игумен и братия дивились великому смирению его и отличному послушанию ко всем.
Родители блаженного Александра сильно печалились о разлуке с ним и, не будучи в силах переносить оную, разыскивали его по окрестным странам, городам и деревням. И по прошествии трех лет отец блаженного узнал, что он пострижен в монахи на Валааме. Услышав это о своем любезном сыне, Боголюбивый муж Стефан, распалившись отеческою любовью, тотчас же отправляется в вышеупомянутый монастырь Спаса Вседержителя, чтобы увидеть сына своего. Когда он пришел в монастырь и спросил некоторых из тамошних жителей о сыне, что там ли он находится, ему сказали, что он живет здесь и уже пострижен. Тщетно пытался он уговорить сына вернуться домой, чтобы утешить родителей до самой их смерти; но совет и горячая молитва блаженного Александра убедили отца также стать монахом, и по возвращении домой он удалился в вышеозначенный Островский монастырь Пресвятой Богородицы и, с пострижением волос главы своей, отложил все мудрования плоти; и дано ему было имя Сергий. И так пожив благочестно, с миром скончался о Господе. Также и мать преподобного облеклась в монашеский чин, приняв имя Варвары, и, пожив благоугодно, с миром скончалась о Господе. Преподобный Александр, узнав о смерти родителей, довольно поплакал о них; затем, возложив надежду на Бога, размышлял в себе, говоря: «И аз смертен есмь».
С тех пор он начал увеличивать подвиги свои, труды к трудам прибавляя. Был послан от игумена в пекарню, где пребывал смиренно, всех превосходя трудом; носил воду и таскал на себе из леса дрова, утомляя тело свое. И так трудился ежедневно, непрестанно, а ночью неленостно молился Богу. Иногда, выйдя из келии и обнажив тело свое до пояса, стоял так до утреннего пения, так что все тело его бывало покрыто множеством комаров и мошки; на утро же ранее всех являлся в церковь, где всегда стоял на своем месте, не переступая ногами и не входя в разговоры, но всем умом своим возвышаясь на высоту Богомыслия, усердно слушал Божественное пение и чтение и выходил из церкви после всех. И дивились все такому смирению и терпению его, ради чего он был любим от всех и весьма почитаем и славим.
Видя себя почитаемым и прославляемым от людей, он сильно беспокоился об этом и начал думать, как бы избежать от славы человеческой и удалиться в пустыню и там поработать Единому Богу, от которого и получить прославление славою вечною пред Ангелами и человеками. Придя однажды по обычаю за благословением к игумену и припав к ногам его, исповедал ему свою сердечную печаль и помышления, прося его благословить и отпустить в пустыню на уединенное в безмолвии пребывание в постоянном служении Единому Богу. Игумен не дозволил сделать этого, говоря: «Ни, чадо, не глаголи сего, юну ти сущу; и несть ти время верховныя степени уединеннаго молчания касатися, не утвердившу ноги на корени первыя степени общаго жития и послушания». Преподобный Александр, повинуясь воле игумена, испросив у него прощение в этом, продолжал пребывать в послушании, трудясь вместе с братиею и если видел кого обессиленным от труда, такому помогал. И так непрестанно каждый день служил братии, ночью же, пребывая без сна, стоял и молился Богу. Игумен и вся братия обители дивились такому его жестокому пребыванию и мужественному терпению.
ПОДВИЖНИЧЕСКИЕ ТРУДЫ ПРЕПОДОБНОГО АЛЕКСАНДРА НА ВАЛААМЕ.
Клеймо иконы XVI века "Житие преподобного Александра", на которой изображено, как святой таскает дрова, приносит воду, печет хлеб в монастырской пекарне, а в уединенном месте в глубине леса раздевается до пояса и обнажает свое тело, чтобы его кусали комары.
Гравюра XIX века с изображением паломников Валаамского монастыря на пути к Святому острову, где, в соответствии с валаамской традицией, находится место трудов преподобного Александра в бытность его монахом на Валааме.
Рисунок валаамского художника, изображающий тропу, ведущую от берега к пещере преподобного Александра на Святом острове, с изображением Креста, который сделал сам Святой.
Крест преподобного Александра и ступени, ведущие к пещере, где он жил и готовил себе могилу. Фотография сделана перед 2-й Мировой войной.
Однажды ночью, стоя на молитве, преподобный Александр обращался к Пресвятой Богородице, умоляя Ее наставить его на путь спасения, как вдруг услышал голос, сказавший: «Александре, изыди отсюду и иди на преждепоказанное ти место, в немже возможеши спастися». С голосом же тем и свет великий явился. Преподобный, открыв окно келии своей, увидел великий свет, сиявший на восток и на полдень, и голосом, как бы пальцем, указывалось то место, где теперь, по благодати Божией, монастырь стоит. Преподобный от голоса того и видения исполнился великой радости и воздал благодарение Богу, что не презрел молитвы его. В скором времени после того придя к игумену, рассказал ему все бывшие, как на пути к Валаамской обители, так и в ней, явления. О чем услышав, игумен уразумел, что из него имеет быть некоторый избранный сосуд, и сказал: «Воля Господня да будет, чадо, над тобою». Преподобный, получив благословение от игумена, постригшего его в монашеский чин, исполнился великой радости и слез и, придя в келию свою, долгое время молился Всемогущему Богу и Пречистой Богоматери. С наступлением ночи, вставши, вышел из монастыря, ничего не имея, кроме одежды, которую носил на себе, и с Божией помощью пришел на прежде указанное ему место, в 1485 году. Очень понравилось ему то место. Сотворив молитву, он говорил: «Се покой мой в век века, зде вселюся, яко Господь изволи его». И далее: «Благословен Бог отныне и до века, иже услыша моление мое». Обойдя всю местность и выбирая, где бы ему удобнее было поселиться, он увидел довольно красивое место, осияваемое пресветлыми лучами, на котором теперь монастырь стоит. Преподобный Александр устроил на том месте небольшую хижину.
И так Преподобный поселился на том месте один, внимая всегда Одному Богу, пребывая в псалмопении и молитве, во бдениях и чрезмерном посте, во искушениях и скорбях, как непоколебимый столп, в надежде на восприятие будущих благ.
ИДЯ ОДНАЖДЫ из хижины своей за водою, с пением Давидских песней – как было у него в обычай постоянно петь и молиться – услышал он голос с Неба, говорящий: «Александре!
Понеже заповеди Моя от юности сохранил еси, тесный и прискорбный путь усердно протекл еси, сего ради уготовах ти множество людей безчисленно, якоже прежде рекох ти; ты же убо сих не отрини, но простертыма рукама приими, и наставник буди им ко спасению».
Слышав это, Преподобный пал на землю лицом и, возносясь умом на Небо, со слезами воссылал благодарственные моления Богу и просил Его о том, чтобы дал избежать славы человеческой и пребывать в пустынном безмолвии. Но не благоволил Господь, чтобы такое великое светило скрываемо было в пустыне.
Недалеко от пустыни, в которой обитал преподобный Александр, верстах в 14-ти, жил некто дворянин, по имени Андрей Завалишин. Однажды отправился он со своими товарищами и с собаками на охоту. Войдя в чащу леса, они увидели оленя. Распределив своих товарищей гнаться за оленем и заметив, что он очень быстро бежит от них, так что и собаки не могут догнать его, Андрей с некоторыми из товарищей отделился и погнался за ним. Олень же, стоя, глядел туда и сюда и наконец направился к востоку, удаляясь, подобно туману, пока не скрылся из вида. Андрей, сильно сожалея об олене, намеревался было еще гнаться за ним, но это было невозможно по причине той быстроты, с какою удалялся олень, и он вернулся обратно, разыскивая своих товарищей. Отойдя немного от того места внутрь пустыни, увидел маленькую хижинку и около нее следы ног человеческих; чему весьма обрадовавшись, предположил, что здесь в безмолвии обитает какой-либо раб Божий, и, подойдя, сотворил молитву и постучался в двери хижины. Преподобный Александр вышел испуганный, думая, что перед ним стоит дух, так как до этого времени он не видел ни одного человека в той пустыни.
Преподобный Александр благословил его, и Андрей рассказал ему о случившемся, добавив: «Я понял, что не олень был преследуем мною, но некоторая Божия сила привела меня к твоему Преподобию, чтобы я удостоился твоего святого благословения и молитв. Да будет тебе известно, что и прежде, когда я выходил на охоту в эту пустыню, много раз видел против этого места или столп огненный, или же Божественное сияние, а иногда как бы дым светлый восходил от земли к небу. Много раз я намеревался дойти до сего места и узнать, что это были за явления, но не мог этого сделать, пока не благословил Бог». И он спросил святого о его жизни в пустыне. Услышав это, преподобный Александр сильно опечалился, что невозможно ему более укрываться от людей; но так как тот просил его ради имени Божия, то он не захотел скрывать тайну свою и сказал ему: «Именем Господа нашего Иисуса Христа заклинаю тебя, что все, что я открою тебе, ты не должен говорить никому, пока я жив буду», – что Андрей обещал исполнить. Преподобный поведал ему о своей жизни в этой пустыне, где он семь лет обитал, не видя человека, питаясь растущею там травою, как он сильно страдал вначале от трудностей такой жизни и как он был исцелен от внутренней боли явившимся Ангелом, который совершил крестное знамение над больным местом. Андрей, выслушав это от Преподобного, прославил Бога. Затем, поклонившись Преподобному до земли, испросил от него благословение, которое получив, с радостью отправился в дом свой.
Через некоторое время во всех окрестных странах распространился слух о преподобном Александре. Ибо благоговейный Андрей не пожелал умалчивать о величии Божием, стараясь повсюду прославлять Преподобного. Таким образом дошел слух о Преподобном и до родного брата его Иоанна, который пришел к нему, так как он долго разыскивал его. Преподобный Александр любезно принял его и весьма обрадовался его приходу, так как со времени пострижения в монашество не видал его. Еще же и потому был рад, что Иоанн как жизнью, так и нравом был подобен ему. И согласились, они жить вместе в соблюдении заповедей Божиих, последуя слову: Идеже аще два или три собрани во имя Мое, ту и Аз есмь посреде их (Мф.;18,;20). И так, в надежде воскресения и восприятия будущих благ, они лишали себя земных удовольствий; представляя себе примером добродетельные жития многих древних святых, старались подражать им, поднимаясь на высоту добродетелей, как бы по некоторой удобовосходимой лестнице. Затем начали строить келии для желающих жить с ними, так как многие, подражая их равноангельскому житию, оставляли суетный мир и приходили к ним. И так в великой кротости и смирении жил он со своим братом, который в скором времени скончался, и душа его отошла ко Господу, Которого возлюбила, а тело было погребено преподобным Александром во внутренней пустыни с пением псалмов и других духовных песнопений.
Желающих с ним сожительствовать укреплял на подвиги, утешая сладостными наставлениями, внушенными ему Духом Святым, говоря так: «Не устрашитеся, о братия, болезненнаго воздержания и постнаго подвига, ни места сего пустыннаго, ни теснаго и прискорбнаго жития. Труды здешние, озлобление телесное и тесное житие, и похотей лишение, и вся яже Бога ради скорбная, и умиление, и слезы, и грехов исповедание уготовляют нам будущих благ оных наслаждения восприятие». Все приходящие с наслаждением слушали его наставления, следуя им каждый по своим силам. Число братии умножалось; жили все отдельно, по одному, в безмолвии, подражая своему доброму пастырю и учителю.
По прошествии некоторого времени опять пришел к преподобному Александру вышеупомянутый муж Андрей Завалишин со своими слугами и принес с собою ношу хлебов, две меры ржи и столько же ячменя, прося благословения и молитв Святого. Преподобный Александр, видя веру его, принял приношение и, достаточно побеседовав с ним на пользу души, отпустил его с миром.1 Преподобный Александр, созвав братию, показал им все принесенное, говоря: «Видите, братия, как Бог печется о нас, рабех своих, седящих в пустыни сей, и яко не забы нас нищих до конца, и никогдаже презрети имать места сего и живущях в нем, верно работающих ему».
Они, видя это, прославили Бога и, укрепившись верою, продолжали подвиги свои, с радостью перенося все трудности ради будущих воздаяний. С того времени Преподобный начал рубить деревья, пахать землю и сеять, получая от трудов своих пропитание для себя и кормя нищих и странников, подавал просящим кому сколько требовалось. Бог же более посылал ему, желая прославить своего угодника.
___
1 Андрей Завалишин (преподобный Адриан Ондрусовский) впоследствии стал учеником преподобного Александра, а затем основал свой монастырь. Память его совершается Церковью 26 августа и 17 мая.
Некто монах, по имени Никифор, будучи наслышан о преподобном Александре, пришел к нему и, поклонившись, просил благословения. Преподобный, увидев его, обрадовался, так как слышал о нем, что он высокой жизни. Монах этот носил на себе большую железную тяжесть: цепи, подобно веревкам, обвивали его тело. Преподобный просил его остаться с ним на жительство, на что он и согласился, видя его усердие, душевное незлобие и теплую любовь, прожив с ним несколько лет. Преподобный Александр, взирая на его добродетельное житие, получал большую пользу себе, и в его приходе проразумевал Божие посещение. Но вот однажды означенный монах, придя к Преподобному, сообщил ему о своем намерении идти в Киево-Печерский монастырь. И, пророчествуя, говорил: «На месте сем хощет Бог тобою воздвигнути церкви каменныя и обитель распространити, и в ней прославитися Имени Его святому во вся страны». И затем отправился в путь свой.
ПРЕПОДОБНЫЙ АЛЕКСАНДР более начал подвизаться в трудах сверх сил человеческих, пребывая в пощении и терпя наготу. В зимнее время, когда от лютого мороза трескалась земля, он ходил в одной одежде, подвизаясь, как безплотный. Перенося жестокость зимнего холода, он ожидал получить за это радостное воздаяние и стужею кратковременной зимы надеялся избежать вечного огня будущего. Бесы, видя себя стесненными от Преподобного и ожидая от него скорого изгнания, вначале покушались устрашить его, принимая на себя вид иногда зверя, а иногда змия, со свистом и зверским свирепством бросаясь на него, и другим образом старались досадить ему, о чем нет возможности рассказать подробно.
ОДНАЖДЫ ночью преподобный Александр шел в отходную пустыню, куда по обыкновению ходил он для уединенной молитвы. Вдруг пред ним предстало безчисленное множество бесов, как бы какое большое войско; и все они с великою злобою кинулись на него, скрежеща зубами и испуская из себя большой пламень, и, горделиво величаясь пред ним, кричали: «Изыди, изыди от места сего, бежи скоро отсюду, да не зле умреши». Но Преподобный, как добрый воин Иисуса Христа, вооружась молитвою, нисколько не испугался, зная их слабосилие. Молитва же святого Александра, подобно пламени огненному, исходила из уст его, попаляя все бессильные бесовские полки, которые вскоре и исчезли.
Придя в отходную пустыню, Преподобный начал совершать обычные молитвы ко Господу Богу, и внезапно явился пред ним Ангел в весьма светлой одежде. Преподобный, увидев его, исполнился страха и ужаса и, пав лицом на землю, лежал, как мертвый. Ангел же, взяв его за руку, сказал: «Аз есмь Ангел Господень, послан есмь от Бога сохранити тя от всех прелестей лукаваго диавола, привоспомянути же прежде бывших тебе Божественных видений на месте сем, идеже вселился еси, да совершиши повеление его; понеже избра тебе Господь многим ко спасению путеводителя. Возвещаю же та, яко благоволит Бог, да созиждеши церковь на месте сем во имя Святыя Троицы, и братию собереши, и обитель устроиши». И сказав это, сделался невидимым. Преподобному же Александру, как любителю безмолвия, приятно было обитать в пустыни, и он в таком безмолвии желал прожить до самой кончины своей, почему более всего и молился он Богу об избавлении его от вражеского обольщения.
Однажды, отойдя далеко от своей хижины, по обыкновению он долгое время молился, и опять внезапно явился ему Ангел Господень, говоря: «Александре, якоже рех прежде, созижди церковь и братию собери, и монастырь устрой; приидут бо к тебе мнози, спастися хотяще, ихже ты наставиши на путь спасения». После чего опять стал невидим.
В 1508 году, а по пришествии преподобного Александра в пустыню в 23 год, однажды ночью, когда преподобный Александр по обычаю своему стоял на молитве в отходной пустыне, явившийся внезапно свет сильно осиял ту келию, где он молился. Преподобный с удивлением размышлял про себя: «Что из этого должно быть?» И вот видит он Трех Мужей, вошедших к нему, одетых в весьма светлые белые одежды; видом Они были благообразны и прекрасны, сияя светлее солнца невыразимо славным Небесным светом, и каждый из Них имел в руке своей посох. Преподобный, видя Их, весь затрепетал, будучи объят страхом и ужасом. И спустя немного времени, придя в себя, поспешил поклониться Им до земли. Они же, взявши его за руку, подняли, говоря: «Уповай, блаженне, и не бойся». Преподобный обратился к Ним с такими словами: «Господие мои, аще обретох благодать пред Вами, поведайте мне, кто есте Вы, иже в таковей сущу славе и светлости не преобидесте приити к рабу Вашему; ибо николиже видех кого в таковей славе, якоже Вас вижду». На что Они ему отвечали: «Не бойся, мужу, желания, яко благоволи Дух Святый жити в тебе чистоты ради сердца твоего, и якоже глаголах ти древле множицею, и ныне такожде глаголю, да созиждеши церковь и братию собереши и обитель устроиши, яко благоволих тобою многи души спасти и в разум истины привести».
Услышав это, Преподобный опять преклонил колена свои и, обливаясь слезами, говорил: «Господи мой, кто есмь аз грешный, яко всех человек худший, да на толико дело доволен буду, о немже мне глаголал ести. Несмь бо достоин восприяти толикия службы; ибо аз недостойный не сего ради приидох на место сие, о немже мне повелеваеши, но плакатися грехов своих». Говоря это, Преподобный лежал на земле. Господь же, опять взяв его за руку, поставил на ноги, говоря: «Стани на ногу твою, возмогай, и укрепися, и сотвори все, еже повелех ти». Преподобный спросил: «Господи мой, не прогневайся на мя, яко дерзнух пред Тобою глаголати: повеждь ми, како наречется имя церкви сей, юже хощет человеколюбие Твое на месте сем создати?» Господь сказал Преподобному: «Возлюбленне, якоже видиши в Триех Лицех Глаголюща с тобою, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единосущныя Троицы». Затем опять сказал: «Аз же ти мир Мой оставляю, и мир Мой подам ти». После чего Преподобный увидел Господа распростертыми крыльями, как бы ногами, идущим по земле; и затем Он стал невидим.
Преподобный Александр, объятый великою радостью и страхом, воздал великое благодарение человеколюбивому Богу о явлении том. И с того времени стал часто размышлять: как и на каком месте поставить церковь. Однажды, после долгих размышлений и молитвы об этом к Богу, услышал он голос, говорящий к нему свыше. Взглянув вверх, видит он Ангела Божия в мантии и куколе, стоящего на воздухе с распростертыми крыльями, каким образом являлся Пахомию Великому,1 руки его были воздеты к небу, и говорил Он: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца. Аминь». И, обратясь к Преподобному, сказал: «Александре, на сем месте да созиждется церковь во имя явльшагося тебе в Триех Лицех Господа, Отца и Сына и Святаго Духа, Нераздельныя Троицы». Сказав это, он крестообразно обозначил рукою то место и стал невидим. Преподобный Александр весьма этому обрадовался и, прославя Бога, услышавшего молитву его, поставил на том месте крест.
___
1 Преподобному Пахомию Великому (1348 г., память 15 мая), которому явился Ангел и дал Устав общего жития.
ПОСЛЕ СЕГО видения преподобный Александр еще более усилил свои подвиги, приняв на себя попечение об устройстве церкви и монастыря и о собрании братии. В то же время, когда обитель хорошо устраивалась помощию Всесильного Бога и умножалось число братии, сильно чувствовался недостаток в обители священника, о чем братия очень скорбели и просили преподобного Александра принять на себя священнический сан. Но Преподобный, отказываясь, говорил: «Выше силы моей дело сие есть». Тогда братия обратились с просьбою к архиепископу Новгородскому Серапиону, чтобы он повелел преподобному Александру принять на себя священный сан, что архиепископ и исполнил, будучи наслышан о его добродетельном житии. Преподобный, хотя и неохотно, но склонился на увещание архиепископа и просьбу братии и был рукоположен во священника, а чрез несколько времени удостоился и игуменского сана. Тогда же архиепископ дал свое благословение на постройку церкви и, наставив Преподобного от Божественных Писаний о том, каким должен быть пастырь, и побеседовав с ним о пользе душевной, с миром отпустил его в монастырь. Возвратившись в обитель, преподобный Александр еще более приложил заботы о спасении врученного ему Христова стада и о постройке церкви. Придя с братиею на ранее указанное Ангелом место, сотворил молитву и начал строить небольшую деревянную церковь. Когда же церковь была готова, он послал в Новгород двух учеников своих, Феодора и Тихона, испросить у освященного собора Софии Премудрости Божией все необходимое для освящения новоустроенной церкви во имя явившегося ему в Трех Лицах Господа.
Так процветал всегда в добродетелях преподобный Александр, хотя он и старшинство принял, но правила своего не изменил, принимая на себя еще более трудов и украшаясь смирением. Служа для всех примером, он прежде всех выходил на дело, совершая же святую литургию, весь усердно отдавался молитве. Посему и обитель распространялась и увеличивалось число братии. Многие из знатного рода приходили к нему, прося благословения и святых молитв и жертвуя из своих средств на устройство монастыря.
О прочих же его трудах и усовершенствовании в добродетелях нет возможности рассказать подробно, так как он сиял, подобно светилу великому, благодатью Святого Духа, живущего в нем, и процветал, как роза благовонная, плодами духовными.
Жизнью своею являлся он, как ангел во плоти, так как ежедневно находился в монастырских трудах, делая своими руками, ходил в пекарню, где месил тесто и пек хлебы, с пекарями держал себя не как начальник, но как равный им.
Однажды, в ожидании праздника Пресвятой Троицы, когда братия приготовляли все нужное для приема гостей, случился недостаток воды, необходимой для хозяйственных потребностей. Бывший тогда келарь, по имени Роман, пошел сообщить об этом преподобному Александру, чтобы он приказал кому-либо свободному из братии наносить воды. Преподобный сам немедленно вышел и начал из озера носить в пекарню воду. Кто-то из братии, увидав, что Преподобный носит воду, вскоре известил тех, кто не был занят трудами. Они, услышав об этом, поспешили выйти и, испросив прощения у Преподобного, наносили воды с излишком. Однажды не случилось дров на кухне для приготовления пищи. Тот же келарь пошел известить об этом Преподобного, прося назначить кого-либо свободного из братии для приготовления дров. Преподобный, услышав это, сказал ему: «Аз, брате, празден есмь» (так как братия были посланы на другое дело) и, взяв топор, пошел рубить дрова. Некоторые из братии, видя из своих келий, что Преподобный сам трудится, взяв свои топоры, тоже пошли рубить дрова.
Бывали и такие случаи: Преподобный, придя ночью в то помещение, где обыкновенно мололось жито для хлебов и застав спящими братию, брал приготовленную каждым для молотья часть жита и, измолов, ставил на прежнее место, а сам уходил в свою келию. И так много раз делал Преподобный. Устав же у него для братии был такой. Ночью, до начала утрени, каждый должен был вымолоть свою часть жита, а потом идти к утрени, после которой каждый шел на данное ему послушание; к слушанию Часов и Божественной литургии опять все собирались в церковь, а затем шли на работы. И так ежедневно трудясь, пребывали в любви и в страхе Божием, подражая во всем духовному пастырю своему и учителю. Он же как истинный пастырь служа для них примером во всех добродетелях, имел истинное смирение и великую кротость, подражая во всем Началопастырю Христу. Он считал себя как одного из последних, с кротостью перенося все прискорбное. В церковь являлся ранее всех и после всех уходил из нее; никогда не спал на рогоже и тела своего не умывал водою, кроме рук.
Одеянием ему служила толстая, с заплатами, свитка. Многие, видя его в худом одеянии, безумно ругали и укоряли его. Преподобный же радостно принимал эти укоризны.
ЯВЛЕНИЕ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ПРЕПОДОБНОМУ АЛЕКСАНДРУ.
Эта икона XVII века из олонецкой иконописной школы, скорее всего, является продуктом иконописной мастерской Александровского монастыря.
СТРОИТЕЛЬСТВО МЕЛЬНИЦЫ НА РЕКЕ СВИРЬ.
Клеймо иконы XVI века "Житие преподобного Александра", на которой изображено, как святой (вверху слева) молится о задуманном, затем (вверху справа) валит деревья для строительства мельницы, (слева) с молитвой останавливает поток воды, а его братия с благоговением наблюдают за ним, и (внизу) строит ограду вокруг нее из бревен.
Каждую ночь он имел обыкновение обходить все братские келии, желая знать жизнь каждого. И если слышал кого творящего молитвы и читающего книги или же в тишине занимающегося рукоделием, о таковом брате прославлял Бога. Если же где слышал разговор двух или трех, собравшихся вместе, там ударял в дверь, давая знать о своем приходе, и немедля уходил. На другой день, призвав их, наставлял без обличения, но говоря к ним в притчах, желая узнать их душевное расположение к Богу. И если призванный брат имел сердце чистое, растворенную веру и теплую любовь к Богу, такой скоро сознавал вину свою, прося от него смиренно прощения; если же случался брат, имеющий покрытое бесовским омрачением сердце, такой стоял, думая, что не его касаются слова Преподобного, а кого-либо другого, считая себя чистым до тех пор, пока Преподобный не обличит его; после чего, наставив его в духе кротости от Божественных Писаний и наложив епитимью, отпускал.
Так Преподобный всегда имел большое попечение о пастве своей, врученной ему Богом. Наставлял всегда заботиться о спасении души своей и прилежно молиться Богу, а не заводить разговоров после вечернего правила и не ходить из келии в келию, но, находясь в безмолвии, в своей келии молиться Господу о спасении души своей и обо всех людях; заниматься кто каким может рукоделием, имея всегда во устах своих псалмы Давидовы.
Наставляя же, увещевал их, говоря так: «Подобает убо нам, братие, нарекшимся иноком, всегда плакати о гресех своих и приносити чистое покаяние ко Господу Богу, могущему очистити грехи наша, понеже несть грех, иже побеждает человеколюбие Божие. Сего ради, братие, припадаем к Нему часто со слезами и исповедуем Тому грехи наша, и спасет нас вечным спасением. Покаяние бо есть путь и ключ Царствия Небеснаго, без негоже никтоже возможет внити в него. Сего пути, братие, держимся, и на том пригвоздим стопы ног наших; есть бо ныне в маловременней жизни сей тесен и прискорбен, последи же в будущей оней безконечней жизни будут воздаяния премнога и неизреченна. Так Святый сей пастырь и учитель учил братию. Они же, подобно земле, жаждущей воды, принимали слово поучения его, принося Богу плоды трудов своих: иной сто, иной шестьдесят, а иной тридцать. Жизнь их представлялась как жизнь Ангелов, так как подражали они во всем, каждый по своей силе, своему пастырю и учителю.
Слух об их добродетельном житии распространился далеко по всей окрестности, и много христолюбивых людей приходило к преподобному отцу Александру: одни, исповедав ему грехи свои, получали великую пользу от Богодухновенных его поучений; другие приходили, желая получить от него благословение; некоторые же обращались за объяснением чего-либо для них непонятного или же искали исцеления от различных болезней и утешения в печали. И преподобный отец наш Александр, будучи исполнен благодати Святаго Духа, всем подавал обильно все полезное по желанию их, не отпуская никого без удовлетворения просьбы; в благодарность за что многие жертвовали ему из своих средств на устройство монастыря и на пропитание братии.
Сие великое светило, уготованное Богом для всего мира, когда по мановению Его пришел в пустыню, то добрым намерением его было, как мы и ранее вспоминали, жить в безмолвном уединении. Но когда, по усмотрению Всевидящего Бога, число братии – избранников Божиих – стало увеличиваться, и обитель сделалась довольно обширною, тогда не находилось удобного места близ обители для постройки мельницы на потребу братии. Так что даже в самое тяжелое время жатвы приходилось молоть самим на ручных жерновах. Ради этого некоторые из братии роптали на Преподобного и много раз с досадою говорили ему: «Вскую от неразсуждения твоего томимы есмы во бремя сие многодельное?» Преподобный на слова их отвечал с кротостью: «Аз убо, братие, един хотех на месте сем безмолвствовати: но Бог изволи обитель во славу Свою воздвигнути. Прочее же молю вас: подвизайтеся в молитвах ваших и не изнемогайте, и оставим пещися Богу о нас».
Затем Преподобный начал размышлять: как бы с Божией помощью построить мельницу для монастырских потребностей и освободить братию от тяжелых трудов и чрезмерного подвига.
За оградою, ниже монастыря, находилось довольно глубокое озеро, вмещавшее много воды, а другое озеро стояло в равном с монастырем положении, на возвышенном месте, имевшее также достаточное количество воды и находившееся вблизи от монастыря, расстоянием на одно или на два бросания стрелою. Избрав благоприятное время, Преподобный взял с собою старшую братию и пошел с ними в чащу леса, находившегося на берегу верхнего озера, и, помолясь, начал оттуда раскапывать возвышенные, гористые места, делая таким образом проход для воды из верхнего озера в нижнее. Велел и каждому из братии взять по лопате и копать землю. Лишь только они немного раскопали, как из верхнего озера с сильным шумом и грохотом устремилась вода в нижнее озеро, образовав на пути громадный ров под стенами монастыря. Преподобный и вся братия, видя такой необыкновенный напор воды, предполагали, что сейчас же произойдет падение обители. Преклонив колена свои, Преподобный начал молиться ко Господу, говоря так: «Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, сотворивый словом Твоим небо и землю, и вся видимая и невидимая; создавый рукою Твоею человека от небытия и не хотяй смерти грешником, но еже всем спастися! Тебе молимся мы, грешнии, услыши нас в час сей, недостойных рабов Твоих: яви силу Твою, яко-же в Колоссаех чудодействовал еси чрез Архистратига Михаила крепкою Твоею десницею, стремление воды многи внутрь малаго камене сохранив, такожде и зде яви силу Твою: подаждь уставление водам сим, да разумеют вси, яко послушаеши боящихся Тебе, и имя Твое Трисвятое славящих, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков, аминь». Затем, громогласно призвав имя Христа Бога нашего, правою рукою изобразил крест против устремления воды, и тотчас течение ее остановилось.
Братия и все находившиеся там весьма обрадовались этому и прославили Бога, даровавшего благодать Своему угоднику творить преславные чудеса.
На том протоке устроили водяную мельницу для монастырских потребностей, и братия таким образом получили облегчение от тяжелого труда, по молитвам преподобного Александра.
После этого обитель еще более стала распространяться ради добродетельного жития преподобного Александра и его чудес, так как он, идя от силы в силу, как бы имея какое-то естественное свойство увеличиваться в рост, прославлялся большею славою. Бог вложил в его сердце благую мысль о создании каменной церкви, в честь и славу Трисвятого Божественного имени Его. Братия начали негодовать на Святого, говоря: «Не веси ли о сем, отче? Яко место сие скорбно и скудно есть, и откуду таковое дерзновение восприимем на толико дело приготовити потребная?» Преподобный, слыша такой ответ их, нисколько не смутился и не оскорбился о том, но с кротостью увещевал их, говоря: «Братие, слышасте ли Господа глаголюща, яко невозможная у человек возможна суть у Бога? И мы убо не можем ничтоже сотворити, аще не Господь подаст нам силу, уповающим на Него. Но точию молю вас, братие, сотворим начало делания! Человеколюбивый же Бог вся потребная неоскудно имать подати нам, писано бо есть: “Человеческое есть начинати, Божие же совершати”». После сего Преподобный большим желанием распалился о построении каменной церкви и озаботился приисканием глины, пригодной на делание кирпича для церкви. Придя на некоторое место близ обители и помолившись Богу, благоволившему ему воздвигнуть обитель, начал рыть землю, где и обрел необходимую глину в большом количестве. Чему весьма обрадовавшись, он оградил себя верою и, возложив надежду на Бога, начал делать кирпичи и приготовлять другие необходимые припасы для постройки.
В то же время он послал троих своих учеников – Антония, Леонтия и Иродиона – к тогдашнему Самодержцу, Великому Князю Василию Иоанновичу, с просьбою об отпуске искусных мастеров для постройки церкви.
Христолюбивый Великий Князь, приняв любезно прошение, с радостью даровал в большом количестве все потребное к устройству церкви и обители, послав искусных мастеров и надзирателя над ними для постройки храма.
Таким образом, доброрассудительный пастырь и премудрый строитель, просиявший в добродетелях, преподобный Александр, еще обширнее сделал свою обитель и повелел на все четыре страны устроить келии, а посредине обители, на прежде показанном ему Ангелом Господним месте, воздвигнул довольно просторную церковь во имя Пресвятой Троицы, которая, как зеркало, видна со всех сторон. Затем, повелением Макария, архиепископа Новгородского, церковь та вскоре была освящена. Кроме сего, Преподобный устроил в обители превосходную трапезу и другие необходимые для потребностей братии помещения.
«Различны дарования Духа Святаго, – как говорит Божественный апостол, – и каждому дается на пользу, по мере веры» (1Кор.;12). Так и сей преподобный отец наш Александр великую стяжал в себе веру к Богу и много совершил пред Ним различных добродетелей. Ради чего большую получил от Него благодать и различные дарования Духа Святого. Печальным подавал он утешение, больным исцеление, грешникам исправление; провидел тайное и говорил о будущем, как о настоящем, подавая всем в изобилии все полезное, так как внутри сердца его был источник живой воды.
В 1525 году и в 40-м году по пришествии преподобного Александра в пустыню, некто, по имени Даниил, впал в весьма тяжкую болезнь.
Он был муж благоговейный, имевший страх Божий, был духовным сыном и благодетелем святого Александра. Место его жительства находилось в 30-ти верстах от обители преподобного Александра. В обычае у него было посещать обитель Преподобного, от которого он учился добродетельной жизни и был его духовным сыном. Он много жертвовал из своих средств на устройство обители. Болезнь его продолжалась довольно долгое время. На восьмой день такого тяжкого состояния он вздрогнул на постели своей, с испугом озираясь по сторонам, и начал стонать, не говоря никакого слова; в таком положении он пробыл восемь дней, после чего стал говорить.
Он, в испуге, дрожа всем телом, с большим умилением, изливая слезы из глаз своих, начал подробно рассказывать о себе: «Внезапно предстали предо мною двое светоносных юношей, они сказали мне: “Человече, не веси ли ты, яко мы есмы Ангели Божии?” И, взявши меня один за правую, а другой за левую руку, понесли на воздух, и внезапно услышал я голос с Неба, говорящий: “Отнесите душу его вспять, отнюду же принесосте”. Тут я стал просить их, говоря: “О святии Ангели Божии, помилуйте мя! Покажите ми, в коем чину устроен есть от Бога преподобный отец наш и учитель Александр, и в коем месте уготовано ему вечное жилище?” И они понесли меня по направлению к востоку, на некоторое светлое и преславное место, исполненное всякой радости и благовония, где и показали мне жилища многих святых, Богом устроенные. Затем опять, взяв меня оттуда, святые Ангелы принесли на другое преславное и прекрасное место, изобилующее всеми благами, которые невозможно выразить словом – ихже око не виде, и на сердце человеку не взыдоша. Рассматривая эти “неизреченныя благая”, увидел я посредине тех красот чудесный город, устроенный из чистого золота и драгоценных камней, а в нем крылатые мужи со страхом воспевали приятные песнопения, и было там весьма радостно и весело. И ввели меня Ангелы в ту великую радость и в пресветлый город, где посредине города увидел я преподобного отца нашего и учителя Александра, сидящего на престоле в великой славе; на голове его был золотой венец, украшенный драгоценными камнями и различными цветами, лицо его сияло, как солнце; одеяние же на нем было белое, как свет; кругом его, подобно щебечущим говоруньям ласточкам, весело ликовали ученики его; одеяние на них было также белое, как свет. Когда я увидел его сидящим в такой славе, еще более исполнился ужаса и радости и, подойдя со страхом, поклонился ему до земли, говоря: “Благослови мя, отче мой Святый и учителю духовный”. Он же, взглянув на меня и благословив, сказал мне:
“Бог да благословит тя, чадо Данииле, что требуя пришел еси семо?” Я ответил ему: “Хотел бых и аз зде быти, аще помилуеши мя, отче Святый”. На что он сказал мне: “Аще хощеши зде быти, то иди вспять и подвизайся”.
Ангелы, взяв меня, опять понесли оттуда и поставили на берегу реки, близ села моего, где показали мне новую церковь и затем скрылись от меня, а я оказался опять на своей постели».
Неожиданная встреча святого Александра и святого Адриана, тогда князя Андрея. Известная иллюстрация XIX века из журнала "Русскiй Паломникъ".
Святой АДРИАН, ИГУМЕН ОНДРУСОВСКОГО МОНАСТЫРЯ.
Литография-икона XIX века с изображением святого Адриана, молящегося о своем монастыре, появившаяся на рубеже веков.
Троицкий собор в Александровском монастыре.
Мощи святого Александра в Свято-Преображенском храме.
После сего, когда Господь исцелил его от болезни той, пришел он в обитель Пресвятой Троицы к преподобному отцу и учителю своему Александру и рассказал ему все подробно, как он страдал в болезни и что святые Ангелы показали ему в видении. Когда Преподобный услышал эти слова, то немного улыбнулся, и затем, прослезясь, сказал ему: «Ей, чадо мое Данииле, глаголал тебе сие Святый Ангел, явивыйся во образе моем; аз же грешен сый, како могу таковое дарование восприяти от Бога, еже уготова святым его? Глаголю же ти, чадо мое: храни сие, еже видел еси, д;ндеже жив буду». Даниил обещал исполнить это и, взяв от Преподобного благословение, отправился к себе в дом, радуясь и славя Бога, прославляющего Своего угодника. А на месте том, где поставили его святые Ангелы, он устроил церковь во имя святителя Иоанна Златоустого, подобную показанной ему в видении Ангелами. Видение это было за восемь лет до кончины преподобного Александра.
Но насколько Бог прославлял Своего угодника, настолько сей смирял себя пред Богом и людьми, зная, что иначе не наследовать будущей вечной славы, если прежде не покорить плотскую гордость душевному смиренномудрию. Ради чего трудился он во всех монастырских делах, как последний служитель монастыря. Одевался он в весьма худую и старую одежду, так что приходящие не признавали его за игумена, но считали одним из простых бедняков.
Таков был житием блаженный Александр и так действовала в нем благодать Божия. За несколько лет до кончины дивного сего чудотворца вложил Бог в его сердце еще благую мысль создать прекрасную каменную церковь, в честь и славу Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, во имя Честного и Славного Ее Покрова. Утвердив мысли свои надеждою на Господа, принялся он за это дело, приготовляя все нужное для постройки. Затем обратился за помощью к Самодержавному, прося его прислать в обитель искусных мастеров для устройства той прекрасной церкви. Когда прибыли мастера, он немедля совершил закладку церкви с трапезою, как угодно было Промыслу Самого Бога, благоволившего воздвигнуть Ему обитель.
Однажды ночью преподобный Отец совершал свое обычное правило пред образом Пречистой Богоматери, часто взирая на образ Ее, с умилением и слезами, присовокупил он и канон благодарственный с акафистом.
По окончании же сел немного отдохнуть, причем сказал ученику своему Афанасию: «Чадо, трезвися, бодрствуй, понеже хощет быти в сей час посещение чудно и ужасно». И тотчас слышит весьма сильным голосом сказанные слова: «Се Господь грядет и Рождшая Его». Преподобный поспешил выйти в сени своей келии, где его осиял великий свет, сиявший также и над всем монастырем сильнее солнечных лучей. Преподобный, взглянув, увидел Пречистую Богородицу над основанием церкви Честного Ее Покрова, на алтарном месте как Царицу, сидящую на Престоле, и на руках Своих как Младенца, держащую Господа нашего Иисуса Христа, а вокруг Нее предстояло множество Ангельских чинов, в невыразимой светлости блистающих. Преподобный, увидев это чудное видение, объятый страхом и ужасом, пал лицом на землю, так как не мог видеть сияние этого невыразимого света. Тогда Пречистая Владычица Богородица, всех христиан скорая Помощница, сказала Преподобному: «Востани, избранниче Сына и Бога Моего: се бо приидох посетити тебе, возлюблинниче Мой, соглядати основание церкви Моея, зане услышася уст твоих молитва, и ктому прочее да не скорбиши. А еже молился еси о ученицех твоих и о обители твоей, се отныне всех изобиловати имать: и не токмо при животе твоем, но и по отшествии твоем неотступна буду от обители твоея, подающи потребная неоскудне и снабдевающи и покрывающи. Смотри же и виждь опасно, колико инок сошедшихся в паству твою, иже тобою имут быти наставлени на путь спасения о имени Святыя Троицы». Преподобный встал и, смотря, дивился несказанному явлению Богоматери, видя множество своих иноков, идущих на основание церкви Ее; одни из них несли камни, другие кирпичи или что-либо иное, нужное для построения церкви. Опять сказала ему Пречистая Богородица: «Возлюбленниче Мой, аще кто и един кирпич принесет на сограждение церкве Моея, во имя Иисуса Христа Сына и Бога Моего, не погубит мзды своея». И, сказав это, стала невидима.
Преподобный, объятый великим страхом и ужасом от такого страшного и невыразимого видения и от слышания голоса Богоматери, весь трепетал и, несколько успокоившись, нашел ученика своего Афанасия, от страха лежащего на земле, подобно мертвецу. Когда Преподобный поднял его, то он начал плакать и рыдать и, припав к ногам Преподобного, говорил: «Извести ми, отче, что сие бысть таковое чудное и страшное видение, яко и дух мой вмале не разлучися от плотскаго ми союза, от неизреченнаго онаго блистающаго света». Преподобный же весьма радовался душою, так что и лицо его цвело этою радостью, и ничего не мог сказать ему в ответ, только проговорил: «Потерпи, чадо, понеже дух мой трепещет от чуднаго онаго видения». Стоя же, удивлялся в уме своем такому видению, и, немного спустя, сказал ему: «Иди, чадо, и пригласи отца моего духовного Исаию». Когда пришел Исаия, Преподобный рассказал ему все подробно. Исаия, услышав это, исполнился великой радостью. Преподобный всю ночь ту провел без сна, размышляя о дивном видении. Открыл он об этом и мне, смиренному Иродиону, но только так, как будто это видение было кому-то другому, а не ему самому.
Наконец сей земной ангел и небесный человек, преподобный отец наш Александр, трудолюбиво идя от юности своей по стопам заповедей Господних и приближаясь к возлюбленному им Господу тесным и прискорбным путем, достиг честной и многолетной старости. За год до отшествия своего из маловременной сей прискорбной и многопечальной жизни в другую, призвав к себе братию, сказал им: «Се уже, братия, конец жития моего приближается, и отшествие ми света сего близ есть: вас же предаю в руце Бога Жива и Пречистей Богоматери. Той да сохранит вас и утвердит в любви Его; Пречистая же Дева Мати Божия, изрядным Своим предстательством, избавит вас от всех навет видимых и невидимых врагов». Они же, услышавши такие слова из уст любимого своего учителя, сильно опечалились и, со слезами и рыданием умильно припадая к нему. Он же, как чадолюбивый отец, утешал их, говоря: «Аще аз телесне и отхожду от вас, но духом с вами неотступно буду. И о сем да будет вам разумно: аще аз обретох благодать пред Богом, монастырь сей и по моей смерти ничем не оскудеет, молитвами Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, аще пребудете в заповедях Божиих и любовь будет между вами. Оставляю же вам вместо себе четыре брата, священномонахов: Исаию, Никодима, Леонтия и Иродиона; и от сих, егоже Бог восхочет и архиепископ Макарий благословит, той да будет вам игумен вместо мене. И сему покоряйтеся, и повелению его вся творите, и непреткновенно во Православии пребывайте, и чистоту душевную и телесную храните».
Когда же настало время отшествия его ко Господу, много поучал он братию на пользу душевную, а затем опять сказал: «Се аз отхожду от вас, вас же предаю всемогущему Богу и Пречистей Его Матери: да будет вам прибежище и стена от всех напастей вражиих». Братия плакали и рыдали о разлучении со своим пресладким учителем, потом спросили его: где погребут по преставлении его честное тело его? Он заповедал им так: «Братия моя любезная, молю вы, да сотворите сице: свяжите тело мое грешное по ногу ужем, и совлецыте е в дебрь блата и, покопавше во мху, потопчите ногами своими». Они на это сказали: «Нет, отче, не можем сотворить сего». И молили его со слезами, чтобы дозволил погрести себя в обители близ церкви Святой Троицы. Тогда Преподобный сказал им: «Если сего, братия мои, не сотворите, то да погребете меня у церкви Преображения Господня» (церковь та находилась в его отходной пустыни, расстоянием от обители, где жили вся братия, на одно или на два пускания стрелою). Затем, сотворив молитву Господу о мире мира, о благосостоянии святых церквей и о своей обители и дав последнее целование братии, скончался, произнеся последние слова: «Господи, в руце Твои предаю дух мой». Святая душа его отошла ко Господу, Которого возлюбила от юности своей.
Все находившиеся в обители братия сокрушались, плача и рыдая: тяжела для них была разлука со своим добрым пастырем и учителем, и премудрым кормчим и правителем в жизни этой многосуетной и бурливой. Так они скорбели о нем, что если бы было возможно, то и они готовы были бы тогда же умереть с ним вместе. Честное же и многотрудное его тело честно и благоговейно положили на одре и, изливая источники слез, проводили с псалмопением. Лицо же Преподобного не было похоже на лицо умершего человека, но светилось, как и при жизни, являя этим душевную чистоту его и свидетельствуя о получении им награды от Господа. И так честно, с плачем и рыданием, благоговейно воспевая надгробные песнопения, погребли его в отходной пустыни, близ церкви Преображения Господня, по правую сторону алтаря.
Преподобный скончался 30 августа 1533 года, имея 85 лет от рождения своего. И пребывало в сердце земли сие многоценное сокровище, честное и святое тело его и, как источник приснотекущий, изливало обильно струи исцелений всем с верою приходящим к честному гробу его; из них некоторая часть предлагается здесь письменно, в пользу послушающих, и во славу Святой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, и в похвалу дивного сего нового чудотворца, преподобного отца Александра. Аминь.
Свирский монастырь преподобного Александра (гравюра XVIII века).
Слева: Преображенская церковь, где покоятся мощи святого.
Справа: первоначальный монастырь с церковью Святой Троицы.
УЧЕНИКИ ПРЕПОДОБНОГО АЛЕКСАНДРА.
В 1547 году, через четырнадцать лет после его смерти, уже совершалась церковная служба в честь преподобного Александра, а в 1559 году ему был посвящен придел одной из московских церквей.
При игумене Феодорите (1615–1628) Александровский монастырь с его храмами был разрушен вторгшимися немцами и литовцами, и 27 монахов вместе с 32 мирянами обители приняли тогда мученические венцы. Однако как только в России восстановился порядок, по приказу Царя Михаила Романова монастырь был восстановлен и построен новый храм Святой Троицы. В 1641 году на месте разрушенной Преображенской церкви был построен новый каменный храм, и пока копали под фундамент для него, 17 апреля того же года были обретены и освидетельствованы нетленными мощи преподобного Александра. В 1643 году для них был сооружен серебряный ковчег, в котором они покоились до самой революции.
У святого Александра было много святых учеников. Среди них можно назвать:
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (26 августа) – тот самый Андрей Завалишин, который открыл всему миру преподобного Александра в его пустыне. Часто навещая Преподобного и слушая его наставления, Андрей всею душой полюбил иноческий образ жизни и спустя некоторое время ушел на Валаам, приняв постриг с именем Адриана, и на многие года скрылся в пустыни от лица людей, его знавших, представ в молитвенном труде пред Ликом Божиим. Не остался он и на новом месте в безвестности. Вскоре потянулись к нему люди. Приняв это как Божие благословение, преподобномученик Адриан стал принимать братию. Его святая жизнь обратила в веру вождей двух близлежащих разбойничьих шаек. Он умер мучеником, будучи убит в пустыне разбойниками (1549). Через два года он явился во сне нескольким своим ученикам, которые нашли его тело нетленным (17 мая).
ПРЕПОДОБНЫЙ АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ (18 января, + после 1550 года) был ближайшим другом и учеником Преподобного еще на Валааме, а затем присоединился к святому в монастыре Святой Троицы. Он присутствовал при явлении Святому Божией Матери. Позже он основал скит неподалеку от святого Адриана, с которым поддерживал тесную связь, умер отшельником на острове в Сяндемском озере.
ПРЕПОДОБНЫЙ ГЕННАДИЙ ВАЖЕОЗЕРСКИЙ (8 января и 9 февраля +1516 г.) был учеником преподобного Александра, когда тот еще жил один. Через несколько лет Преподобный благословил его на отшельничество, и он провел остаток жизни, трудясь в пещере-келье неподалеку, на Важеозере. Под конец жизни он принял учеников, и Господь открыл ему, что впоследствии на этом месте будет храм и монастырь.
ПРЕПОДОБНЫЙ НИКИФОР ВАЖЕОЗЕРСКИЙ (9 февраля +1550 г.), упоминаемый в Житии преподобного Александра, присоединился к Святому после основания им монастыря и однажды был отпущен Святым провести восемь дней в духовной беседе с преподобным Кириллом Новоезерским. После паломничества в Киев преподобный Никифор вернулся и основал монастырь на месте трудов преподобного Геннадия. Он собрал много братии и скончался в мире.
ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ ОРЕДЕЖСКИЙ (9 августа) основал Успенский скит недалеко от монастыря своего старца, на реке Оредеж; мирно скончался в 1532 году.
ПРЕПОДОБНЫЕ ИГНАТИЙ, ЛЕОНИД, ДИОНИСИЙ, ФЕОДОР, ФЕРАПОНТ, КОРНИЛИЙ и АФАНАСИЙ – основатели Оятского скита близ реки Свирь. Этот монастырь был воздвигнут на месте, где были похоронены родители преподобного Александра.
ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ РОМАНСКИЙ (19 января и 15 августа; +1550) пришел с Запада в поисках истинной Церкви и нашел то, что искал, будучи учеником преподобного Александра. Позже он жил отшельником, и вокруг него собирались ученики. (См. "Православное Слово", 1972, № 1.) См. икону и иллюстрации ниже.
Александровский монастырь продолжал процветать в течение последующих столетий и даже пережил притеснения монашества во время реформ XVIII века. Но новый период духовного возрождения начался для монастыря с приходом схимонаха Феодора, ученика блаженного Паисия (Величковского) и старца Льва Оптинского, духовного связующего звена между блаженным Паисием и Валаамским монастырем:
ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ РОМАНСКИЙ, НОВГОРОДСКИЙ, ученик преподобного Александра, и Успенский храм его монастыря, где его мощи пребывали до 1932 года, когда монастырь был разрушен советской властью.
Дощатая тропинка, ведущая через болота к маленькому острову, где преподобный Макарий построил свою первую келью и заложил фундамент монастыря.
СХИМОНАХ ФЕОДОР (+1822), ученик блаженного Паисия, после долгих лет скитаний нашел покой в Александровском монастыре, где ему были даны чудесные откровения, предвещающие его кончину. Впоследствии его мощи были обретены нетленными. Рядом с ним были погребены его святые ученики:
ИЕРОСХИМОНАХ МЕЛЕТИЙ (+1877) и АНТИОХ (+1832), МОНАХ ИГНАТИЙ и ИЕРОМОНАХ ВАРФОЛОМЕЙ (1864); последний принял постриг в Нямецком монастыре блаженного Паисия и затем жил на Валааме.
АРХИМАНДРИТ АГАФАНГЕЛ (1909), монах из Валаама, получив сан игумена, много потрудился для своего любимого Александровского монастыря. Он способствовал сохранению связи с валаамским скитом святого Алерандра на "Святом острове", где проживало множество затворников и схимников, таких как неизвестный схимонах-старец, на фото выше. (На этой фотографии, сделанной до 1900 года – пещера и крест преподобного Александра).
НОВОМУЧЕНИК ИГУМЕН ЕВГЕНИЙ (+1918) и с ним пять старших отцов монастыря приняли мученическую смерть, о чем в 1922 году свидетельствовал профессор Иаков Л. Барсков: "Во время Пасхи 1918 года в святую обитель с бранью и богохульствами ворвалась группа вооруженных красноармейцев и потребовала от настоятеля, казначея и управителя ключи от монастырской казны. Отцы, как могли, пытались образумить их и защитить монастырское имущество. Банде это не понравилось, и они приговорили монахов к казни через расстрел. Они заставили шестерых отцов вырыть для себя яму в качестве могилы прямо посреди монастырского двора. Когда яма была вырыта, жертвы были поставлены рядом, и солдаты направили на них свои ружья. Это был третий день Пасхи. Мученики попросили своих палачей разрешить им спеть "Христос Воскресе"; не получив разрешения, они все равно начали петь, и как раз в это время солдаты начали стрелять. Монахи замертво упали в яму. У отца-казначея была большая черная борода, и она сразу же поседела, когда он стоял перед ямой. Затем отряд отправился в церковь, где кощунственно взял святые мощи преподобного Александра и сжег их. Все это видел корельский послушник Иоанн, который спрятался на чердаке и наблюдал все оттуда".
Впоследствии монастырь был закрыт, превращен сначала в "Педагогический техникум" (под предлогом конфискации всей библиотеки и других ценностей), а затем в концлагерь с лесопилкой для рабского труда, где одно время проживало православное духовенство, преимущественно члены катакомбной иосифлянской Церкви.
Так преподобный Александр претерпел мученичество еще раз, после смерти – своими святыми мощами, тем самым причастившись страданий православных христиан под бесчеловечным, антихристианским коммунистическим игом.
Свидетельство о публикации №224083001376