Капитан Гогитидзе Элизбар Шабанович

фото: Капитан Гогитидзе Элизбар Шабанович 1956 год капитан тх "Грузия (1952-62 гг)
 
Элизбар Шабанович  Гогитидзе родился 20 сентября 1907 года в грузинском городе Кобулети в Аджария. В Поти и Батуми  его отец Шабана Гогитидзе по прозвищу «Морской волк»работал матросом, боцианом.
Юность будущего капитана прошла в Поти, где он приобрел первый морской опыт на буксирах в порту.

В семье Шабана Гогитидзе в 1916 году родился девятый ребенок, младшая сестра Элизбара Гогитидзе  Девочку назвали Фадико. Фадико в 1936 году окончила Тбилисскую летную школу.  Первая летчица из Аджарии –24-летняя Фадико Гогитидзе в 1940 году погибла вместе с инструктором во время очередного испытания нового самолета...»
Были еще младшие братья Али, Михаил. Али работал в портнадзое порта Батуми, Михаил получил медицинское образование, работал врачем в станицах Кубани. Дочь Михаила Белла Гогитидзе работала судовым врачем на судах ЧМП.
.
В 1927-1931 годах Элизбар Гогитидзе учился в Одесском мореходном училище. Начиная с 1930-х годов плавал на разных судах в качестве матроса и курсанта. В 1931-1938 годах впервые плавал на судах Черноморского морского пароходства..В 1938-1947 годах Гогитидзе работал на судах Дальневосточного и Балтийского пароходств.

 В годы войны (1941-45 гг)   Элизбар Шабанович командовал судами  в рейсах из США и Англии с военными грузами на Дальний восток и в северных конвоях, горел, тонул, прошел все круги того военного- морского ада, полярных конвоев
За решительные действия по обеспечению морских перевозок стратегических грузов между портами СССР, Англии и США  во время Великой Отечественной войны, его наградили орденами Ленина и двумя орденами Боевого Красного знамени, орденом Отечественной войны второй степени и медалями. Позднее к этим наградам прибавились два ордена Трудового Красного  знамени,

Но после войны Элизбар Шабанович был лишен заграничной визы. По мнению “компетентных органов”, слишком много у капитана Гогитидзе было американских и английских друзей, с которыми он подружился в тех огненных рейсах.
В сталинские времена такая дружба считалась серьезным криминалом.
С 1947 года Элизбар Шабанович Гогитидзе – капитан на судах Черноморского морского пароходства: “В. Молотов” (1947-1951),"Грузия"(1951-61).
В 1952 году капитан Гогитидзе назначается на тх "Грузияа.
Тх"Грузия" - грузопассажирский теплоход, построенный на британской верфи Swan Hunter в 1939 в качестве трансатлантического лайнера для линии Гдыня — Америка. Лайнер был назван в честь польского короля — Яна III Собеского. В 1950 году продан СССР, сменил название на «Грузия», вошёл в состав ЧМП, порт приписки Одесса, и приступил к регулярным рейсам на Крымско-Кавказской линии между Одессой и Батуми.

Только в 1956 году, после знаменитого доклада Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС, когда был разоблачен культ личности Сталина, капитан Гогитидзе получил возможность снова плавать за границу.. В том же 1956 году «Грузия» повезла советских спортсменов  в Австралию на летние Олимпийские игры.  Об этом рейсе много писали советские и зарубежные газеты, а фотографии капитана Элиз-бара Гогитидзе и его судна во время стоянки в Мельбурне обошли мировую прессу..
Подводя итог десятилетнему плаванию “Грузии”, Гогитидзе отмечал, что за 10 лет экипаж перевез более 1 миллиона пассажиров и 250 тонн грузов, получил более 1 тысячи благодарностей от пассажиров. В 1956 году теплоход «Грузия» перевозил в Австралию
(и обратно)  группу участников Олимпийских игр в Мельбурне, членов сборной СССР и спортсменов других социалистических стран..  За 10 лет на судне прошли практику приблизительно три тысячи моряков. 
Капитан «Грузии» — Элизбар Шабанович Гогитидзе, депутат Верховного Совета Грузинской ССР.
Затем были пассажирские суда   “Латвия” (1961-1964), “Аджария” (1964-1968).

В начале 1968 х капитан Элизбар Гогитидзе принял в ГДР новый пассажирский лайнер «Шота Руставели». Этот теплоход  начал работать на международных линиях и вскоре завоевал репутацию одного из лучших круизных судов.  Фрахтовала «Шота
Руставели» известная немецкая туристическая фирма «Неккерман», и советский пассажирский теплоход пользовался у западногерманских туристов неизменной популярностью.

В Одессе Элизбар Шабанович жил по адресу: улица Пушкинская, 2, квартира 5, на 3-м этаже.
Супруга Гогитидзе, Лидия Яковлевна, была русской по происхождению. Его сыновья Евгений и Юрий окончившие морские ВУЗы.Юра стал капитаном, Евгений окончил ОИИМФ, работал в Управлении  Батумского порта, а затем Грузинского морского пароходства.
С Юрой Гогитидзе я познакомился, когда от работал лоцманом Ильичевского рыбного порта, и заводил танкер "Чебоксары" в рыбный порт., после рейса к китобоям. С женой Юры Гогитидзе, Ниной, я был знаком по Одесской нефтегавани, где она работала диспетчером Трансфлота.

Капитан  Гогитидзе всегда был легендой в морском сообществе и не только.
В книге  "Дорогой мой человек" Юрия Германа под именем Амираджиби Элисбара Шабановича-  капитана транспорта "АЛександр Пушкин" описан капитан Элизбар Шабанович  Гогитидзе...." штатский несколько церемонно представился: его зовут Елисбар Шабанович Амираджиби, он капитан, его судно - Пушкин", прошу любить и жаловать. Давеча он пришел из США....". 
В пьесе "Конвой" — о проводке караванов по северному морскому пути, прототипом главного героя стал друг писателя Элизбар Шабанович Гогитидзе капитан транспортного судна. Когда его судно шло в составе каравана из США в Архангельск, фашистские самолеты атакавали на транспорт. Возник пожар, но экипаж сумел благополучно доставить боевой груз в порт.
При  бомбежке и тушении пожара капитан Гогитидзе  получил ранения и сильные ожоги. После этого, его голос приобрел характерную хрипотцу.
За решительные действия по обеспечению морских перевозок стратегических грузов между портами СССР, Англии и США во время ВОВ, капитана Гогитидзе наградили орденами Ленина и двумя орденами Боевого Красного знамени, орденом Отечественной войны второй степени и медалями.

Позднее к этим наградам прибавились два ордена Трудового Красного знамени.
Были почетные грамоты Президиума Верховного Совета Латвийской ССР, Президиума Верховного Совета Аджарской ССР, Министерства Морского флота СССР. Семь раз получал звание “лучший капитан Министерства морского флота”.
Капитана дважды избирали депутатом Верховного Совета Грузинской ССР  и депутатом Верховного Совета Аджарской ССР.

Он был близко знаком с выдающимся академиком-офтальмологом В. Филатовым, популярным певцов Артуром Айдиняном, которому помогал пробить дорогу на сцену, и другими изветными людьми Одессы.. О нем публиковали статьи в газетах
В. Бершадский издал книгу “Капитан из Кобулети” (Одесса, 1960), в том же году Тбилисская студия научно-популярных и хроникально-документальных фильмов выпустила коротко­метражный киноочерк “Человек моря”.
 В официальной характеристике о нем писали как о хорошем организаторе, инициативном, грамотном, волевом и требовательном  к себе и подчиненным командире. Не только в этих текстах и фильме, но и в воспоминаниях современников Э. Гогитидзе запечатлен как очень колоритная и позитивная личность. Один из них вспоминал, что капитану удалось построить “совершенно недосягаемые отношения внутри коллектива. Все знали – стукачество недопустимо. Он сдавал стукачей пачками на первом же общесудовом собрании с обязательной присказкой: “Сэгодня ты прэдал тоуарища – заутра прэдашь мэня... .”.

Популярность самого капитана Гогитидзе, его горячий независимый характер и неуживчивость с помполитами привели к тому, что с каждым приходом «Шота Руставели» в Одессу партком пароходства посылал на судно все больше и больше различных комиссий. .
В 1970 году,Элизбар Шабанович Гогитидзе, капитан тх  "Шотоа Руставели"  освобожден от должности «за нарушения валютно-финансовой дисциплины».  Имея горячий и независимый характер, не уживавшийся с помполитами, в результате травли -опытнейший, авторитетнейший капитан лишился работы в 63 года.

После выхода на пенсию Элизбар Шабанович Гогитидзе работал в портовом надзоре конторы Капитана одесского порта, в  Одесском порту.
Скончался в 1985 году в Одессе.
 

Морская Энциклопедия Одессы.
Элизбар Шабанович Гогитидзе – капитан дальнего плавания Черноморского морского пароходства.
Родился 20 сентября 1907 года в грузинском городе Кобулети в (1907, г. Кобулети - 1992, О.), кап. ЧМП, участ. сев. конвоев в годы ВОВ, депутат Верховных Советов Аджарской АССР, Грузинской ССР (1959). Из крестьян, в детстве помогал отцу сплавлять лес  по р. Риони.
 С 1923 матрос буксира порта Поти. В 1927 поступил в Од. мор. техникум, плавалпом. кап., с 1936 кап.
В период ВОВ кап. караванов на линии США -Великобритания - Мурманск.
август 1942- август 1943 гг п/х "Чернышевский" Мурманского пароходства. Архангельск-Акурейри -Нью-Касл на  реке Тайн(-ремонт Англия)-
затем НьюЙорк-Панамский канал-Сан-Франциско- Датч-Харбор (Алеутские острова)-«Фаст конвой» ; быстроходный, для перехода через Атлантику к берегам Северной Америки. Конвой в океане представлял внушительное грандиозное зрелище –
40 судов по 10 в ряд,  строем фронта шли в четверть мили расстояния
В 1943, пройдя Панамским каналом, прибыл во Владивосток, где принял  п/х «Сухона». В США получил новое судно «Совгавань» (тип «Либерти»), на к-ром работал на ам. линии до возвращения в 1946 в Черномор, п-во, где был кап. дэ/х «Россия".
1948-64 кап. судов «Молотов», «Грузия., «Латвия. «Аджария., в 1958 нач. экспедиции по перегону судов.
С 1967 кап. лайнера «Ш. Руст авели», в 1970 освобожден от должности «за нарушения валютно-фин. дисциплины», впоследствии работал инспектором портнадзора Од. порта.
Награжден орденами: 2 - Ленина, 2 - Кр. Знамени, Трудового Кр. Знамени, Отеч. войны, медалями. Почет, работник мор. флота СССР, 6 раз признавался лучшим кап. мор. флота СССР (1953, 1955, 1957, 1958, 1961, 1962).


Крымско-Кавказская линия: Одесса – Севастополь – Ялта – Новороссийск Сочи - Сухуми – Батуми - Одесса.
Туры начинались в Одессе, заканчивались, как правило, в Батуми, а потом шли в обратном направлении. Линия пользовалась огромной популярностью среди
граждан СССР . К концу 80-х годов на ней работало 10 круизных пароходов,  оборот б ыл более 135 тысяч пассажиров в год.
Стоимость круизов зависела от класса кают, класса парохода. Самый дорогой круиз стоил в одну сторону, то есть от Одессы до Батуми, порядка 540 рублей,
самый дешевый — 120 рублей. Это включало в себя питание и определенную развлекательную программу. На всех судах были так называемые палубные
билеты, которые стоили порядка 20 рублей. Тем не менее, все, кто постарше, помнят, что линия была настолько популярна, что попасть на нее даже за такие
 большие деньги (а 500 рублей — это две зарплаты) было трудно. Требовалось приложить очень большие усилия или иметь очень серьезные связи.
В 1945—1959 годах пассажирский флот пополнился трофейными судами «Россия», «Адмирал Нахимов», «Победа», «Украина», "В.Молотов",
Лукьяненко, Письменный, Книга, Сорока, Ман, Гогитидзе, Каминский, Школенко и др. Это капитаны командовавшие судами во время ВОВ.

Моряки называли эту линию Крымско- Колымской. На судах этой линии работали моряки не имеющие визы- права на загранплавание по разным причинам.


Рецензии
Хорошо рассказали, уважаемый Леонард, о незаурядном человеке.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   31.08.2024 09:42     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и отклик. Мне лично довелось встречать с Элизбар Шабановичем только однажды, кода он работал а портнадзоре Одесской нефтегавани. Меня представила Элизбару Шабановичу его невестка Нина-жена его сына Юрия.

Леонард Позолотин   31.08.2024 10:06   Заявить о нарушении