Бесценная ошибка Пиаже. Грань третья

Вернёмся к первой и второй граням.

Первая грань: речь, обращённая к себе, - не только и столько комментирование своих же действией, но и - инструмент научения в моменте.

Это важно не просто как открытие, но и как вклад в фундаментально иное мировоззрение, к чему мы ещё вернёмся.

Вторая грань: человек ошибается по умолчанию, когда выстраивает теорию, и это - естественно. Человек - неизбежно продукт личного опыта, который всегда субъективен.

Это, снова, важно как вклад в фундаментально иное мировоззрение. Обычно человек поступает, полагаясь на то, что все его суждения верны. Сомнение в собственной правоте как фундаментальный элемент мировозррения - вещь редкая, почти невиданная, трудная к восприятию, вызывающая противодействие, сопротивление, недоумение.

Третья грань видится мне в целительской способности речи, обращённой к себе. Это и молитва, и разговор со своим подсознанием, и способы стабилизации себя собственным звуком. Тема исключительно обширна, и представляет огромный интерес.

*

Забегая вперёд, четвёртой гранью я бы выбрал саму возможность выступать для себя в разных ролях, задавая себе вопросы и получая ответы на них откуда-то изнутри. В рамках этой грани я бы также упомянул о возможностях, которые даёт наблюдение за собственным внутренним диалогом.

*

Темы эти сложны и отчасти опасны, в связи с тем, что могут быть неверно поняты. Темы эти крайне деликатны, и я призываю воздерживаться от сверх-обобщений, буквального понимания без видения альтернатив и объёма, от эмоциональных суждений, и от всяких попыток вычленить некий "абсолют" или "окончательность". Призываю смотреть на это в контексте исследования, воздерживаясь от крайностей.

*

Исследования, посвященные влиянию личной молитвы на психическое и физическое здоровье, действительно проводились, и вот некоторые из них:

Влияние молитвы на тревожность: Исследование, опубликованное в NCBI, показало, что молитва может снижать частоту сердечных сокращений, уменьшать мышечное напряжение и замедлять дыхание, что может способствовать снижению уровня тревожности. Однако результаты по влиянию молитвы на психическое здоровье неоднозначны: некоторые формы молитвы могут быть связаны с повышенной тревожностью, особенно если молитва используется как основное средство решения личных проблем.

Частота молитвы и выживаемость: Исследование, опубликованное в Springer, показало, что частота личной молитвы может быть связана с более высокой выживаемостью в течение шести лет. Это связано с тем, что молитва может служить механизмом совладания с болезнями и способствовать улучшению общего благополучия.

Молитва как стратегия совладания: В обзоре, опубликованном в PubMed, обсуждаются исследования, в которых молитва рассматривается как стратегия совладания с болезнями. Эти исследования показывают, что молитва может быть связана с уменьшением депрессии, улучшением качества жизни и более медленным прогрессированием заболеваний.

*

Систематический обзор: В BMJ Open описывается систематический обзор рандомизированных контролируемых испытаний, изучающих молитву как интервенцию для снижения интенсивности боли и стресса, связанного с болью. Обзор включает в себя качественный синтез и мета-анализ результатов исследований, что позволяет оценить эффективность молитвы в качестве дополнения к традиционным методам лечения.

bmjopen.bmj.com/content/11/7/e047580

*

Доктор Эндрю Ньюберг из Университетской больницы Томаса Джеферсона в Филадельфии изучал влияние молитвы на мозг с помощью сканирования. Его исследования показали, что во время молитвы увеличивается активность лобной доли мозга, что схоже с активностью мозга при разговоре с другим человеком. Это указывает на то, что молитва может стимулировать когнитивные процессы и положительно влиять на эмоциональное состояние человека.

Некоторые исследования показывают, что молитва может иметь схожие эффекты с медитацией, однако в отличие от последней, молитва может более активно задействовать определенные области мозга, такие как лобная доля. Это может объяснять, почему молитва оказывает более выраженное влияние на эмоциональное состояние и восприятие реальности.

Эти исследования подчеркивают сложность и многогранность влияния молитвы на человеческий мозг, показывая, что она может приводить к значительным изменениям в нейрофизиологическом состоянии человека.


Исследования доктора Эндрю Ньюберга о влиянии молитвы на мозг, в частности с использованием методов нейровизуализации, удовлетворяют критериям научной методологии, воспроизводимости и публикации в рецензируемых журналах. Вот как они соответствуют этим критериям:

Правильная методология: Ньюберг использует современные методы нейровизуализации, такие как функциональная магнитно-резонансная томография (fMRI) и однофотонная эмиссионная компьютерная томография (SPECT), чтобы изучать изменения в мозге во время молитвы и медитации. Эти методы позволяют исследователям наблюдать за изменениями кровотока и активностью в различных областях мозга, что является стандартом в нейронауках.

Возможность воспроизведения: Исследования Ньюберга и других ученых в области нейротеологии часто воспроизводятся, поскольку они используют общепринятые методы нейровизуализации, которые могут быть применены другими исследовательскими группами для изучения аналогичных вопросов. Например, его исследования показывают, что молитва и медитация могут активировать лобные доли мозга, что согласуется с результатами других исследований в этой области.

Публикации в рецензируемых журналах: Работы Ньюберга опубликованы в ряде рецензируемых научных журналов и книгах, что подтверждает их научную значимость и признание в научном сообществе. Например, его исследования были опубликованы в таких изданиях, как Journal of Behavioral Medicine и других специализированных журналах, посвященных изучению религиозных и духовных практик.

Таким образом, исследования Ньюберга о влиянии молитвы на мозг соответствуют критериям научной методологии и признаны в научном сообществе. Они продолжают вносить вклад в понимание того, как духовные практики могут влиять на мозг и психическое состояние человека.


*
Влияние молитвы на психическое здоровье: В обзоре литературы, опубликованном в Journal of Behavioral Medicine, обсуждаются исследования, показывающие, что молитва может улучшать психическое благополучие, усиливая чувство надежды и оптимизма. Эти исследования также опубликованы в рецензируемых журналах и соответствуют критериям воспроизводимости.

Психологические и физиологические эффекты молитвы: Некоторые исследования показывают, что молитва может способствовать расслаблению и снижению уровня кортизола, что указывает на снижение стресса. Эти исследования также опубликованы в рецензируемых журналах и используют стандартные методы оценки физиологических изменений.

*

Некоторые исследования проводились без соблюдения важных протоколов, позволяющих воспроизведение экспериментом, признание в научных кругах и публикацию в рецензируемых журналах.

Валерий Слезин, руководитель лаборатории нейро- и психофизиологии Санкт-Петербургского психоневрологического научно-исследовательского института им. Бехтерева, обнаружил, что во время молитвы мозг человека может переходить в состояние, схожее с комой. Это состояние он назвал "молитвенным бодрствованием", которое отличается от обычных состояний бодрствования и сна. Исследования показали, что во время молитвы активность в теменной доле мозга, отвечающей за ориентацию в пространстве, значительно снижается, что может приводить к ощущению единства с окружающим миром.

*



*

Подведём некоторые итоги.

Несомненно, что молитва может обладать определённым воздействием, но крайне сложно поддаётся изучению, в том числе и потому, что её воздействие разнится от человека к человеку и зависит от самого человека. Молитва - не рецепт из поваренной книги, а нечто куда более сложное и индивидуальное.

Меня же в контексте третьей грани интересует то, что молитва осуществляется посредством речи.

Слово "молитва" имеет связь с речью через свой корень. Этимология термина "молитва" восходит к праславянскому корню molditi, который связан с глаголом "молить", означающим "просить" или "умолять". Этот корень также присутствует в словах "молвить" и "молва", которые связаны с речью и говорением.

Молвить: Это устаревшее слово, означающее "сказать" или "произнести". Оно имеет тот же корень, что и "молить", и связано с актом речи или произнесения слов.

Молва: Это слово означает "слух" или "распространённая весть". Оно также связано с речью, так как подразумевает передачу информации через устное общение.

Таким образом, "молитва" этимологически связана с актом речи и произнесения, что отражает её суть как вербального обращения к Богу или высшим силам.

Я снова и снова направляю внимание читателей на использование речи. И я также направляю внимание читателей на то, что молитва может быть использована самостоятельно. Это исключительно важно, на мой взгляд. Более того, в Библии прямо указывается на уединённость молитвенного действия.

в Библии есть слова Иисуса Христа, которые подчеркивают важность личной и искренней молитвы, а не публичного демонстрирования религиозности.

В Евангелии от Матфея (6:5-6) Иисус говорит:
"И когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят молиться, стоя в синагогах и на углах улиц, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою, и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно."

Итак, тезисно, вот что я вижу важным.

1 Молитва способна влиять. Аспекты влияния разнообразны.
2 Молитва связана с речью, притом, хотя обращена будто вовне, но явно предписана для уединённого и тайного использования. То есть, можно увидеть связь с открытием Выготского о возможностях речи, направленной к себе.
3 Существуют гипотезы, подтверждаемые исследованиями (здесь не приводятся ввиду объёмности), говорящие о генотипически обусловленной потребности и способности к вере, поклонению, связи с чем-то большим. Это не некий пережиток прошлого, не  анахронизм, а закономерное следствие биологии человека.

К сожалению, не представляется возможным в рамках этого текста даже обзорно охватить всю широту и глубину третьей грани.

Но важно отметить, что речь, обращённая к себе - есть нечто базовое для человека. Не случайно в древней традиции "бон" человек описывался как базовая троица: тело, речь, и ум.

Задумайтесь об этом. Плодотворных вам медитаций.


Грань четвёртая http://proza.ru/2024/11/28/384


Рецензии
Приветствую, Руслан.

С интересом прочитал. Приятно, что в эпоху цифровых технологий еще остались люди, верящие в силу Слова, в частности, в целительную способность речи, обращённой к себе, и не только к себе). Вообще тема противостояния Логоса и Цифры может вызвать лишь улыбку. Логос, помимо всего прочего, обозначает и Число). В разных учениях понятие Логос имеет свой смысл. По-моему, бесперспективно спорить: какая из трактовок более верная? Грубо говоря, если «локальный» Логос – это слово и смысл, то с «Глобальным Логосом» (условно назовем так) все обстоит крайне не просто, здесь все зависит от трактовки.
Вернемся к теме статьи. Ребенок не просто комментирует вслух свои действия, он, прежде всего, соединяет действие со словом. Исследования, посвященные влиянию личной молитвы, заговора, оберега, заклинания и тому подобных вещей на психическое и физическое здоровье, часто не учитывают действия человека во время их произнесения. Воздействие от Слова могут существенно отличаться от воздействия Слова и Дела. Сознательный обряд или ритуал неотъемлемая составляющая молитвы, заклинания, заговора для проявления их целительных свойств. А любой обряд или ритуал требует от человека значительных усилий. "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда". В определенном смысле обряд – это своеобразный «мостик» от «локального» Логоса к «Глобальному» Логосу.
Многие обряды достаточно подробно описаны. В общем виде схема обряда выглядит, примерно, так:
1.Четко сформулировать цель обряда.
2.Подготовиться к обряду.
3.Оказаться в подходящем для данного обряда месте.
4.Сделать пожертвование, в самом широком смысле этого слова, силам, к которым человек обращается.
5.Провести обрядовые действия, читая при этом молитву, заклинание, заговор и так далее.
6.Зафиксировать завершение обряда. Часто это тоже связано с пожертвованием.

«существуют гипотезы, подтверждаемые исследованиями (здесь не приводятся ввиду объёмности), говорящие о генотипически обусловленной потребности и способности к вере, поклонению, связи с чем-то большим. Это не некий пережиток прошлого, не анахронизм, а закономерное следствие биологии человека».

Согласен.

С уважением, Александр.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   02.09.2024 14:18     Заявить о нарушении
Приветствую, Александр!
И как Вам удаётся всякий раз и дополнить, и внести нечто ещё особенное, какую-то свою изюминку?
Удивительный Вы читатель и рецензент, повезло мне с Вами!
Спасибо!
С уважением,
Руслан

Феронин   03.09.2024 22:34   Заявить о нарушении